Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2007

ПЕДАГОГИКА В ЛИЦАХ

Тамара Ивановна ТАМБОВКИНА

Продолжение. См. № 16, 17, 19, 24/2006 г.

Учителя бояться – в школу не ходить

Тамара Ивановна ТамбовкинаТамара Ивановна ТАМБОВКИНА – удивительный человек и замечательный учитель с большим педагогическим стажем. Чего только не было в ее жизни за эти годы! Когда-то она стояла перед классом и открывала школьникам прелесть непростого русского языка, дарила им чувство сопричастности к отечественной литературе. Затем был университет со студентами – любознательными и не очень. И первые, и вторые по сей день поддерживают связь с любимой учительницей: звонят, пишут, приезжают в гости. Собирать разные педагогические ситуации Тамара Ивановна начала давно, и по старшим классам их набралось очень и очень много. Наставническая работа с учителями начальных классов и студентами педагогического университета подняла вопрос о возможности сделать такую выборку и для младших школьников. Тамара Ивановна уже давно на пенсии, но отдыхать совершенно не умеет. Вот и сегодня она делится своим бесценным опытом. В предлагаемом цикле пойдет разговор о самых разных педагогических ситуациях – как рядовых, с которыми учитель сталкивается чуть ли не каждый день, так и трудных нестандартных, к которым сразу и не поймешь, как подойти.

Декларация прав ребенка лишний раз говорит нам о том, что ребенок тоже человек. Но человек маленький – и в физическом, и в моральном качестве, беззащитный. Мир, в который он попадает, заставляет его испытывать множество страхов. Пережить их без ущерба для себя ребенку может помочь только взрослый, его мудрая, тактичная поддержка и защита. Но и сами дети при терпимом и уважительном отношении могут помочь друг другу.

Страх – «отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия или воображаемой опасности, ему грозящее» (К. Изард).

Страх чаще относят к эмоциям, понижающим жизнедеятельность человека, угнетающе действующим на его психическую деятельность. Однако это не всегда так... Ученые считают, что именно страх сопровождал самые творческие периоды в истории человека, и не просто сопровождал, а порой являлся даже как бы мотором творческих свершений. В эпоху Возрождения, например, страх близкого конца света дал толчок изобретению таблицы логарифмов. Неперу они нужны были прежде всего для того, чтобы точнее вычислить дату конца света. Колумб, в отличие от Непера, считал датой конца света 1656 год. Он понимал, что для открытия новых земель остается совсем мало времени, и поспешил в путь.

Но чаще всего страх порождает состояние устойчивой тревожности или депрессии. При этом человек бледнеет, его лицо искажается, он широко открывает или, наоборот, зажмуривает глаза. Поведение характеризуется беспокойством, стремлением уйти от опасности (бегством) или резкой заторможенностью движений (от страха человек не может двинуться с места). Степень страха может быть различной: от легкого испуга до состояния ужаса; это может быть тревога – смутно-неопределенное чувство надвигающейся опасности; боязнь – длительное ожидание неприятности; испуг – внезапное восприятие опасности; страх – эмоциональная реакция на действительную или мнимую опасность; ужас – эффект, бурное, кратковременное переживание страха (Л.Н. Лук).

Детские страхи

Наблюдения показывают, что наши дети часто испытывают страх. Девочки и мальчики, которые учатся во 2-х и 3-х классах школ города Калининграда, рассказали много интересного о своих переживаниях. Чтобы можно было сразу охватить все обилие источников, вызывающих у них страх, обратимся к небольшому перечню. Здесь источники страхов перечислены в порядке убывания своего действия:

  • животные: пресмыкающиеся, насекомые, дикие звери, злые собаки, кошки, крысы, мыши;

  • люди: родители, врачи, незнакомые люди, пьяные люди, наркоманы, воры, директор школы;

  • явления природы: темнота, вода, высота, землетрясение;

  • герои фильмов ужасов;

  • психологические состояния: одиночество, смерть близкого человека, страшный сон, болезни близких, драки;

  • контрольная работа.

В ситуациях страха дети ведут себя по-разному: одни тренируют свою волю и характер, не обращаясь ни к кому за помощью, другие спасаются бегством и продолжают культивировать в себе страхи, третьи ищут поддержку у окружающих. Чаще дети учатся преодолевать страх, не надеясь ни на кого. Занятость родителей, отсутствие бабушек и дедушек, стремление некоторых родителей «не изнежить» детей, особенно мальчиков, неблагополучие в семье и другие причины приводят к тому, что даже в тех случаях, когда поддержка со стороны окружающих людей необходима, дети остаются одинокими. Они растут, взрослеют, не умея разделить «чужие» тревоги и страхи. Так что же предпринимают наши дети, чтобы избавиться от страха?

Вот некоторые способы: позвать на помощь, убежать, включить свет, закрыть глаза, подумать о чем-то другом, выключить телевизор, уснуть, никогда не оставаться одному, прогулять урок, почитать книгу, помолиться, закрыть дверь, замереть и не двигаться, закричать.

Фото Н.КалиновскогоНабор способов детской самозащиты от страха требует еще изучения и систематизации для того, чтобы в специальных беседах можно было им разъяснить, как следует себя вести в конкретной ситуации. Но как бы ни старались дети самостоятельно преодолеть свои страхи, главная роль в этом преодолении принадлежит взрослым, психологической поддержке с их стороны.

Психологическая поддержка – один из приемов педагогического воздействия на ребенка, с помощью которого можно влиять на его эмоциональную сферу, закреплять положительные переживания и состояния.

Длительное время в педагогике методы и приемы, с помощью которых воспитатель мог бы управлять эмоциональными состояниями детей, интенсивно не разрабатывались.

Предпочтение отдавалось прежде всего методам убеждения. Однако существует прямая зависимость психологического и физического здоровья ребенка от грамотной психологической поддержки. Дети, имеющие в семье и школе такую поддержку, лучше развиваются, легче переносят стрессовые состояния.

Особо следует сказать о понятии, близком к «психологической поддержке», – «подкреплении». Подкрепление – это стимул, предъявляемый после конкретной деятельности и вызывающий повторение и научение этой деятельности. Те ученики, которые хорошо успевают, нуждаются в меньшем количестве подкреплений, поэтому учителя охотнее занимаются с ними, нежели с другими... Из-за этого слишком много учащихся остается вне пристального внимания учителей. Психологическая поддержка ребенка в ситуации страха должна сопровождаться цепочкой подкреплений и реализовываться с помощью ободрения, сочувствия, одобрения, опоры на кого-либо.

Рассмотрим ситуации, в которых оказывается воздействие с помощью этих приемов.

Ободрение достигается такими способами, как похвала, употребление ласковых слов, анонсирование, щадящие приемы, доброжелательный тон в общении, шутки, юмор.

Ситуация 1: «Нашел!»

Задача, которую решали ученики третьего класса во время самостоятельной работы, была не очень трудная. Но Сереже она показалась нелегкой. Он никак не мог ее решить. И вдруг он увидел свою ошибку... Прошло немного времени, и учитель, наблюдавший за тем, как работает мальчик, сказал:
– Сережа сегодня сам нашел и исправил ошибку в решении задачи. Если он и дальше так будет заниматься, то научится многому.

Анонсирование. Оно чем-то напоминает репетицию предстоящего действия. Учитель заранее предупреждает школьников о предстоящей самостоятельной или контрольной работе, проверке знаний, тем самым предупреждая появление школьных страхов. Но предупреждает не просто так.
Смысл анонсирования – в предварительном обсуждении того, что должен будет сделать ребенок: просмотреть план сочинения, прослушать вариант предстоящего ответа, вместе подобрать литературу к предстоящему ответу.
Такая подготовка, особенно вместе с употреблением ласковых слов, дает подверженным страхам детям психологическую установку на успех, придает уверенность в своих силах.

Фото В.Алексеева

Ситуация 2: «Ой, боюсь!»

Таня учится в третьем классе. Завтра – контрольный диктант. Она очень волнуется, потому что в ее работах почти всегда есть ошибки.
Учительнице хорошо известно состояние девочки. Она шепчет ей на ухо:
– Ничего, Танечка, постарайся вспомнить правила, когда будешь писать... Ты ведь хорошо их знаешь, надо только научиться их применять! Не бойся, если все-таки будет неудача, мы еще позанимаемся, и ты обязательно научишься грамотно писать. Но я уверена, что этого не случится и ты справишься с работой...

Щадящие приемы особенно хорошо применять в тех случаях, когда дети застенчивы и по этой причине теряются у доски, не решаются выступать на сцене перед большим количеством людей.

Ситуация 3: «Не буду! Не буду!»

У Аллы хороший голосок. Дома она поет с удовольствием. Ребята об этом знают, но все их попытки добиться того, чтобы девочка спела со сцены на школьном празднике, оканчиваются слезами и криками: «Не буду! Не буду!»
Учительнице не сразу, но шаг за шагом удалось с помощью психологической поддержки и подкреплений помочь девочке преодолеть страх перед публичным выступлением.
Упражнения носили щадящий характер, многократно повторялись, усложнялись и в то же время были безболезненными для девочки. Вот некоторые из них:

1. Сделать устное объявление классу о чем-либо.
2. Раздать тетради или учебные пособия.
3. Пройти через весь класс к столу учителя и показать, как выполнена работа.
4. У доски с группой детей разыграть сценку.
5. Объявить на классном празднике о начале концерта.

Юмор, шутки. К этому учителя относятся по-разному. Большая часть, к сожалению, считает, что на уроке не до шуток, поэтому они шутить не любят, да и не умеют. Педагоги-мастера не представляют себе общение с детьми без шуток и смеха, снимающих напряжение, тревогу и страх.

Ситуация 4: «Ничего страшного!»

На уроке чтения ребята читали выученные наизусть стихи. Света стала рассказывать стихотворение и запнулась. Девочка испугалась, что не сможет теперь получить хорошую оценку. Учительница постаралась ободрить Свету:
– Ничего страшного, Светочка, я вижу, что ты учила стихотворение. После школы дома ты его еще немножко подучи и завтра расскажешь его лучше.

Одобрение. Можно подкрепить ответ ученика репликами согласия: «Да, все это верно!», «Правильно!»; ободрения: «Так, так, правильно, смелее, смелее!» и одобрения: «Молодец, правильно!»; «Прекрасно!»; «Отлично, твои успехи очень радуют!»

Ситуация 5: «Найдем твою пропажу!»

Выйдя из школы, ученик 3 «Б» класса Олег П. заметил плачущую первоклассницу. Олег поинтересовался, что у нее случилось. Девочка рассказала о том, что старшие ребята спрятали ее пакет со сменной обувью в одной из раздевалок, а найти, в какой именно, она не может и очень боится того, что мама ее накажет. Олег успокоил девочку:
– Не плачь, мы найдем твою пропажу...
Девочка успокоилась, перестала плакать.
Олег сказал ей:
– Ну, вот молодец! Разве слезами горю поможешь? Пойдем поищем...

Ситуация 6: «Всякое может случиться...»

Марина на перемене поливала в классе цветы. Воду для поливки она набирала из крана в стакан. Проходя мимо учительского стола, она оступилась, и вода из стакана пролилась на классный журнал. Марина очень испугалась. Она подумала, что учительница будет ее ругать. К расстроенной девочке подошла Оля:
– Не бойся, Марина, ты все объясни учительнице, и она поймет. У тебя же случайно так получилось. Хочешь, вместе пойдем к учительнице и расскажем, как это случилось.

Сочувствие. Марина согласилась, и чувство страха отступило. Девочка поняла, что она не одна, что ее неудачи переживают другие.

Оценочные суждения – самая распространенная форма одобрения. Каждая педагогическая ситуация требует от воспитателя не только понимания ее сути: надо знать, как обращаться с учениками в ситуации страха, как одобрить его поведение, с помощью каких слов, интонаций, как не допустить бестактности, переоценки достижений ребенка. Каждый учитель действует в меру своего темперамента, общей и профессиональной культуры, умения быстро сориентироваться в ситуации взаимодействия и в партнерах, учесть эмоциональный контекст общения.
– Оценочное суждение учителя (парциальная оценка) выражается в словесной форме и относится не к системе знаний ученика, а к отдельному его действию, частичному знанию или навыку (Б.Г. Ананьев).
К сожалению, чаще учителя дают отрицательную оценку.

Ситуация 7: «Нотация»

Аня К, отвечая у доски, часто останавливается, ошибается в различении глаголов неопределенной формы на -ться и глаголов 3-го лица.
Учитель делает замечание вслух:
– Она у нас ленивая, дома правил не учит совсем...
Лица учеников, в адрес которых высказывается одобрение или согласие, светятся радостью, они активно работают на протяжении всего урока. Те же ученики, на долю которых выпадают замечания, работают еще хуже.

Эмоциональное поглаживание – способ вызвать положительные эмоциональные переживания неречевыми средствами: прикоснуться рукой к плечу, погладить по голове, обнять и даже поцеловать. Конечно, в практической, повседневной работе учитель не может целовать детей. Ни с гигиенической, ни с педагогической позиций это не принято. Но в отдельных случаях, особенно в ситуациях страха, когда ребенок испытывает сильное потрясение, допустимо выразить таким образом любовь, ласку, сочувствие ребенку.

Сочувствие, сопереживание сопровождают каждое слово, жест воспитателя в тот момент, когда он оказывает психологическую поддержку ребенку.

Опора на кого-либо в ситуации страха для детей необходима. Приведем в качестве примера ситуацию, в которой рядом с детьми оказываются взрослые, умеющие их поддержать.

Ситуация 8: «Настоящая подруга»

Фото В.АлексееваМайя долго болела и не посещала школу. Девочка волновалась, ей было страшно при мысли о том, что она не сможет наверстать пропущенное. На помощь пришла Аня. Она на каждом уроке брала для Майи задания и относила ей домой, успокаивала, передавала приветы от ребят и учительницы. Перед школой Аня забирала у Майи тетради с выполненными заданиями. Так продолжалось около трех недель, пока Майя не выздоровела и не пришла в школу. Благодаря Ане девочка не так сильно отстала от остальных ребят и вскоре смогла их догнать по многим предметам. Учительница сказала:
– Аня, ты настоящая подруга! Пословица гласит: «Друзья познаются в беде». Когда Майе было трудно, ты помогла ей. Ведь если человеку плохо, ему нужна поддержка и опора.

Подсказка. Этот способ как бы стоит вне стандартных общепринятых форм обучения. Но подсказки существовали, существуют и будут существовать. Выход один – возвести подсказку в ранг закона. В своей работе в школе автор статьи часто использовала взаимообучение парами, иногда объединяла учеников, сидящих за двумя соседними партами. Им разрешалось общаться, подсказывать друг другу в процессе выполнения задания. В связи с этим изменяется и роль учителя: учитель становится членом малой группы, а его задача состоит в том, чтобы организовать общение учащихся этой группы, направить работу в нужном направлении, контролировать работу детей.
Рассмотренные способы психологической поддержки тесно связаны между собой. Для организации эффективного воспитательного процесса необходимо с большим вниманием относиться к собиранию, систематизации и конструированию педагогических ситуаций, их анализу (выявление противоречий, конфликтов), формулированию педагогических задач, поиску их оптимального решения.

Продолжение следует

Автор будет рада, если у читателей газеты возникнет мысль собирать такие истории и в свою педагогическую копилку, а также готова ответить на ваши вопросы, присланные по адресу: Москва, 121165, ул. Киевская, д. 24, редакция «Начальная школа», для Тамбовкиной Тамары Ивановны