Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2007

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Лекторская работа в учительской аудитории требует специальной подготовки. Такая подготовка организуется на курсах по переподготовке работников образования «Методические основы образовательной деятельности. Дидактическая система Л.В. Занкова» (714 часов), которые проводит Федеральный научно-методический центр имени Л.В. Занкова. Состоялось уже несколько выпусков носителей системы развивающего обучения, готовящих учителей к работе по системе Занкова во многих регионах Российской Федерации. В помощь лекторам, а также всем, кто занимается самообразованием, – статья доктора педагогических наук, профессора, автора учебников по русскому языку для начальной школы А.В. ПОЛЯКОВОЙ.

Дидактические и методические нормативы обучения

как основания для конструирования учебника в системе Л.В. Занкова

К обучению в начальной школе существует множество разных подходов. Наиболее сформировавшиеся системы обучения – Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и система Л.В. Занкова. Общее в этих двух подходах к обучению школьников – направленность на их развитие в процессе обучения, но пути достижения развития – разные.

Л.В. Занков остро поставил вопрос о различении общего и умственного развития. С этих позиций система Л.В. Занкова отличается качественным своеобразием от всех других подходов к начальному образованию.

В данной работе представлены, условно говоря, три раздела:

I. Содержание (программа) обучения и связанные с ней общие дидактические и методические нормативы обучения как основания конструирования учебника.

II. Особенности учебника развивающего типа на примере учебников русского языка.

III. Технологические элементы учебника.

Раздел I

Насколько это было возможно, учитывая начальную ступень обучения, в программе и учебниках реализован подход, отвечающий выдвинутому Л.В. Занковым теоретическому представлению о начальном обучении. В частности, еще на ранних этапах исследования проблемы обучения и развития Л.В. Занков подчеркивал мысль о том, что не всякое усвоение знания приводит к развитию. Поэтому, подбирая материал к уроку, нужно осмысливать, как он будет работать на развитие, а какой материал окажется нейтральным. Л.В. Занков придавал большое значение разносторонности материала, из анализа которого может постепенно складываться, пусть небольшое вначале, влияние на общее развитие ребенка. Именно в условиях разностороннего обдумывания материала ребенок продвигается по пути его многогранного восприятия и приучается не к однобокому рассмотрению материала, а к видению его с разных сторон. Благодаря такому учению образуются многосторонние связи знаний, а в конечном итоге – их система. Системность знаний есть самая существенная характеристика из всех признаков общего развития младшего школьника.

В теоретическом представлении Л.В. Занкова о начальном образовании прежде всего отражено своеобразие содержания. Как писал Л.В. Занков, начальное обучение должно дать учащимся общую, целостную картину мира на основе науки, литературы и искусства. Именно этот подход позволит представить общую картину мира как системное, целостное миропонимание.

На практическом уровне, к примеру, в учебниках по русскому языку теоретическое представление о содержании выступает в привлечении текстов из разных сторон жизни общества, животного и растительного мира, что знаменует связи с другими предметами. Например, в учебнике для 3-го класса (2005) прослеживается научное содержание учебного материала: с. 13–15, 17–19, 20–21, 22, 24, 28, 41 и т.д.; связи с пройденным материалом: с. 38, 47, 66 (по всему учебнику); связи с другими предметамиистория: № 220, 237, 514 и др., естествознание: № 93, 109, 170 и проч.

Как отмечал Л.В. Занков, школа должна дать целостную картину мира и на последующих этапах. Однако в начальных классах эта целостность отличается непосредственностью. На дальнейших ступенях, когда школьники получают развернутый научный материал по отдельным предметам, познание мира характеризуется выраженной дифференцированностью (например, ботаника, зоология, физика, химия и т.д.) (см.: О начальном обучении, 1963. С. 192).

Л.В. Занков, характеризуя общий принцип построения программ начального образования (1957), определил его как «дифференциацию, то есть расчленение целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» (см.: Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: 1996. С. 145).

Очень интересно, что психологи, занимающиеся проблемами умственного развития в обучении (см.: Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. – М.: АО «Столетие», 1995), выдвинули положение о принципе развития когнитивных (познавательных) структур: их развитие подчиняется закону системной дифференциации.

Речь идет о том, что в основу психологической теории умственного развития положено представление о когнитивных структурах, их природе и законах развития. «Современная психология позволяет считать, – пишет Н.И. Чуприкова, – что носителем умственного развития являются внутренние психологические когнитивные (познавательные) структуры субъекта. Это относительно стабильные, хранящиеся в долговременной памяти, компактные, обобщенно-смысловые системы репрезентации знаний, способов их получения и использования…

Когнитивные структуры обеспечивают обработку всей новой текущей информации. Сквозь них, как сквозь своего рода «сетки», мы смотрим на окружающий мир, осмысливаем мир только в той мере и в той степени, в какой это позволяют сложившиеся когнитивные структуры.

