Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №12/2007

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Ирина ЮФЕРЕВА,
учитель начальных классов,
с. Нечкино,
Республика Удмуртия

«И для меня бы не было России
Без маленькой Удмуртии моей»

Классный час

Цели. Формировать представления учащихся о государственных символах Удмуртии и России; воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование. Карты Российской Федерации, Удмуртии, Сарапульского района; аудиозаписи песен и гимнов Удмуртской Республики и Российской Федерации; изображения гербов и флагов Удмуртской Республики и Российской Федерации; фотографии села Нечкино; портреты Президентов, писателя; книга «Мы шли к победе трудною дорогой...»; открытки с видами города Ижевска.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит песня «С чего начинается Родина» (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера).

Ученик 1.

Родина – улица наша и дом,
Где ты играешь с любимым котом,
Где твой излюбленный ящик с песком,
Луг, чтоб бежать босиком,
Речка за светлым леском,
Зимний денек со снежком,
Лед под блестящим коньком,
Садик и школа потом.

(М. Линнамяги)

Учитель. Какая картина возникла в вашем воображении?

Выслушиваются ответы детей.

– Правильно, это наше село Нечкино, в котором мы живем. Твой дом, улица, твои мама и папа, твои друзья – это наша с вами маленькая Родина. А еще вот эти березки, этот утренний туман, и птичий гомон в лесу, и подснежник – тоже Родина.

Ученик 2.

Пленяет Нечкино красою:
Родные нивы, щедрая земля,
Всегда любил я вас, не скрою,
Хотя манили дальние края.

Ученики рассматривают фотографии села Нечкино.

У. Так выразил свою любовь к Родине уроженец нашего села Нечкино Сарапульского района Валентин Серафимович Павлюкевич. Его стихи написаны простым, искренним языком. Проникновенно автор повествует о красоте родного края – Нечкинского заповедника.

Учитель показывает портрет писателя.

– Наш классный час мы посвящаем теме Родины и поговорим о том, почему надо любить и беречь свою Родину.
Образ идеального Отечества, идеальной Родины есть у народов любой страны, любого государства. Он помогает каждому человеку и каждому народу делать свой выбор в трудных случаях жизни, когда нужно решить, как поступать. У англичан этот образ зовется доброй старой Англией, у французов – милой Францией.
Каждый человек, когда произносит такое теплое, доброе название, видит за ним все лучшее, чем сильны его страна и народ. Гражданин любой страны понимает, что это лучшее нужно беречь, защищать, приумножать своим трудом, своей любовью.

Ученик 3.

Гражданин!
В этом слове – весомость, размах, высота.
Тот достоин его,
Чья душа пред Отчизной чиста.
Гражданин!
Нет, не титул наследный, а гордое званье:
В нем и совесть, и честь,
И родного народа признанье.

(Т. Абдрахманова)

У. Свет христианских истин породил на Руси ее святых людей. Это люди, которые мыслями, чувствами и делами всей своей жизни утверждали Добро, Красоту, Правду. Учась у святых, наши соотечественники наводили порядок в душе и уме, в желаниях и целях. Святая Русь – это все мы, жившие раньше и живущие ныне. Русь – это память о прошлом нашего Отечества и тот образ Добра, Красоты и Правды, который нужен людям и сегодня. По одной из версий, слово «Русь» произошло от слова «русло». Русло – ложе реки, по которому она течет меж берегов. Русских называли россами. Так появилось название страны – Россия.

Ученик 4.

За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россией.

Ученик 5.

О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку!
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

(С. Есенин)

Ученик 6.

Поля, и луга, и тропинки,
И гулы, и звоны, и тишь...
Удмуртия, жаркой кровинкой
Ты в сердце России горишь.

(О. Поскребышев)

У. Удмуртская Республика является составной частью Российской Федерации.

Учащиеся рассматривают территорию республики на карте.

– У Удмуртии также есть свои символы. Послушайте рассказ о ее символике.

Ученик 7. Государственный герб Удмуртии представляет собой круглый щит красного цвета с изображением на нем белого лебедя с раскрытыми крыльями. Окружность щита обрамлена лентой красно-бело-черного цвета. Обобщенный образ белого лебедя или человеко-птицы является символом возрождения, мудрости, мужества и совершенства. Его основа – мифология удмуртского, русского, татарского и других народов. Большой солярный знак является земным воплощением оберегающих сил, малые – космическим.

У. Вспомните, как выглядит государственный герб России. Что обозначает слово герб?

Дети. Отличительный знак, который может принадлежать человеку, городу, государству.

У. Что изображено на гербе России?

Д. На красном щите – золотой двуглавый орел под тремя коронами. Все три короны соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Он поражает серебряным копьем черного дракона.

У. Что обозначает двуглавый орел?

Д. Символ власти, могущества, мудрости.

У. В каком веке на гербе России появились три короны, скипетр и держава?

Д. В ХVII веке.

У. Какой смысл имеет герб?

