Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №3/2007

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Светлана САЛИМОВА,
учитель начальных классов, ст. Кын,
Лысьвенский р-н, Пермский край

Левитановский март

Развитие речи. 3 – 4 классы

Тема. «Текст-описание. Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана “Март”».

Цели. Формировать умение составлять художественное описание природы на основе пейзажной живописи (композиция, определение темы, настроение); способствовать развитию речи и творческого воображения, чувства прекрасного и интереса к живописи.

Оборудование. Репродукция картины.

 ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель читает наизусть стихотворение Е. Благининой:

Еще в домах пылают печки
И поздно солнышко встает,
Еще у нас по нашей речке
Спокойно ходят через лед.
Еще к сараю за дровами
Не проберешься напрямик,
И в садике под деревами
С метлою дремлет снеговик.
Еще мы все тепло одеты –
В фуфайки, в ватные штаны,
А все-таки весны приметы
Во всем, во всем уже видны.

Учитель. Скажите, какие приметы весны видны в природе?

Дети отвечают.

– Куда бы мы сейчас ни бросили взгляд – везде видим, как весна преображает природу, слышим весенние звуки. Весна – необыкновенное время года, когда все в природе просыпается. Ей поэты посвятили много стихов. Какие стихи о весне вы приготовили к уроку?

Дети зачитывают из репортерских блокнотов или читают наизусть стихи о весне.

– Природу можно изобразить по-разному. Поэты выражают свое отношение к ней словами, композиторы – музыкой, а художники разговаривают с нами при помощи красок. И надо уметь понимать этот особый язык.
Поэтому сегодня перед нами стоит задача научиться «читать» картину, осмысливать ее содержание, передавать словами то, что художник изобразил красками. Мы будем писать сочинение по картине И. Левитана «Март».

III. Подготовка к восприятию картины

У. Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжелым, что впоследствии он старался никогда не вспоминать о нем. Когда Исаак Ильич учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей творческой работе относился очень строго. За 25 лет написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Современники называли его мастером пейзажа состояний и настроений. Для своих произведений он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы. Левитан любил стихи русского поэта Евгения Баратынского. И про него самого можно было сказать словами этого же поэта:

С природой одною он жизнью дышал,
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье.

Русская природа была единственной темой произведений Левитана. Свою картину «Март» он написал в 1895 году. Известно, что написана картина с натуры под Москвой, в имении Турчаниновых – друзей художника.
Левитан был мастером пленэрной живописи, то есть живописи, выполненной непосредственно на природе, на открытом воздухе.
Пленэр в переводе с французского и означает «открытый воздух».

IV. Первичное знакомство с произведением

У. А теперь попробуем представить, что мы входим в картинную галерею. Проходим один зал, другой, третий. И вот, наконец, мы видим большую, занимающую чуть ли не всю стену картину. Или, может, это не картина, а окно в мир? Перед ней останавливаются и дети, и взрослые, настолько она притягивает взгляд. Попробуем и мы войти в мир, созданный художником Исааком Ильичом Левитаном.
Всмотритесь в картину. Левитану посчастливилось запечатлеть неуловимое – подстеречь самые первые мгновения прихода весны.

И. И. Левитан. “Март”

V. Беседа по содержанию картины

У. Расскажите, что вы видите на картине.

Дети. Дом с крыльцом; лошадку, запряженную в сани; деревья, снег, небо; скворечник, который сиротливо ютится на голых ветвях дерева и ждет своих крылатых гостей, жильцов.

У. На картине художник изобразил снег, сугробы, запряженную в крестьянские сани лошадку. Что он хотел этим показать?

Д. Что зима еще хозяйка природы.

У. И все-таки здесь уже чувствуется весна. Какой день изобразил художник?

Д. Теплый, солнечный.

У. Чем вы можете подтвердить это?

Д. Солнечный свет лежит на деревьях, на крыльце, на стене дома, видны тени от деревьев.

У. Взгляните на небо. Какое оно?

Д. Оно не просто голубое – оно какое-то чистое, прозрачное.

У. Опишите снег, лежащий на земле.

Д. Снег серый, рыхлый, на дороге подтаял, стал грязным, на нем лежат тени и отпечатано много следов.

У. Что вы можете сказать про ком снега на крыше?

Д. Он подтаял и скоро с шумом упадет на землю.

У. Какие краски являются главными на этом полотне?