Когнитивные структуры – это база динамических процессов восприятия и мышления. Это и есть та сущность, которая развивается с возрастом и в процессе обучения».

В качестве одного из образцов реализации закона системной дифференциации в отечественной педагогике Н.И. Чуприкова указывает на систему Л.В. Занкова: «Самым ярким образцом здесь является система начального развивающего обучения Л.В. Занкова» (см.: Чуприкова Н.И. Психологическая теория умственного развития и некоторые проблемы обучения. Тезисы доклада на Всесоюзном семинаре «Современный процесс обучения» 24 декабря 1991 г.; она же. Законы умственного развития и дидактико-методическая система Л.В. Занкова // Советская педагогика. – 1991. – № 12).

Для дидактической системы Л.В. Занкова характерна иная, чем при традиционном обучении, постановка цели обучения: выдвижение на первый план задачи общего развития учащихся как надежной основы формирования у них знаний, умений и навыков. Направленность обучения, его ведущая роль в общем развитии школьников (отбор содержания образования, характер методики обучения) определяются новыми дидактическими принципами. Они обеспечивают комплексное педагогическое воздействие на ученика, объединяют учебные предметы, методы и приемы обучения на единой дидактической основе: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности (ориентация на организацию поисковой деятельности учащихся на всех этапах учебно-познавательного процесса); ведущая роль теоретических знаний; осознание школьниками своего процесса учения, быстрый темп обучения, систематическая работа над развитием всех учащихся, в том числе и слабых. Дидактические принципы системы Л.В. Занкова отвечают руководящей идее системы – достижению возможно большей эффективности в общем развитии каждого школьника.

Рассмотрим концептуальные основы курса русского (родного) языка, направленного на общее развитие младших школьников. Курс, ориентированный на общее психическое развитие младшего школьника, развитие его личности как приоритетную цель начального образования, развертывается в направлении реализации основных функций языка, прежде всего коммуникативной и познавательной. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных и коммуникативных возможностей учащихся и как средства развития школьников, и как основы усвоения знаний, умений и навыков.

Родной язык как предмет изучения в начальных классах имеет особую нагрузку, выполняя важнейшие социально-психологические функции. Язык является средством материального воплощения мысли, средством познания, осуществляет коммуникативную роль, служит средством общения и воздействия. Принципы развивающего обучения, на основе которых строится изучение русского (родного) языка (прежде всего – на основе принципа ведущей роли теоретических знаний), создавая условия для осознания закономерностей языка, призваны способствовать не только усвоению знаний, формированию умений и навыков, но и речевому и умственному развитию учащихся, формированию познавательной самостоятельности и творческой позиции в учении.

Обучение в начальных классах рассматривается не столько как пропедевтика к овладению систематическими знаниями в среднем звене, сколько как начальная ступень обогащения учащихся знаниями, представленными системой научно-теоретических понятий. Однако теоретические знания не самоцель. Их назначение – создание условий усиления общего развивающего эффекта обучения, усиления собственно лингвистического развития младших школьников. Теоретические знания предполагают познание взаимозависимости явлений, их внутренних существенных связей. Но в содержание курса включается и материал, отражающий тесное взаимодействие теоретических и эмпирических знаний при постепенно возрастающей роли теоретических знаний в начальном образовании.

Принцип ведущей роли теоретических знаний не означает недооценки формирования умений и навыков. Но их формирование происходит на основе общего развития, на базе возможно более глубокого осмысления соответствующих понятий, существенных отношений, зависимостей в учебном материале. Благодаря теоретическим знаниям, введению на ранних этапах научных терминов и понятий предоставляются широкие возможности для формирования так называемых надпредметныхобщеучебных и общепознавательных умений: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать, классифицировать.

Содержание курса в 1–4-х классах направлено на использование имеющегося и расширение речевого опыта ребенка и его взаимосвязь с познанием сведений о системе языка по следующим разделам: лексика и фразеология, стилистика, фонетика и орфоэпия, словообразование (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис), графика и орфография. Разносторонность и глубина содержания нацелены на решение задачи достижения учащимися теоретического (грамматического) осознания явлений языка, раскрываемых в единстве их формальных и содержательных признаков.

Структурные компоненты курса: фонетика, грамматика, правописание, развитие речи.

Стержневые линии курса: 1) систематизация сведений о языке и речи через работу со словом, предложением, текстом путем наблюдения и сравнения их признаков; 2) организация базы для самостоятельных классификаций учебного материала; 3) организация практики устного общения, устные речевые упражнения, преобразующая речевая деятельность учащихся в устной и письменной форме; 4) ознакомление с изобразительно-выразительными средствами языка; 5) формирование умений собственной письменной речи: репродуктивные и творческие сочинения школьников.

