Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2007

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Тамара Вивиановна ИГНАТЬЕВА,
заслуженный учитель Российской Федерации.

Чтение

Проверочные и контрольные работы за III четверть для 1–4 классов

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников на конец III четверти.
Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
В 1-м классе тексты для контроля можно предлагать только читающим детям. Не рекомендуется проводить строгий контроль оценки навыка чтения первоклассников – это может привести детей к стрессу. Текст для прочтения нужно предлагать детям мягко, учитывая желание ребенка. Щадящий режим проверки позволит учителю определить уровень, на котором находится первоклассник, что особенно важно и для учителя, и для ребенка. На всем протяжении контроля ребенок должен осознавать, что ему доверили прочесть текст потому, что он уже «хорошо читает». «Ситуация успеха» должна сопутствовать ребенку не только в обычной работе, но и при проведении контроля.
Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения производится уже как «чтение вслух» и «чтение про себя». Тексты большого объема могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (по цепочке). Ответы на вопросы можно будет построить в форме беседы, диалога.

1-й класс

Н. Сладков

Почему тебя Медведем зовут?

– Эй, Миша-Медведь, на вопрос ответь.
– Какой вопрос, стрекотуха?
– Почему тебя Медведем зовут? Глухаря – понятно: он весь глухой. Зайца-беляка – понятно: он зимой белый, как снег.  А вот Медведь – непонятно!
– Бестолковая ты птица! Медведь – значит медоед. Мёд я ем, вот что.

Вопросы и задания

1. Кто приставал к Медведю с вопросом?
2. Что это за птица – стрекотуха? Почему её так назвали?
3. Какие названия животных просты и понятны?
4. Почему медведя Медведем зовут?

Лоси

На поляну вышли лосиха с лосёнком. Гордый лось на-блю-дал за ними. Красивы и умны эти звери!
Голодно и холодно им зимой. Пусто кругом. Ни листочка, ни травки – одна горькая кора.
И вдруг – запах сена! На поляне стоит большая кормушка.
Добрые руки егеря положили душистое сено в кормушку. Он хозяин в лесу и за-бо-тит-ся о деревьях, птицах, зверях.

Вопросы и задания

1. Какую картину ты нарисовал бы к первой части текста?
2. Прочти отрывок из текста. Как живётся лосям зимой?
3. Почему лоси вышли на открытое место – на поляну?
4. Что за человек заботится о лесных животных и летом, и зимой?
5. Перечисли всю семью лосей. Кто из них самый большой и сильный? Запиши это слово.
____________________________

В. Карасёва

Друг

Был у Светланы зайчик. Не живой, не настоящий, но очень красивый. Сам серый, ушки в середине розовые. Хвостик белый, пушистый, похож на снежинку.
Своего зайчика Светлана любила. Кормила его супом, спать с собой клала и другим детям давала поиграть.
Но вот из-но-сил-ся зайчик. Сначала хвостик у него оторвался, потом ушко. А шёрстка сбилась и вытерлась.
Увидал зайчика Юра и говорит:
– Какой не-кра-си-вый заяц!
Подошла Галя и спрашивает:
– Зачем тебе такой старый, такой бес-хвос-тый?
Витя советует:
– Выкинь его!
А Наташа, старшая сестра Светы, взяла иголку с ниткой и пришила заячий хвостик, потом ухо. Почистила его и сказала:
– Кто старых друзей в беде бросает, тот и новых не заведёт.

Вопросы и задания

1. Расскажи, какой зайчик был у Светланы. Опиши его.
2. Какая беда приключилась с зайчиком? Найди в тексте и прочитай эти предложения.
3. Как друзья Светланы отнеслись к её беде?
4. Что ты можешь сказать о Наташе, сестре Светланы?
5. Подумай, о чём этот рассказ? Прочитай слова, в которых заключена самая главная мысль рассказа.
6. Запомни эти слова. Могут ли они быть пословицей?

Чтение про себя

В. Сухомлинский

Стыдно перед соловушкой

Оля и Лида пошли в лес. Устали, сели на траву отдохнуть.
Вынули из сумки хлеб, масло, яички. Когда девочки уже закончили обед, рядом запел соловей. Слушая прекрасную песню, Оля и Лида сидели тихо-тихо.
Соловей перестал петь...
Оля собрала остатки еды и бросила их под куст.
Лида завернула в газету мусор и положила кулёк в сумку.
– Зачем ты берёшь с собой мусор? – спросила Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
– Стыдно... перед соловушкой, – тихо ответила Лида.

