Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №12/2007

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Людмила ЗЫКОВА,
руководитель проекта,
учитель;
Г.В. ЧЕРЕМНЫХ,
научный руководитель проекта,
кандидат педагогических наук;
Г.И. ГИЛЕВИЧ,
старший преподаватель МПГУ;
Марина МЕДВЕДЕВА,
Ника БЛАНЧАРД,
ученицы 4-го класса школы № 930, г. Москва

Дружат дети всей Земли

«Во всяком воспитании должны приниматься
во внимание нравы и обычаи нашей эпохи и сословия,
дух времени, в котором мы живем, национальность
нашего народа, одним словом – культура всей
современности и непосредственно
нашего окружения.»

Адольф Фридрих Дистервег

Статья опубликована при поддержке визового сервиса "Visas UK", основная специализация которого — помощь гражданам России в оформлении визы в Великобританию. Если Вам нужна туристическая или транзитная, семейная или гостевая, рабочая или бизнес виза, студенческая или на лечение, спортивная или на мероприятие, предпринимателя или виза невесты в Великобританию на срок от 6 месяцев до 10 лет, то специалисты "Visas UK" приложат все усилия, чтобы путь в Великобританию был Вам открыт в максимально короткие сроки. Здесь Вам подберут правильный тип визы, переведут все необходимые для оформления визы документы, грамотно заполнят анкету для посольства Великобритании, оплатят консульский сбор и услуги посольства, договорятся о времени посещения британского визового центра и сопроводят в него со всеми документами. И все это по разумным ценам! С подробной информацией о видах документов и сроках их оформления, об услугах, оказываемых визовым сервисом, и ценах на них можно ознакомиться на сайте visasuk.ru. С "Visas UK" Великобритания станет ближе!

Цели и задачи проекта. Ознакомление учащихся с традициями народов мира путем изучения национальных костюмов и изготовления их в технике бумагопластики; изучение традиций народов мира, особенностей костюма; приобретение навыков в технике бумагопластики; воспитание толерантности; развитие технического мышления, творческих способностей учащихся и коммуникативных навыков.

Проектная деятельность способствует решению некоторых важных проблем, имеющих большое значение для развития каждой личности, семьи, класса, школы и общества в целом. В ходе работы ярче проявляются интересы детей. Создаются благоприятные условия для совершенствования их умения адаптироваться к непрерывному изменению окружающей среды, а также решаются практические учебные задачи, имеющие исследовательскую, конструкторскую и технологическую направленность.

Конкретные дела в условиях школы всегда значимы. Дети любят что-то делать своими руками и показывать окружающим. Это способ самовыражения и желание что-либо создать. В период разработки проекта учащиеся читали книги, обращались к учебникам, справочной и специальной литературе. Коллективная проектная деятельность создала особую атмосферу в классе. У детей, родителей и учителя появилось ощущение коллектива, сформировался благоприятный микроклимат в коллективе. Дети учились уважать взгляды товарищей и находить компромиссы, осваивать различные формы общения, сотрудничать и создавать вместе интересные работы.

Идея проекта «Дружат дети всей Земли» возникла на первом классном часе «Нет ничего краше, чем Родина наша», где лейтмотивом звучали слова «Нашего Отечества» К.Д. Ушинского: «Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».

Ребята узнали, что Россия – многонациональное государство, в котором проживает более 130 народов. Население относится к четырем основным языковым семьям, самая многочисленная из которых – индоевропейская. К ней относятся народы славянской группы.

Русских в России – 80%. Народы различаются не только по своей численности, но и по особенностям расселения, национальным и религиозным традициям, а также по обычаям, укладу жизни, культурному наследию и одежде. Учащиеся сделали вывод: «Россия – многонациональное государство, поэтому надо жить в мире, дружбе и уважении друг к другу, а также к другим людям, ее населяющим». Они выразили желание расширить знания о своей родине – России, о народах, населяющих ее, их традициях, промыслах, фольклоре, одежде и быте. Дети высказали мнение, что если они будут читать литературу на эту тему, переписываться со сверстниками, общаться в Интернете, то будут способствовать укреплению дружбы между народами, взаимопониманию и уважительному отношению к людям разных рас и народностей.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся была предложена схема работы: «Виды деятельности учащихся и этапы выполнения творческого проекта»:

Коллекция кукол в костюмах народов мира

I. Мыслительная деятельность:

– появление идеи;
– определение темы и постановка цели.

II. Исследовательская деятельность:

– изучение необходимой литературы;
– подборка журналов.

III. Конструкторская деятельность:

– изготовление трафарета (конструирование бумажной куклы).

