Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2007

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Галина ГАРКУША,
учитель начальных классов,
школа № 40,
г. Старый Оскол

Планета заболела

Окружающий мир. 4 класс

Тема. «Планета заболела».

Цели. Познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе, развивать познавательную активность, речь учащихся, чувство бережного отношения к окружающему миру; учить работать в группах.

Оборудование. Учебник «Окружающий мир. 4 класс» (авт. А.А. Плешаков); плакат «Планета заболела»; мяч-глобус; видео- и аудиоаппаратура, фильм «Охрана воды», аудиозапись «Звуки леса»; цветная фотография Земли из космоса; карточки с заданиями для работы в группах; фотографии животных и растений, занесенных в Красную книгу; макет Красной книги; глобус.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Все мы – и малыши, и взрослые – дети одного большого царства Природы. Как сохранить природу? Как жить с нею в согласии? А может, лучше научиться понимать ее и бережно относиться к ней с самого детства? Сегодня об этом мы поговорим на уроке.

III. Вводная беседа с элементами инсценировки

У. 

Был, говорят, где-то случай такой:
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг – чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом:
Где эта улица? Где этот дом?
Все перепуталось, все заблудилось!
К счастью, такое лишь в сказке случилось.
Я рассказала про это нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли точно,
Где ты живешь? Где построен твой дом?

Ученик 1.

Живу я в квартире,
Номер ее – 324.
Дом на Восточном,
Рядом – школа.
Все, что кругом,
Мне давно знакомо.

У. 

Дом на Восточном?
Этого мало.
Город свой
Назови для начала.

Ученик 2.

Город Старый Оскол.

У. 

Расскажи, что кругом:
Все, что кругом, –
Это тоже твой дом.

Ученик 1.

Город стоит
На широкой реке.
А за рекой
Виден лес вдалеке.
Тянутся к лесу сады и поля.
Очень красива наша земля!

У. 

Верно, красива.
Но где же она?

Ученик 2.

В России –
Это наша страна.

У. 

Ну, а страна где?
Сумеешь ответить?

Ученик 1.

Как и все страны –
На нашей планете!

У. (обращается к классу) Как называется наша планета?

Дети. Земля!

У. Земля – какая она?

Д. Огромная, зеленая, красивая.

Звучит тихая музыка. На доске появляется изображение голубой планеты Земля (вид из космоса). Под звуки музыки идет рассказ о планете.

Ученик 2.

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

У. Да, наш дом – планета Земля. Прочитайте тему урока.

На доске – плакат «Планета заболела».

– Как вы понимаете эти слова?

Д. Вырубаются леса, загрязняются моря и реки, гибнет много животных, растений.

IV. Работа по теме урока

У. Здравствуй, природа! Здравствуйте, моря и реки! Здравствуй, животный и растительный мир!
Если бы человек каждый день так здоровался не только с людь ми, но и со всем живым, может, до сих пор на земле жили бы те животные и растения, которых мы больше не увидим никогда – люди уничтожили их.

Ученики показывают друг другу рисунки с изображением исчезнувших животных: странствующего голубя, птицы дронт, морской коровы – и сообщают о них информацию.

– Уничтожение происходит и сейчас. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, кто-то, не думая, убивает палкой лягушку, вырывает с корнями цветы. Люди любят повторять: «Человек – царь природы! Человек победитель и покоритель природы! Нет предела человеческому могуществу». Но из-за своего могущества человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания. А какова будет жизнь человека без чистого воздуха, воды, шелеста листьев, пения птиц?
Природе нужна помощь! Как ей помочь? Прежде чем искать способы, надо знать, что охранять.

Д. Охранять надо воздух, почву, воду, животный и растительный мир.

Учитель вывешивает на доску таблички с надписями «Вода», «Воздух», «Почва».

У. Поговорим о воздухе. Какое значение имеет воздух для всего живого на земле?

Д. Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух.

У. Человеку и другим существам нужен чистый воздух. Но в городах он загрязнен. Заводы и фабрики ежедневно выбрасывают тысячи тонн вредных газов. Уничтожаются леса, которые очищают воздух. Загрязняется воздух газами автомашин. Как сберечь чистоту воздуха?

Д. Надо охранять воздух от загрязнения.

У. Как это сделать?

Подготовленный ученик читает сообщение об охране воздуха от загрязнения.

– Спасибо!

Какое значение в жизни людей, растений, животных имеет вода?