Вопросы и задания

1. Кто очаровал девочек своими изумительными трелями?
2. Откуда видно, что пение подружкам очень понравилось? Докажи словами из текста.
3. Как Оля «отблагодарила» лес и певца за приятные минуты отдыха?
4. Объясни, почему Лида сказала: «Стыдно перед соловушкой»?
5. Задумался ли ты о чём-то после прочтения этого рассказа? Если да, то о чём?

2-й класс

Ем. Буков

Яблоко

(Рассказ мальчика)

По улице шла старушка с корзинкой. В корзине были яблоки, красные и жёлтые, очень красивые яблоки. Вот бы мне одно!
Я тихонько подкрался сзади, схватил яблоко и сунул его в карман.
Старушка ничего не заметила. Она остановилась и сказала:
– Поди-ка сюда, мальчик! Как тебя зовут?
– Петрик...
– Красивое имя. Ты, видать, хороший мальчик.
– Не знаю.
Старушка выбрала самое румяное и самое большое яблоко:
– Съешь! Это из моего сада.
Яблоко – то, что в кармане, – прямо жгло мне ногу.
– Почему ты не хочешь взять яблоко?
Старушка стояла с протянутой рукой, а я...
А я выхватил яблоко из кармана, бросил его в корзину и убежал.
Когда я прибежал домой, то заплакал. Сам не знаю: почему я заплакал?

Вопросы и задания

1. Расскажи, какое событие произошло с мальчиком.
2. Какие слова подобрал автор, чтобы показать, что мальчик опасался, боялся чего-то?
3. Почему угощение старушки произвело на него такое впечатление?
4. Какие у тебя есть размышления по поводу поступка мальчика?

Л. Николаенко

Доброта

В доме
Добрыми делами
Занята,
Тихо ходит по квартире
Доброта.
Утро доброе
У нас,
Добрый день
И добрый час,
Добрый вечер,
Ночь добра,
Было
Доброе вчера.

И откуда,
Спросишь ты,
В доме
Столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки,
Ёжики,
Птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это
Мама, мама, мама!

Вопросы и задания

1. Прочитай самое первое предложение в стихотворении. О ком оно?
2. Откуда ты это узнал? Зачитай предложение.
3. Расскажи, как мы все чувствуем себя, когда в доме находится самый лучший человек на земле. Почему так происходит?

И. Соколов-Микитов

Беляк

По лесу прошли лоси, нашумели, испугали зайчишку-беляка. Выскочил со своего лежбища трусливый зайка. Сел, слушает. Страшно ему, робкому. Много у него в лесу врагов: вдруг подкрадётся хитрая лисица, или схватит голодный волк, или спрыгнет с дерева и загрызёт быстрая рысь...
Всякого шума боится беляк. Скрипит дерево – кажется беляку, что идут злые волки. Прыгнет из-под ног лягушонок – тоже страшно зайчонку. Гугукнет ночью сова – у беляка душа в пятки.
Почти весь год в страхе живёт зайчишка-беляк. А всего страшнее ему в осенние прозрачные дни. Где ни ляжет, ни спрячется, его видно издалека: кругом всё жёлтое, золотое, а порточки у бедняги уже побелели. Ни ночью, ни днём не спит робкий беляк.
Ждёт не дождётся, когда придёт зима, выпадет глубокий снег.
Зимою беляк весь белый, только кончики ушей чёрные.
Зароется он в снежный сугроб – никто его не увидит: ни хитрая лисица, ни волк, ни быстрая рысь.

Вопросы и задания

1. Расскажи о жизни зайчишки в лесу.
2. Почему рассказ называется «Беляк»?
3. Какое время года приносит зайцу-беляку покой и радость? Зачитайте отрывок текста о спокойной жизни зайчишки.

