Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2007

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Записала и участвовала руководитель Цетра
Александра СОБОЛЕВА,
научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии www.detki-psy.ru

Профилирование в школе:

психологи и «за» и «против»

Для многих родителей соблазн раннего профилирования, безусловно, велик. И действительно: как удобно выбрать для своего ребенка определенную дорогу и целенаправленно по ней вести к поставленной цели, не ответвляясь ни вправо, ни влево! Может быть, иногда это удобно и для учителей: не надо думать, как «вытянуть» из математического болота Машу Кораблеву, которую в дрожь кидает от одного вида формул, и можно не требовать соблюдения правил правописания от безнадежно неграмотного Коли Петрова, бредящего компьютерами...
Нужно ли ребенка с раннего школьного возраста ориентировать на какую-либо профессию?
Не в ущерб ли это общему развитию ученика? Не будет ли это еще одной никому не нужной нагрузкой? Мнения учителей, чиновников и родителей резко расходятся. Интересно узнать мнение специалистов в области психологии.

Егорова Светлана. Не забудьте, что профилирование, особенно в младшем школьном возрасте, – это выбор родителей, но не ребенка. Как он может знать, какую профессию выбрать, если он не знает о ней ничего, и решающим фактором для него является внешняя атрибутика? В его представлении, например, продавать мороженое – хорошо, потому что можно его есть сколько хочешь и денег много.

Сунцова Анастасия. В младшем школьном возрасте, конечно, ребенок еще не обладает знаниями окружающего мира достаточными для того, чтобы выбрать профессию.
Конечно, он обязательно кем-то хочет быть, но выбирает профессию в основном по впечатлениям, полученным из фильмов или из общения с кем- либо из значимых для него взрослых. Недаром половина девочек в младших классах хотят быть учительницами. Еще бы! Учительница для них в этот период главнее мамы. И костюм красивый, и всех учит. Они не знают и даже не подозревают о небольшой зарплате, внеклассной работе и всякой другой школьной рутине. И не должны знать, и это правильно. Поэтому в этом возрасте и невозможно определить направленность ребенка. Я скажу больше: зачастую и старшеклассник не может сделать правильный выбор, потому что не знает нюансов профессии...

Соболева Александра. Вспомним случай из нашей практики. На профдиагностику пришла девочка 16 лет. Девочка мечтала стать дизайнером, поступила в соответствующий колледж, но через полгода категорически отказалась учиться. Ее мама находилась в полном недоумении: почему? А потому, что девочка имела о профессии «Дизайнер интерьеров» представление по передаче «Квартирный вопрос». И представлялась ей будущая профессия так: приходит в квартиру дизайнер, весь красиво одетый, толково объясняет, как правильно навести красоту. Красота наводится, после чего благодарные жильцы приходят, дарят цветы или торт, смеются и плачут одновременно и – все счастливы.
В жизни оказалось все по-другому. Оказалось, что надо чертить в трех плоскостях, считать до миллиметра и решать сложные математические задачи... А у девочки с математикой с первого класса плохо по причине полного отсутствия пространственного мышления. Думаю, необходимо, прежде всего, дать детям представление о различных профессиях... Только как это сделать, чтобы это было не занудно?..

Вопрос из зала: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени...»
Когда появится Поэт, который о сегодняшнем учителе скажет что-то подобное?
Ответ: Прежде чем появится Поэт, должен появиться Учитель, который воспитает Поэта, который о нем скажет подобное...

(М. Жванецкий. Из бесед со зрителями)

Курдюкова Светлана. Я думаю, с помощью игры. Можно проигрывать ситуации, чтобы ребенок понял, насколько комфортно ему в профессии летчика, например...

Соболева Александра. Конечно, это было бы идеально. Но кто будет этим заниматься в условиях школы? Если только родители – представители разных профессий. Но это все должно быть достаточно творчески простроено. А то и вовсе охоту работать отобьют, а заодно и учиться. Если помечтать, то было бы хорошо так: специальные уроки с участием родителей одновременно с психологами, владеющими игровыми методами с элементами арт-драмы, – для того чтобы «проиграть» профессию и почувствовать: комфортно или некомфортно, интересно или неинтересно тебе в ней? И хорошо бы, чтобы родители рассказывали о нюансах профессии – как трудностях, так и радостях.

