Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2007
УЧИМСЯ ИГРАЯ

Светлана ИВАНОВА,
учитель начальных классов
Упоровской средней школы
Тюменской области

Здравствуй, Cтрана Знаний!

Урок-путешествие

Весной педагоги, выпускающие 4-е классы, готовятся к встрече со своими будущими учениками. Все мы знаем, что дети, которые придут в 1-й класс, очень разные. Одни смело зайдут в помещение, займут понравившуюся им парту и начнут знакомиться с соседями. А другие будут робко стоять у входа и хвататься за руки родителей. Как сделать, чтобы испуганных и напряженных детских лиц 1 сентября было как можно меньше? Светлана ИВАНОВА, учитель начальных классов Упоровской средней школы Тюменской области, предлагает в мае провести ознакомительные занятия, на которых учитель и дети познакомятся друг с другом и со школой.

Тема. «Здравствуй, школа!»

Цели. Дать первоначальные сведения о Стране знаний; прививать культуру поведения в школе и на улице.

Оборудование. Замок, три ключа, звонок; рисунок – Мудрая Сова; паровозик с вагончиками, билеты; проигрыватель, пластинка с песней «Голубой вагон»; костюм для почтальона, посылка (в посылке сверху – адрес, письмо, мячи, книжка-малышка «Загадки», кусочек мела, книга, цветной карандаш, эмблемы в виде веселых человечков: для мальчиков – «Умник», для девочек – «Умница», сувениры).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Доброе утро, уважаемые гости! Доброе утро, дорогие ребята! Здравствуйте, дошколята!
Меня зовут Светлана Васильевна, я ваша будущая учительница. Я очень рада видеть вас у себя в гостях. Пусть наше первое знакомство будет необычным, веселым и интересным.

II. Открытие Страны знаний

У. За полями, за горами
Есть волшебная страна.
В стране той много испытаний,
И чудес она полна.

Нужно подобрать ключ к замку, открыть его и прочитать название страны. А кто-нибудь из вас умеет читать? Хорошо. Вы нам поможете. Но сначала давайте подберем ключ к этому замку. У меня есть три ключа. Как вы думаете, этот подойдет?

Учитель показывает большой ключ.

Дети. Нет!

У. А кто может объяснить, почему?

Д. Он очень большой!

У. Тогда, наверное, этот?

Учитель показывает маленький ключ.

Д. Этот слишком маленький!

У. Значит, последний. Внимание, открываю!

Учитель открывает замок и раскрывает створки доски. Дети читают.

На доске:

Страна знаний

– По Стране знаний могут путешествовать только школьники. А кто такие школьники? Как по-другому их можно назвать?

Д. Ученики.

У. Кому из вас хочется побыстрее стать учеником?

Дети высказываются.

III. Путешествие по Стране знаний

У. Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок.
Звенит звонок.
– Чтобы стать учеником,
Нужно знать вам вот о чем:
На уроке ты сидишь
Тихо-тихо, словно мышь.
Спина прямая у тебя,
Садитесь правильно, как я.

Учитель показывает правила посадки за партой.

– Ручки мы вот так кладем (показывает)
И заданий дальше ждем.
Если хочешь ты сказать,
Или выйти, или встать,
Надо руку так держать.

Учитель показывает движения, ребята повторяют.

– Замечательно. Все запомнили?

Д. Да.

Стук в дверь. Входит почтальон Печкин.

Почтальон Печкин. Здравствуйте, малыши! Вы меня узнали? Я принес посылку.

Печкин передает посылку учителю.

У. Давайте прочитаем – кому она.

От кого:
Откуда: Из леса
Кому: Будущим ученикам
Куда: Тюменская область, село Упорово, школа.

– Ребята, а вам интересно узнать, что в посылке?

Д. Да!

У. Здесь письмо. От кого оно? Прочитаем:

«Здравствуйте, ребята!
Вам посылка от меня.
Угадайте, кто же я?
Я живу в лесу, в дупле на дереве. Днем я сплю, а ночью летаю.
В посылке много полезных вещей, которые вам очень пригодятся сегодня на уроке».

– Кто же автор письма?

Д. Сова.