По А. Митяеву

* * *

Однажды внук сказал деду:
– Дедушка, давай я буду твой орден носить. Всё равно он лежит в коробке.
– Что ж, носи.
– А тебе не жалко? Если очень жалко, я отдам.
– Нет, не жалко. Только вот что я думаю: вдруг спросят на улице, за что тебе орден дали? Ты и не знаешь.
– А за что тебе дали?
– Расскажу тебе. Слушай. Меня ранило в руку. А в это время фашистский танк хотел раздавить мою пушку. Но я выстрелил и подбил его.
– Очень простой рассказ. Я всё запомнил.
Вышел внук на улицу. С орденом. Тут соседка тётя Маша его спрашивает:
– Это за что ж тебе орден дали?
– Меня ранило в руку. А в это время фашистский танк хотел раздавить мою пушку. Но я выстрелил и подбил его.
– Какой ты герой! Даже раненый стрелял? А в какую руку ранило? В правую или в левую?
– Не знаю.
– Ну, это просто узнать: на какой след от пули, ту и ранило. Давай вместе посмотрим.
Ничего на этот раз не ответил внук. Побежал к дедушке орден отдавать.

Вопросы и задания

1. Почему мальчишке очень хотелось поносить ордена деда?
2. Прочти рассказ деда и подумай: почему ветеран говорил так кратко и сдержанно?
3. Почему мальчик решил вернуть орден деду?

Чтение про себя

Г. Балл

Как катер научился плавать

Однажды к Чёрному морю привезли маленький катер. Везли его на поезде по полям и по лесам, через горы и реки. А моря катер ещё ни разу не видел.
Привезли малыша к Чёрному морю. Огромный кран поднял его в небо и опустил на воду – плюх!
– Ой, сейчас утону! – подумал катер и ухватился за железную цепь. А цепь крепко держалась за железный якорь. А железный якорь цеплялся за камень. А камень врос в дно у самого берега.
Катер глядел на море и боялся. Вдруг он увидел серебряную рыбку.
– Давай поплывём наперегонки! – сказала Рыбка.
Тогда катер тихонько шепнул железной цепи:
– Может, попробуем?
А железная цепь сразу скомандовала по-морскому:
– Сниматься с якоря!
А железный якорь ответил по-морскому:
– Есть! – и отцепился, перестал хвататься за камень.
Катер сильно качнуло, и он... поплыл. Он плыл вслед за серебряной рыбкой. Потом он обогнал и рыбку.
Катер стал плавать возле больших кораблей: «А я умею плавать! А я умею плавать!»
А самый большой корабль на чистом морском языке сказал: «Молодец!»

Вопросы и задания

1. Что здесь правда, а что вымысел?
2. Какой отрывок текста тебе особенно понравился?
3. Найди в тексте морские команды. Кто их отдавал и кто отвечал?
4. Объясни, почему в конце некоторых предложений поставили не точку, а вопросительный и восклицательный знаки?

3-й класс

Зачем белке хвост?

Шли два школьника по лесу. Поймали в лесу белку. Их много в наших лесах. Белка красивая, хвост большой, пушистый.
Заспорили школьники, кто из них первым белку поймал. Белка терпела, терпела да и укусила школьника, который держал её в руках. И убежала.
Заплакал школьник.
Тут я подошёл и спросил:
– А зачем белке хвост?
– Для красоты, – неуверенно сказал один из них.
– Для того чтобы с дерева на дерево летать, – сказал второй.
– Правильно!.. – сказал я. – А ещё?
Ничего не могли они мне ответить.
Прошло два или три дня. Смотрю – мои знакомые мальчишки.
– Пойдёмте с нами, – сказал один.
– Мы вам что-то покажем, – добавил второй.
На улице шёл дождь. Мы вошли в лес.
– Смотрите! Смотрите туда! – шептали ребята.
На ветке сидела белка. Шёл дождь, но белка прикрылась своим хвостом, и ей, кажется, не было страшно.
– Наша, – шептали ребята. – Теперь мы знаем, зачем белке хвост.
– Вот видите, – сказал я, – и для красоты, и для того, чтобы летать с дерева на дерево, и для тепла нужен белке хвост-зонтик и хвост-шуба.

Вопросы и задания

1. Почему ребятам удалось поймать белку?
2. О чём спорили дети?
3. Почему ребятам очень хотелось знакомому человеку показать белку ещё раз?
4. Кратко перескажите текст.

