Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2007

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Галина СЕМЕНОВА,
педагог-психолог школы № 1106,
г. Москва

Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников

Мотивы учения, являясь одним из компонентов учебной деятельности, выполняют функцию ее регулирования и поддержки. Учебная мотивация занимает важное место в мотивационной системе любого младшего школьника. Когда ребенок поступает в школу, у него преобладают широкие социальные мотивы (внутренняя позиция школьника). В начале обучения эти мотивы в сочетании с определенными познавательными интересами способствуют включению ребенка в учебную деятельность.

Известно, что такая широкая мотивация, определяемая новой социальной позицией, не может поддерживать учебу в течение длительного времени – постепенно она теряет свое значение. К концу первого класса среди всего многообразия мотивов главное место занимает мотив получения высокой отметки как источника других поощрений и залога эмоционального благополучия. Учебно-познавательные и другие широкие социальные мотивы (долг, ответственность, необходимость получить образование) не занимают ведущего места на протяжении всего младшего школьного возраста. Закономерным итогом становится отчетливое снижение учебной мотивации к концу этого возраста.

Представления детей о том, для чего они учатся в школе (особенно в начальных классах), достаточно смутные. В основном их ответы касаются стандартных заученных фраз типа: «Чтобы уметь читать, писать, считать, чтобы много знать, быть умным».

Уточнение этих высказываний часто заводит детей в тупик. Наиболее смышленые высказывают предположение о возможности найти в будущем хорошую, интересную работу. Но подобная перспектива в силу своей отдаленности не может стать серьезным стимулом к учению.

Часто родителям приходится «стимулировать» интерес к учебной деятельности, руководствуясь методом кнута и пряника. В результате у учащихся окончательно формируется представление об учебе как о нудном, малоприятном деле, которым приходится заниматься только под угрозой расправы или за очень приличное вознаграждение.

Мало способствует формированию учебной мотивации и предметный стиль обучения. Причиной возникновения школьной неуспеваемости может являться несформированность системного мышления, то есть способности рассматривать все изучаемые объекты в виде системы взаимосвязанных элементов. Только целостное знание предоставляет учащимся возможность осознанно дифференцировать свои интересы.

В настоящее время существует множество разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий с младшими школьниками. В предлагаемой программе игровая мотивация, которая часто превалирует на занятиях, без особых затруднений перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как уже сейчас он может попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности.

Программа построена таким образом, что предоставляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей неоднократно (многие рассматриваемые профессии имеют пересечения по необходимому набору способностей).

Одним из достоинств данной программы я считаю то, что она имеет широкий адаптационный спектр в работе с учащимися разного возраста и уровня развития. Наличие основного каркаса в программе позволяет ведущему наполнять занятия содержимым из заданий, отвечающих требованиям конкретной группы учащихся. Более того, ведущий, использующий данную программу, не ограничен временными и тематическими рамками. На свое усмотрение он может либо растягивать тему на несколько занятий, либо ужимать ее, а также включать в занятия дополнительные темы, в которых рассматриваются другие профессии и развиваются другие способности.

Цель Программы

Формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы, возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации. Формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.

Основной метод

Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Структура занятий

1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).

2. Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):

  • что я знаю об этой профессии;

  • что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;

  • какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;

  • что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач.

3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.

4. Самостоятельная оценка своих способностей (что не получилось и почему).

Что касается развивающих упражнений, набор заданий определяется той профессией, с которой знакомятся учащиеся на данном занятии.

Например, при рассмотрении профессии архитектора уделяется внимание развитию способностей, связанных с наблюдательностью, глазомером, пространственно-образным, творческим мышлением.

Профессия следователя требует развития способностей, связанных с концентрацией и распределением внимания, зрительной и вербальной памятью, умением слушать, логическим мышлением.

Для профессии водителя необходимо развитие способностей, связанных с концентрацией, переключением и объемом внимания, зрительной и моторной памятью, глазомером, пространственно-образным мышлением и т.д.

Ведущий сам определяет необходимый набор профессий, которые ему наилучшим образом помогут развить определенные способности учащихся.

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ

ЗАНЯТИЕ 1

Разминка

Задание на внимание (рис. 1).

Рис. 1

Рис. 1

В квадрате в одной из клеток сидит муха. Ведущий говорит, как она двигается, а учащиеся должны следить глазами за ее передвижением и в конце сказать, в какой клетке она остановилась.

Дискуссия

Для чего нужно быть внимательным в школе? (Вывод: чтобы хорошо учиться.)
Для чего нужно хорошо учиться? (Вывод: чтобы стать грамотным, образованным человеком, чтобы в будущем обеспечить себе возможность заниматься интересным, любимым делом.)