IV. Творческая деятельность.

– изготовление костюмов народов мира на бумажных куклах.

V. Художественно-оформительская деятельность: – работа над постером

VI. Актерско-специфическая деятельность.

– защита проекта на Ярмарке идей.

Ученики стали изучать литературу о наших ближайших соседях: украинцах, белорусах, молдаванах, а также о народах Франции, Германии, Великобритании и других стран; начали собирать иллюстрированные журналы для детей: «Неугомонные детки» и «Познай историю с Волли», в которых находили ответы на интересующие вопросы: местоположение страны на «Карте мира»; достопримечательности; знаменитые люди; национальные костюмы.

Ребята обменивались мнениями о прочитанном, разгадывали кроссворды, с интересом рассматривали костюмы, пробовали моделировать их сами. Эта работа настолько увлекла их, что они продолжали собирать журналы «Путешествия по странам мира» и после окончания работы над проектом.

Возникла идея переписки с ребятами Украины, Белоруссии, Молдавии, Великобритании, Франции, Германии. На уроках изобразительного искусства третьеклассники научились красиво оформлять бумагу для писем. Затем они написали тексты писем на русском языке и перевели их с помощью учителей английского, немецкого и французского языков. В составлении писем активное участие принимали и родители. В основном письма были адресованы родственникам, друзьям и знакомым, проживающим за рубежом. Некоторые адреса были взяты из Интернета.

Через месяц мы получили из Белоруссии письмо и куклу в национальном костюме, а из Германии нам привезли две куклы в немецких костюмах (мужском и женском). Ребята, которые отдыхали с родителями в разных странах мира, привозили из поездок кукол в костюмах тех народов, которые населяют эти страны и дарили их школе. Так родилась идея создать выставку кукол в костюмах народов мира. Вскоре мы ее осуществили: поместили всех кукол на полочки в стеклянном кубе.

На уроках русского языка, а в дальнейшем и дома вместе с родителями ученики писали творческие работы-размышления, в которых выражали свои взгляды на обстановку в мире и взаимоотношения между людьми разных стран.

Ученица Марина Медведева написала:

В мире нет одинаковых стран. Каждая страна по-своему интересна. Везде своя национальная история, культура и традиции. У всех народов есть своя национальная одежда. Есть костюмы для повседневной носки, есть для праздников и торжественных случаев. Национальная одежда признается всеми странами мира. Так как у всех стран разные территории, разные культуры, разные религии, то в мире часто возникают войны. Более агрессивные страны пытаются навязать другим свое мнение, культуру или религию. Происходит конфликт между народами, а вследствие этого и война. Больше всех от этого страдают дети. Если они будут погибать, то наши потомки никогда не узнают прошлого. Чтобы сохранить мир на Земле, в некоторых странах организуются общества дружбы между народами и создается всемирная детская переписка. Если дети будут дружить, то у них не возникнет желание убивать друг друга.

А вот размышления Саши Антонова:

В мире много добра и зла. Например: война – это зло, а помощь людям – это добро. Чтобы не было войн, не надо завидовать друг другу. Нельзя убивать детей. Они – наше будущее. Если дети будут погибать, то не будет будущего. Дружить надо обязательно! Из-за того, что народы не живут дружно, происходят войны. Люди, призываю вас: «Не допускайте, чтобы страдали дети!»

Творческие работы детей, а в дальнейшем – дискуссии на эту тему подтолкнули ребят к более полному изучению некоторых стран мира, их местоположению на карте, к поиску нужной информации в Интернете. После такой работы дети предложили создать костюмы некоторых народов на куклах. Решили сделать объемные куклы из бумаги.

Выполнили чертеж (рис. 1. Схема), вырезали детали, наклеили на картон и получили шаблоны для изготовления макета куклы. Наложив шаблоны на плотную бумагу, обвели их карандашом и вырезали. Из полученных деталей собрали объемную фигуру куклы (рис. 2–4).

Рис. 1. Схема. 1– туловище (1 дет.)
2– верхняя часть руки (2 дет.)
3– нижняя часть руки (2 дет.)
4 – голова (1 дет.)
5 – основа макета (1 дет.)

Следующий этап нашей работы – подбор необходимых материалов для изготовления костюмов. Мы опять обратились к специальной литературе, в которой нашли иллюстрации. Поработали и в альбомах-раскрасках над сочетаниями цветов и деталей одежды.

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Когда и эта работа была завершена, приступили к подбору необходимых материалов для костюма.

Нам понадобились гофрированная бумага, цветная бумага, бумажные салфетки, тесьма, блестки и другие материалы.

