Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2007

СТРАНИЧКА ЗАВУЧА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В.А. ИЛЮХИНА

Характеристика отдельных элементов педагогической деятельности учителя

Вниманию завуча и учителей начальной школы предлагается материал, в котором подробно расписаны характеристики деятельности педагога, соответствующие определенному уровню профессионализма. Для удобства материал оформлен в виде таблицы. Завучу школы такая таблица удобна тем, что дает возможность наглядно увидеть, на какой вид контроля может быть поставлена та или иная группа.
Учитель, поработав с этой таблицей один на один, всегда может объективно отнести себя к одной из трех групп, наметив перспективы и направления своего роста.
Для успешного контроля администратору удобно всех вверенных ему учителей условно разбить на три группы.
I группа – это педагоги, только начавшие свою профессиональную деятельность: молодые специалисты или переквалифицированные. Они требуют усиленного, так называемого «индивидуального контроля», со стороны администрации и Методического объединения.
Когда учитель прошел первый этап работы и у него есть положительные результаты, он поднимается на следующую ступеньку. В нашей таблице – это II группа: «учителя с установившимся стилем работы». Эта группа требует уже «административного контроля» или может быть поставлена на «самоконтроль».
Когда у учителя наблюдается положительная динамика в работе, он повышает свой статус, получает звания. В этом случае педагог может быть поощрен системой «самоконтроля». Это и есть III группа: «творчески работающие учителя», на которых всегда можно положиться.
В следующем выпуске рубрики будет опубликована подробная «Программа-анкета изучения трудностей в работе учителя». Заполненная на каждого учителя «программа-анкета» позволит администратору наглядно увидеть, насколько успешно работает педагог, движется ли он вперед в своем профессиональном росте или стоит на месте.
Рубрику ведет Вера Алексеевна ИЛЮХИНА, Заслуженный учитель России, победитель конкурса «Учитель года», автор методики «Письмо с Секретом», одна из разработчиков нового УМК «Планета Знаний», директор школы № 2006 г. Москвы

Показатели квалификационного уровня учителя

Оценка работы учителя

1 группа – учителя, требующие усиленного внимания администрации

II группа – учителя
с установившимся стилем работы

III группа – учителя,
работающие творчески

Знания в области своего предмета

Владеет учебным предметом на уровне программы, не имеет существенных пробелов, допускает фактические искажения в преподавании предмета и проверке знаний

Имеет твердые знания в рамках программы, следит за специальной и методической литературой

Имеет глубокие и разносторонние знания своего предмета, значительно превышающие знания программы, свободно ориентируется в специальной, методической и научно-популярной литературе

Отношение к предмету

Равнодушен

Относится с интересом

Преподает с увлечением, испытывает потребность в педагогической деятельности

Чувство нового

Скептическое, порой отрицательное отношение к новому, с трудом вовлекается в процесс решения новых задач

В основном положительно относится к новым педагогическим идеям, но не реализует их без воздействия администрации

Отличается поиском новых идей, новых решений педагогических задач

Умение планировать учебную работу

Штамп в тематическом и поурочном планировании, не учитывает особенностей класса

В основном правильно составляет тематическое и поурочное планирование

Работает над системой уроков по теме, их структурой, разнообразит формы и методы обучения
(с учетом особенностей класса, учащихся)

Знание психолого-педагогических основ обучения

Имеет лишь общее представление о современных психолого-педагогических концепциях обучения

В основном ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, но редко применяет их в своей практической деятельности

Свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, используя их как основу в своей педагогической деятельности

Педагогический такт

При внешнем соблюдении такта в отношениях с учащимися наблюдаются срывы

Обладает педагогическим тактом

Отношения с детьми строит на доверии, уважении, требователен, справедлив

Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения

Практически не осуществляет, изредка проводит дополнительные внеурочные занятия с отстающими учениками

В основном обеспечивает индивидуальный подход

Систематически изучает особенности учащихся и обеспечивает индивидуальный подход: дифференцирует объем и сложность заданий, осуществляет регулярную помощь отстающим, систематически контролирует выполнение домашних заданий, умеет держать одновременно в поле зрения «сильных», «средних», «слабых» по уровню знаний, умений и навыков

Формирование у учащихся навыков рациональной организации учебного труда

Не справляется с этой задачей, скептически относится к формам и методам этой работы

Стремится к формированию у учащихся навыков рациональной организации учебного труда

Целеустремленно и настойчиво формирует у учащихся умения и навыки рациональной организации учебного труда (самоконтроль в учении, рациональное планирование учебного труда, должный темп чтения, письма, вычислений)

Развитие мышления учащихся

Формально выполняет рекомендации программ по усилению развивающего обучения, ориентируя учащихся лишь на запоминание

Выполняя основные рекомендации программ по усилению развивающего обучения, применяет некоторые специальные меры по развитию мышления

Обеспечивает эффективное развивающее обучение

Развитие у учащихся интереса к предмету

Не развивает интерес к своему предмету

Развивает интерес к предмету

Использует специальные приемы по развитию у учащихся интереса к предмету: новизна содержания, сравнение изучаемых понятий, показ их практической значимости, занимательность; применяет разнообразные методы обучения; обеспечивает индивидуальный подход к учащимся

Умение оценить качество знаний, умений и навыков

Допускает формализм и необъективность при оценке знаний, умений и навыков учащихся

Объективен в оценке знаний, умений и навыков учащихся

Изучает критерии оценок, умело использует значение их на практике, объективен в оценке знаний, практических умений и навыков

Продолжение следует

Поделиться своими наработками по административной деятельности или задать вопросы вы можете обратившись по адресу: 121165, Москва,  ул. Киевская, дом 24, редакция «Начальная школа». С пометкой – Илюхиной В.А.