Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2007

СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА

Наталия НЕЧАЕВА, Светлана ЯКОВЛЕВА

Русский язык

Программа Н.В. Нечаевой

При проведении контрольных работ на написание диктанта отводится один урок. Проверочные работы выполняются в течение нескольких уроков. Эти работы не обязательно проводить за одну неделю. Вы можете отводить на них от 10 до 15 минут урока в зависимости от уровня сложности заданий и уровня подготовки вашего класса.

1-й класс

ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ

Уровни оценки внешней характеристики, связности устной речи см. в разделе «Обучение грамоте».

ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Фонетический анализ, словарный запас, переключение от одного слова к другому (дополнительные сведения об орфографической зоркости)

Задание 1

а) Задумай звук. Назови три слова, в которых этот звук был бы в начале. Запиши их. Подчеркни букву, обозначающую задуманный звук.

б) Задумай звук. Назови три слова, в которых этот звук был бы в конце. Запиши их. Подчеркни букву, обозначающую задуманный звук.

Оцениваются:

1) количество записанных слов;
2) соответствие слов задуманному звуку.

Орфографические ошибки в записи слов при выполнении данного задания не учитываются. Однако самостоятельное записывание слов может дать дополнительные сведения о сформированности графических умений, об орфографической зоркости: пишет опасные места наугад, делает пропуск или спрашивает о написании учителя.

Соотнесение печатного и письменного шрифтов, комбинаторные способности, знание алфавита, различение мягких и твердых согласных звуков и их букв

Задание 2

а) Запиши буквы письменным шрифтом в алфавитном порядке.

т м а р к и ь о н

б) Составь из выписанных букв как можно больше слов. Буквы можно повторять; можно использовать не все буквы.

в) В составленных словах отметь зеленым цветом буквы мягких согласных звуков и синим – буквы твердых согласных звуков.

Оцениваются:

1) количество выполненных заданий;
2) полнота и правильность выполнения.

Проверка орфографической зоркости

Задание 3*

Возможные формулировки задания:

1) подчеркни все орфограммы;
2) подчеркни все опасные места.

Задание может быть проведено на любом предложении или наборе слов, приведенных в данных проверочных работах, а также на любых текстах похожей сложности.

Примеры текста:

Были галчата в гостях у волчат.

Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу…»

(М. Бородицкая)

Жил-был карась,
Вот и сказка началась.

(Из русского фольклора)

Оценивается полнота выполнения задания.

Списывание текста

Задание 4

Наиболее объективным показателем умения списывать текст является определение средних результатов домашней и классной работ за последние неделю или две в зависимости от конкретных обстоятельств.
Фиксируются недочеты: количество пропущенных/лишних букв и пунктуационных знаков, количество искажений и замен букв, большая буква в начале предложения, количество исправлений.
При списывании теряет смысл выделение изученных и неизученных орфограмм. Все ошибки такого рода фиксируются как искажение замены букв. Списывание может быть преднамеренным, когда предъявляется текст с прямым заданием правильно его списать, например: “Спиши текст”.

Примеры текстов:

Беленький гладенький зайчик сказал ежу:
– Какое у тебя некрасивое колючее платье!
– Правда, – отвечал еж, – но мои колючки спасают меня от зубов хищников. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?
Зайчик только вздохнул.

(33 слова)
(По К. Ушинскому)

После списывания возможны и другие задания, например: а) сверь свой текст с текстом на доске, исправь ошибки, если они есть; б) в первых строчках подчеркни буквы мягких согласных звуков (вариант: в словах первых двух строчек поставь ударение или подчеркни все орфограммы).

Или:

Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
– Приходите все на чай!
Сколько чаек? Отвечай!

(13 слов)
(Из русского фольклора)

а) подчеркни слова, которые нельзя перенести;
б) подчеркни слова, родственные слову чай.

Списывание может быть и непреднамеренным, как необходимый этап выполнения другого задания, например грамматического, или при восстановлении деформированного текста.

Оценка списывания

  • 4-й уровень – переписывает правильно, без ошибок;

  • 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки или 1–3 исправления;

  • 2-й уровень – допущены: а) 3–4 ошибки или 4 исправления; б) 1–2 ошибки и 1–3 исправления;

  • 1-й уровень – работа показывает значительные затруднения ученика при списывании.

