Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №3/2007

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Ирина ШМЫГАРЕВА,
учитель начальных классов
школы № 1308, г. Москва

Стихи и проза о семье

Литературное слушание. 2 класс

Тема. «Стихи и проза о семье. И. Панькин. “Легенда о матерях”».

Цели. Повторить изученные произведения по теме; формировать навык самоконтроля и самооценки; расширять читательский опыт через слушание нового произведения; научить видеть любовь матери к детям; воспитывать доброе отношение к ребенку, уважение к старшим; развивать творческую деятельность; поздравить мам и бабушек с наступающим праздником 8 Марта; формировать читательские умения: развивать способность ориентироваться в разных жанрах литературы, приводить примеры произведений к названному жанру, правильно называть произведения; выразительно читать наизусть стихотворения о семье; учиться характеризовать героев произведения, выражать свое отношение к ним.

Оборудование. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Учебник для учащихся 2 кл.: В 2 ч. Ч. 2.
М.: Вентана-Граф; Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Учебная хрестоматия для учащихся 2 кл. М.: Вентана-Граф; Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 2 кл.: В 2 ч. М.: Вентана-Граф; листочки с заготовкой схемы для заполнения; аудиозаписи фрагментов легенды (обращения к мальчику), «Маминой песенки» (на сл. М. Пляцковского, муз. М. Парцхаладзе); детские книги сказок о семье: русская сказка «Белая уточка», татарская сказка «Три сестры», нанайская сказка «Айога»; открытые модели обложек произведений разных жанров о семье; готовая модель обложки нового произведения: И. Панькин. «Легенда о матерях»; карточки с названиями жанров: быль, пословица, колыбельная песня, сказка, рассказ, стихотворение, легенда; с пословицами о семье (разделенными на 2 части каждая).

Урок проводится накануне Международного женского дня 8 Марта, поэтому в качестве гостей выступают мамы учащихся. Для них целенаправленно подбирается материал к уроку.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Урок сегодня будет не совсем обычный, так как он проводится накануне женского праздника.

8 Марта – день торжественный,
День радости и красоты.
По всей Земле он дарит женщинам
Свои улыбки и цветы.

Ученик.

И мы хотим гостей порадовать,
Чему нас учат, показать.
Ведь гости эти – наши мамы,
Они хотят о нас все знать.

У. Тема сегодняшнего урока «Стихи и проза о семье». Нам предстоит повторить уже изученные произведения по этой теме, познакомиться с новым произведением о семье, поздравить своих мам с наступающим праздником Восьмое марта.

III. Обобщение и повторение темы «Произведения о семье»

У. Ребята, перед вами листочки со схемой. Будем заполнять ее. Поможет вам в этом учебник. Но пользоваться им вы будете в том случае, если действительно не знаете ответ на мой вопрос. Какой частью учебника для этого удобнее пользоваться?

Дети. Оглавлением.

Дети работают на листочках, а учитель с той же схемой – на доске. Схема – мостик к знакомству с новым произведением. После прослушивания нового произведения и проверки первичного его восприятия схема дополняется легендой.

– Итак, произведение какого жанра мы изучали первым в этой теме?

Д. Быль.

У. Назовите быль и ее автора.

Д. Лев Толстой. Быль «Лучше всех».

У. Вспомните, с произведениями какого жанра мы работали потом?

Д. C пословицами.

У. На доске пословицы рассыпались. Соберите их.

Задание выполняется коллективно на доске. Пословицы зачитываются:

  • Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

  • Всякой матери свое дитя мило.

  • Сам себя губит, кто других не любит.

  • Кто за счастье борется, к тому оно и клонится.

  • Всем хороша, да слепа душа.

  • Жизнь дана на добрые дела.

– С этим заданием вы успешно справились. А что мы изучали потом?

Д. Колыбельные песни.

У. Назовите колыбельные песни.

Д. Народная песня «Колыбельная».
– М. Лермонтов – «Спи, младенец мой прекрасный».
– А. Майков – «Колыбельная песня».

У. На какие группы можно разбить эти песни?

Д. На народные и авторские.

У. Что такое колыбельная песня?

Ученик отвечает, при необходимости ответ уточняется с помощью чтения справочного материала в учебнике.

– Назовите произведения, которые соответствуют этой модели.

На доске:

Учащиеся называют сказки о семье. На выставке появляются детские книги сказок.

– Что общего у этих произведений?

Д. Это народные сказки о семье.

У. Подберите пословицы к русской сказке «Белая уточка».

Д. Всякой матери свое дитя мило.
– Кто за счастье борется, к тому оно и клонится.
– Сам себя губит, кто других не любит. (О ведьме.)

