Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №13/2006

УЧИМСЯ ИГРАЯ

Елена БОНДАРЕНКО,
учитель начальных классов,
средняя школа № 18,
г. Пенза

Приключения Маши и Вити в весеннем лесу

1–2 классы

Действующие лица: Сказочник. Маша. Витя. Березки. Черемуха. Баба-Яга. Дикий Кот. Леший.

Звучит музыка из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Появляется Сказочник.

Сказочник. Здравствуйте, мои маленькие друзья! Сегодня мы с вами отправимся в сказку. Но в сказку не простую, а экологическую. Что значит – «экологическую»? Об этом чуть позже. А сейчас...

...Тише! Слышите? Это идут наши главные герои – пятиклассники Маша и Витя.

Действие 1

Маша садится читать книгу, Витя настраивает приемник.

Сказочник. Напомню вам, друзья, что Маша и Витя очень разные дети. Маша верит в сказки, а Витя не верит в них. Каждый из них по-своему прав, да только на словах, а на деле...

Раздается сигнал SOS из радиоприемника.

Маша. Витя, что это?

Витя. Это SOS – международный радиосигнал. Его подают с тонущих кораблей. Всякий услышавший его, на каком бы языке ни говорил сам, в какой бы стране ни жил, знает: где-то стряслась беда и кто-то молит о спасении.

Голос из радиоприемника:

Голос.

Была я красива,
Была я пригожа,
А стала сама на себя не похожа!

Задумала погубить меня злая Баба-Яга со своими друзьями – Лешим и Диким Котом. Молодую травку на мне вытоптали. Первоцветы для букетов оборвали. Черемуху-красавицу обломали. Березку белоствольную всю ножами изрезали. Забросали меня банками, грязной бумагой, щепками, тряпками.

Помогите! Погибаю!

Лесная полянка.

Витя. Да, видно, теперь мольба о спасении раздается не только с тонущих кораблей. Все чаще и чаще звучит сигнал SOS в природе.

Маша. А ты говоришь, что Бабы-Яги не бывает! Что все это моя выдумка, а дело-то плохо!

Сказочник. Действительно, дело-то в Лукоморье плохо. Маша и Витя, хотите снова попасть в сказочный лес?

Маша и Витя. Хотим!

Сказочник. Тогда – в дорогу! А если трудно придется, зовите нас на помощь. Мы всегда готовы помочь.

Звучит песня Маши и Вити:

Всем всегда поможем мы,
Помощи кто просит.
Лес спасем от зла и тьмы
И в беде не бросим.

Припев:

Пусть дорога тяжела,
Знаем без подсказки,
Что добро сильнее зла
Наяву и в сказке.

Одолеем мы врага –
Конный он иль пеший.
Уходи с пути, Яга,
Прочь с дороги, Леший!

Припев.

Действие 2

Маша.

О мой лес, мой дивный лес!
Полон сказок и чудес...

Витя. Тише, Маша! Слышишь, кто-то плачет?!

Звучит песня «Во поле береза стояла». Под нее на сцену выходят Березки.

Березка 1.

Лишь только подснежник
Распустится в срок,

Березка 2.

Лишь только приблизятся
Первые грозы,

Березка 3.

На белых стволах
Появляется сок –

Березки (вместе).

То плачут березы,
То плачут березы.

Маша. Витя, а почему березки плачут? Кто их обидел?

Витя. Весной, в апреле, у березок начинается сокодвижение. На местах трещин в коре появляются капельки сока, словно слезинки.

Березка 1. Березовый сок обладает лечебными свойствами. В нем много разных витаминов.

Березка 2. Еще в старину его пили для поддержания жизненных сил.

Березка 3. Березовый сок используют для приготовления прохладительных напитков: морсов, киселей, кваса.

Витя. Вот и отправляются целые семьи по весне в лес за березовым соком. Наделают надрезов, соберут сок и уходят спокойно, а сок продолжает вытекать из ранки.

Маша. Ребята, а как вы думаете, что произойдет с деревом, если из него длительное время будет вытекать сок?

Дети. Дерево может засохнуть и погибнуть.

Маша. Как нам быть с бедою этой? Витя, посоветуй!

Витя. После окончания сбора сока надо закрыть ранку смолой сосны, садовой замазкой или пластилином, чтобы не выделялся сок и чтобы в ранку не попали микробы.

Маша. А еще можно повесить в лесу вот такой запрещающий знак*:

Отправляясь в лес гулять,
Надо правила все знать:
Ствол ножом нельзя чертить –
Можно дерево сгубить!

Витя. Молодец, Маша! Хорошо придумала!

Витя вешает знак.

Маша. До свидания, березки! Нам пора в дорогу.

Витя. До свидания!

Березки (хором). Счастливого пути!

* Примечание. В сказке используются знаки из учебника А.А. Плешакова «Мир вокруг нас».

Действие 3

Появляется Дикий Кот.

Кот (поет).

Игре конец – я Дикий Кот.
Мой первый ход – последний ход.
Я кот Матвей, мой метод прост:
Я не люблю тянуть кота за хвост.

Ну, вот и добегались по лесам! Вот и допрыгались до неприятностей! Попались, которые кусались!

Маша. Мы не кусались, а пришли помочь тем, кому от вас досталось!

Кот. Ш-ш-ш! Много о себе воображаете, а все туда же: меня перевоспитывать взялись. «Березовые стволы ножом не режь, ходи только по тропинкам, первоцветы не рви...» Да что вы знаете о первоцветах? Вы их на базаре в городе только благодаря нам видели!

Маша. А вот и неправда! Мы про первоцветы книги читали, газету выпустили. А что сами не знаем, то у друзей спросим.

Кот. А это мы сейчас и проверим! Разгадайте-ка мой кроссворд, который я на досуге составил.

Маша. Ребята, поможете нам?

Дети (хором). Да!

Кроссворд «Первоцветы»

Кот. В красном вертикальном столбце написано слово «первоцветы». Чтобы убедить меня в том, что вы все знаете, вы должны будете отгадать 8 слов – названий первоцветов. Кстати, а почему это их так назвали?

Дети. Эти цветы называются так потому, что они цветут первыми.

Кот. Ну что ж, слушайте мои вопросы. Какое растение называют «цветок-светофор» или «цветок-букетик»? Почему?

Дети. Это медуница. Когда она распускается, цветки у нее розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик.

– Еще медуницу называют сладким букетиком, потому что в ее цветках много сладкого сока-нектара.

Кот. Какое растение цветет только в сезон сильных весенних ветров?

Дети. Это растение называется ветреница.

Кот. Видел я однажды по весне в лесу, как медведь выдрал из земли какое-то растение и начал его лизать. Лизал, лизал, да так и уснул. Что это было за растение? Почему его так называют?

Дети. Медведь выкопал корень сон-травы, который обладает снотворным действием. Поэтому он и заснул.

Ученик 1 читает стихотворение И. Токмаковой «Усни-трава»:

Дальний лес стоит стеной,
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова.
Там растет усни-трава.
Говорят, усни-трава
Знает сонные слова:
Как шепнет свои слова,
Сразу никнет голова.

Кот. Это растение маленькое, хрупкое, нежное. Листья у него тонкие и мягкие, фиолетовые цветки имеют небольшие хохолки.

Дети. Это растение называется хохлатка.

Кот. Какое растение называют «золотыми ключиками весны»?

Дети. Первоцвет.

Ученик 2 читает стихотворение «Первоцвет весенний»:

Первоцвет весенний,
Желтенький цветок.
Потянулся к солнцу
Нежный лепесток.
Первоцвет весенний –
Ключик от весны,
Не тебе ли снятся
Золотые сны?
Будь же осторожен,
Не сорви его,
Мягкого, душистого
Друга моего.

Кот. Какое травянистое растение без листьев цветет? За что его так прозвали?

Дети. Это растение мать-и-мачеха. Она самая первая зацветает по весне. Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так дивно! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая – гладкая и холодная. Теплая – это мать, холодная – мачеха.