Д. Жить на земле без воды невозможно. Без воды не вырастет урожай на полях, не будут работать заводы. Вода используется для бытовых нужд человека. Человеку, животным, растениям нужна вода!

У. Людям нужна только чистая, пресная вода. Но чистой воды становится все меньше. Ученые подсчитали: каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в чистых льдах Арктики нашли стиральный порошок. Воду, как и воздух, надо охранять. Как это делают, вы узнаете, посмотрев фрагмент фильма.

Ученики смотрят фрагмент фильма «Охрана воды».

– Как воду охраняют от загрязнения?

Д. Для очистки сточных вод строят очистные сооружения, где загрязненную воду пропускают через фильтры. Сейчас есть предприятия, у которых вообще нет сточных вод: там загрязненную воду очищают и снова используют.

У. Для существования жизни нужны определенные условия. Мы говорили о таких условиях, как воздух и вода. Рассмотрим еще одно условие – состояние почвы. Какое значение имеет почва для жизни на Земле?

Д. Земля – наша кормилица. На земле растут растения. Растения очищают воздух, дают человеку и животным пищу.

У. Какой вред человек наносит почве?

Д. Загрязняет почву мусором, который не разлагается. Вырубает леса, осушает большие территории.

У. Молодцы! Давайте послушаем сообщение об охране почвы.

Подготовленный ученик читает сообщение.

V. Групповая работа

У. Жизнь на земле возможна благодаря воздуху, почве, воде. Обобщите все, о чем мы говорили, и запишите выводы в таблицах, которые лежат у вас на столах. А так как работать легче вместе с друзьями, выполнять задание будем в группах.

Задание группе 1: заполните таблицу «Воздух. Использование и охрана».

Воздух

использование

охрана

 

 

Задание группе 2: заполните таблицу «Вода. Использование и охрана».

Вода

использование

охрана

 

 

Задание группе 3: заполните таблицу «Почва. Использование и охрана».

Почва

использование

охрана

 

 

Дети самостоятельно заполняют таблицы, затем группы зачитывают результаты.

VI. Работа по теме урока (продолжение)

У. Сейчас мы отправимся в путешествие по Красной книге. В 1948 году был основан Международный союз охраны природы, который составил список, в который входили животные и растения, находившиеся на грани исчезновения. Этот список и назвали Красной книгой. Как вы думаете, почему это издание так назвали?

Д. Красный цвет – это значит внимание: не губите эти растения, не убивайте этих животных!

У. Почему в природе многие животные и растения становятся редкими?

Д. Люди вырубают леса, загрязняют водоемы, где обитают животные и растения, убивают зверей из-за ценного меха.

У. Каждому пятому виду зверей, птиц угрожает опасность. За последние 60 лет на планете исчезло 77 видов зверей, несколько сотен видов растений и 26 видов птиц. Каких животных и какие растения, занесенные в Красную книгу, вы знаете?

Ученики по очереди выходят с изображением исчезающих животных и растений, рассказывают о них и прикрепляют рисунок на макет Красной книги.

Ученик 3. Аисты – крупные, красивые птицы. Часто, особенно на пролетах и зимовках, они становились добычей охотников. Это привело к резкому сокращению числа аистов во всех странах Европы и в нашей стране. Сейчас они повсюду взяты под охрану. Каждая птица и ее гнездо на учете. Черный аист, как очень редкий вид, занесен в Красную книгу.

Ученик 4. Слонов убивают из-за бивней. Было уничтожено несколько сотен тысяч слонов. Теперь охота на них ограничена, а в некоторых странах запрещена. Но браконьеры по-прежнему отстреливают слонов по 10–20 тысяч в год. Индийский слон занесен в Красную книгу.

Ученик 5. Сейчас на планете осталось всего 10–20 тысяч белых медведей. Варварская охота поставила этого хищника на грань вымирания. Принят закон, запрещающий охоту на него. Белый медведь занесен в Красную книгу.

Ученик 6. Кувшинки всплывают на поверхность рано утром, а вечером они закрывают свои цветки и прячутся под водой. Это очень красивое растение с приятным тонким запахом. Многие люди стремятся сорвать его цветы. Кувшинка занесена в Красную книгу.

VII. Физкультминутка

Игра «Совушка»

Ученик-Совушка говорит: «День наступает, все оживает». Дети изображают летающих птичек, жуков, бабочек (машут руками-крылышками, подпрыгивают). Ученик-Совушка наблюдает. Через некоторое время он говорит: «Ночь», – и все дети должны замереть. Физкультминутка выполняется под аудиозапись музыки «Утро в лесу».

