Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2007

УЧИМСЯ ИГРАЯ

Светлана КУДАНКИНА,
учитель начальных классов гимназии № 123,
г. Барнаул,
Амурская обл.

Клуб веселых математиков

ХОД ИГРЫ

I. Организационный момент

Ведущий. Внимание! Внимание! Приглашаем всех мальчишек и девчонок на веселый праздник математики. Не забудьте взять с собой быстроту, находчивость, смекалку!
Наши команды уже готовы? Это лучшие математики, которые не унывают, быстро считают, хорошо решают задачи, любознательны, живут всегда весело и дружно.

На сцене Математика – царица всех наук.

Капитаны (рапортуют).

Уважаемая Математика, царица всех наук! Команды для проведения праздничного заседания Клуба веселых математиков готовы!

II. Представление команд

Математика. Открыть заседание Клуба веселых математиков разрешаю! Капитанов прошу представить свои команды!

Команда 1. Наша команда – «Квадрат». Наш девиз: «У нашего квадрата все стороны равны. Наши ребята дружбой сильны».

Приветствие. Наша команда «Квадрат» приветствует собравшихся. Желаем всем победить, а себе – не проиграть.

Рисовать квадрат и круг,
Знать, где север и где юг,
Учат в школе,
Учат в школе,
Учат в школе.
Вычитать и умножать
И жюри не обижать
Учат в школе,
Учат в школе,
Учат в школе.

Команда 2. Наша команда – «Круг». Наш девиз: «В кругу друзей лучше считать, легче решать и побеждать!»

Приветствие

Пусть сильней кипит борьба,
Сложней соревнования –
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

Песня (на мотив «Орленка»)

Смелей, математик, взлети над трибуной,
Жюри с высоты огляди!
Мы нашей команде победу добудем,
Оставим других позади.

III. Разминка

Ведущий.

Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «три» –
Приз немедленно бери.

Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри
Рыбешек мелких увидали,
И не одну, а целых... две.

Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду: раз, два...  марш!

Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок, другой, а лучше... пять.

Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать...
Ну что ж вы приз, друзья, не брали,
Когда была возможность взять?

IV. Задания командам

Ведущий. Может ли частное равняться делимому? Когда? Приведите примеры.

Дети. Может, когда делимое – 0 или делитель – 1.

Ведущий. Из куска ткани длиной 10 метров скроили наволочки, отрезая по 2 метра на каждую. Сколько сделали разрезов?

Дети. Четыре.

Ведущий. Лиса разложила 15 окуней в 5 кучек так, что в каждой кучке получилось разное количество рыб. Сколько рыб в каждой кучке?

Дети. 1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15.

Ведущий. Волк и Лиса соревновались в беге. Кто какое место занял, если известно, что Волк был одним из первых, а Лиса – предпоследней?

Дети. Лиса заняла первое место, Волк – второе.

Дети разыгрывают сценку.

Ведущий. Встретились Волк с Ослом.

Волк. Сколько тебе лет, Осел?

Осел. А тебе сколько?

Волк. 15.

Осел. Ну тогда я в 3 раза старше да еще на 1/3.

Ведущий. Определите возраст Осла.

Дети. 60 лет.

Ведущий. На сколько наибольшее двузначное число меньше наименьшего трехзначного числа?

Дети. 100 – 99 = 1.

Ведущий. Расставьте арифметические действия так, чтобы равенство было верным.

На доске:

1 2 3 4 5 = 100

Дети. (1 х 2 + 3) х 4 х 5 = 100.

Ведущий. Решите круговые примеры, записанные на доске.

180 : 6 = 30
30 х 8 = 240
240 – 190 = 50
50 х 5 = 250
250 – 70 = 180

120 : 3 = 40
40 х 9 = 360
360 – 190 = 170
170 х 2 = 340
340 – 220 = 120

160 : 4 = 40
40 х 8 = 320
320 – 190 = 130
130 х 3 = 390
390 – 230 = 160

150 : 5 = 30
30 х 9 = 270
270 – 190 = 80
80 х 4 = 320
320 – 170 = 150

Дети выполняют задание.

V. Игра с болельщиками

Ведущий. Я села в автобус. В автобусе кроме меня было 17 пассажиров. На первой остановке вошли 6 человек, а вышли 2. На второй вошли еще 10 человек, но никто не вышел. На следующей остановке вошли 3 человека, а вышли 8. Потом на остановке вошли еще 4 человека, а вышли 7. На следующей остановке вошел гражданин с собакой. Сколько было остановок?

Дети. Пять остановок.

Ведущий. Отгадайте загадку:

Черненькая, хвостатенькая,
Не лает, не кусает,
А из класса в класс не пускает.

Дети. «Двойка».

Ведущий.

На лесенке-стремянке
Развешаны баранки:
Щелк да щелк –
Пять да пять –
Так мы учимся считать.

Дети. Счеты.

Ведущий.

Первое – предлог,
Второе – летний дом,
А целое порой
Решается с трудом.

Дети. Задача.

VI. Конкурс капитанов

Ведущий. Задумайте любое однозначное число. Прибавьте к нему 2, умножьте на 2, прибавьте к результату 3, вычтите задуманное вами число, прибавьте 5 и еще раз вычтите задуманное число. Сколько у вас получилось?

Д. 12.

VII. Задания на смекалку

Ведущий. Тройка лошадей пробежала в час 24 километра. Сколько километров пробежала каждая лошадь?

Дети. 24 километра.

Ведущий.

Три кошки купили сапожки –
По паре на каждую кошку.
Сколько у кошек ножек
И сколько у них сапожек?

Дети. Три пары сапожек на 12 ножек.

Ведущий. В одну сторону самолет летел 1 час 20 минут, а обратно – 80 минут. Чем объяснить такую разницу?

Дети отвечают.

– Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3 автобуса. Сколько всего машин шло в село?

Дети. Одна машина – такси.

Ведущий. В семье 3 сына, и у каждого из них есть одна сестра. Сколько детей в семье?

Дети. Четверо.

VIII. Домашнее задание

Дети инсценируют стихотворение-шутку «Треугольник и Квадрат».

Автор.

Жили-были два брата – Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:

Квадрат. Отчего ты злишься, брат?

Автор. Тот кричит ему:

Треугольник.

Смотри:
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре.

Автор.

Но Квадрат ответил:
– Брат!
Я же старше, я – Квадрат.

Автор. И сказал еще нежней.

Квадрат. Неизвестно, кто нужней!

Автор.

Но настала ночь,
и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал:

Треугольник.

Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился ты квадратным,
А проснешься без углов.

Автор.

Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он –
Нет квадрата.
Онемел... Стоял без слов...
Вот так месть!
Теперь у брата
Восемь новеньких углов!

IХ. Итог игры

Подведение итогов.

Награждение победителей.