Для общего развития (наблюдательности, мыслительной деятельности, эмоционально-волевой сферы и др.) в содержание курса заложены предпосылки для:

– развития познавательных и коммуникативных способностей;

– развития самостоятельности и творческой активности учащихся, привлечения жизненного опыта детей;

– формирования высокой мотивации к поисковой мыслительной деятельности через включение детей в регулярную учебную поисковую деятельность;

– формирования познавательного интереса, развития способности к рефлексии, самостоятельному критическому мышлению;

– развития эмоциональной сферы и творческого воображения.

Исходя из указанных концептуальных основ курса рассмотрим систему обучения и задачи обучения русскому языку в 1–4-х классах. Прежде всего конкретизируем дидактико-методические подходы на примере программ по русскому языку для отдельных этапов обучения этому предмету.

Особый этап представляет собой курс русского языка для 1-го класса, отличающийся по некоторым важным дидактико-методическим характеристикам от обучения во 2–4-х классах.

В курсе русского языка для 1-го класса учитывается, что в условиях работы с детьми, младшими по возрасту, чем при системе 1–3, особую значимость получает принцип систематической работы над развитием всех учащихся, в том числе и слабых. Основной задачей учебного процесса становится формирование познавательного мотива средствами учебного предмета.

В «технологии» обучения шестилетнего школьника развитие познавательных способностей естественным образом должно опираться на любознательность, присущую этому возрасту, интеллектуальное и личностное развитие, творческое воображение, детскую фантазию. Речевое развитие (коммуникативность) должно учитываться как условие выработки умений и навыков общения, успешности учебной деятельности.

Обучение в 1-м классе характеризуется тем, что ученик впервые знакомится с основными категориями и явлениями языка (звук, буква, слог, слово, смыслоразличительная роль звуков речи, расхождение произношения и написания, ударение, части речи, предложение). Отдельные сведения изучаются во взаимосвязи друг с другом. В 1-м классе связи изучаемых знаний устанавливаются главным образом на уровне представлений, уровне первоначального ознакомления. Для этого требуется тесное взаимодействие грамматических и эмпирических знаний, получаемых на основе наблюдений, сравнения и т.п.

На программу по русскому языку в 1-м классе отводится период после обучения грамоте (приблизительно 40 часов по 5 часов в неделю). Период непродолжительный, но уже на этом этапе закладываются основы курса русского языка, ориентированного на общее развитие, формирование коммуникативных способностей и познавательной самостоятельности.

Хотя содержание курса русского языка в 1 классе рассматривается как самый первый этап обучения этому предмету в школе, однако, в этот период следует охватить различные области языковой системы. Разностороннее изучение родного языка начиная с 1-го класса, закладывает ту основу, благодаря которой в дальнейшем успешно формируются более сложные знания, умения и навыки и происходит продвижение учащихся в развитии наблюдательности, мышления и практических действиях сторон, характеризующих общее развитие школьников.

В 1-м классе функцией учебника является задача углубления знаний о соотношении между звуками и буквами, признаках предложения в сопоставлении с отдельным словом, начало которым положено в период обучения грамоте. Работа над словом продолжается при наблюдении частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог), корня слова и родственных (однокоренных) слов, наблюдении словоизменения (окончаний). В содержание обучения входят некоторые сведения, относящиеся к синтаксису простого предложения (главные члены предложения как его грамматическая основа), сведения о пунктуации предложения в зависимости от цели высказывания и интонации, наблюдение и сравнение признаков предложения и текста. Работа с текстом направлена на выявление существенных признаков текста, представление о его строении (заглавии, главной мысли, абзацах), построении текста по определенному плану.

В 1-м классе начинается работа над некоторыми правилами правописания (традиционными написаниями типа жи-ши и т.п., употреблением заглавной буквы в именах собственных, обозначением парных согласных на конце слова).

В методическом воплощении содержания курса русского языка в учебнике большая роль отводится приему сравнения в организации наблюдений учащихся над языком и речью, нахождению сходства и различий сравниваемых языковых явлений. Учебный материал создает также базу для развития связной речи: это устные речевые упражнения, ознакомление с простейшими изобразительно-выразительными средствами языка и средствами, с помощью которых выражаются чувства людей, задания типа рассказать по своим впечатлениям, составить предложения с использованием наглядности и по грамматическим заданиям – все это создает языковую среду как условие формирования речевых умений, развития связной речи.

Учащиеся получают первоначальные представления о формах речи – диалоге и монологе, сведениях о словах, близких и противоположных по значению, образных сравнениях, переносе значения слова, других «секретах речи». Эти простейшие начальные научно-практические сведения расширяют возможности детей в овладении культурой речи.

Продолжение следует