Ю. Дмитриев

* * *

– Алёнка!
Молчание.
– Алёнка, где ты?
Снова тишина.
Значит, спряталась. Алёнка любит во время наших прогулок прятаться и заставлять меня её искать. Вот и сейчас... Ну конечно, ведь за этим толстым стволом клёна так удобно прятаться!
Я тихонько подхожу к дереву и вижу Алёнку. Но она не прячется. Она стоит под клёном, высоко подняв голову, и смотрит вверх. В глазах её – радостное удивление. Я тоже поднимаю голову и тоже улыбаюсь. Над нами – золотая крыша. Крыша из широких жёлтых листьев клёна. На них падают сверху прямые солнечные лучи.
Мы стоим и долго-долго смотрим вверх. Нам очень нравится золотая крыша. Потом Алёнка нагибается и поднимает с земли два кленовых листа. Один уже совсем жёлтый, другой – зелёный.
Мы уходим от клёна. А Алёнка всё ещё держит в руках листья. Зелёный и жёлтый.
– Почему это? – спрашивает она, показывая на листья.
Я понимаю, о чём она спрашивает. Ведь так недавно клён был совсем зелёный, а теперь – жёлто-золотой.
– Это тайна, – говорю я Алёнке.
– А ты её знаешь?
– Да.
– Хорошо, – кивает Алёнка, – я тоже её узнаю.
Я соглашаюсь.
Тайн очень много, но мы их все разгадаем.

Вопросы и задания

1. Какой ты себе представляешь девочку?
2. Что привлекло внимание Алёнки?
3. Что ты мог бы добавить о её характере?
4. Составь план этого рассказа.
5. Расскажи, какое чудо тебе приходилось наблюдать в природе?

С. Алексеев

Рассказы о Суворове

Суворов с детства мечтал стать военным. Однако он был слабым и болезненным мальчиком. «Ну где же тебе быть военным! – смеялся над ним отец. – Ты и ружья не поднимешь!» Слова отца огорчали Суворова. Он решил закаляться.
Наступят, бывало, зимние холода, все оденутся в тёплые шубы или вовсе не выходят из дома, а маленький Суворов накинет лёгкую куртку и целый день проводит на улице. Наступит весна. Только вскроются реки, ещё никто и не думает купаться, а Суворов – бух в студёную воду! Его не страшили теперь ни жара, ни холод. Мальчик много ходил, хорошо научился ездить верхом. Суворов окреп. Шестнадцати лет он поступил на военную службу.
Семьдесят лет прожил Суворов. Пятьдесят четыре из них он провёл в армии. Начал службу простым солдатом. Кончил её фельдмаршалом и генералиссимусом.
Тридцать пять больших боёв и сражений провёл Суворов. Во всех он был победителем.
Читай рассказы о Суворове и узнаешь о том, как он громил неприятеля, как и почему пришла к нему вечная слава.

Вопросы и задания

1. Как слабый и болезненный мальчик сумел поступить на военную службу?
2. Как протекала его военная служба?
3. Сколько лет провёл Суворов в армии?
4. Прочитай книгу С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах».

П. Бажов

Серебряное копытце

Жил на заводе один старик – Кокованя. Семьи у Коковани не было, он и придумал взять в дети сиротку. Люди подсказали ему, что недавно осиротела семья Григория Потопаева. Одну девчоночку шести лет никто не взял. Плохое житьё у нёе.
– И то правда, – отвечает Кокованя. – Уговорю как-нибудь.
В праздничный день пришёл он к тем людям:
– Это у вас Григорьева подарёнка?
– Она самая.
– Ты как узнал, что меня Дарёнкой зовут? – спрашивает девчушка.
– Да так, – отвечает Кокованя, – само вышло.
– Ты кто? – спрашивает Дарёнка.
– Я, – говорит, – вроде охотника. Летом пески промываю, золото добываю, а зимой по лесам за козлом бегаю, да всё увидеть не могу. Мне посмотреть охота, в котором месте он правой передней ножкой топнет.
Видит девчоночка – старик весёлый да ласковый. Она и говорит:
– Пойду. Только ты и кошку Мурёнку возьми: гляди, какая она хорошая!
– Такую звонкую кошку не взять – дураком остаться. Вместо балалайки она у нас в избе будет.
Кошка будто тоже понимает разговор. Трётся у ног-то да мурлычет: «Правильно придумал. Правильно».
Вот и привёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая, носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает.
Так и стали жить они вместе. У всякого своё дело было...