Работа в тетрадях

Напишите все, что вы знаете о профессии своих родителей, чем они, по вашему мнению, занимаются на работе.
По окончании выполнения этого задания желающие могут зачитать то, что они написали, и обсудить сходства и различия в занятиях родителей.

Игра «Азбука профессий»

Класс делится на три команды, и весь алфавит разбивается соответственно на три части. Команды должны за 5 минут записать у себя в тетрадях названия профессий на все выпавшие им буквы алфавита. Затем на предложенную ведущим букву сначала называет профессии команда, которой эта буква выпала. Если команда исчерпала свои возможности или не знает название профессии, то это право передается другим командам. За каждую названную профессию начисляется одно очко. В конце игры подсчитываются суммарные очки и объявляется победитель. Ведущий также может зарабатывать очки путем добавления названий профессий на все предлагаемые им буквы алфавита.

Домашнее задание

Поговорить с родителями об их профессиях, подробнее узнать о том, чем они занимаются на работе.

ЗАНЯТИЕ 2

Разминка «Зрительная память»

Ведущий показывает на отдельных карточках названия профессий. Учащиеся должны запомнить не только слова, но и их написание. После предъявления всех слов они записывают их в тетрадях. Затем ведущий снова показывает слова, и учащиеся сверяют написанное с образцом.
Примерный перечень профессий: программист, натуралист, эквилибрист, каскадер, режиссер.
Далее следуют коллективные ответы на вопросы: «Как можно объединить все эти слова? Кто знает, что означают эти профессии?»
Ведущий объясняет значение тех профессий, которые никто не смог описать.

Дискуссия

  • Что нового вы узнали о профессиях своих родителей?

  • У кого родители имеют одинаковую профессию?

  • Чьи родители продолжают профессию своих родителей?

  • У кого родители меняли свою профессию и что можете рассказать о каждой из них?

  • Если мама – домохозяйка, то в чем состоит ее работа?

Работа в тетрадях

Напишите, кем вы хотите стать в будущем, что вы знаете об этой профессии и почему именно эта профессия вам нравится.
По окончании задания желающие могут зачитать свои записи.

Вопросы

  • Кто хотел бы иметь такую же профессию?

  • Почему она вам нравится?

  • Что может привлекать в выбранных профессиях?

Игра «Профессии в школе»

Класс делится на три команды. Одна называет профессию, которая имеет отношение к школе (учитель, психолог, завхоз, повар, уборщица и т.д.). Следующая команда дает ее описание и называет еще одну школьную профессию, чтобы ее описала третья команда, и так по кругу. Если команда не может выполнить задание, то шанс получают игроки следующей команды. Команды получают по одному очку за каждую профессию и за ее описание.
Далее ведущий для каждой команды дает описание профессии, представители которой сделали все, чтобы ребята могли учиться в этой школе (строители, маляры, электрики и т.п.). Учащиеся должны назвать эту профессию. Задание передается следующей команде в том случае, если те, кому вопрос задан, не знают на него ответа или дают неверный ответ. Очки начисляются за каждый верный ответ.

Дискуссия

Предлагается подумать: людей каких профессий не хватает в школе?
Следует обосновать свое мнение.

ТЕМА 2. ПРОФЕССИЯ – АРХИТЕКТОР

ЗАНЯТИЕ 3

Разминка «Восприятие информации на слух и ее запоминание»

На доске нарисован квадрат размером 6 x 6 клеток (рис. 2). Учащиеся должны следить глазами за передвижениями воображаемого карандаша, которым управляет ведущий. Ведущий говорит, на сколько клеточек и в какую сторону надо проводить линию.

Рис. 2

Рис. 2

Ведущий. Представьте себе, что вы отступили на одну клетку слева внизу. Теперь вы ведете карандаш на три клетки – вверх, одна клетка – влево, три клетки – наискосок вправо вверх, три клетки – наискосок вправо вниз, одна клетка – влево, три клетки – вниз, одна клетка – влево, две клетки – вверх, две клетки – влево, две клетки – вниз, одна клетка – влево.

Учащиеся рисуют у себя в тетрадях тот образ, который у них сложился.

Обсуждение

Ведущий. Сегодня вы испытаете свои силы в одной очень интересной профессии, которая называется «архитектор». Попробуйте сначала описать ее самостоятельно.
Учащиеся дают устные ответы, затем ведущий обобщает их.
— Архитектор – специалист, который создает здания и их комплексы, образующие среду для жизни людей: жилищные, спортивные, театральные, парковые сооружения, улицы, города.
Какие учебные предметы необходимо знать будущему архитектору?
Зачем ему нужны математика, русский язык, история, география?
Какими способностями должен обладать архитектор?