Выявление готовности к усвоению орфографической темы следующего года обучения: буквы проверяемых безударных гласных в корне

Задание 5

Выпиши только родственные (однокоренные) слова.

весело, весна, весло, весенний, весит, веснушки;

гора, город, бугор, горный, горячий, горка, городской

В выписанных словах поставь знак ударения.
Подчеркни буквы безударных гласных.

Оцениваются полнота и правильность выполнения.

Орфографический диктант

Задание 6

Проверяются правописание гласных после шипящих, написание имен с большой буквы, оформление предложения.

ВАСЬКА

У Егора и Любы живет пушистый котенок Васька. Летом Ваську взяли на дачу. Котенок поймал мышку и принес домой. Ну и охотник!

(23 слова)

Грамматические задания

1. В словах первого предложения поставь ударение.
2. Во втором предложении подчеркни буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
3. Выпиши имена детей и кличку, разделяя их для переноса.

Составление предложений из данных слов

Задание 7

Из данных слов составь как можно больше предложений.

Мама печь Ира пирог

Назначение задания. Выявить уровень усвоения учениками понятий «предложение», «слово», способность к поиску разных вариантов словесного выражения мысли (комбинаторные возможности). Количество вариантов связано с изменением порядка слов, с изменением и без изменения их форм (например: Мама печет пирог Ире. Мама и Ира пекут пирог. Мама Иры печет пирог. Ира с мамой пекут пирог. Ира для мамы печет пирог.), с выходом на повествовательные и вопросительные предложения, с изменением формы глагола и с подбором родственного слова (пекут, пекли, испечет, …).

Оценка составления предложений

Оценивается только количество правильно составленных предложений. Орфографические ошибки не учитываются.

  • 4-й уровень – составлено не меньше 4 вариантов предложений;

  • 3-й уровень – составлено 2–3 предложения;

  • 2-й уровень – составлено 1 предложение;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Восстановление деформированного текста

Задание 8

Вместе они смогли поднять зерно и понесли его домой.
Оно было тяжелое.
Тогда муравей позвал товарищей.
Муравей нашел зерно.

(19 слов)

Даже говорить умеют.
Был у него говорящий ворон.
Известный дрессировщик Дуров любил обучать ворон.
Вороны – смышленые птицы.
Ворон важно произносил свое имя: «Вор-ро-нок! Вор-ро-нушка!»

(24 слова)
(По А. Дуровой)

Оценка составления текста

  • 4-й уровень – все логико-смысловые связи установлены правильно;

  • 3-й уровень – большинство связей установлено правильно;

  • 2-й уровень – большинство связей установлено неправильно;

  • 1-й уровень – хаотический набор предложений.

Кроме этих заданий, повторите задания, которые вы проводили в начале учебного года, выявляя уровень готовности к обучению русскому языку (см. раздел «Обучение начинается с изучения ребенка» в методических пояснениях Н.В. Нечаевой «Обучение грамоте»). Результаты сравнения покажут абсолютный прирост в развитии предпосылок продуктивного усвоения русского языка.

2-й класс

ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ

Уровни оценки внешней характеристики, связности устной речи см. выше в разделе «Обучение грамоте».

ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Фонетический анализ, качество освоения орфоэпии и графики

Задание 1

а)* Напиши по законам русского языка.

се[в]одня, коне[ш]но, [ш]то, че[в]о, здра[ств]уй

б) Запиши слова, в которых количество букв совпадает с количеством звуков.

герой, язык, ветер, солнце, троллейбус

Проверка орфографической зоркости

Задание 2*

Прочитай, произнеси, как мы обычно говорим. Далее возможны разные формулировки: 1) подчеркни все орфограммы; 2) подчеркни все опасные места. Задание может быть самостоятельным, а может быть проведено на любом предложении или наборе слов, приведенных в данных проверочных работах.

Примеры текстов:

Ребята летом на пруду
Кружились весело на льду,
Надев коньки стальные.

