Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2007

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Татьяна БАРАБАШ,
учитель начальных классов школы № 7,
п.г.т. Прогресс, Амурская обл.

Большая Умная Машина

Тема. «Распределительное свойство умножения. История вычислительной техники».

Цели. Упражнение детей в применении правила умножения двузначного числа на однозначное и распределительного свойства умножения; отработка умения решать задачи разными способами; знакомство с историей вычислительной техники.

Оборудование. Учебник «Математика. 3 класс» (авт. Н.Б. Истомина); рисунок вычислительной машины; сигнальные карточки; иллюстрации с изображениями абаков, вычислительных устройств.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Итак, у нас урок математики. Сегодня он необычный: мы пойдем в музей вычислительной техники.

Дети. А что там интересного?

У. В этом музее есть все устройства, на которых когда-либо считали люди. А вы хотите узнать, на чем считали люди в разные времена?

Д. Да!

У. Тогда отправляемся на экскурсию. Сегодня нам предстоит закрепить правила умножения двузначного числа на однозначное и распределительного свойства умножения. А узнать историю вычислительной техники нам поможет Большая Умная Машина, короче – БУМ, а еще лучше – БУМка.

III. Индивидуальная работа у доски

У. У доски будут работать два ученика. Они выполнят задания по карточкам.

Карточка 1

Вставь знаки арифметических действий, чтобы получить верные равенства.

(7 + 6) х 8 = 7 ... 8 ... 6 ... 8
(8 ... 5) ... 8 = 8 х 8 – 5 х 8
(9 + 4) ... 7 = 9 ... 7 ... 4 ... 7
(46 ... 6) х 4 = 46 ... 4 – 6 ... 4

– Какое свойство вы использовали при решении?

Карточка 2

Найди значение выражений.

14 х 4       36 х 2       28 х 3       19 х 6

– Какое свойство вы использовали при решении?

IV. Устный счет

У. Входим в музей и попадаем... в пещеру первобытных людей. Хотите узнать, как считали первобытные люди?

Д. Да!

У. Выполним задание и узнаем.

Соедините пары выражений.

(30 + 2) х 4           (40 + 8) х 2
(21 + 34) х 2         30 х 4 + 2 х 4
40 х 2 + 2 х 8       21 х 2 + 34 х 2

Дети выполняют задание.

– Какое свойство вы использовали?

Д. Распределительное свойство умножения.

У. Решите задачу:

У стола четыре ножки. А вопрос таков:
Сколько будет ножек у семнадцати столов?

Д. 68 ножек.

У. Какие свойства вы использовали при решении?

Д. Переместительное и распределительное свойства.

У. Наш ум стал острее. А теперь БУМка расскажет нам о том, как считали первобытные люди.

Ученик берет карточку у БУМки и читает вслух:

Ученик 1. Первобытные люди считали на пальцах. Конечно, до ста на пальцах не посчитаешь. Для более сложных вычислений люди брали камешки, косточки или ракушки, делали бирки с зарубками, вязали узелки.

Учитель показывает на стенде в музее эти предметы для счета.

У. Проверяем работу, выполненную ребятами у доски. Приготовьте сигналы. Если ответ правильный, показываем сигнал с улыбающимся лицом. Мы рады хорошему ответу. Если ответ товарища неверный – сигнал с грустным лицом. Мы огорчены тем, что наш товарищ ошибся.

Ответы проверяются.

– Ребята хорошо выполнили работу, и БУМка приглашает нас в следующий зал музея – в Древнюю Грецию.

Ученик читает текст на карточке:

Ученик 2. Счет на абаке, известный уже в Древнем Египте и в Древней Греции задолго до нашей эры, просуществовал до ХVI–ХVII веков. Абак – первое устройство, специально предназначенное для вычислений. Известно несколько разновидностей абака:

– греческий абак – в виде дощечки, на которой проводили линии и в получившиеся колонки клали камешки;
– римский абак – на нем камешки могли передвигаться по желобкам;
китайский суан-пан и японский соробан с шариками, нанизанными на прутик;
– счетные таблицы, состоящие из горизонтальных линий, соответствующих единицам, десяткам, сотням и т.д.;
– русский абак – счеты – появились в ХVI–ХVII веках, ими пользуются и в наши дни.