Работа с подсобным материалом и в тетрадях

Ведущий обобщает высказывания учащихся.

Ведущий. Во-первых, архитектор должен уметь хорошо ориентироваться в пространстве, представлять в уме будущее сооружение, создавать его образ. Эту способность вы у себя проверяли, когда выполняли задание в начале урока.

Во-вторых, архитектор должен уметь проектировать и конструировать. В этом вы обычно тренируетесь, когда собираете из деталей конструктора какое-либо сооружение. На занятии мы будем конструировать дома из геометрических фигур (китайская головоломка – рис. 3). Задание — сложить дом из любых двух, трех, четырех элементов. Необходимо найти несколько вариантов.

Рис. 3

Рис. 3

В-третьих, архитектор – творческий человек. Он должен иметь хорошее воображение. Для проверки этой способности ведущий выступает в роли заказчика, которому необходимо спроектировать необычный дом.
Архитектор может проявить свою фантазию, но обязан соблюсти пять условий:

1. Дом должен быть похож на космический корабль.
2. Дом должен иметь не менее двух этажей.
3. Все окна в доме должны быть разного размера и разной формы.
4. В окраске дома обязательно должны присутствовать два цвета — синий и желтый.
5. Дверь должна быть такой, чтобы ее удобно было открывать и маленькому человеку, и большому.

Представление и разбор проектов

Проверка соответствия выдвигаемым требованиям и оценка фантазии автора.

Обсуждение результатов

  • Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?

  • Какие задания было легко выполнять?

  • Какие задания вызывали трудности и почему?

Домашнее задание

Узнать подробнее о профессии архитектора из разных источников информации (родители, знакомые, книги, журналы, теле- и радиопередачи).

ЗАНЯТИЕ 4

Разминка «Восприятие и глазомер»

Предъявляются три рисунка.
На первом (рис. 4а) необходимо определить, какая из трех дорог, ведущих к трем домам, длиннее.
На втором рисунке (4б) требуется соотнести высоту и ширину изображенной фигуры.
На третьем рисунке (4с) сравниваются два расстояния — от носа верхней ящерицы до носа средней и от носа средней ящерицы до носа нижней. Какое расстояние больше?

Рис. 4 (а, б, с)

Дискуссия

Предоставить возможность учащимся рассказать, что нового они узнали о профессии архитектора.

Вопросы

  • Кто знает фамилии знаменитых архитекторов?

  • Какие архитектурные сооружения в Москве вам нравятся больше всего?

  • Знает ли кто-нибудь их авторов?

  • Постарайтесь узнать, кто их спроектировал.

Работа в тетрадях

Ведущий. На прошлом занятии вы на себе проверили три способности, которыми должны обладать архитекторы. Назовите эти способности. Четвертую способность вы опробовали в процессе выполнения разминки. Называется она – «глазомер».
Зачем архитектору нужен хороший глазомер? (Чтобы грамотно и точно соотносить размеры проектируемых сооружений.)
Пятая способность касается наличия логических способностей. Почему они необходимы архитектору?

Обсуждение

Испытать свои логические способности предлагается путем создания проекта дома, где необходимо сначала проанализировать предлагаемые условия, а затем нарисовать и сам дом.
Дом должен удовлетворять следующим условиям:

1. Снаружи он должен казаться одноэтажным, а на самом деле быть трехэтажным.
2. В доме обязательно должен быть балкон, но не на первом этаже.
3. Весь первый этаж должен занимать гараж.

Обсуждение нарисованных вариантов проекта.

Игра

Класс делится на три команды. Каждая из команд получает задание на разработку проекта дома.
Коллективный проект каждой команды затем обсуждается другими командами на соответствие требуемым условиям. На обсуждение выносятся другие варианты, которые также удовлетворяют заданным условиям.
Затем предлагаются следующие задания:

1. Великан и Мальчик-с-Пальчик решили жить в одном доме. Каким он должен быть, чтобы им обоим было в нем удобно?

2. Подружились Чиполлино и Буратино и решили выстроить для себя дом. Но в помещении от мальчика-луковицы у Буратино постоянно слезились глаза. Чиполлино же все время натыкался на острый нос своего деревянного друга. Каким должен быть их дом, чтобы они могли общаться друг с другом и при этом не испытывать неудобств?