Вопросы и задания

1. Перескажи начало сказки «Серебряное копытце». Как в доме старого охотника появились девчушка Дарёнка и кошка Мурёнка?
2. Можешь ли ты нарисовать словесный портрет девочки? Какой ты её себе представляешь?
3. Составь план этого отрывка из сказки.

Чтение про себя

Г. Балл

Малышка

На подстилке, поджав ноги, лежал телёнок. Головка ушастенькая, сам весь рыжий, с белым пятном на боку. Был он совсем ещё маленький. Ничего-то не понимал. Он даже не знал, что его зовут Малышкой.
Раз на ферму пришла Дуняша, увидела телёнка, обрадовалась.
– Ой, мамочка, гляди, какой телок-то махонький!
– Ну да, у него и прозвище такое – Малышка.
– Вставай, Малышечка! – попросила Дуняша.
Телёнок будто понял – поднялся на ножки. Смотрит по сторонам чёрными, широко раскрытыми влажными глазками. Удивляется: «А ведь я стою! Сам стою!»
Дуняша ласково погладила Малышку по крутому лбу. А он как боднёт её!
– Ишь, прыткий какой! – весело засмеялась Дуняша и протянула ладошку к морде телёнка.
Ладошке стало тепло. Это телёнок дыхнул. Доверительно вдруг захватил губами Дуняшкин палец и сосет.
– Сейчас мы ему молочка дадим, – с нежностью сказала мама.
Телёнок фыркнул и стал пить молоко.
А Дуняша рядом на корточки пристроилась. Малышка торопится, фыркает, чихает, а на боку белое пятнышко дрожит.
– Ох, глупый! Ох, смешной! – приговаривает Дуняша. Наклонилась она к самому уху телёнка и шепчет:
– Давай, Малышка, с тобой дружить. Я за тобой ухаживать буду. Ладно?
Малышка понимающе покосился на Дуняшу и мотнул головой, будто хотел сказать: «Ладно, ухаживай, может, и подружимся».

Вопросы и задания

1. Где происходит действие? Докажи словами из текста.
2. Выбери словосочетания, которые необходимы для описания Малышки.
3. Зачитай в тексте слова и словосочетания, которые помогают нам понять чувственное состояние героев.
4. Перескажи рассказ.

4-й класс

К.Г. Паустовский

* * *

Жара стояла над землёй уже месяц. Взрослые говорили, что эту жару даже видно.
– Как это можно – увидеть жару? – спрашивала всех Таня.
Тане было пять лет, и поэтому она каждый день узнавала от взрослых много интересных вещей. Действительно, можно было поверить дяде Глебу, «сколько ни проживёшь на свете, хоть триста лет, а всего не узнаешь».
– Пойдём наверх, я тебе покажу жару, – сказал Глеб. – Оттуда лучше видно.
Таня забралась по крутой лестнице на мезонин. Там было светло и жарко от нагретой крыши. Ветки старого клёна упрямо лезли в окна. На мезонине был балкон с резными перилами. Глеб показал Тане с балкона на луга и на дальний лес.
– Видишь жёлтый дым? Как от самовара. И весь воздух дрожит. Это и есть жара. Всё можно увидеть человеческим глазом. И жару, и холод. Что хочешь.
– А холод, когда снег? – спросила Таня.
– Нет. Даже летом можно его увидеть. Вот будут прохладные дни, тогда я тебе покажу, как он выглядит.
– А как?
– Небо вечером бывает зелёное, как мокрая трава. Холодное небо.

Вопросы и задания

1. Назови участников беседы.
2. Какие таинства природы заинтересовали девочку и какой ответ она получила на свои вопросы? Составь маленький рассказ.
3. Какие люди могут видеть и открывать чудеса в природе?
4. Найди слова, которые стали пословицей. Как ты понимаешь эту пословицу?
5. Озаглавь рассказ словом или выражением из текста.

