Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2007

СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА

Ирина ТОВПИНЕЦ,
Наталья СЕЛЮНИНА

Окружающий мир

Программа И.П. Товпинец

Оценка выполнения работы

При обработке результатов проверочных и контрольных работ учитель может использовать уровневую и балльную оценку. Ответ высокого уровня соответствует отметке «5», среднего уровня – «4», низкого уровня (без грубых ошибок) – «3». Практика показывает, что учащихся, полностью не выполнивших предлагаемые самостоятельные работы, практически не бывает, если иметь в виду нормальное состояние здоровья и самочувствие ребенка.

Предлагаемые варианты контрольных работ не рекомендуется проводить на одном уроке по всем заданиям, чтобы не вызвать утомления детей, что приведет к снижению качества ответов.

Количество проверочных заданий на уроке учитель определяет по собственному усмотрению, создает спокойную доброжелательную обстановку и предоставляет ученикам необходимое время для выполнения заданий. В случае необходимости дается дополнительное время, эти случаи фиксируются.

Формулировки заданий учитель записывает на доске и зачитывает, дает некоторые пояснения по организации выполнения самостоятельных работ (расположение материала ответов, форма записи и пр.).

1-й класс

Задание 1

Дополни предложения и запиши их.

Страна, в которой я живу, – ... .
Столица нашей страны – ... .
Я живу в городе (селе) – ... .

Задание 2

Сделай рисунок растения и укажи его части.

Задание 3

Охарактеризуй погоду, которую ты наблюдал прошедшей зимой. Запиши признаки погоды знаками.

Задание 4

Заполни таблицу. Запиши названия 3–4 объектов каждой группы.

Живая природа

Неживая природа

Сделано человеком

     

Задание 5

а) Сделай рисунок уличного светофора. Запиши, что означают его световые сигналы.

б) Запиши, что обозначают дорожные знаки.

Уровни выполнения заданий

Задание 1

  • Высокий уровень – задание выполнено верно;

  • Средний уровень – даны 2 правильных ответа;

  • Низкий уровень – задание не выполнено либо даны 3 неверных ответа.

Задание 2

  • Высокий уровень – учащиеся правильно изображают и называют основные части растения на рисунке.

  • Средний уровень – ответы неполные.

  • Низкий уровень – задание не выполнено.

Задание 3

  • Высокий уровень – учащиеся адекватно используют известные им знаки для характеристики погоды (с учетом особенностей прошедшей зимы).

  • Средний уровень – ответы неполные.

  • Низкий уровень выявляет неумение учащихся в самостоятельной работе использовать принятые знаки характеристики погоды.

Задание 4

  • Высокий уровень – задание выполнено верно. Даны 3–4 примера объектов каждой группы.

  • Средний уровень – допущены 1–2 ошибки в группировке, 1–2 примера в каждой группе.

  • Низкий уровень – допущено более 3 ошибок.

Задание 5

  • Высокий уровень – учащиеся правильно называют световые сигналы светофора и значение дорожных знаков.

  • Средний уровень – ответы неполные.

  • Низкий уровень – ответы неверные.

2-й класс

Звезды и планеты

Задание 1

В каждой группе объектов зачеркни «лишнее» слово. Напиши название группы.

а) Луна, Венера, Марс, Земля, Сатурн – ... .

б) Сатурн, Юпитер, Солнце, Земля, Уран – ... .

Задание 2

Дополни предложения. Запиши правильное утверждение.

а) Год – это время, ...

б) Сутки – это время,…

Сезонные изменения в природе

Задание 3

Назови, какие изменения происходят в жизни растений и животных осенью.

У растений ... .

У животных ... .

Многообразие растений

Задание 4

Назови условия, необходимые для роста и развития растений.

Задание 5

Составь таблицу разнообразия групп растений. Назови представителей (2–3 примера) разных групп.