VIII. Работа по теме урока (продолжение)

У. Мы говорили о ранах, которые человек наносит природе. Когда вы вырастете, будете устанавливать на заводах очистительные сооружения, очищать моря от нефти, строить заповедники. А как вы можете помочь природе сейчас?

Д. Не оставлять мусор в лесу, не тревожить гнезда птиц, не ломать деревья и кустарники.

У. Каждая сломанная веточка, сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесешь ты, другую – кто-то еще, что же будет с природой? Есть такие хорошие слова...

Учитель вывешивает плакат:

Ты пошел в гости к природе –
не делай ничего, что счел бы
неприличным делать в гостях.

У. Зачем бы ты ни пришел в лес – собрать лукошко грибов или просто полюбоваться красотой, – помни: ты в гостях. Ты в чужом доме, где много своих жильцов и правил. Выполняй эти правила!

IХ. Творческая работа

Ученики составляют памятку «Заповеди юных защитников природы». Каждой группе дается задание – написать правила поведения в данной ситуации.

  • Задание группе 1: на лесной опушке вы увидели много грибов.

  • Задание группе 2: вы набрели на земляничную поляну.

  • Задание группе 3: на поляне вы увидели красивые цветы.

Учитель включает аудиозапись «Звуки леса». Под нее ученики в группах составляют памятки. Представитель от каждой группы зачитывает памятку.

Памятка 1

ГРИБНОЕ ЛУКОШКО

При сборе грибов нельзя разрывать и раскидывать в стороны мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может засохнуть и погибнуть. Ножку гриба нужно срезать ножом или вывернуть ее из земли аккуратно, чтобы не повредить грибницу. Незнакомые грибы нельзя брать – среди них могут оказаться ядовитые. Но надо запомнить: если они ядовитые для человека, то они необязательно ядовиты для животных – им они могут пригодиться.

 

Памятка 2

КОРЗИНА С ЯГОДАМИ

Собирать ягоды надо аккуратно, не топтать и не переходить без необходимости с места на место. Ягоды брать только зрелые; зеленые ягоды невкусные, и их придется выбросить. Растения с корнем вырывать нельзя! Ягоды не надо собирать все до одной – надо оставить птицам, которые ищут корм в природе.

 

Памятка 3

БУКЕТ ЦВЕТОВ

Мы не против лесных цветов, стоящих в вазе. Но нужна мера в их сборе. В конце прогулки можно сорвать совсем немного цветов, которые только начинают распускаться, так как распустившиеся цветы скоро завянут. Но надо помнить: все меньше красивых цветов остается на наших лугах и в лесах из-за бездумного сбора. Сорванные в букеты цветы быстро вянут. Старайтесь любоваться ими на природе.

Х. Игра «Потребители и юные хранители природы»

У. Поиграем в игру. Первая группа будет называться «Потребители», вторая – «Юные хранители природы», третья – «Эксперты». Первые две команды отвечают на вопрос: хорошо или плохо нарвать большой букет ландышей?

Учитель вывешивает рисунок с изображением ландышей.

Варианты ответов:

«Потребители». Нарвать букет хорошо. Цветы красивые, хорошо пахнут. Их можно подарить кому-нибудь. В комнате с цветами становится уютно.

«Юные хранители природы». Нарвать букет ландышей – это плохо. Цветы быстро завянут. Если рвать большие букеты, то нанесешь вред природе. Лес станет некрасивым.

«Эксперты». Находясь в лесу, не забывайте правила поведения в нем, чтобы не навредить природе. Лес – наше богатство, берегите его!

У. Мы не случайно заговорили о ландышах. Человек рвет их не задумываясь. А для того чтобы ландыш зацвел, должно пройти 10 лет с того дня, как семечко упало в землю. Задумайтесь об этом!
Сейчас вы услышите сказку об одном мальчике. Подумайте, нет ли таких среди ваших знакомых.

Учитель читает.

