Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2007

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

А.Б. ВОРОНЦОВ,
С.А. АКСЮЧИЦ,
С.В. КЛЕВЦОВА,
М.В. ЕНЖЕВСКАЯ

Новая «философия» оценки в начальной школе

Из опыта работы подразделения школы No 1133 ЭУК «Школа развития», г. Москва

В последние годы все больше встречается в литературе для начальной школы текстов и документов, в которых отмечается, что «самостоятельность как ответственное, инициативное, независимое поведение, совершаемое собственными силами, – основной вектор взросления» (Г.А. Цукерман). Центром развития учебной самостоятельности ребенка в начальной школе, ее ядром и основной формой проявления является контрольно-оценочная самостоятельность. Для ее воспитания совершенно необходим радикальный пересмотр системы оценивания. Одно из направлений такой перестройки являются разные способы построения безотметочной системы обучения. К настоящему времени уже описаны общая идеология и образовательные технологии педагогической оценки учебных достижений ребенка, а также условия развития оценочной самостоятельности детей. Мы же остановимся только на одной из форм накопительной системы оценки в начальной школе, которая вошла в педагогику как «портфолио».

Немного общих рассуждений на заданную тему

«Портфолио» как понятие, относящееся к образованию, стало достоянием школьной жизни совсем недавно. Строгое словарное значение термина «портфолио» связано с тремя его трактовками:

  • во-первых, так называют папку или портфель для хранения разрозненных бумаг, документов, рисунков;

  • во-вторых, это слово употребляют для обозначения сферы полномочий и обязанностей высокопоставленного должностного лица;

  • в-третьих, это перечень поручительств и рекомендаций относительно конкретного человека в подтверждение присущих ему достоинств.

С нашей точки зрения для разных ступеней образования понятие «портфолио» должно меняться. Например, для предпрофильной и профильной подготовки учащихся основное назначение портфолио – это накопление документальных подтверждений того, что ученик может обоснованно претендовать на занятие места в классе с определенным профилем обучения либо на продолжение обучения в определенном высшем учебном заведении.

Что может представлять собой «портфолио» и зачем оно нужно в начальной школе? Не гонимся ли мы за модой? Не перетаскиваем ли мы формально формы образования из старшей школы в начальную?

Учебный «портфолио» в начальной школе для нас – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времени.

Мы выделяем три основные цели такой формы работы:

1) смещение в сознании детей, их родителей и администрации школы акцента с того, чего младший школьник не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл в рамках этой цели учебного «портфолио» – показать все, на что способен ученик. Наличие такой формы работы позволяет сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути – оценочная составляющая «портфолио»;

2) создание места для накопления способов и средств действия («инструментов») учащихся и изготовления с их помощью различных «справочников», «помощников», которые бы позволяли школьникам решать большой класс частных практических задач, – «инструментальная» составляющая «портфолио»;

3) создание места для построения «пути» (маршрута) движения класса и отдельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути как всего класса, так и отдельных учащихся – рефлексивная составляющая «портфолио».

Таким образом, общая цель такой работы в начальной школе есть выращивание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизации, планированию учебной деятельности, ее анализу и оценке, формам презентации своих достижений.

Для достижения поставленных целей мы в своем Комплексе используем «Дневник моего роста», рассчитанный на первые пять лет обучения.

Дневник моего роста – главная «книга» ученика в начальной школе?

Этот дневник – папка с файлами, которые постепенно заполняются разнообразными материалами по мере их накопления. Этот «дневник» заменяет все другие официальные документы ребенка, в которых фиксируются результаты его обучения.

Впервые у детей возникает потребность в создании такой «книги» уже в первые дни 1-го класса в специальном адаптационном курсе «Введение в школьную жизнь»1, когда возникает необходимость фиксировать то, о чем дети договариваются на своих первых уроках, обсуждая «правила игры», по которым будет строиться их жизнь в первом классе. Отсюда возникает при совместном обсуждении на уроке идея придумать такое «место», где можно было, с одной стороны, собирать все «правила» и «школьные открытия», с другой стороны, собирать свои впечатления, свои размышления о себе, о классе и о школе. Основным «продуктом» первого вводного курса (34 часа) является специально оформленный «Дневник моего роста», в котором уже есть заполненные страницы-файлы: о себе, о семье, о классе, о школе, о тех правилах, по которым класс договорился жить в первом классе. Кроме этого, в дневник вошли результаты «стартовых» работ, с помощью которых каждый ребенок и класс в целом могли увидеть то, с чем они пришли в школу. Сами работы также размещаются в отдельных файлах.

В ходе учебного года в дневник набирается учебный материал, который размещается в отдельных файлах без какой-либо системы. Основная задача в первый школьный год – приучить школьников собирать свои работы в отдельном месте. В конце учебного года со второй половины апреля и до конца мая (у нас этот период называется «рефлексивная фаза учебного года») начинаются специальные действия по работе с дневником. Первоклассникам предстояла задача совместными усилиями разобраться в собранном материале, как-то его классифицировать, систематизировать и назвать.2

В последней фазе учебного года уже нет для детей привычного расписания учебных занятий с указанием конкретных школьных предметов. Школьники приходят в школу, разбиваются на малые группы для определенной задачи и работают над ее выполнением.