Группы

Представители группы

     

Охрана природы

Задание 6

Назови правила поведения человека в лесу.

Уровни выполнения заданий

Задание 1

  • Высокий уровень – задание выполнено верно.

  • Средний уровень – правильно выбрано лишнее слово в одной группе.

  • Низкий уровень – допущены ошибки в обеих группах.

Задание 2

  • Высокий уровень – 2 правильных утверждения.

  • Средний уровень – 1 правильное утверждение.

  • Низкий уровень – ответы неверные.

Задание 3

  • Высокий уровень – на 3–4 примерах обоснованы особенности жизнедеятельности растений и животных в связи с изменением погодных условий.

  • Средний уровень – приведены 2–3 примера особенностей жизнедеятельности растений и животных осенью.

  • Низкий уровень – допущены ошибки. Не раскрыта связь живой и неживой природы.

Задание 4

  • Высокий уровень – учащиеся выделяют 3–4 условия, необходимых для роста и развития растений; приводят примеры благоприятного и неблагоприятного воздействия некоторых условий (деятельности людей), влияющих на развитие растений.

  • Средний уровень – учащиеся неполно характеризуют условия, необходимые для жизнедеятельности растений.

  • Низкий уровень – учащиеся неполно характеризуют условия, необходимые для жизнедеятельности растений; ответы не конкретизируются.

Задание 5

  • Высокий уровень – учащиеся справляются с оформлением таблицы, обозначают 5 групп систематизации растений, приводят примеры.

  • Средний уровень – учащиеся нуждаются в помощи при оформлении ответа в виде табличной записи; задание выполняют в полном объеме.

  • Низкий уровень – учащиеся нуждаются в помощи при оформлении таблицы; ответы неполные.

Задание 6

  • Высокий уровень – в ответах содержательно (4–5 суждений) раскрываются правила поведения человека в лесу. Ответы иллюстрируются конкретными примерами. Выражена позитивная эмоционально-ценностная ориентация ученика.

  • Средний уровень – в ответах содержится 3–4 суждения о мерах охраны леса.

  • Низкий уровень – ответы неполные.

3-й класс

Тела и вещества

Задание 1

Назови тела природного происхождения (4–5 примеров).
Назови тела неприродного происхождения (4–5 примеров).
Заполни пропуски:

Все тела состоят из одного или нескольких... .

Вещества находятся в ... , ... и ... состоянии.

Вода и воздух в природе

Задание 2

В каком состоянии находится вода в природе? Приведи примеры.

Задание 3

Кратко (схематично) запиши, как происходит круговорот воды в природе.

Задание 4

Укажи линией свойства, которые относятся к воде или к воздуху.

вода

бесцветный(ая)
текучий(ая)
прозрачный(ая)
упругий(ая)
безвкусный(ая)
без запаха
сжимаемый(ая)
кипит при температуре +100°С

воздух

Полезные ископаемые

Задание 5

На какие группы можно распределить полезные ископаемые? Дай название каждой группе.

нефть, торф, гранит, медный колчедан, природный газ, вода, железная руда, песок, бокситы, каменный уголь, известняк

Правила безопасности

Задание 6

Сформулируй и запиши 3–4 правила безопасного поведения, которые важно соблюдать.

Уровни выполнения заданий

Задание 1

  • Высокий уровень – учащиеся дают правильные определения, дополняя неполные формулировки понятий, приводят примеры тел природного и неприродного происхождения.

  • Средний уровень – ответы недостаточно полные.

  • Низкий уровень – в ответах имеются ошибки.

Задание 2

  • Высокий уровень – учащиеся называют 3 состояния воды в природе, приводят в среднем по 3 примера форм воды в жидком и твердом состоянии.

  • Средний уровень – учащиеся называют три состояния воды, в ответах в среднем содержится по 2 примера форм воды в жидком и твердом состоянии.

  • Низкий уровень – ответы неполные.