М. Дудин

Соловьиный куст

Не знаю, кто срубил и сжёг от скуки
Куст ивняка на въезде к пустырю.
...Там соловей в средине ночи стукал
Стеклянной палочкой по хрусталю.

И вслед за этим начиналось диво:
Луна садилась зубру на рога,
Медоточила жгучая крапива,
Чертополох рядился в жемчуга,

Дуб вырастал из-под земли, как песня,
За ним тянулись в небо сыновья,
Земля раскачивалась в поднебесье
На тонкой нитке свиста соловья.

Звенели звёзды, падая под воду,
И на себя глядели из воды,
И сказки убегали на свободу,
Освобождая повод от беды.

Ночь ликовала, вслушиваясь в дали,
Вселенная задерживала вздох...
...Срубили куст – и на Земле Печали
Крапиву задушил чертополох.

Вопросы и задания

1. Как автор сумел рассказать читателям о пении соловья? Какие слова и выражения он подобрал для этого?
2. Как природа отреагировала на пение соловья? Какие чудеса ожили вокруг?
3. Основную часть стихотворения обрамляют две строки сверху и две строки снизу. Прочитай их. Что ты можешь сказать о вступлении и заключении стихотворения?
4. Что хотел донести до нас автор?

Г. Скребицкий

Сказка о весне

Собралась Весна-красна в гости в северные края. Всю зиму она провела вместе с перелётными птицами на тёплом юге, а как стало солнышко всё выше на небе подниматься, тут она и решила лететь.
Просит Весна перелётных птиц – гусей, лебедей: «Отнесите меня подальше на север, там меня ждут не дождутся и люди, и звери, и птицы, и разные крохотные жучки-паучки». Но птицы побоялись лететь на север: «Там, говорят, снег и лёд, холод и голод, там, говорят, мы все замёрзнем и погибнем». Сколько Весна ни просила, никто не хотел её в северные края отнести. Совсем она загрустила: что же, видно, придётся всю жизнь на юге проживать. Вдруг она слышит голос откуда-то с вершины: «Не печалься, Весна-красна, садись на меня, я тебя быстро на север доставлю». Взглянула вверх, а по небу над ней плывёт белое пушистое Облако. Обрадовалась Весна, забралась на Облако и полетела в северные края. Летит да вниз, на землю, поглядывает. А там, на земле, все радуются, все её встречают. В полях пестреют проталины, бегут ручьи, взламывают на речке лёд, а кусты и деревья в лесах и садах покрываются крупными, готовыми вот-вот уже раскрыться почками.
Полетела Весна-красна с юга на север на белом пушистом Облаке. А следом за ней потянулись в родные края несметные стаи перелётных птиц – гусей, лебедей и всякой крылатой мелочи: жаворонки, скворцы, дрозды, зяблики, пеночки, славки...
Так с той поры люди и заприметили: как покажется в небе первое пушистое Облако – так, значит, на нём Весна-красна прилетит. Жди теперь со дня на день тепла, жди с юга весёлых крылатых гостей...

Вопросы и задания

1. Прочитайте вступление сказки. Что вы из него узнали?
2. Какой вы представляете себе Весну-красну? Опишите её.
3. Из основной части сказки прочтите красивые сказочные моменты.
4. Перечислите признаки сказки.
5. Прочитайте концовку сказки. С какой интонацией вы её читали?
6. Хотелось ли вам продолжить сказку? Доскажите сказку.
7. Объясните смысл выделенных слов в тексте.