Статья опубликована при поддержке интернет-агентства "Медиасфера", оказывающего услуги качественного продвижения сайтов в Санкт-Петербурге, Москве, по всей России и еще в 9 странах мира. Компания предлагает программу постоянного развития сайта – долгосрочную стратегию развития, в результате реализации которой Ваш сайт станет одним из лучших ресурсов в отрасли, что не замедлит сказаться на росте продаж. Дополнительный пакет "Целевые посетители" позволит привлечь качественных целевых посетителей с контекстных систем, и, соответственно, увеличить продажи, начиная с первого дня продвижения сайта. И это далеко не все услуги, которые может предложить "Медиасфера". На сайте http://promo.media-sfera.com представлена подробная информация о видах и тарифах на продвижение сайтов, примеры и отзывы благодарных клиентов, ознакомившись с которыми, уверены, Вы обязательно решите воспользоваться услугами агентства "Медиасфера", чтобы повысить эффективность своего бизнеса и вывести его на новый качественный уровень.

V. Закрепление пройденного материала

У. Жизнь шла вперед. Прежняя процедура счета не успевала за ее развитием. Тогда люди изобрели устройства, помогающие считать быстрее. Чтобы узнать о некоторых из них, выполним задание 328 по учебнику.

Три ученика решают задачи на доске, а остальные – самостоятельно по рядам.

– Проверяем работу. Приготовьте сигналы.

Какое свойство умножения вы использовали при нахождении периметра прямоугольника?

Дети отвечают.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление пройденного материала (продолжение)

У. Вы хорошо справились с заданием, и БУМка дает вам новые сведения.

Ученик 3 (читает следующую карточку). Арифмометр – первая суммирующая машина. (Учитель показывает иллюстрацию.) Она была построена в 1645 году. Эти механические счетные машины позволяли выполнять сложение и вычитание, умножение и деление. Но работали они слишком медленно и для сложных вычислений не годились.

У. В ХVII веке изобретена логарифмическая линейка – первое аналоговое вычислительное устройство. Но и на арифмометре, и на логарифмической линейке выполнять сложные вычисления долго. Поэтому ученые продолжают придумывать новые вычислительные устройства. Знаете какие? Вы ими тоже пользуетесь.

Д. Наверное, калькулятор?

У. Верно. Вот он, первый калькулятор. Его изобрел Блез Паскаль в 1642 году.

Учитель показывает иллюстрацию.

Калькулятор Паскаля

Калькулятор Паскаля

– Выполним задание 329 устно, используя кальку, и БУМка нам поможет уточнить нашу догадку.

Дети выполняют задание.

– Молодцы. Хорошо считаете. Читаем сведения, данные БУМкой.

Ученик 4. Первые компьютеры считали в тысячу раз быстрее механических счетных машин, но они были очень большими. (Учитель показывает иллюстрацию.) Они с трудом поместились бы даже в школьных спортзалах. Дело в том, что в этих компьютерах было несколько десятков тысяч электронных ламп, а каждая лампа была размером с небольшой огурец. Современный компьютер легко умещается на письменном столе и без труда может решить за 1 секунду миллион задач и примеров по математике. А маленькие компьютеры, умещающиеся в кармане, называются калькуляторами. Они были изобретены в 1972 году.

У. А теперь – блиц-турнир. Запишите только ответы.

  • В театре 10 рядов по 9 мест в каждом. Сколько всего мест в театре?

  • Ученик разложил 36 тетрадей в пачки по 9 тетрадей в каждой. Сколько получилось пачек?

  • Маша купила 4 тетради по 2 рубля и 3 ручки по 2 рубля. Сколько денег она заплатила?

  • 14 лыж у крылечка стоят. Сколько на лыжах каталось ребят?

Проводится самопроверка по карте ответов.

VIII. Итог урока

У. Предлагаю игру «Кто на чем считает?». Рассмотрите иллюстрации и определите: что перепутал художник?

– Ученые не перестают думать. Что же они придумают дальше? Этого пока никто не знает. Вероятно, вы будете тем поколением, которое изобретет новые приборы и машины.