Чибисова Мария. Проигрывать ситуации, это конечно, отлично. Но хотелось бы, чтобы в эти игры была включена и настоящая атрибутика профессии: например: если дети получают сведения о профессии химика – пусть это будет иследовательская деятельность Например, пусть переливают жидкости из пробирки в пробирку. Или если хотят узнать о том, как делать мультяшки на компьютере – пусть попробуют сделать что-то элементарное сами. Особенно это важно для младших школьников: ведь для них главное – потрогать руками. И еще: почему бы не вспомнить об экскурсиях на производство? Помню, нас водили в переплетную мастерскую, и я сама переплела себе записную книжку – это было здорово!

Сунцова Анастасия. Но если проводить работу по профилированию в школе так, как надо, – это займет уйму времени. Не будет ли это мешать овладению основными предметами? Не надо забывать, что мы говорим об общеобразовательной школе, в которой ребенок должен, прежде всего, получить разносторонние знания. И должен в большей или меньшей степени овладеть всеми предметами: и теми, где ему «дано», и теми, где «не дано». Постигая сложные для него дисциплины, ученик не только развивается, но и учится преодолевать препятствия.

Нагорнева Ирина. Давайте вспомним еще об одном аспекте – нейропсихологическом. Функции головного мозга ребенка в младшем и среднем школьном возрасте находятся в непрерывном развитии. Мы знаем, что обучение всегда должно идти впереди развития. В каждом предмете – и сложном для него, и легком – ребенок получает что- либо для формирования необходимых для дальнейшей жизни функций головного мозга. Овладение каждым предметом развивает в разной степени одни и те же функции и тем самым увеличивает способности к усвоению другого. Например, если ребенок плохо владеет чтением, пересказом и не умеет делать выводы из смысла прочитанного, он не сможет понять и условие математической задачи. Или если, например, школьник учится рисовать географическую карту – улучшаются моторика и пространственные функции. А это очень полезно для изучения геометрии и правописания.

Соболева Александра. И еще одно: на стадии перехода профилирования в профориентацию хорошо было бы проводить комплексную профдиагностику молодого человека. Ведь для человека мало иметь способности к определенной профессии – нужно еще, чтобы позволяло здоровье и чтобы он подходил по своему типу личности и общей организации мышления. Может ли импульсивный, хотя и очень ловкий мальчик быть, например, офицером? Сомневаюсь.

В заключение хочу сказать: не только как психолог, но и как человек с жизненным опытом, «набивший синяки» на собственных ошибках, я считаю выбор профессии одной из самых главных вех в жизни – наравне с выбором спутника жизни и рождением детей. Одним из тех этапов, от которых зависит то, что мы называем Счастьем. Профессиональная составляющая счастья наших детей сегодня частично зависит от нас.

Итак, резюмируем:

– мы – за профилирование, но при том условии, что оно будет соответствовать возрастному нейропсихологическому и психологическому развитию ребенка;
– мы – против, если это противоречит законам гармоничного развития подрастающего поколения и отнимает время, необходимое для овладения основными школьными предметами, а следовательно, дает «перекос» в развитии.

Кто воздержался? Таких нет!

По материалам конференции «Профилирование в школе –“за” и “против”, проведенной в НИЦ детской нейропсихологии с сотрудниками Центра: возрастными, семейными и социальными психологами, психологами-профдиагностами, нейропсихологами, дефектологами и специалистами-предметниками.

Советы взрослым

1. Не удивляйтесь непоследовательности ребенка младшего возраста: девочка после полета на самолете может захотеть стать стюардессой, а после посещения цирка – дрессировщицей. Принимайте откровения детей с одобрением и словами: «Вот хорошо. Теперь ты, наверное, больше захочешь узнать о зверях (самолетах), будешь лучше учить языки. А если Вы посоветуете книгу «в тему», это уже «высший пилотаж»!

2. Приглашайте для бесед только увлеченных своей профессией людей.

3. Пытайтесь подчеркнуть, что при овладении каждой профессией нужны все школьные предметы, хотя и в разной степени.

4. Отличайте профилирование от профориентирования. Профориентирования в младших и средних классах быть не может!

5. Наравне с получением знаний ребятами о профессии, хорошо бы пробуждать и их чувства – рассказывать о романтике профессии, об эмоциональных переживаниях. Появится любознательность, а следовательно, мы направим интересы ребенка в нужное русло.

Научно-исследовательский центр детской нейропсисхологии.
Кардинальное решение проблем поведения и обучения детей.
www.children-psy.ru