(Из зарубежного фольклора)

Воробьи по проводам
Скачут и хохочут.
Верно, строчки телеграмм
Ножки им щекочут.

(С. Маршак)

Оценивается полнота выполнения задания.

Формулировка задания может быть другой: дать слова, в которых пропущены буквы звуков, стоящих как в слабой, так и в сильной позициях. Ученик должен распределить эти слова в две группы: с пропущенной буквой-орфограммой и с пропущенной буквой, которая не является орфограммой.

завтра…, авт…бус, морк…вь, п…льто, сол…це, к…мар, хок…ей, свис…нул, д…вочка

Списывание текста

Задание 3

Наиболее объективным показателем умения списывать текст является определение средних результатов этого вида домашней и классной работ за последнюю неделю или две – в зависимости от конкретных обстоятельств. Фиксируются недочеты (см. с. 7, задание 4).
Списывание может быть преднамеренным, когда предъявляется текст с прямым заданием – правильно его списать, после чего возможны и другие задания.

Пример текста:

КТО ПРИМЕР ДЛЯ ЧЕРЕПАХ

А Первые Черепахи сразу решили брать пример не с кого-нибудь – с Солнца!
Выглядывало на рассвете Солнце – и Черепахи выглядывали из панциря, полезло Солнце по небу – и Черепахи полезли, пряталось Солнце за тучу – и Черепахи прятались…
Они и в море нырять научились – только чтоб от Солнца не отстать!

(51 слово)
(В. Хмельницкий)

Задания после списывания

а) Сверь твой текст с текстом на доске, исправь ошибки, если они есть.

б) Выпиши из текста одно существительное мужского рода, одно существительное женского рода и одно – среднего рода. Выпиши один глагол и одно прилагательное. Обозначь их.

Списывание может быть непреднамеренным, как необходимый этап выполнения другого задания, например грамматического (см. задание 4), или при восстановлении деформированного текста (см. задание 7).

Оценка списывания

  • 4-й уровень – переписывает правильно, без ошибок;

  • 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки или 1–3 исправления;

  • 2-й уровень – допущены: а) 3–4 ошибки или 4 исправления; б) 1–2 ошибки и 1–3 исправления;

  • 1-й уровень – работа выявляет значительные трудности ученика при списывании.

Диктант с его последующим орфографическим проговариванием

Задание 4 (диктант)

Проверяется правописание разделительного ь, отсутствие ь в сочетаниях ч и щ с другими согласными, правописание гласных после шипящих, проверяемых безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, оформление предложения.

Порядок работы:

1) написание диктанта, который учитель диктует по орфоэпическим нормам;
2) самостоятельная проверка диктанта учениками, исправление ошибок, если они есть;
3) орфографическое проговаривание диктанта учителем по отдельным предложениям с одновременной проверкой работ учениками. Исправления вносятся карандашом другого цвета.

Диктант оценивается двумя отметками: первая фиксирует реальную грамотность, вторая – умение ученика сверять совпадающий звуковой и буквенный облик слова при его орфографическом проговаривании.

УЖЕ ЛЕТО

Уже все деревья, даже поздние, дуб и ясень, одеты листвой. Подует ветерок, и побежит по лесу веселый шум. Качаются вершины, сверкают на солнце сочные листья. Весь день звенит лес птичьим свистом. А под ногой такая красота, что ступить боязно, такое множество цветов.

(44 слова)
(По В. Баркову)

Грамматические задания

1. Подчеркни грамматическую основу предложения в 4-м предложении.
2. В этом же предложении укажи части речи.

Понимание лексической сочетаемости слов

Задание 5

Впиши в данные предложения подходящие по смыслу слова.

Выбирай: высокий, высотный, длинный, длительный.

(Какой?) человек пошел в (какой?) поход. Он взял (какой?) шест.

Задание 6

Из данных слов составь как можно больше предложений. Можно изменять форму слов и использовать служебные слова.

Женя собирать марки кот

Количество вариантов связано с изменением порядка слов, с изменением и без изменения их форм (например: Женя собирает марки. Женя собирает котов. Кот собирает марки. Женя собирает марки с котами. Женя собирает марки или котов?), с выходом на повествовательные и вопросительные предложения, с изменением формы глагола и с подбором родственного слова.