3. Снегурочка и Огневушка-Поскакушка также решили поселиться в одном доме. Каким он должен быть, чтобы ни та ни другая не пострадали при совместном проживании?

Обсуждение результатов

  • Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?

  • Какие задания было легко выполнять?

  • Какие задания вызвали трудности и почему?

ТЕМА 3. ПРОФЕССИЯ – СЛЕДОВАТЕЛЬ

ЗАНЯТИЕ 5

Разминка «Зрительная память»

Предлагается за одну минуту запомнить девять показанных на плакате фигур (рис. 5). Затем необходимо зарисовать их в тетради. После этого фигуры снова показываются, и учащиеся сверяют их со своими.

Рис. 5

Рис. 5

Какую способность вы тренировали во время разминки? Эта способность имеет отношение к следующей теме нашего занятия.

Дискуссия

Ведущий. Сегодня вы соприкоснетесь с еще одной очень интересной профессией, которая называется «следователь». Попробуйте сначала описать ее самостоятельно.
Устные ответы учащихся ведущий обобщает в виде краткого описания:
Следователь – человек, который осуществляет сбор и проверку доказательств при расследовании преступлений.

  • Какие учебные предметы необходимо знать будущему следователю? Нужны ли ему математика, русский язык, история, география?

  • Какими способностями должен обладать следователь?

Сначала дают ответы учащиеся.

Ведущий. Для следователя очень важно иметь высокий уровень развития внимания, хорошую зрительную память, логическое мышление, умение слушать и запоминать.

Работа с подсобным материалом и в тетрадях

Для проверки этих способностей учащимся предоставляется возможность «расследовать» несколько дел. Они получают по папке с описаниями пяти преступлений. Ведущий зачитывает состав каждого преступления и задание, которое необходимо выполнить «следователю».

ДЕЛО № 1 (рис. 6). В доме произошла кража. Необходимо составить опись украденного. (Сравнение двух рисунков и нахождение недостающих предметов.)

Рис. 6

Рис. 6

ДЕЛО № 2 (рис. 7). В доме, где была совершена кража, задержан человек, который утверждал, что он просто ошибся дверью и никакого отношения к краже не имеет. Следователь, обыскав этого человека, ничего у него не нашел, кроме зашифрованной записки. Это вызвало подозрение. После долгих усилий удалось разгадать шифр записки и прочесть ее содержание. Она указывала, где спрятано награбленное. (По приведенному шифру необходимо прочесть текст записки.)

Рис. 7

Рис. 7

ДЕЛО № 3 (рис. 8). Полицейский застал грабителя на месте преступления, когда тот, пытаясь вскрыть сейф, взорвал его. Необходимо отыскать осколок сейфа, так как он является уликой, доказывающей преступление. (Необходимо соотнести все осколки с формой отверстия в сейфе.)

Рис. 8

Рис. 8

ДЕЛО № 4 (рис. 9). (Зачитывается один раз.) После совершенного ограбления следствие зашло в тупик: слишком много подозреваемых. Свидетелей трое. Один из них смог припомнить только, что у преступника была лысина, второй заметил, что он был усатый, а третий — что у него на лице был пластырь. Пожалуй, этого достаточно, чтобы определить виновного. (Нахождение фотографии по приметам.)

Рис. 9

Рис. 9

ДЕЛО № 5 (рис. 10). Однажды инспектор был срочно вызван на аэродром, расположенный недалеко от Лос-Анджелеса. Из случайно услышанного телефонного разговора полиции стало известно, что рейс самолета, который отправляется на Аляску, закончится катастрофой: один из пассажиров собирается взорвать самолет. Инспектор, прибыв на аэродром, принялся внимательно наблюдать за пассажирами, направляющимися к трапу из подъехавшего автобуса. После беглого просмотра документов инспектор задержал одного из них. На кого могло пасть подозрение? (Необходимо не только указать преступника, но и объяснить свой выбор.)

Рис. 10

Рис. 10

Какими способностями должен был обладать следователь при расследовании этих пяти дел? Какие дела, на ваш взгляд, были легкими, а какие вызывали затруднения и почему?

Домашнее задание

Узнать подробнее о профессии следователя из других источников информации (от родителей, знакомых, из книг, журналов, теле- и радиопередач).

ЗАНЯТИЕ 6

Разминка «Мыслительные операции анализа и синтеза»

Ведущий. Назовите слова, в написании которых «спрятались» ноты (дорога, мина, фасоль, софа, сирена и т.д.).

Дискуссия

Предоставить учащимся возможность поделиться, что нового они узнали о профессии следователя.