Задание 3

  • Высокий уровень – учащиеся обозначают явления круговорота воды в природе с любого этапа превращений (4–5 позиций).

  • Средний уровень – недостаточно полно охарактеризовано явление круговорота воды в природе.

  • Низкий уровень – в ответах не раскрыта или нарушена последовательность освещения этапов круговорота воды в природе; ответы неполные.

Задание 4

  • Высокий уровень – правильно указано 6 свойств воды (бесцветная, текучая, прозрачная, безвкусная, без запаха, кипит при температуре +100°С) и 6 свойств воздуха (бесцветный, прозрачный, упругий, безвкусный, без запаха, сжимаемый).

  • Средний уровень – правильно указано более половины свойств воды и воздуха.

  • Низкий уровень – правильно указано менее половины свойств воды и воздуха.

Задание 5

  • Высокий уровень – найдены 2 способа группировки. Объекты распределены правильно, группы названы.

  • Средний уровень – найден 1 способ группировки. Объекты распределены правильно, группы названы.

  • Низкий уровень – допущены ошибки при распределении объектов в группы.

Задание 6

  • Высокий уровень – обосновано 3–4 правила безопасного поведения.

  • Средний уровень – обосновано 1–2 правила безопасного поведения.

  • Низкий уровень – ответы неполные, правила поведения названы без обоснования.

4-й класс

Наша страна – Россия. Россия на карте

Задание 1

При выполнении задания используй карту. Заполни пропуски.

Наша страна Россия расположена на материке ... .

Уральские горы делят территорию России на ... и ... части.

Задание 2

Определи по карте, по каким морям и океанам проходит морская граница России.

Природные зоны

Задание 3

Определи по карте, в каких природных зонах расположена Россия.

Задание 4

Назови природные богатства Сибири.

Уроки истории

Задание 5

Соедини правильно историческое событие и дату. Рядом с годом напиши век.

Событие

Год

Век

Бородинское сражение
Первый полет человека в космос
Великая Отечественная война
Куликовская битва
Основание Санкт-Петербурга
Крещение Руси
Ледовое побоище
Первое письменное упоминание о Москве

1380
988
1147
1703
1242
1812
1961
1941–1945

  

Задание 6

Назови имена героических защитников Отечества, выдающихся полководцев, прославившихся в истории России.

Уровни выполнения заданий

Задание 1

  • Высокий уровень – учащиеся дают правильные ответы по первой и второй части.

  • Средний уровень – ответы неполные.

  • Низкий уровень – учащиеся испытывают затруднения при самостоятельном получении информации при работе с картой; нуждаются в помощи.

Задание 2

  • Высокий уровень – правильно указаны названия 3 океанов, 4–5 морей.

  • Средний уровень – правильно указаны названия 2 океанов, 2–3 морей.

  • Низкий уровень – учащиеся испытывают затруднения при самостоятельном получении информации при работе с картой; нуждаются в помощи.

Задание 3

  • Высокий уровень – верно перечислены основные природные зоны.

  • Средний уровень – ответ неполный.

  • Низкий уровень – допущены ошибки.

Задание 4

  • Высокий уровень – учащиеся дают разностороннюю характеристику природных богатств Сибири (лесные, водные ресурсы, запасы полезных ископаемых, уникальность растительного и животного мира, города как промышленно-торговые центры).

  • Средний уровень – ответы неполные.

  • Низкий уровень – ответы неполные, в основном характеризуются полезные ископаемые региона.

Задание 5

  • Высокий уровень – задание выполнено верно.

  • Средний уровень – допущены 1–3 ошибки.

  • Низкий уровень – более 3 ошибок.

Задание 6

  • Высокий уровень – учащиеся называют известные из изученных важнейших исторических событий, имена выдающихся полководцев, героических защитников Отечества.

  • Средний уровень – ответы неполные. Названы 1–2 имени.

  • Низкий уровень – допущены ошибки.