Оценка составления предложений

  • 4-й уровень – составлено не меньше 4 вариантов предложений;

  • 3-й уровень – составлено 2–3 предложения;

  • 2-й уровень – составлено 1 предложение;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Восстановление деформированного текста

Задание 7

Он дает звонок.
Обезьянка Чичи восседает на стуле.
Грач Кара – наш классный староста.
Мои ученики приготовились к уроку.
Сегодня Дадон дежурный.
Он отвечает, сколько в классе учеников: «Гав, гав, гав, гав!»
Собака Дадон и лисичка Дымка располагаются на полу, а грач Кара – на столе, рядом со мной.
– Прекрасно! Дежурство ты начал хорошо.

(52 слова)
(По Н. Дуровой)

Оценка составления текста

  • 4-й уровень – все логико-смысловые связи установлены правильно;

  • 3-й уровень – большинство связей установлено правильно;

  • 2-й уровень – большинство связей установлено неправильно;

  • 1-й уровень – хаотический набор предложений.

3-й класс

ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ

Уровни оценки:

1) внешней характеристики;
2) связности устной речи (см. выше в разделе «Обучение грамоте»).

ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Фонетический анализ, качество освоения орфоэпии и графики

Задание 1

а)* Первичное усвоение вариантов произношения согласного перед буквой е. Выпиши те слова, в которых выделенный звук обозначает мягкий согласный звук.

кенгуру, свитер, тема, бутерброд, крем, детектив, музей, кафе

б) Запиши те слова, в которых количество букв совпадает с количеством звуков.

актер, ладонь, печенье, жёлтый, яичница, театр

Проверка орфографической зоркости*

Задание 2

«Прочитай так, как мы обычно говорим». Далее возможны разные формулировки задания:

1) «Подчеркни все орфограммы»;
2) «Подчеркни все опасные места». Задание может быть самостоятельным, а может быть проведено на любом предложении или наборе слов, приведенных в данных проверочных работах.

Примеры текстов:

Убежало молоко,
Убежало далеко!
Вниз по лестнице скатилось,
Вдоль по улице пустилось…

(М. Бородицкая)

Прошу вас, не надо съезжать по перилам:
Вы можете в зубы попасть крокодилам!
Они притаились на каждой площадке
И всех, кто съезжает, хватают за пятки
И тащат на дно африканского Нила.

(И. Токмакова)

Первый Краб выбежал на берег позагорать и решил кем-нибудь на всякий случай притвориться.

(В. Хмельницкий)

Оценивается полнота выполнения задания.

Списывание текста

Задание 3

Наиболее объективным показателем умения списывать текст является сведение в таблицу средних результатов этого вида домашней и классной работы за последнюю неделю или две недели – в зависимости от конкретных обстоятельств.
Списывание может быть преднамеренным, когда предъявляется текст с прямым заданием – правильно его списать, после чего возможны и другие задания. Пример текста для списывания:

РЕКА И ГОРИЗОНТ

Однажды на рассвете, когда все еще спали и поговорить было не с кем, Река вдруг обратила внимание на голубую полоску Горизонта.
«Она такая узкая и бледная, – подумала Река и с гордостью посмотрела на себя: – То ли дело я! И широкая, и полноводная. Во мне даже сомы водятся!»
Река снова посмотрела на голубую полоску с жалостью и подумала: «А в ней, наверно, и окунька нет…»
Но тут из голубой полоски выглянуло Солнце!

(74 слова)
(В. Хмельницкий)

Задания после списывания:

а) сверь твой текст с текстом на доске, исправь ошибки, если они есть;

б) выпиши одно имя существительное, один глагол, одно имя прилагательное; любое из этих слов разбери как часть речи.

Списывание может быть и непреднамеренным, как необходимый этап выполнения другого задания – грамматического или при восстановлении деформированного текста.

Оценка списывания:

  • 4-й уровень – текст переписан правильно, без ошибок;

  • 3-й уровень – допущены отдельные (1–2) ошибки или отдельные (1–3) исправления;

  • 2-й уровень – а) 3–4 ошибки или 4 исправления; б) 1–2 ошибки и 1–3 исправления;

  • 1-й уровень – работа выявляет значительные трудности ребенка при списывании.