У. К татарской сказке «Три сестры».

Д. Сам себя губит, кто других не любит.
– Всем хороша, да слепа душа. (О двух старших дочерях.)
– Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
– Жизнь дана на добрые дела. (О младшей дочери.)

У. Что подойдет к нанайской сказке «Айога»?

Д. Сам себя губит, кто других не любит.

У. Назовите произведения, которые соответствуют этой модели.

На доске:

 Д. Это рассказы: В. Осеевой «Сыновья», Е. Пермяк «Случай с кошельком», С. Аксаков «Моя сестра», Л. Воронковой «Катин подарок».

У. Главную мысль какого рассказа можно выразить пословицей: «Всякой матери свое дитя мило?»

Д. В. Осеевой «Сыновья».

У. Назовите рассказ, в котором главную мысль можно выразить пословицей: «Жизнь дана на добрые дела».

Д. Е. Пермяк – «Случай с кошельком».

У. И, наконец, последняя рамочка...

На доске выставляется модель.

Д. Это модель стихотворения.

У. Какие стихотворения мы изучали?

Д. Ю. Коринец – «Март».
– А. Плещеев – «Песня матери».
– С. Михалков – «А что у вас?».

Инсценируется стихотворение С. Михалкова «А что у вас?».

IV. Слушание произведения

У. Сегодня я хочу прочитать вам новое произведение. Послушайте его.

Учитель читает «Легенду о матерях» И. Панькина. Учебники закрыты. Обращения к мальчику звучат с аудиозаписи.

V. Проверка первичного восприятия

У. Понравилось ли вам это произведение?

Д. Да.

У. Что вы чувствовали, когда слушали его?

Д. Радость от того, что страшный и сильный царь морей и океанов Нептун не победил моряков.

– Грусть, потому что матери отдали все лучшее своим сыновьям и стали слабыми и некрасивыми.

У. Когда вы переживали?

Д. Когда моряки вышли в море и не возвращались.

– А еще когда жестокий царь Нептун узнал о поступке дочерей, разгневался, выбросил их из моря и превратил в птиц чаек.

VI. Работа с произведением

У. Почему моряки сильны и непобедимы? Как говорится об этом в тексте?

Д. Потому что матери отдали им все лучшее, что имели.

У. Можно ли поступок матерей назвать героическим?

Д. Да.

У. Как бы вы озаглавили это произведение?

Выслушиваются ответы детей.

– Автор озаглавил произведение «Легенда о матерях». Найдите его в хрестоматии и прочитайте еще раз его название.

Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено?

Д. Как матери отдают свою силу сыновьям на берегу моря.

У. Итак, мы познакомились с новым жанром. Как называется этот жанр?

Д. Легенда.

У. Что такое легенда?

На доску вывешивается определение легенды:

Легенда – это произведение, в котором в сказочной форме рассказывается о необыкновенном происшествии или героическом событии, памятном для народа.
– На обратной стороне листочка со схемой составьте модель обложки.

После выполнения задания на доску вывешивается готовая модель обложки. Дети выполняют самопроверку.

– Выполните задание 1 в рабочей тетради.

Выполнение задания проверяется.

VII. Домашнее задание

У. Дома прочитайте «Легенду о матерях» в книжке-коллективке и выполните задание 2 в рабочей тетради.
Кто хочет, прочитайте еще один рассказ из книжки-коллективки.

VIII. Поздравление мамам

У. Самое дорогое для всех нас слово – мама, и сегодня мы обращаемся к нашим мамам.

Заранее подготовленные ученики читают стихотворение Н. Саксонской «Разговор о маме»:

– Восьмое марта – день чудесный
Пришел с весенним солнцем к нам.
Звените, радостные песни, –
Сегодня праздник наших мам!

Дети исполняют «Мамину песенку» (сл. М. Пляцковского, муз. М. Парцхаладзе).

Если в небе туча хмурится,
Если снег летит в саду,
Я в окно смотрю на улицу
И с работы маму жду.

Припев:

Пускай узнают ветер,
И звезды, и моря,
Что лучше всех на свете
Мамочка моя!

Не страшна мне даже молния,
Дождик льется – ну и пусть.
Лишь улыбку мамы вспомню я –
И ни капли не боюсь!

Припев.

Обниму я в марте радостно
Маму милую свою,
Дам я ей подарок праздничный
И тихонечко спою.

Дети вручают мамам и бабушкам подарки, приготовленные на уроках труда.

У. Урок окончен. Скажем мамам «До свидания!», а нас ждут новые знания.