Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №3/2007

ДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ

Надежда ЗИБЗЕЕВА,
учитель начальных классов,
д. Шевели Кемеровской области

Готовим подарки!

Трудовое обучение. 3 – 4 классы

Вероятно, большинство учителей, давно работающих в школе, увидев предложенные в этом номере поделки, скажут: «Знаем, знаем! Делали не один раз». А вот молодые специалисты не помнят тех времен, когда почтовые открытки стоили 2 копейки и не были такими красочными и разнообразными, как сегодня. Они даже не догадываются, что можно сделать из чистых и использованных открыток.
Как правильно говорят, все новое – хорошо забытое старое. На страницах нашей газеты мы хотим напомнить вам о поделках, которые ребятишки могут выполнить в подарок родителям, братьям и сестрам к праздникам. Это закладки для книг, игольницы, чехлы для ножниц и очков, коробки для различных мелочей (пуговиц, иголок, ниток и др.).
Данный вид работы удобен для занятий в малокомплектной школе. Освоив основные приемы работы с бумагой и выполнения петельного и обметочного шва, ученики 1-го класса могут изготавливать закладку, а ученики 4-го класса – объемный сундучок.
Предлагаемый материал был апробирован автором на уроках труда и кружковых занятиях с детьми 2–4 классов и может быть использован в качестве практического пособия всеми, кто заинтересован в развитии творческих способностей детей или хочет найти занятие по душе.

Материалы и инструменты

1. Старые открытки, упаковочные коробки из-под конфет, тортов, сока, чая, духов и т.п.
2. Нитки «Ирис» или № 10 разного цвета.
3. Ножницы, иголка, наперсток, скрепки, дырокол.

Порядок работы

1. Подобрать открытки, картонки коробок с рисунками и сюжетами, соответствующими вашему замыслу. Для этого надо определить, кому и к какому празднику вы собираетесь сделать подарок: к 8 Марта, на Новый год, ко дню рождения и т.д.

2. Приготовить шаблон каждой детали из простого картона или донышка коробки.
Передвигая шаблон по открытке, надо определить оптимальный вариант выкроек, чтобы самые красивые цветы попали в центр детали, зверюшки не остались без головы, а Дед Мороз – без шапки. Сохранив шаблон, можно получить возможность еще раз вернуться к этому изделию, усовершенствовать его или поделиться с другом.

3. Выкроить каждую деталь в двух экземплярах (лицевая и изнаночная сторона). Для придания прочности и устойчивости изделию можно между деталями поместить еще одну (промежуточную).

4. Обшить детали «петельным» или «обметочным» швом, предварительно соединив скрепками и подобрав цвет ниток. Донышко выкроить, обшить и присоединить к изделию в последнюю очередь, чтобы была возможность примерить его и, если понадобится, внести коррективы.

5. Когда все детали обработаны «петельным» швом, их нужно соединить между собой швом «через край», захватывая верхние нити «петельного» шва по краю детали.

6. В завершение работы можно выполнить дополнительные операции: проделать дыроколом отверстия (на игольнице, календарной стенке, кармашке для расчесок, газетнице), изготовить помпон, кисточку и прикрепить их на крышке шкатулки, сундучка.

7. Каждый ребенок по желанию может провести презентацию изделия: представить и продемонстрировать свое изделие в действии, сопроводив это загадкой или стихотворением, дать возможность другим детям полюбоваться поделкой и подержать ее в руках.

Примерная тематика занятий

Идея изготовления закладки для книги вызвана необходимостью научить ребят выполнять «петельный» шов. Чтобы не просто тренироваться на куске картона ровно, красиво и на одинаковом расстоянии располагать стежки «петельного» шва, но и потом найти ему применение, а не выбрасывать, мы стали делать закладки различных формы и размера.

Размеры даталей зависят от исходного материала и задумки автора. Чтобы соблюсти симметричность детали, шаблон вырезается из сложенной вдвое бумаги, затем изготавливается из картона.

Игольница «Тапочка» состоит из двух частей: передней и задней стенок. Выпуклость и объемность игольницы зависят от ширины передней стенки по сравнению с задней.

Обшив каждую деталь игольницы «петельным» швом, надо соединить стенки между собой швом «через край», захватывая кромочные нити «петельного» шва, предварительно совместив середины стенок внизу, чтобы не было перекоса.

Чтобы игольницу можно было повесить, надо проделать в верхней части задней стенки отверстие дыроколом или связать петельку крючком. Внутрь вставляется подушечка или кусочек поролона – и игольница готова.

Вазочка-конфетница может быть четырехгранная, тогда дно изделия будет в форме квадрата.

Если вазочка пяти-шестигранная, то и донышко представляет собой правильный пяти-шестигранник соответственно. Только он не всегда подходит, если его строить по всем правилам геометрии с помощью циркуля. Поэтому донышко лучше делать после того, как все грани будут обшиты и соединены между собой.

Сначала надо примерить сшитую вазочку к построенному правильному пяти-шестиугольнику, внести, если понадобится, коррективы в размеры и только потом вырезать в двух экземплярах, обшить и присоединить полученное донышко к изделию.

Если предложить различные конфигурации боковых граней, тогда и вазочки получатся разных формы и объема, а назвать их можно и конфетницей, и сухарницей – кому как понравится.

Рассмотрев фотографии, несложно понять, как выполняются данные изделия. Попробуйте сделать их сами и научите ребенка. Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям.