Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2007

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Анна БУРЛАКОВА,
учитель гимназии № 17,
г. Белорецк

Поговорим о Великой Победе

Русский язык. 2-й класс

Тема. «Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне. “Никто не забыт, ничто не забыто”».

Цели урока. Закрепить знания о правописании безударных гласных в корне слова, проверяемых и не проверяемых ударением; развивать умение распознавать безударный гласный в корне, активизировать познавательную деятельность; прививать интерес к истории своего народа.

Оборудование. Учебник «Русский язык» (2 кл.), авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева; компьютер, дискета с презентацией; бумажная распечатка этапов урока; алгоритм правильного написания гласных
в корне; орфографические словари; текст для самостоятельной работы; аудиозапись, магнитофон; иллюстрации с изображениями памятников героям Великой Отечественной войны.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вступительная беседа

Учитель.

Янтарные рассветы и закаты,
И свежесть леса, и речная гладь...
Чтоб радовались этому ребята,
Отцы и деды, бывшие солдаты,
Умели за Отчизну постоять.

Какая дата приближается?

Дети. 9 Мая – День Победы в Великой Отечественной войне.

У. Эта страшная война длилась долгих четыре года и унесла жизни почти 27 миллионов человек.
Сегодня на уроке русского языка мы вспомним об этом историческом событии в жизни нашего народа, а также закрепим знания о правописании безударных гласных в корне слова.

На мониторе по очереди появляются странички с этапами урока.

III. Чистописание

У. Посмотрите на доску. Какие буквы на ней написаны?

Д. Буквы х и ж.

У. Какие сходные элементы вы у них видите?

Дети отвечают.

– Прочитайте слова, записанные на доске. Что в них пропущено?

На доске:

хр_брец          вр_жда,

прибл_жаться

Д. Безударные гласные.

У. Как узнать, какую букву надо писать? Что для этого надо сделать?

Д. Изменить форму слова или подобрать однокоренное проверочное слово так, чтобы необходимый нам гласный стоял под ударением.

У. Проверьте безударные гласные, запишите слова, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

Дети выполняют задание.

– Какое слово здесь может быть лишним? Почему?

Д. Слово приближаться, так как это глагол, а остальные слова – существительные.

У. Подберите синоним к слову храбрость.

Д. Смелость, отвага, бесстрашие.

У. Прочитайте поговорку, записанную на доске.

На доске:

Храброму смерть не страшна.

– Когда так говорят?

Дети отвечают.

– Благодаря своим храбрости, смелости и героизму наш народ одержал победу над лютым врагом.
Есть ли в этой пословице проверка для слова из первой строчки?

Д. Слово храброму является проверочным для слова храбрец.

У. Запишите поговорку на следующей строчке в тетради, поставьте ударение в проверочном слове и подчеркните ударный гласный.
Перевернем страничку.

IV. Словарная работа

У. Замените мои предложения одним словом. Запишите эти слова, обозначьте в них орфограмму.

  • Человек, который выиграл сражение. (Победитель.)

  • Антоним слова мир. (Война.)

  • Награды за боевые заслуги во время войны. (Ордена и медали.)

  • Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости. (Герой.)

  • Синоним слова воин. (Солдат.)

  • Старый, опытный воин; участник прошедшей войны. (Ветеран.)

– Какие слова вы записали? Что их объединяет?

Дети отвечают.

– На какие две группы можно разделить эти слова?

Д. С безударным гласным, проверяемым ударением и не проверяемым ударением.

У. Какие слова вызвали затруднения в написании? Как убедиться в том, что слово записано верно?

Д. Подобрать проверочное слово или воспользоваться орфографическим словарем.

У. Проверьте, верно ли вы выполнили задание. Найдите в орфографическом словаре те слова, в написании которых вы сомневаетесь.

Дети выполняют задание.

– Посмотрите на экран компьютера, проверьте правильность вашей работы.

На экране компьютера:

победитель, война, герой, ордена, солдат, ветеран

– В годы Великой Отечественной войны героически сражались наши земляки. В феврале 1943 года в бою за деревню Чернушки Шакирьян Мухамедьянов своей грудью закрыл вражескую амбразуру. Наша гимназия носит имя Героя Советского Союза Александра Георгиевича Серебреникова, который 8 июля 1943 года после гибели командира роты принял командование на себя, и солдаты не подпустили врага к позиции. Александр Георгиевич лично уничтожил 16 фашистов и погиб в этом бою. В нашем городе есть аллея героев-белоречан. Многих из них, к сожалению, уже нет в живых...
Во всех записанных нами словах есть орфограмма «безударный гласный в корне». Очень важно для написания безударного гласного правильно подобрать проверочное слово. Какой алгоритм поможет нам правильно написать букву в корне слова?

На доске:

Алгоритм

Читаю.
Ставлю ударение.
Определяю корень.
Подбираю проверочные слова.
Пишу букву.

– Перевернем страничку. Следующая страница называется «Тренировочная».

V. Закрепление пройденного материала

У. Пользуясь алгоритмом, выполним задание: вставить пропущенные буквы.

Два ученика работают за компьютером, комментируя действия, остальные выполняют задание в тетрадях.

Даны слова: з_мля, в_сна, цв_ты, т_шина, п_ля, л_са, зн_мёна.

– Весной 1945 года окончилась страшная война. Советский народ опустил меч войны 62 года назад. В Трептов-парке в Берлине возвышается статуя советского солдата с опущенным мечом и спасенной немецкой девочкой на руках. Это символ мира.
На Мамаевом кургане в Волгограде – Родина-Мать с высоко поднятым мечом. Это символ возмездия тем, кто посмел посягнуть на наше мирное небо.

Учитель показывает иллюстрации.

– Следующая страничка называется «Отдохнем».

VI. Физкультминутка

Общая физкультминутка проводится под фонограмму «Солнце всходит за горою...».

VII. Самостоятельная работа

У. У вас на столах лежат карточки с текстом. Напишите свою фамилию. Прочтите стихотворение. К чему призывает вас автор? Выполните задание. За эту работу вы получите оценку.

Карточка

Вставить пропущенные буквы, поставить ударение, подчеркнуть орфограмму.

Поклонимся великим тем г_дам,
Тем славным ком_ндирам и б_йцам,
И маршалам стр_ны, и р_довым,
Поклонимся и мертвым, и ж_вым –
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья!

(М. Львов)

– Перейдем на следующую страничку. Прочитайте ее название.

Д. «Итог урока».

VIII. Итог урока

У. Что мы повторили на уроке?
Как проверить безударный гласный в корне слова?
Какие слова называются проверочными?

Дети отвечают.