Х.К. Андерсен

Стойкий оловянный солдатик

Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков. Все они были сыновьями одной матери – старой оловянной ложки. Они были очень красивы: ружьё на плече, грудь колесом, мундир красный с синим. Чудо что за солдатики!
– Ах, оловянные солдатики! – закричал маленький мальчик и от радости захлопал в ладоши. Оловянных солдатиков ему подарили на день рождения.
Мальчик расставил солдатиков на столе. Тут же стоял чудесный картонный дворец. Перед самым дворцом лежало зеркальце. Оно было совсем как настоящее озеро. По озеру плавали восковые лебеди и, выгнув длинные шеи, любовались своим отражением. Милее всех была девочка. Она стояла на пороге дворца. На ней была тоненькая юбочка, на плече голубой шарф и блестящая круглая брошь. Красавица стояла на одной ножке, вытянув руки, – она была танцовщицей.
«Вот бы мне такую жену! – подумал оловянный солдатик. – Да только она, наверно, знатного рода. Но познакомиться с ней всё же не мешает».
И солдатик притаился за табакеркой. Отсюда он отлично видел прелестную танцовщицу.
Утром, когда дети проснулись, они нашли одноногого солдатика за табакеркой и поставили на окно.
Вдруг окно распахнулось, потянуло сквозняком, и солдатик полетел с третьего этажа вниз головой. Минута – и он уже стоял на улице вниз головой.
Мальчик и служанка сейчас же выбежали на улицу. Искали солдатика, но так и не смогли его найти.
Тут пошёл дождь. Двое уличных мальчишек бежали мимо.
– Смотри – оловянный солдатик! Давай-ка отправим его в дальнее плавание.
Смастерили лодочку и посадили в неё солдатика. Лодочку подхватило быстрым течением и понесло. Вода в канавке бурлила. «Куда меня несёт?» – думал он. Остановиться было уже невозможно. Лодочку вынесло в большой канал.
Раза три она зачерпнула воды и скоро пошла на дно. Солдатика накрыло с головой. И он приготовился погибнуть с честью. Но из воды вынырнула большая щука и мигом проглотила солдатика. О, как темно и сыро было в желудке у рыбы!
Вдруг рыба заметалась и затихла. Солдатик соскучился и задремал.
Проснулся он оттого, что над ним, как молния, сверкнул острый нож. И кто-то закричал: «Оловянный солдатик!»...

Вопросы и задания

1. Ты прочитал начало сказки «Стойкий оловянный солдатик». Какие сказочные моменты ты успел заметить?
2. Составь краткий пересказ сказки.
3. Составь план этой части сказки.

Текст для чтения про себя

Три поездки Ильи Муромца

(Былинный сказ)

По чистому полю, по широкому раздолью ехал старый казак Илья Муромец и наехал на развилку трёх дорог. На развилке горюч камень лежит, а на камне надпись: «Если прямо ехать – убитому быть, направо ехать – женатому быть, а налево ехать – богатому стать». Прочитал Илья надпись и призадумался:
– Мне, старому, в бою смерть не писана. Дай поеду, где убитому быть.
Долго ли, коротко ли ехал он, выскочили на дорогу три сотни воров-разбойников. Горланят, оружием размахивают:
– Убьём старика да ограбим!
– Глупые люди, – говорит Илья Муромец, – не убив медведя, шкуру делите!
И напустил на них своего коня верного. Сам копьём колол и мечом разил, и не осталось в живых ни единого душегуба-разбойника.
Воротился на развилку и стёр надпись: «Если прямо ехать – убитому быть». Постоял возле камня и повернул коня направо: «Незачем мне, старому, женатому быть, а поеду погляжу, как люди женятся».
Ехал час или два и наехал на палаты белокаменные.
Выбегала навстречу красна девица-душа. Брала Илью Муромца за руки, провела в столовую горницу. Кормила-поила богатыря, повела в покой и спать укладывала.
А Илья, он смекалист, заприметил неладное. Кинул девицу-красу на перину, а кровать опрокинулась, и провалилась хозяйка в подземелье глубокое.
Выбежал Илья Муромец из палат во двор, разыскал подземелье глубокое, двери выломал и выпустил на белый свет сорок пленников, а хозяйку – красну девицу в тюрьму запер.
После приехал на развилку и другую надпись стёр. Новую надпись написал на камне: «Две дорожки очищены старым казаком Ильёй Муромцем».
– В третью сторону не поеду я. Зачем мне, старому, одинокому, богатым быть? Пусть кому-нибудь молодому богатство достанется.
Повернул старый казак Илья Муромец и поехал в стольный Киев-град нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь Великую да за русский народ!

Вопросы и задания

1. Объясни, что это за жанр – былинный сказ?
2. Соответствует ли название содержанию былины? Как бы ты озаглавил это произведение?
3. Какие приёмы сказки ты здесь заметил?
4. Какие лучшие черты характера народа воплотились в богатыре?
5. Объясни значение словосочетаний: нести службу ратную; биться с ворогами; стоять за Русь Великую; наехал на палаты белокаменные; мне, старому смерть не писана.