Вопросы

  • Каких знаменитых сыщиков вы знаете из литературных произведений детективного жанра?

  • Кто из них у вас вызывает больше симпатии и почему?

Работа в тетрадях

Ведущий. Расследование любого дела связано с решением логических задач. Одним из примеров такой задачи было последнее дело на предыдущем занятии. Сегодня вам представится возможность расследовать еще два дела, а значит, решить логические задачи.

ДЕЛО № 6. В классе произошла кража. Украдены часы, кошелек и шапка. Подозреваются три мальчика: Питер, Джон и Боб. Они поклялись, что будут говорить правду, но друг друга не выдадут. Питер: «Я не брал часы, а Боб не брал кошелек». Джон: «Я не брал шапку, а Питер не брал часы». Боб: «Я не брал кошелек, и Джон не брал кошелек». Каждый взял по одной вещи. Кто что взял?

 

Кошелек

Часы

Шапка

Питер

+

Джон

+

Боб

+

Рис. 11

Ведущий показывает, как решаются логические задачи с помощью «логического квадрата» как наиболее удобного варианта решения задач такого типа. Строится таблица (рис. 11), в которой записываются все действующие лица (Питер, Джон, Боб) и имеющиеся признаки (украденные вещи).
Заполнение таблицы знаками утверждения (+) или отрицания (–) осуществляется исходя из показаний трех действующих лиц.
Таким образом, полностью заполненный «логический квадрат» дает искомое решение задачи.
Следующее дело учащимся предлагается расследовать самостоятельно также путем построения «логического квадрата».

ДЕЛО № 7. Змей Горыныч, Баба Яга и Кощей Бессмертный, совершив очередное злодейство, разбежались и как следует спрятались. На поиск злодеев отправились три известных сыщика — Шерлок Холмс, Мегрэ и майор Пронин. Самым расторопным из сыщиков оказался майор Пронин, изловивший первого из злодеев; второго поймал Шерлок Холмс. Кто из сыщиков кого поймал, если известно, что Шерлок Холмс не охотился за Змеем Горынычем, а последней была обнаружена прикинувшаяся невинной старушкой Баба Яга?

Игра «Поиск задуманного лица»

Водящий, который будет исполнять роль следователя, выходит за дверь.
В классе выбирается один учащийся, которого впоследствии необходимо будет описать.
Некоторое время все внимательно на него смотрят и запоминают его внешность, чтобы затем называть приметы по памяти.
Задача следователя: найти «пропавшего» ученика, задавая вопросы по внешнему описанию, на которые можно отвечать только «да» или «нет».
Условие – найти задуманного учащегося, используя наименьшее количество вопросов. (Количество вопросов фиксируется.)
Игра может быть повторена несколько раз, чтобы иметь возможность сравнить результаты.

Обсуждение результатов

  • Какими способностями должен обладать следователь?

  • Какие задания было легко выполнять?

  • Какие задания вызвали трудности?

  • Почему?

ТЕМА 4. ПРОФЕССИЯ – БИОЛОГ

ЗАНЯТИЕ 7

Разминка «Слуховая память»

Ведущий. Постарайтесь запомнить следующие слова: слон, муравей, пантера, воробей, окунь, стрекоза, попугай, корова, пчела, щука, ворона, лиса, акула, соловей, мышь.
Ответьте на следующие вопросы:

1. Сколько всего было слов?
2. Во сколько групп можно объединить эти слова?
3. Назовите каждую группу и те слова, которые вошли в каждую группу.

Ведущий. Какие способности вы тренировали во время разминки? Эти способности имеют отношение к следующей теме нашего занятия.

Дискуссия

Ведущий. Сегодня вы испытаете себя, познакомившись еще с одной очень интересной профессией, которая называется «биолог». Попробуйте сначала описать ее самостоятельно.

Устные ответы учащихся ведущий обобщает в виде краткого описания:

Биолог занимается изучением живой природы – огромного многообразия вымерших и ныне населяющих Землю живых существ: изучает их строение, происхождение, что они делают, где жили или живут, чем питаются. Его внимание сосредоточено на животном и растительном мире.
Какие учебные предметы необходимо знать будущему биологу? Зачем ему нужны математика, русский и иностранные языки, история, география?
Какими способностями должен обладать биолог?

Сначала дают ответы учащиеся.

Для биолога очень важно быть наблюдательным. Ему необходимо обращать внимание на мельчайшие детали и изменения, которые происходят в природе. Он должен очень хорошо разбираться, в первую очередь, во всем внешнем многообразии живых существ, населяющих Землю.