Основные задачи, которые необходимо решить первоклассникам в ходе работы с дневником:

1) выяснить, на какие группы можно разделить все ваши материалы дневника и как эти группы назвать3;

2) восстановить путь (маршрут) движения в учебном материале года через создание «рефлексивной карты» класса4, написание рефлексивных сочинений;

3) определить относительно персонального «старта» свои достижения в отдельных учебных дисциплинах и нанести их на свою «рефлексивную» карту по отдельному учебному предмету;

4) систематизировать по разным основаниям материалы в каждой из выделенных групп, оформить эти материалы в отдельных файлах;

5) подготовить персональный материал для выставки-презентации достижений класса за прошедший год.

В результате коллективной работы дневник первоклассников приобретает свои разделы (оглавление), которые со временем могут и меняться, но на конец 1-го класса они получились у наших детей следующие5:

  • я и мой класс (рассказы о себе, семье, классе, о событиях в классе и достижениях класса, фотографии, правила класса);

  • наш путь и открытия в стране знаний (здесь размещаются детские открытия, «рефлексивные карты», рефлексивные сочинения)6;

  • инструменты и полигон их испытаний (в этой папке размещаются, во-первых, все средства и способы действия (инструменты), которые «изобрели» первоклассники в учебном году, во-вторых, проверочные работы, в которых «испытывался» данный инструмент, с указанием результатов «испытаний»)7;

  • мои достижения в этом учебном году (в этот файл попадает материал из других разделов, но только тот, который решит САМ ученик. Здесь размещаются детские творческие работы, персональные открытия, лучшие письменные работы, возможно, различные награды, дипломы, грамоты и т.п.);

  • взрослые обо мне (в этом разделе размещаются разные качественные оценки педагогов (не только школы), родителей и т.п. о данном ребенке).

После размещения всех необходимых (по мнению ребенка) материалов, оставшиеся документы могут быть уничтожены, отданы учителю и т.п. Необходимо учить детей избавляться от лишних документов, материалов и вещей.

В последующие годы разделы могут меняться, добавляться, внутреннее содержание которых также может претерпевать изменения.

Второй год обучения начинается с «фазы совместной постановки и планирования задач года» (фазы запуска – сентябрь), который начинается со стартовой работы и на основе которой и строится вся работа в сентябре, в том числе и с дневником школьника. Результатом «фазы запуска» второго года обучения уже является «абрис карты» возможного движения класса и второклассника в конкретном учебном предмете. Такая заготовка «карты» изготавливается на основе стартовой работы ученика и служит главным ориентиром на весь учебный год. Перед тем как работать над составлением такой «карты», дети возвращаются к содержимому дневника.

На протяжении всех оставшихся лет обучения школьники будут постоянно возвращаться к своим материалам, перекладывая их, объединяя и систематизируя в зависимости от текущих задач года.

Резюме

Итак, в настоящее время во многих школах начался «портфельный бум» – все взялись за «внедрение» этой формы оценки непосредственно в массовой традиционной школе. Однако не факт, что мы сможем в массовой практике получить от новой формы организации оценивания образовательные и развивающие эффекты. На наш взгляд, «портфолио» будет иметь эффект только в том случае, если претерпят изменения и все остальные составляющие образовательного процесса в школе: и содержание (ориентированное на деятельность), и способы организации учебного процесса (переход от классно-урочной системы к другим формам образования), и система контрольно-оценочной деятельности, ориентированной на безотметочную систему оценивания. Начинать «внедрять» и пропагандировать «портфолио» и при этом оставлять без кардинального изменения все составляющие образования в школе приведет, как всегда, к заведомо известному результату – критике этой очередной «инновации» как вредной для российского образования.

Что касается начальной школы, то такая форма оценивания детей, как «портфолио», должна прежде всего носить обучающий характер, быть не формой, а «инструментом», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность через поддержку их высокой учебной мотивации.


1 Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 2002.

2 Сразу необходимо пометить, что мы изначально стараемся в дневнике уйти на деление по признаку «школьный предмет» (страница русского языка, математики и т.д.)

3 Очень важно, чтобы дневник был в форме накопительной папки (например, в виде набора файлов). Это позволяет детям неоднократно возвращаться к своим материалам на протяжении всех пяти лет обучения, все время перемещая их из файла в файл в зависимости от поставленных перед ребенком задач.

4 «Рефлексивная карта» (название не для детей) на первом году обучения возникает в конце учебного года и по большей мере является коллективным «продуктом» класса. Постепенно к 5-му классу дети переходят на индивидуальные «карты» движения в предмете, что является основой для построения индивидуальных маршрутов учащихся в основной школе и индивидуальных образовательных программ в старшей.

5 Названия разделов в каждой школе могут быть разные. Пусть их придумывают сами дети.

6 В первый год обучения в основном в дневнике преобладают слова наш, наши, мы; постепенно дневник будет приобретать черты индивидуальности того или иного ученика.

7 Внутри этой папки весь «инструментарий» и работы можно сгруппировать на предметам. Однако часть работ будут носить межпредметный характер.