Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2007

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Вера ГОЛОМАЗОВА,
учитель школы № 3,
г. Борисоглебск,
Воронежская обл.

Почему идет дождь и дует ветер

Окружающий мир. 1-й класс

Тема. «Почему идет дождь и дует ветер».

Цели. Расширить и уточнить представление детей о дожде и ветре; объяснить причины их возникновения; раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных и человека; формировать умения определять главную мысль текста; устанавливать связь между предложениями текста; учить составлять предложения на определенную тему.

Оборудование. Учебник «Мир вокруг нас» (1 кл.), авт. А.А. Плешаков; оборудование для опытов, карточки со словами.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы первой части урока

Учитель. Ребята, о чем пойдет речь сегодня на уроке, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Без пути и без дороги
Ходит парень длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.

Дети. Дождь.

У. В первой части урока мы будем говорить о дожде.

III. Работа по теме урока

У. Послушайте стихотворение Г. Ладонщикова про дождик, которое называется «Ненастье».

Ученик 1.

Дождик, дождик, что ты льешь?
Льешь и дни и ночи.
Ждали мы тебя, но все ж
Надоел ты очень!

Ученик 2.

В гнездах птенчики пищат,
Плачут окон стекла,
Невозможно выйти в сад –
Вся земля промокла...

Ученик 3.

Даже речка в берега
Стала не вмещаться,
По оврагам и лугам
Стала разливаться...

У. Ребята, какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение: грустное или веселое?

Д. Грустное.

У. Почему грустное настроение?

Д. Дождь льет день и ночь. Надоел он.
– Холодно. В гнездах пищат птенчики. Земля промокла, нельзя гулять.
– Речка вышла из берегов, разлилась по лугам и оврагам.

У. А всегда ли дождь вызывает грустное настроение?

Д. Нет.

Дети рассказывают о том, какую пользу приносит дождь: весенний, летний – поливает траву, освежает воздух в жару, осенью – грибная пора...

У. Ребята, а вы знаете, откуда берется дождь?

Д. Он льет из тучи.

У. А как дождик попадает в тучу?

Д. Не знаем.

У. Три дня назад мы с вами налили в стакан воды и поставили в теплое место. Что произошло с водой? Давайте проверим.

Д. Вода испарилась.

У. То же происходит и на поверхности земли. Вода испаряется непрерывно и в большом количестве. Она испаряется не только с поверхности рек, озер, морей и океанов, но и с суши. Много воды испаряется с поверхности почвы, песка, глины, большое количество воды испаряют растения.
Что же происходит с водой в небе? Высоко в воздухе намного холоднее, чем на поверхности земли. Невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много, и они образуют облако.

На доску прикрепляется карточка со словом облако.

– Капельки соединяются, становятся крупнее. Так образуется туча.

На доске появляется слово туча.

– Нижний край тучи становится темным от крупных капелек, которые не могут больше держаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождем.

Вывешивается карточка со словом дождь.

– Ребята, посмотрите, как образуются тучи и осадки.

Учитель показывает опыт.

Опыт № 1

Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.

Учитель поясняет детям все действия:

– Ребята, представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь.

– Туча, туча, что несешь?
Отвечает туча...

Д. (хором). Дождь!

У. Вот так появляется дождь. Давайте прочитаем слова Мудрой Черепахи на с. 92.

Дети читают.

Что такое туча? Это темное, густое облако. Если появились тучи – жди дождя. Капельки воды, из которых состоят тучи, тяжелые. Они не могут долго держаться в небе и падают на землю. Вот и получается дождь.

– Что же такое туча?

Д. Темное, густое облако.

У. Из чего состоят тучи?

Д. Из тяжелых капель воды.

У. Почему они падают на землю и что из них образуется?

Д. Капельки тяжелые и не могут долго держаться в небе. Они падают, и образуется дождь.

IV. Физкультминутка

Дождик, дождик,
Дождик, лей!
Нам с тобою веселей!
Не боимся сырости,
Только лучше вырастем.

V. Работа по теме (продолжение)

У. Ребята, а сейчас мы с вами составим сказку о том, почему растения и животные радуются дождю. Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 92. Он поможет вам при сочинении.

Выслушивается 4–5 сказок, составленных учащимися.

– Понравились ли вам услышанные сказки? Видите, дождю рады все. Ребята, а вы знаете, какие бывают дожди?

Д. Дожди бывают разные: проливные, мелкие, моросящие.

У. Давайте рассмотрим рисунки с различными видами дождя и соотнесем их с названиями.