Работа с подсобным материалом и в тетрадях

Учащимся дается 5 заданий в виде рисунков для проверки зрительного восприятия, умения находить сходства и отличия. На выполнение заданий отводится строго ограниченное время (рис. 1—5.)

Как ты считаешь, чьи это ушки и хвосты?

Как ты считаешь, чьи это ушки и хвосты?

Найди два одинаковых дубовых и кленовых листочка.

Найди два одинаковых дубовых и кленовых листочка.

Какая бабочка на какой цветок прилетит?

Какая бабочка на какой цветок прилетит?

Сосчитай количество яблок.

Сосчитай количество яблок.

Сравни рисунки между собой. Найди различия.

Сравни рисунки между собой. Найди различия.

Ведущий. Биолог также должен уметь внимательно слушать и запоминать услышанное. Во время разминки вы пытались запомнить известные слова. Если слов немного, то сделать это просто. Гораздо сложнее запомнить бессмысленный. на первый взгляд, набор звуков. Биологу приходится этим заниматься, когда он изучает голоса живых существ. Способность, заключающуюся в умении внимательно слушать, запоминать и различать голоса птиц и зверей, можно проверить с помощью аудиозаписи.
Сначала надо дать прослушать выбранные голоса на аудиокассете. Необходимо назвать каждый голос, обратив внимание на особенности звучания. Затем запись голосов, но уже в другом порядке учащиеся прослушивают повторно, пытаясь определить и зафиксировать в тетрадях новую последовательность голосов птиц и зверей.

Обсуждение

Ведущий. Голоса каких птиц и зверей вам были знакомы? Где вы их слышали? О чем могут «разговаривать» звери и птицы?

Игра «Чайнворд»

Класс разбивается на три команды. Представитель первой команды называет какое-либо животное (растение). Другая команда должна назвать животное (растение) на последнюю букву. Далее аналогично действует следующая команда. Если никто из команды не смог вспомнить название животного (растения), то ход передается другой команде. За каждое названное животное (растение) начисляется очко. (Пример: носорог, гепард, дикобраз, зебра...)

Обсуждение результатов

  • Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?

  • Какие задания было легко выполнять?

  • Какие задания вызывали трудности и почему?

Домашнее задание

Узнать подробнее о профессии биолога из других источников информации (от родителей, знакомых, из книг, журналов, теле- и радиопередач).

ЗАНЯТИЕ 8

Разминка «Скорость реакции»

Ведущий. Биолог может оказываться в таких ситуациях, когда ему приходится быстро принимать важные решения. Он должен обладать хорошей реакцией. Эту способность можно проверить с помощью блицопроса, во время которого необходимо давать быстрые ответы на вопросы.

Каждый учащийся получает по одному вопросу.

1. Когда цветет ландыш? (Весной.)
2. Кто ухает в лесу ночью? (Филин.)
3. Не огонь, а жжется. Что это? (Крапива.)
4. Сколько орехов в пустом стакане? (Ноль.)
5. Ворон летит, собака на хвосте сидит. Может ли это быть? (Да.)
6. Сколько ног, хвостов и рогов вместе у одной коровы? (Семь)
7. Летели три страуса. Охотник одного убил. Сколько страусов осталось? (Страусы не летают.)
8. Тюрьма для птиц. (Клетка.)
9. Пара лошадей пробежала 20 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (20 км.)
10. Растение, похожее на ежа. (Кактус.)
11. Цветок, лысеющий на ветру (Одуванчик.)
12. Нос долог, голос тонок. Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар.)
13. И дорожная разметка, и название животного. (Зебра.)
14. Какая птица яиц не несет, а из них выводится? (Петух.)
15. Рыба с усами. (Сом.)

Дискуссия

  • Предоставить учащимся возможность рассказать, что нового они узнали о профессии биолога.

  • Какие разновидности этой профессии они знают?

  • Чем занимаются люди этих профессий?

Работа с подсобным материалом

Для биолога очень важно умение длительное время сосредотачиваться на одном объекте, не отвлекаясь на другие, подмечать незначительные изменения в окружающей обстановке и анализировать увиденное. Задание — в том, чтобы на рисунке, состоящем из перепутанных линий, найти все живые существа, затем дать устное их описание путем ответа на следующие вопросы (рис. 6):

1. Как зовут животное?
2. Как оно выглядит?
3. Где оно живет и чем питается?

Ответ учащегося дополняется ответами других.