Над изготовлением костюмов работали в классе, на уроках технологии, разделившись на группы, в группе продленного дня, дома.

С интересом к нашему проекту отнеслись и родители. Они внесли свою лепту, выдвигая идеи, дополняя проект отдельными элементами.

Русский народный костюм выполнял каждый ученик, а над остальными (белорусским, украинским, молдавским, французским, немецким, английским) работали, разделившись на группы.

Когда работа была завершена, ребята решили поделиться с другими детьми своими знаниями об изготовлении кукол в костюмах народов мира и приняли решение выступить в конкурсе «Ярмарка идей на Юго-Западе». Собрали материал и начали оформлять постер.

Одновременно ученицы Марина Медведева и Ника Бланчард стали готовиться к защите проекта. Девочки написали сообщение о проделанной работе поэтапно, от начала до конца (по месяцам). Вот что у них получилось:

Сентябрь

1. На классном часе «Москва – мой любимый город» решили побольше узнать о нашей Родине – России, а также о других странах и народах мира.

2. Начали переписку с детьми Украины, Белоруссии, Молдавии, Англии, Югославии, США с просьбой рассказать нам о своих странах, их жителях и о национальных костюмах своих народов.

3. Возникла идея изготовления костюмов народов мира на объемных куклах из бумаги.

Октябрь

1. Посмотрели фильм о главных странах: Украине, Белоруссии, Молдове, Франции, Англии, Германии. Познакомились с расположением этих стран на карте мира.

2. Узнали об особенностях народов этих стран, об их традициях, о блюдах, которые они предпочитают, и об одежде, которую носят.

3. Познакомились с костюмами народов России (разных областей), Словакии, Кореи, Индии, Японии и других стран, которые были выполнены ученицами старших классов нашей школы на уроках технологии.

Ноябрь

1. Собрали коллекции журналов «Неугомонные детки» и «Познай историю с Волли» и ознакомились с информацией о тех странах и народах, чьи костюмы мы захотели создать.

2. Под руководством учителя технологии разработали схему для изготовления куклы-основы из бумаги.

3. Выслушали предложения ребят и определились с подбором материалов для изготовления костюмов.

Декабрь

1. Работали над изготовлением куклы из бумаги:

– вырезали детали по шаблонам;
– склеивали их;
– формировали фигуру человека.

2. Подбирали по образцам материалы и цветовую гамму для костюмов.

3. Создавали на куклах костюмы народов России, Белоруссии, Украины, Молдавии из гофрированной бумаги, лент, тесьмы и других материалов.

Январь

1. Продолжили переписку с ребятами из других стран, изучили литературу и посмотрели фильм об обычаях, традициях и танцах этих народов.

2. Работали над костюмами народов Англии, Франции, Германии. Расширили и дополнили объем материалов для изготовления костюмов (бусы, тесьма, бисер).

3. Работали над сбором материалов для оформления постера (собрали рисунки, схемы, фотографии). Начали оформлять постер.

Февраль

1. Продолжили работу над постером.

2. Начали подготовку к защите нашего проекта «Дружат дети всей Земли». Составили небольшое выступление.

3. Выступили на Ярмарке идей с защитой проекта «Дружат дети всей Земли» (изготовление костюмов народов мира на куклах).

Девочки успешно выступили на первом туре конкурса. Наша работа была выдвинута на второй тур, который состоялся в апреле во Дворце творчества детей и юношества на Воробьевых горах.

Конечная цель нашего проекта «Дружат дети всей Земли»: на основе приобретенных знаний создать на куклах костюмы некоторых народов мира, рассказать об этом и другим детям, а также внести свой маленький вклад в дело укрепления мира и дружбы между разными народами и принять участие с этим проектом в конкурсе «Ярмарка идей на Юго-Западе» – была достигнута.

Наш проект был награжден дипломом первой степени, а девочки, его защитившие, – еще и ценными подарками.

А меня как учителя радует то, что дети решили продолжить эту тему, изучая уже другие страны, продолжить переписку, а также постараться приобрести новых друзей.

Литература

1. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М.: Просвещение, 1981. С. 403.

2. Симоненко В.Д. Технологическая культура и образование. – Брянск, 2001.

3. Симоненко В.Д. Творческие проекты в младшей школе. – Брянск, 1999.

4. Калашникова Н.М. Народный костюм. – М.: ЗАО «СВАРОГ и Ко», 2002.

5. Херольд Р. Костюмы народов мира. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002.

6. Детский журнал «Познай историю с Волли». – ООО «ДжИ Фабри Эдишинз».

7. Детский журнал «Неугомонные детки». – ООО «ДжИ Фабри Эдишинз».