Кот. А это растение выглядит этаким крепышом: бодрым, свежим, умытым, полным здоровья.

Дети. Это растение называется чистяк.

Кот. Растение – символ весны, из фарфоровых чашечек которого образуются красные бусинки.

Дети. Ландыш.

Ученик 3 читает стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш»:

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят,
А уж на кончиках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.

Витя. Ну что, убедился, Дикий Кот, что не только мы, но и наши друзья знают цветы-первоцветы?

Маша.

Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем.
В книгу Красную они
Уж давно занесены.

Кот. А что это за Красная книга такая? Я такую не читал!

Витя. В Красную книгу природы заносят названия тех растений и животных, которые находятся на грани вымирания.

Маша. Под угрозой исчезновения – сон-трава, гусиный лук, ветреница, хохлатка, медуница, ландыш.

Витя. Все они взяты под охрану!

Маша. Но это вовсе не означает, что все остальные растения можно спокойно рвать и вытаптывать.

Витя. Мы даже знак придумали и повесили его в лесу.

Маша.

Фиалки, ландыши для нас
Веселый лес весной припас.
Но мы их рвать не будем –
Пусть дарят радость людям!

Кот. Ладно, убедили! Обещаю, что не буду больше рвать цветы и носить их для продажи на базар. Пусть растут в лесу. Ведь это и мой дом тоже.

Маша. До свидания, Дикий Кот! Нам пора идти дальше!

Витя. Помни, что ты нам обещал! Пока!

Кот. Счастливого пути!

Маша и Витя уходят в одну сторону, а Дикий Кот – в другую.

Действие 4

Звучит музыка-заставка.

Витя.

По лесочку мы прошли
И полянку ту нашли.

Маша.

Но на солнечной полянке
Тут и там пустые банки
И, как будто всем назло,
Даже битое стекло.

Витя.

Знать, злодеи здесь гуляли –
Все кусты позаломали,
Склянок, банок набросали.

Маша.

Мусор весь мы соберем
И полянку приберем.
Убирают мусор.

Маша. Ой, Витя, я, кажется, руку порезала!

Витя. Потерпи немного. Сейчас поищу где-нибудь подорожник, приложим его к ране. Садись на пенек. Отдохни!

Витя уходит. Появляется Баба-Яга, поет:

Мне нравятся птички и рыбки,
Веселая трель ручейка,
И я не могу без улыбки
Смотреть на полет мотылька.

Припев:

Здесь ждет вас ужин и ночлег,
Я печку истоплю,
Ведь мальчиков и девочек
Я очень люблю.

Баба-Яга. Ба! Да к нам в лес, никак, гости пожаловали?

Маша. Здравствуйте, бабушка!

Баба-Яга. Здравствуй, внученька! А ты, я вижу, ручку порезала?

Я хочу тебе, дружок,
Предложить этот цветок.

Появляется Витя. Баба-Яга протягивает Маше листок.

Витя. Не трогай, Маша! (Обращается к Бабе-Яге.)

Разгадал я ваш обман!
Посмотри, это дурман –
Ядовитая трава.
Разболится голова
От подарка твоего,
Забирай назад его!

Баба-Яга. Много ты понимаешь в травах! И о себе воображаешь!

Маша.

Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Помогают от болезней
Подорожник, зверобой.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.

Витя. Да любой ученик начальной школы больше вас знает!

Баба-Яга. Так я тебе и поверила!

Витя. Не верите – сходите, сами спросите.

Баба-Яга. А вот и схожу!

Баба-Яга уходит.

Витя.

Что ж, иди скорей, Яга!
Дети много книг читают,
Всё они о травах знают.

Маша.

И природу берегут,
Зря цветочка не сорвут.

Витя. Ну что, Маша, помог тебе подорожник?

Маша. Да, спасибо, Витя.

Появляется Черемуха.

Черемуха. Маша, Витя!

Витя. Кто это нас зовет?