Рис. 6

Рис. 6

Работа в тетрадях

Ведущий. Наличие творческого мышления, богатого воображения также необходимо в работе биолога, особенно в его селекционно-исследовательской деятельности.
Представьте себе, что вы биолог-селекционер, которому необходимо вывести растение, удовлетворяющее пяти признакам: оно должно быть красивым, вкусным, полезным, неприхотливым и обладать свойствами самозащиты.
Новое растение должно быть результатом скрещивания пяти известных растений, каждое из которых обладало бы одним из указанных свойств.

 

Корень

Стебель
(Ствол)

Листья

Цветы

Плоды

Красивое
Растение 1

 

 

 

 

 

Вкусное
Растение 2

 

 

 

 

 

Полезное
Растение 3

 

 

 

 

 

Неприхотливое
Растение 4

 

 

 

 

 

Самозащита
Растение 5

 

 

 

 

 

Для удобства в селекционной работе вам потребуется «логический квадрат», где необходимо указать, части каких растений вы будете использовать для скрещивания. Причем важно брать именно ту часть растения (корень, стебель или ствол, листья, цветок, плод), которая непосредственно обладает требуемым свойством.
Результат селекции необходимо зарисовать в тетради и описать полученное новое растение, то есть дать ему название, рассказать, где оно сможет расти, как долго будет расти, каких достигнет размеров, когда зацветет и когда появятся плоды.
Желающие могут представить свои проекты для коллективного обсуждения.

Игра «Угадай задуманное слово»

Ученикам предлагается угадать задуманное слово, имеющее отношение к растениям или животным, задавая уточняющие вопросы, на которые можно получить только ответы «да» или «нет». Предварительно для развития навыков выделения наиболее значимых признаков с учениками в доступной для них форме обсуждаются основы классификации понятий. Для облегчения восприятия на доске может быть наглядно представлено «дерево понятий» (рис. 7).

Рис. 7

Рис. 7

Обсуждение результатов

  • Какими способностями должен обладать биолог?

  • Какие задания было легко выполнять?

  • Какие задания вызывали трудности и почему?

ТЕМА 5. ПРОФЕССИЯ – ВОДИТЕЛЬ

ЗАНЯТИЕ 9

Разминка «Внимание!»

Задание 1. На рисунке вперемешку нарисовано несколько машин. Необходимо определить их количество (рис. 8).

Рис. 8

Рис. 8

Задание 2. На рисунке требуется найти тень изображенной машины (рис. 9).

Рис. 9

Рис. 9

На выполнение обоих заданий дается строго ограниченное время.

Дискуссия

Ведущий. Профессия, с которой вы сегодня соприкоснетесь, всем очень хорошо знакома, так как вы встречаетесь с ней практически ежедневно. Эта профессия называется «водитель». Попробуйте сначала описать ее самостоятельно.

Устные ответы учащихся ведущий обобщает в виде краткого описания:

Эта профессия связана с перевозкой грузов и пассажиров, что предусматривает умение управлять автомобилем и обслуживать его (заправлять горючим, смазывать детали, мыть, находить и устранять неисправности.)

  • Какие учебные предметы необходимо знать будущему водителю? Зачем ему нужны математика, русский и иностранные языки, история, география?

  • Какими способностями должен обладать водитель?

Сначала ответы дают учащиеся.

Ведущий. Очень важно для водителя, находящегося на дороге, быть предельно внимательным. Эту способность в очередной раз вы проверили у себя во время разминки.

Работа с подсобным материалом

Ведущий. Почему водитель быстро находит пункт назначения, то есть место, куда следует приехать? (Умеет ориентироваться по карте, имеет хорошую зрительную память). С помощью следующего задания вы проверите у себя эти способности:

Водитель должен доставить товар в один из домов. Он запомнил схему маршрута, но забыл номер дома. Несмотря на это, товар был доставлен точно по указанному адресу. Попробуйте и вы, запомнив маршрут, определить, к какому дому нужно подъехать.

Схема маршрута показывается на 30 секунд и убирается, учащийся по памяти ищет дорогу к нужному дому. Найдя его, объявляет номер дома (рис. 10).

Рис. 10

Рис. 10

Игра «Виды транспорта»

Ведущий. Водитель должен уметь быстро реагировать в непредвиденных ситуациях, быстро соображать. Эту способность можно проверить с помощью игры.
Один из вас, бросая кому-нибудь мячик, должен сказать, например: «Воздушный транспорт» (варианты — наземный, морской). Тот, кто мяч ловит, называет транспортное средство, относящееся к воздушному (наземному, морскому) виду транспорта, и дает задание следующему ученику. Тот, кто не сможет дать ответ, перебрасывает мяч и свой вопрос другому, а сам выходит из игры.