Выявление уровня усвоения морфемного состава слов

Задание 4

Соотнеси данные слова с соответствующими им схемами.

урок заколка пригород морской синеглазый лесополоса

Оценка выполнения задания

  • 4-й уровень – правильно установлен морфемный состав 5 слов;

  • 3-й уровень – правильно установлен морфемный состав 4 слов;

  • 2-й уровень – правильно установлен морфемный состав 3 слов;

  • 1-й уровень – работа выявляет значительные трудности в усвоении морфемного состава слова.

Диктант

Задание 5

Диктант с его последующим орфографическим проговариванием с целью проверки (проверяются правописание гласных после шипящих, правописание ь, усвоение проверяемых и непроверяемых безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, раздельное написание предлогов, союзов, написание имен собственных, оформление предложения).

Порядок работы. Написание диктанта, который учитель диктует по орфоэпическим нормам (слова с выделенными орфограммами проговариваются орфографически); его самостоятельная проверка учениками, исправление ошибок, если они есть (правильные исправления, самостоятельно сделанные учеником, за ошибку не считаются); орфографическое проговаривание всего текста диктанта учителем по отдельным предложениям с одновременной проверкой работ учениками (исправления вносятся карандашом другого цвета).

Диктант оценивается двумя уровнями: 1-й фиксирует реальную грамотность, 2-й – умение ребенка сверять совпадающий звуковой и буквенный облик слова при его орфографическом проговаривании.

ЧУДЕСНЫЙ МАЙ

В этом месяце чудесная погода. После весеннего дождя ярче светит солнце. Первые листочки на сирени, березе, тополе сверкают, переливаются на солнышке.
Войдите в майский лес. Он весь в зелени!
С раннего утра до позднего вечера распевает пернатое царство. Подходишь к ручью и замечаешь, как он торопливо прокладывает себе дорогу. Воздух наполнен запахом весны. Ты его узнаешь и в городе среди других запахов.

(64 слова)

Грамматические задания

а) Подчеркни грамматическую основу в предложениях с однородными членами.
б) Укажи, какими частями речи выражены однородные члены.
в) В этих предложениях у глаголов определи время, число, если возможно – род; у имен существительных определи род, число, склонение, падеж.

Понимание лексической сочетаемости слов

Задание 6

К каждой паре слов подбери подходящие имена существительные. Запиши словосочетания.

Зап_вать – зап_вать (песню, таблетку)
Об_жает – об_жает (поведением, маму)
Пол_скать – пол_скать (белье, щенка)
Пос_дел – пос_дел (на скамейке, дедушка)

Оценка выполнения задания

Правильно составлено:

  • 4-й уровень – 7–8 словосочетаний;

  • 3-й уровень – 5–6 словосочетаний;

  • 2-й уровень – 3–4 словосочетания;

  • 1-й уровень – работа выявляет значительные трудности в дифференциации лексического значения слов.

Выявление способности решать нестандартные задачи, уровня воображения, способности переключаться с одной точки зрения на другую (выполнять задания с многозначными ответами), способности связно излагать мысли в письменной речи

Задание 7

Ситуация: брат написал младшей двоюродной сестренке письмо – поздравление с окончанием учебного года. Что чувствует мальчик, который написал письмо? Что чувствует сестренка, которая получает письмо? Что чувствует почтальон, который доставляет это письмо? Что чувствует письмо? Напиши ответы с обоснованием.

Оценка выполнения задания

  • 4-й уровень – в ответах на все вопросы есть: 1) соответствие заданной теме; 2) развернутость высказывания; 3) связность высказывания; 4) оригинальность версии;

  • 3-й уровень – есть четыре показателя в трех или двух ответах на вопросы;

  • 2-й уровень – есть некоторые показатели;

  • 1-й уровень – ответы носят односложный характер.

Грамматическая и пунктуационная грамотность не оцениваются.


*  Здесь и далее звездочкой отмечены диагностирующие задания. Оценивая контрольную работу в целом, результат их выполнения не фиксируется отметкой.