Маша. Кажется, это Черемуха.

Дети подходят к Черемухе.

Черемуха. Здравствуйте, Маша и Витя!

Маша и Витя (хором). Здравствуй, Черемуха!

Черемуха. Вижу, вы ребята добрые, отзывчивые на чужую беду. Может, и мне чем поможете?

Маша. А что случилось?

Черемуха. Очень я, Черемуха, на людей обижаюсь... По весне белого кружева напряду, с головы до ног наряжусь, стою, как невеста: глядите, стар и млад, любуйтесь! Пусть у вас на душе станет радостно.
А люди – ломать меня: по стволу карабкаются, сучья гнут, веточки отдирают. И не поймут, что ведь себе хуже! Веточки мои в комнате долго не простоят: раз – и осыпались... А цвела бы я нетронутая, так сколько бы дней глаз веселила!
А летом... Чуть поспеют мои черные ягоды, снова люди ко мне. Потихоньку бы ягодки собирали бережно, я бы смолчала. Но ведь снова гнут меня, снова ломают... Ну и я на хитрость пустилась. Хоть ягодки мои и сладки, да рот вяжут. Поел моих ягод, захотел крикнуть, а рот-то и связало.

Витя. Вот и поделом им!

Маша.

Как нам быть с бедою этой?
Витя, посоветуй!

Витя.

Мы должны помочь в дороге
Тем, кто ждет подмоги!

Маша. Витя, а давай и для Черемухи знак придумаем!

Витя. Не только для Черемухи, но и для остальных растений.

Маша.

Не ломайте зря кусты,
Ягоды берите аккуратно –
Все это растет для красоты,
Но погибнуть может безвозвратно!

Черемуха. Спасибо вам, ребята, я знала, что вы что-нибудь придумаете!

До свидания! Приходите летом за ягодами!

Маша и Витя (хором). Спасибо за приглашение! Обязательно придем!

Маша.

Что-то, Витя, я устала.
Я б легла и подремала.

Витя.

Что ж, ложись, и я с тобой
Тут прилягу на покой.

Маша и Витя садятся на стульчики под деревом.

Действие 5

Появляется Баба-Яга.

Баба-Яга.

Здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки!
Школьники и шалунишки!

Слыхала я, что вы много книг читаете и про все на свете знаете! А про лекарственные растения загадки отгадать сумеете?

Дети. Сумеем!

Баба-Яга. А вот это мы сейчас и проверим.

Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
Это же...

Дети. Крапива.

Баба-Яга. Чем она полезна?

Дети. Крапива в переводе с древнерусского языка значит «шелк». B старину из нее вязали грубую одежду, как Эльза из сказки Ханса Кристиана Андерсена «Дикие лебеди».
Из молодой крапивы весной варят щи, готовят салаты, пюре, которые богаты витаминами.
Отвар крапивы в молоке с добавлением орехов может послужить хорошей начинкой для пирогов.
Отваром крапивы моют голову, и волосы становятся шелковистыми. А еще крапива останавливает кровь.

Баба-Яга.

Есть один такой цветок –
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка –
Был цветок – и нет цветка.

Дети. Одуванчик.

Баба-Яга. Чем он полезен?

Дети. Одуванчик часто называют жизненным эликсиром.
Сок молодого растения и молодые корни помогают выводить веснушки и темные пятна на коже.
Из листьев молодого одуванчика готовят салат для повышения аппетита.
Одуванчик применяют при укусах змеи.

Баба-Яга.

Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.

Дети. Подорожник.

Ученик 4 читает стихотворение В. Ванюшева «Подорожник».

Вырастает подорожник,
Лишь наступит срок,
На земле сухой и твердой
Около дорог.
Говорят о нем в народе
Добрые слова:
Всем поможет подорожник –
Скромная трава.
Если ты порезал руку
Или ногу сбил,
Он тебе залечит рану
И прибавит сил.
Стоек наш «мышиный хвостик»
На жаре, в пыли:
Эти сила и терпенье –
От родной земли.
Помогает молча людям,
Не боясь невзгод,
Рядом с нами подорожник
На земле живет.