В конце игры подсчитывается количество оставшихся игроков, которые отмечаются как обладатели хорошей реакции.

Дискуссия и работа в тетрадях

Ведущий. Как совершенствовались транспортные средства? На чем ездили люди раньше? На чем ездят сейчас? На чем будут ездить в будущем?
Попробуйте нарисовать транспорт будущего. Опишите его. Как он будет передвигаться? Понадобится ли ему горючее? Если да, то какое? Какую скорость он сможет развить? На какие расстояния на нем можно будет передвигаться?
Желающие могут представить свой проект для коллективного обсуждения.

Обсуждение результатов

  • Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?

  • Какие задания было легко выполнять?

  • Какие задания вызывали трудности и почему?

Домашнее задание

Узнать подробнее о профессии водителя из других источников информации (от родителей, знакомых, из книг, журналов, теле- и радиопередач).

ЗАНЯТИЕ 10

Разминка «Глазомер»

Задание 1. Водитель должен был привести в магазин коробки для товара, но по дороге они у него рассыпались. Необходимо все коробки закрыть своими крышками (рис. 11).

Рис. 11

Рис. 11

Задание 2. На рисунке изображены автобусы. Какой автобус самый большой? Надо отметить его единицей, далее отметить остальные в порядке убывания размеров (рис. 12).

Рис. 12

Рис. 12

Ведущий. Какую способность вы тренировали во время разминки? Почему водитель должен иметь хороший глазомер? (Необходимо уметь соотносить габариты своей и чужих машин, ширину проезжей части, расстояние до ближайшей машины, до поворота, до препятствия и т.д.)

Дискуссия

Предоставить возможность учащимся поделиться тем, что нового они узнали о профессии водителя. Чьи родители работают водителями или умеют водить машину? Кого из вас обучали элементам вождения? Что должен знать грамотный водитель? Какие правила и указатели дорожного движения вы знаете?

Работа с подсобным материалом

Что будет, если пешеходы и водители перестанут соблюдать Правила дорожного движения? (Устное обсуждение.) Рассмотрите рисунок и найдите нарушения правил. Объясните, почему вы считаете, что такое поведение детей опасно для жизни (рис. 13)?

Рис. 13

Рис. 13

Игра «Зеркала»

Ведущий. Когда водитель сидит за рулем, многие движения он выполняет автоматически, то есть его руки «сами знают», что нужно делать в данный момент. Это называется моторной памятью. За свою жизнь вы уже накопили определенный опыт автоматических действий: когда пользуетесь ложкой или вилкой во время еды, когда длительное время работаете с какими-либо инструментами, когда играете в знакомые подвижные игры.
Проверить, как быстро вы запоминаете то или иное движение, можно с помощью игры.

Выбирается один водящий и показывает одно за другим движения; все остальные, как в зеркале, должны их повторить. Затем водящий предлагает самостоятельно повторить эти движения в той же последовательности и следит за правильностью исполнения, заставляя ошибающихся выбывать из игры.

Работа с подсобным материалом

Ведущий. Водитель должен уметь анализировать ситуации, в которые он попадает, чтобы найти верное решение. Попробуйте помочь водителю Филу, который оказался в затруднительном положении. Совсем недавно он купил новый автомобиль, оснащенный самой современной компьютерной системой рулевого управления. Но, увы, компьютер начал вдруг барахлить. Автомобиль перестал поворачивать налево. Теперь Фил может ехать только вперед и делать правый поворот. Фил тотчас же позвонил в автомастерскую. Карл, ее хозяин, объяснил Филу, что компьютер его машины неисправен. Он испортился в тот момент, когда Фил проезжал мимо электростанции (на рис. 14 обозначена молнией). Теперь автомобиль может поворачивать только направо. Но если Фил снова проедет мимо электростанции, компьютер опять подвергнется действию электроимпульса, и способность поворачивать налево восстановится. Правда, машина перестанет поворачивать направо. И так после каждого проезда мимо электростанции автомобиль переключается с режима одного поворота на режим другого. «Приезжайте в нашу мастерскую, – сказал Карл, – мы починим компьютер».

Фил взял карту города и стал вычислять маршрут, по которому он сможет доехать до мастерской. Помогите ему в этом деле, помня, что сначала машина может поворачивать только направо, а при проезде квартала, обозначенного молнией, режим поворота каждый раз меняется (рис. 14).

Рис. 14

Рис. 14

Обсуждение результатов

  • Какими способностями должен обладать водитель?

  • Какие задания было легко выполнять?

  • Какие задания вызывали трудности и почему?

Продолжение следует