СКАЗКА О МАЛЬЧИКЕ-РАЗГИЛЬДЯЙЧИКЕ

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был Мальчик. С утра до позднего вечера он бродил по лесу да обижал своих меньших братьев. Как-то раз пришел Мальчик в лес со своим другом – острым Ножом-складенышем. «Дай-ка, – думает Мальчик, – срежу березовую веточку и напьюсь соку».
Почувствовал Лес опасность, нахмурился:
– Зачем мою милую красавицу-внучку со свету сжить хочешь? Не гневи меня! Плохо тебе будет, коли обидишь жителей моего царства.
– Не боюсь я тебя!
И срезал веточку. Задрожала раненая Березка и горько заплакала. А Мальчик принялся из раны Березки пить ее сладкие слезы. Потемнел лес. Засверкала молния, полил дождь. Побежал Мальчик домой.
В последний раз Лес прошумел:
– Каков ты со мной, таков и я с тобой!
Услыхал это лежавший на тропинке Сук старой осины да как вцепится в рубашку Мальчика!
– Зачем цепляешься? Я весь промокну, мне домой надо бежать.
А Сук ему в ответ:
– Я деревянный, в лесу вырос. Хочу отплатить за твои проказы.
Дождь хлещет и приговаривает:
– Вот тебе, разбойник, не пущу домой сухим! Промокнешь и заболеешь. Вот и почувствуешь боль на себе!
Прибежал Мальчик домой весь мокрый. Увидела его бабушка, руками всплеснула. Затопила она баню:
– Попаришься, внучек, все пройдет.
– Дай-ка, бабушка, мне березовый веничек.
Тут Веник сам к нему прибежал. Все листочки с себя сбросил и давай стегать его голыми веточками. Да все приговаривает:
– Вот тебе за сестричку Березку!
Пошел Мальчик спать. Только улегся – вдруг слышит: за окном что-то шуршит. Посмотрел на окошко, там темно, страшно ему стало. Хотел спрятаться под скамейку – она как стукнет его ножкой:
– Я тоже из леса! Ты меня тоже обижаешь!
Забился тогда Мальчик в угол за печку.
«Печь не росла в лесу, она спрячет», – подумал Мальчик.
Но Печь стала холодной.
Тут все Мальчик и понял: как плохо Человеку в раздоре с Лесом быть и сколько он пользы приносит. И пообещал он Печке, что на следующий день пойдет в Лес, посадит дерево и больше никогда не будет причинять Лесу и Природе неприятностей и боли. Печь сразу потеплела, и Мальчик уснул крепким сном.

У. Назовите героев сказки, которые изменили отношение мальчика к природе.

Д. Лес, Печка, Веник, Сук, Дождь.

У. Чему учит сказка?

Дети отвечают.

– Ребята! Представьте себе, что вам дано право обратиться по телевидению ко всем жителям Земли с призывом беречь природу. Что бы вы сказали?

Работая в группах, дети составляют обращение.

Группа 1. Земляне! Природа – общий дом растений, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател. Берегите природу!

Группа 2. Люди Земли! Все мы обязаны жизнью нашей планете, стонущей сегодня от боли. Давайте стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась прекрасной, чтобы цвели сады, пели птицы!

Группа 3. Что значит человек без чистого воздуха, воды, без пения птиц, шелеста листьев? Все это дает природа, взамен просит только бережного отношения к ней. Люди, исправьте то, что пока еще можно исправить, иначе вы подписываете себе смертный приговор!

ХI. Итог урока

У. Если ты что-то взял у Земли, отдай ей: посади дерево, покорми птиц, расчисти родник. А сейчас наша планета больна. Люди, живущие на Земле, не хозяева ее, а дети. И как дети заботятся о своей больной матери, так и жители Земли должны заботиться о своей планете.

Тихо звучит музыка. Ученики стоят перед глобусом.

Ученик 7.

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
– Ты береги нас, береги!

Ученик 8.

В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
– Ты береги нас, береги!

Ученик 9.

Остановил олень свой бег:
– Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги!
Ты береги нас, береги!

Ученик 10.

Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «– Сберегу,
Я сберегу вас, сберегу!»

У. Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед людьми. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля». И пересесть из него просто некуда. Наша жизнь и наше будущее зависят от каждого из нас. Что мы должны делать, чтобы наша планета оставалась цветущей и красивой?

Ученики передают друг другу мяч-глобус и произносят свои пожелания.

Д. Не топтать и не рвать цветы. Расчищать родники. Сажать цветы и кустарники. Не ловить бабочек – и т.д.

ХII. Домашнее задание

У. На уроке вы составили памятки поведения в природе. Дома продолжите работу: сделайте рисунок и напишите, как будете себя вести в любой из данных ситуаций. Из ваших памяток мы составим книгу и назовем ее «Заповеди юных хранителей природы».

Каждому ученику выдается лист с описанием ситуаций:

1. Если ты встретил на тропинке птенца...
2. Если на твоем пути встретился муравейник...
3. Если ты взял с собой в лес спички...
4. Во время завтрака на лесной поляне...
5. При встрече в лесу детенышей зверей...