У. Правильно. Посмотрим, что в посылке.

Учитель опускает руку в посылку.

Что это? Большой, круглый, красивый...

Д. Мяч!

IV. Физкультминутка

Учитель проводит физкультминутку с мячом.

V. Путешествие по Стране знаний (продолжение)

У. Итак, мы отправляемся в путешествие на поезде. Вот только у нас нет билетов, да и поезда тоже нет. Где же их взять? Сова предлагает отгадать загадки, и тогда любое желание исполнится.

Стоит веселый, светлый дом.
Ребят проворных много в нем.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (Школа.)

В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? (Мел.)

Я все знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться. (Книга.)

Я черный, красный,
желтый, синий,
С начинкой твердой в древесине.
Я с острым ножиком дружу
И, что хочу, изображу. (Карандаш.)

– Мы загадки отгадали. Давайте посмотрим, что еще есть в посылке. Что это?

Учитель достает из посылки другие предметы.

Д. Билеты.

У. А что еще?

Д. Поезд с вагонами.

Учитель прикрепляет рисунки на доску и раздает билеты.

– Состав готов, он стоит на железнодорожной станции «Школьная». Давайте пофантазируем. Представьте, что мы сейчас поедем на поезде, каждый в своем вагончике. Встаньте. Руки согните. Давайте потренируемся. Поезд движется: чух-чух-чух! Ту-ту-у-у!

Дети имитируют движение поезда.

– Внимание! Внимание! Поезд отправляется с первого пути. Поехали!

Звучит мелодия песни «Голубой вагон».

– Паровозик прибывает на станцию «Знакомства». Чтобы двигаться дальше, машинисту нужны точные сведения о пассажирах: фамилия и имя каждого. Давайте представимся друг другу. Меня зовут Светлана Васильевна. А тебя?

Учитель обращается к каждому ребенку. Дети называют свои имена.

– Спасибо. Но пока сведений недостаточно. Сове-машинисту нужно знать, сколько у нас девочек. Девочки, встаньте, пожалуйста, чтобы вас было хорошо видно. Сколько у нас девочек? (Счет хором.) А сколько у нас мальчиков? (Счет хором.) Сколько всего у нас ребятишек? Замечательно, считать вы умеете, значит, мы можем отправляться в путь дальше.

Звучит мелодия песни «Голубой вагон».

– Ребята, а какое сейчас время года?

Д. Весна.

У. Паровозик прибыл на станцию «Весенняя». Что интересного происходит в природе, на улице? Где лучше проводить свободное время: на улице или дома, у экрана телевизора?

Дети отвечают.

– Кого можно увидеть на улице? Как называют человека, идущего по улице?

Д. Пешеход.

У. Где должен ходить пешеход?

Д. По тротуару.

У. А как?

Д. Обходить встречных, сворачивать в сторону, не натыкаться на прохожих.

У. А если нет тротуара?

Д. По обочине дороги, навстречу идущему транспорту.

У. A можно ли переходить дорогу перед движущейся машиной?

Д. Нет!

У. Давайте вспомним основные правила поведения на улице.

Д. Ходи только по тротуару, а там, где его нет, – по обочине.
– Переходя дорогу, посмотри сначала налево, потом направо.
– Переходи улицу шагом, не бегом.
– Не играй и не шали на мостовой!

У. Ребята, вспомните сказку «Паровозик из Ромашково». На нем пассажиры путешествовали целых три дня. Они опоздали на станцию, но не были огорчены этим. Почему?

Дети отвечают.

Учитель читает небольшой отрывок из сказки со слов: «Ты, конечно, понял смысл моей сказки. Иногда не стоит торопиться. Если видишь красивое, если видишь хорошее – остановись!»

VI. Итог урока

У. Вот и подходит к концу наше путешествие. Вы, ребята, молодцы, потому что справились со всеми предложенными вам заданиями. Все вы получаете эмблемы, которые Сова прислала вам в посылке.

А вот – прощальная игра.
Урок заканчивать пора,
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь... – низко.
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь... – близко.
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты... – храбрец.
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай ...:

Д. Конец.

Учитель вручает сувениры и эмблемы «Умник» «Умница».