Баба-Яга.

Стоит в лесу кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?

Дети. Ромашка.

Баба-Яга. Какую пользу приносит этот цветок?

Ученик 5 читает стихотворение В. Кожевникова «Ромашка»:

Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Знакомые с детства родные ромашки.
Вот легкий поповник у нашей реки.
Как белые звезды, средь розовой кашки
B букете сияют его лепестки.

Баба-Яга.

Я имею кислый вкус
И для щей всегда гожусь,
Я люблю в тени таиться,
А зовут меня...

Дети. Кислица.

Баба-Яга. А в ней-то что хорошего?

Дети. Кислица ослабляет воспалительные процессы и хорошо заживляет гнойные раны. Применяют ее и против глистов. Однако это растение ядовито и требует осторожного применения.

Баба-Яга.

Ваши знанья – это круто!
Мне по нраву почему-то.
Может, в школу мне податься,
С Лешим и Котом расстаться?!
До свидания, ребята!

Убегает.

Действие 6

Появляется Леший, поет:

Леший.

Жилось привольно Лешему,
На славу я гулял,
Ни конному, ни пешему
Проходу не давал.
Но в город волей случая
Попал я – вот беда!
С тех пор мне глушь дремучая
Постыла навсегда.

Припев:

Поверьте Лешему –
Ей-ей, не лгу,
Но жить по-прежнему (2 раза)
Я не-ма (4 раза), не могу!

Леший. Ой! Кто это? Никак опять Маша и Витя в наш лес пожаловали?

Маша. Проснись, Витя! Вот и еще один лесной герой пожаловал.

Витя. Идет и даже под ноги себе не смотрит.

Леший. А что? Разве я что-нибудь сломал?

Маша. Сломать не сломал, а вот растениям вред принес!

Леший. Какой такой вред? Ничего я не приносил! Зря вы меня оговариваете!

Витя. Ничего не зря!

Если ходишь по тропинкам,
Ты растеньям жизнь спасешь:
Корень маленьким травинкам
Ты навеки сбережешь!

Маша. Если ходить по тропинкам, то не причинишь вреда растениям и насекомым.

Леший. А я что? Я ничего! Как скажете, так и будет. Это все Баба-Яга с Диким Котом!

Появляются Баба-Яга с Диким Котом.

Баба-Яга. Что, опять на нас все валишь? Эх! Да ладно! (Обращается к ребятам.)

Побывала в школе я.
Вот что вам скажу, друзья:
Дети все растенья знают,
Все загадки разгадают.
Говорят, что неуч я,
Прямо скажем, темнота.

Маша.

Не переживай, бабушка!
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растенья,
Что полезны для леченья,
Те, что для людей полезны –
И отступят все болезни.

Баба-Яга.

Я теперь уйду в избушку,
Стану доброй я старушкой:
Книги буду там читать,
Лесу стану помогать.

Витя. Молодец, бабушка! Мы с Машей очень рады, что все вы решили стать друзьями природы.

Маша.

Не стало зла – одно добро.
В лесу уютно и светло!

Выходят все герои сказки.

Сказочник. Вот и подошла к концу наша сказка – сказка не простая, а экологическая. Что значит «экологическая»? Это значит – сказка, которая учит нас тому, как стать природе другом, а не врагом. И как замечательно, что у нашей сказки счастливый конец! А еще лучше будет природе, если каждый из нас станет соблюдать те правила, о которых нам рассказали Маша и Витя.

Звучит финальная песня:

Чтоб могли цветы расти
Всюду без опаски,
Их в букеты ты не рви –
Относись к ним с лаской.

Припев:

Другом ты природе будь:
Ствол ножом не трогай,
Лишь тропой держи свой путь
И смотри под ноги.

Мусор ты не оставляй
На лесной полянке,
Красоты не оскверняй –
Убери все склянки.

Припев.

Всем на свете наконец
Нам запомнить можно,
Что природу – храм чудес
Сохранить несложно.