Д. В этом пейзаже живописец использовал три основных цвета – желтый, голубой и зеленый.

У. Разнообразные сочетания этих красок с добавлением белой создают сияющую гармонию.
Обратите внимание на лошадь у крыльца. Что вы можете о ней сказать?

Д. Она пригрелась на солнышке, стоит и дремлет. Ей очень нравится этот теплый весенний день.

У. Несмотря на состояние безмолвия и покоя, здесь можно обнаружить и следы невидимого присутствия человека. Что указывает на это?

Д. Открытая дверь; лошадка, которая смирно дожидается своего хозяина.

У. Представьте, что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать?

Д. Покататься на лошади, побегать по снегу, погреться на крыльце под лучами солнца.

У. Что бы вы могли там услышать?

Д. Весеннюю капель, крики птиц, шелест веток на теплом ветерке.

У. Если бы вы были композиторами, то какую музыку написали бы после знакомства с этой картиной?

Д. Тихую, спокойную.

VI. Физкультминутка

Учитель включает музыку и проводит физкультминутку.

У. Закройте глаза и представьте себя облаками – воздушными, легкими, прозрачными, задорными. Ленивый ветерок то, порхая, несет вас по небу, то, утихая, клонит в сладкий сон. А потом вы снова кружитесь, принимая причудливые формы.

VII. Беседа по содержанию картины (продолжение)

У. Откройте глаза и прочитайте слова, написанные на доске.

На доске:

Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.

(А.С. Пушкин)

– Подумайте, что общего между картиной И.И. Левитана и словами А.С. Пушкина.

Д. Весна – это утро года, когда все в природе начинает просыпаться, улыбаться и радоваться. Природа с радостью встречает весну. И мы эту радость чувствуем, когда смотрим на картину Левитана.

У. Слова Пушкина вы можете использовать в своем сочинении как эпиграф.
Завершая беседу по содержанию картины, мне хочется спросить: какое настроение вызывает у вас эта картина? Для ответа вы можете использовать словарь настроений.

VIII. Речевая подготовка к сочинению

У. Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные:

  • День (теплый, весенний, солнечный).

  • Небо (голубое, ясное, высокое, чистое, лазурное).

  • Снег (рыхлый, мокрый, зернистый, ноздреватый).

  • Деревья (стройные, хрупкие).

  • Лошадь (усталая, рыжая).

– Подберите глаголы к существительным:

  • Небо (сияет).

  • Солнце (светит, греет, освещает).

  • Капель (звенит, поет, стучит, барабанит).

  • Снег (оседает, тает, темнеет).

  • Деревья (тянутся).

– Подберите синонимы к словам:

  • Художник (автор, живописец).

  • Картина (полотно, произведение).

  • Создал (написал, изобразил, нарисовал, запечатлел, представил).

IX. Составление плана сочинения

У. Сколько частей будет в сочинении?

Д. Три части.

У. Как называются части? О чем в них рассказывают?

Д. Первая часть – вступление. В ней говорится о том, как называется картина, кто ее автор, немного рассказывается об авторе или об истории создания картины.
– Вторая часть – основная. В ней дается описание картины.
– Третья часть – заключение. В нем мы описываем свое отношение к картине, чувства, которые она вызывает, основную идею.

X. Устное составление описания картины по плану

У. Подробно остановимся на каждой части. Как можно начать сочинение?

Д. «Передо мной – картина известного художника...»

У. Что вы будете описывать в основной части?

Д. Небо, снег, деревья, лошадь.

У. Как начнете описание?

Д. «На картине изображена ранняя весна».

У. Как можно закончить сочинение?

Д. «Когда я смотрю на эту картину, у меня возникает чувство ... от того, что ...»
– «Я благодарен художнику за то, что еще раз могу пережить чувство ... при виде...»
– «Трудно оставаться равнодушным, когда видишь...»
– «Мне эта картина очень нравится. Чувствуется, что художник любит русскую природу».

XI. Написание сочинения учащимися

Слабым учащимся выдаются карточки с опорными словами: теплое весеннее утро, потоки яркого света, лазурное небо, ласковое солнышко, звонкая капель и др.

У. Теперь вы готовы к тому, чтобы приступить к написанию сочинения. В вашем распоряжении много средств, чтобы сделать свою речь яркой и выразительной.

Дети пишут сочинение, редактируют текст и сдают работы.