На доске – рисунки с видами дождей: ливень, ситничек, косохлест.
После того как будет дана характеристика дождю, вывешиваются таблички под каждым рисунком (как в учебнике на с. 92).

– Почему так назвали дожди? Прочитайте.

Д. Ливень, или проливной дождь. Говорят, что дождь льет как из ведра.
– Ситничек – мелкий дождь, как из сита.
– Косой дождь, или косохлест.

У. Какие из названных дождей вы наблюдали? Отгадайте, о каком дожде идет речь?

Загадку загадывает ученик.

Ученик 4.

Всю малину исхлестал,
Всю черемуху!
Наклонил он ветки груш.
Нужен саду свежий душ,
Но зачем так сильно лить,
Набок яблоню валить?

Д. Ливень.

У. Правильно. Ребята, представьте, как неуютно чувствует себя человек, попавший под дождь. Можно простудиться и заболеть. Но какой бы дождь ни шел, он необходим для растений, животных, для пополнения рек, озер, морей, океанов. Давайте сделаем вывод о дожде. Как образуется дождь?

Д. Сначала образуется густое облако. Потом оно превращается в тучу, которая состоит из тяжелых капель воды. Они не могут долго держаться в небе и падают на землю.

VI. Физкультминутка

У. 

Приплыли тучи дождевые.
Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые.
Пей, рожь, пей!
А дождик теплый, дождь неугомонный
Льет, льет, льет!

VII. Сообщение темы второй части урока

У. Ребята, а вы не задумывались, кто гонит облака высоко в небе? Вспомните, какие сказки рассказывали ребята о дожде. Кто же тучку пригнал на лесную полянку? Отгадайте загадки. О чем они?

Дети загадывают загадки.

Ученик 5.

Бежал по тропке луговой –
Кивали маки головой,
Бежал по речке голубой –
И речка сделалась рябой.

Ученик 6.

Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.

Д. Ветер.

У. Правильно, ветер. О нем пойдет речь во второй части нашего урока.

VIII. Работа по теме урока

У. Что такое ветер?

Д. Это движущийся воздух.

У. А откуда появляется ветер? Почему он дует? Мы узнаем об этом на уроке.

Учитель показывает опыты.

Опыт № 2

У. Сейчас мы с вами сделаем ветер. Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете?

Д. Ветерок.

У. А откуда он взялся?

Д. Мы заставили рукой двигаться воздух.

У. Верно, но движение воздуха вы можете не только почувствовать, но и увидеть.

Опыт № 3

Учитель приоткрывает дверь класса и опускает к порогу зажженную свечу. Пламя свечи отклоняется внутрь комнаты, так как из коридора движется холодный воздух. Затем учитель медленно поднимает свечу кверху. Пламя отклоняется в сторону коридора. Это из классной комнаты выходит теплый воздух.

У. Ребята, давайте сделаем вывод о том, как движется воздух.

Д. Теплый воздух поднимается вверх, он легкий. А тяжелый, холодный воздух устремляется на его место.

У. А теперь давайте прочитаем в учебнике, что об этом говорит Мудрая Черепаха.

Дети читают текст учебника на с. 93.

Ветер – это движущийся воздух. Почему же он движется? Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.

IX. Физкультминутка

Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер, тише, тише, тише!
Деревцо все выше, выше!

Х. Работа по теме урока (продолжение)

У. Ребята, вы знаете, что ветер может быть другом человека. Но он может быть и врагом. Расскажите, какие несчастья приносит сильный ветер.

Д. Валит деревья.
– Обрывает провода.
– Срывает крыши домов.

У. Но человек воспользовался силой ветра. Ветер приводит в движение ветряные двигатели, которые вращают жернова мельниц, качают воду из колодцев или пруда, вырабатывают электричество.

Дети рассматривают рисунки в учебнике.

– Еще в древности человек научился строить лодки и корабли, и чтобы они двигались быстрее, на корабли поставили мачты с парусами. Ветер надувал паруса и толкал корабль вперед.
Если бы в природе не происходило движение воздуха, то в жарких странах, где нестерпимо печет солнце, стало бы еще жарче. В холодных странах стало бы еще холоднее. Но ветер переносит теплый воздух из жарких стран в холодные, а холодный воздух – в жаркие страны. От этого в жарких странах делается прохладнее, а в холодных – теплее. Ветер перегоняет облака с места на место, разносит воду по всей земле. Если бы не ветер, в сухие места не приходили бы тучи и облака. Там не было бы дождей и снега. Пересохли бы ручьи, реки, озера, колодцы.
Вот такую помощь оказывает ветер.
Какой же бывает ветер?
Выберите слова, с помощью которых можно описывать ветер.

Дети работают со с. 93 учебника.

Д. Сильный, холодный, порывистый, слабый.

ХI. Итог урока

У. Почему идет дождь и дует ветер?
Что интересного вы сегодня услышали, узнали?
Какие открытия вы для себя сделали?

Дети отвечают на вопросы.

Развитие речи. 1-й класс

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Ребята, сейчас мы продолжим работу по теме «Дождь и ветер» и напишем изложение по рассказу «Дождь».

III. Знакомство с текстом

У. Послушайте внимательно текст.

Текст написан на доске. Учитель вслух читает текст.

Дождь

Сегодня дул порывистый ветер. На небе появилась большая темная туча. Хлынул проливной дождь. Он громко стучал по крышам. К утру дождь перестал. В воздухе запахло сыростью.

– О чем говорится в рассказе?

Дети. В рассказе говорится о дожде.

У. Какие слова использованы в тексте для описания дождя?

Д. Проливной.

У. Какие еще слова говорят о том, что дождь проливной?

Д. Хлынул, громко стучал.

У. О каких еще явлениях природы говорится в рассказе?

Д. О ветре, о тучах.

У. Как вы думаете, почему дождь был проливным?

Д. Тучи были большие, темные, капельки воды не могли удержаться в воздухе.

У. Молодцы! Прочитаем рассказ еще раз и постараемся его запомнить.

Дети читают текст хором.

– Кто запомнил?

Два-три ученика пересказывают. Учитель закрывает текст листами бумаги.

IV. Физкультминутка

Зарядка для пальцев:

У. 

Дождик песенку поет:
– Кап-кап...
Только кто его поймет:
– Кап-кап?..
Не пойму ни я, ни ты (кап-кап),
Да зато поймут цветы (кап-кап),
И весенняя листва (кап-кап),
И зеленая трава (кап-кап)...

V. Подготовка к написанию изложения по вопросам

У. Изложение вам помогут написать вот эти вопросы. На доске записаны вопросы, с правой стороны от них – опорные слова. Ответьте на первый вопрос.

На доске:

1. Какой дул ветер?

(Порывистый.)

– Какие слова уже есть в вопросе? Какие слова надо добавить?

Д. Порывистый.

У. Какое первое слово будем записывать в этом предложении?

Д. Сегодня.

У. Какое вторым?

Д. Дул.

У. Какое слово будет третье?

Д. Порывистый.

У. А четвертое?

Д. Ветер.

Учитель открывает первое предложение. Подчеркивает орфограммы в словах зеленым мелом.

У. Что мы составили?

Д. Предложение.

У. Как пишется первое слово в предложении?

Д. С большой буквы.

У. Какой знак должен стоять в конце предложения?

Д. Точка.

У. Прочитайте второй вопрос и ответьте на него.

На доске:

2. Какая туча появилась на небе?

(Большая, темная.)

– Назовите в слове туча изученную орфограмму.

Д. Ча пиши с буквой а.

У. Что обозначает мягкий знак в словах появилась, большая?

Д. Обозначает мягкость согласного звука.

У. Прочитайте третий вопрос. Ответьте на него.

На доске:

3. Какой хлынул дождь?

(Проливной.)

– Ребята, еще раз внимательно прочитайте это предложение. Запомните, как пишутся слова.
Ответьте на четвертый вопрос.

На доске:

4. Как стучал дождь по крышам?

(Громко.)

Перед составлением предложения учитель обращает внимание учеников на слово дождь. Его надо заменить словом он, чтобы не было повторов.

Аналогично проводится работа по предложениям 5 и 6.

На доске:

5. Когда перестал дождь?

6. Чем запахло в воздухе?

(К утру.) (Сыростью.)

У. В слове сыростью назовите известную орфограмму.

Д. Разделительный ь пишется после согласных перед гласными я, е, ё, ю, и.

У. Прочитаем рассказ полностью еще раз, обратим внимание на подчеркнутые орфограммы.

VI. Физкультминутка «Мельница»

У. 

Наклонимся вперед,
Руки в стороны.
Ветер дует, завывает,
Нашу мельницу вращает.
Раз-два-три-четыре –
Завертелась, закружилась.

VII. Итог урока

У. Чему мы учились на уроке?

Д. Учились строить и записывать предложения по вопросам.

У. Кому было трудно, легко? В чем затруднялись?