Д. Россия расположена в двух частях света – Европе и Азии, поэтому головы орла повернуты в разные стороны. Короны говорят о большой власти и единстве государства. Всадник, поражающий дракона, выражает готовность народа встать на защиту родной земли.

У. Когда появились первые флаги?

Д. В глубокой древности.

У. Как назывался старинный русский флаг?

Д. Стяг.

У. Когда можно увидеть на улицах флаги?

Д. В праздничные дни.

У. Из каких цветов состоит флаг России?

Д. Из белого, синего, красного.

У. Что обозначает каждый цвет на флаге?

Д. Красный – мир земной, синий – небесный, белый – божественный.

У. Когда отмечается День Государственного флага?

Д. 22 августа.

У. В Государственном флаге Удмуртской Республики тоже три цвета. Черный цвет – символ земли и стабильности, красный – цвет солнца и символ жизни, белый – символ космоса и чистоты нравственных устоев. Восьмиконечный солярный знак-оберег, по преданию, оберегает человека от несчастий.
А теперь давайте вспомним: что обозначает слово гимн?

Д. Торжественное, похвальное произведение в честь богов или героев.

У. Кто написал музыку и слова для гимна России?

Д. Поэт С.В. Михалков, музыку – композитор А.В. Александров.

У. Когда можно услышать гимн?

Д. Гимн звучит каждое утро по радио и телевидению перед началом передач и после их окончания, в новогоднюю ночь, а также на соревнованиях, когда российские спортсмены завоевывают золотые медали.

Учитель включает запись гимна Российской Федерации.

У. Стихи для гимна Удмуртской Республики написал поэт А.А. Шепталин, композитор Г.А. Корепанов написал музыку. Послушайте гимн нашей республики:

Солнце горит в алых гроздьях рябин,
Новый день встречает земля,
Реет твой флаг над простором равнин,
О Удмуртия моя!

Припев:

Воссияй, Отчизна моя,
Счастьем путь нам озаряй!
Да хранит Господь тебя,
Расцветай, любимый край!

Краше тебя нет на свете земли.
Широки леса и поля,
Весть о тебе вдаль несут журавли,
Славься, Родина моя!

Каму и Волгу питала века
Родников живая вода.
В горе и славе с Россией всегда
Ты, Удмуртия моя!

– Что общего в гимнах Удмуртской Республики и России?

Д. Это торжественные музыкальные произведения.

У. Кто является президентом России?

Д. Владимир Владимирович Путин.

У. Президентом Удмуртской Республики является Александр Александрович Волков. Главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности его граждан, – это Конституция Российской Федерации. Поэтому День принятия Конституции 12 декабря является государственным праздником. Какой город является столицей России?

Д. Москва.

У. Какой город является столицей Удмуртии?

Д. Город Ижевск.

Ученик 8.

Ижевск, Ижевск – ты сын Урала,
Моя ты гордость и краса!
Дерябин дал тебе начало,
Подняв завода корпуса.
Прекрасным вырос ты на диво,
Раскинув золото огней,
И стал навеки горделиво
Главой Удмуртии моей.

(А. Гудцов)

Ученики рассматривают открытки с видами города.

У. Недавно все человечество отмечало 60-летие Великой Победы. Жители Удмуртии вместе со всей страной выстояли и победили в самой страшной и кровопролитной войне в истории человечества. «Мы вправе гордиться нашими отцами и дедами, не щадившими себя, своего здоровья и своей жизни, чтобы освободить мир от фашизма.
Нам с вами посчастливилось встречать 60-летие Победы вместе с теми, кто приложил все свои силы, чтобы 9 мая 1945 года красный флаг взвился над поверженным Рейхстагом...»
Эти слова президента Удмуртской Республики А.А. Волкова написаны на первой странице книги «Мы шли к Победе трудною дорогой...», которая была подготовлена и выпущена в 2005 году в городе Ижевске издательством «Регион-Пресс».

Ученики рассматривают иллюстрации книги.

– Впервые в Удмуртии сформирован банк данных обо всех военно-патриотических клубах и общественных организациях, музеях образовательных учреждений. В нашей школе тоже создана Комната Боевой Славы, которая хранит память о героических подвигах селян в военное и мирное время.

Звучит песня «Священная война».

– Беспредельная любовь к Родине, к народу, к человеку – вот что рождало подвиги, вот что превращало хрупких мальчишек и девчонок в сказочных богатырей.

Ученик 9.

Шестьдесят лет нашей славной Победе.
Снова майский рассвет. Тишина...
Шестьдесят лет нашей славной Победе.
Шестьдесят лет, как убита война!
Ради счастья и жизни на свете,
Ради воинов, павших тогда,
Да не будет войны на планете!
Пусть не будет ее никогда!

У. Давайте беречь нашу Родину, защищать ее! Нельзя допустить, чтобы проливалась кровь людей.
А мы с вами и дальше будем знакомиться с историей нашей великой Родины – России, а также малой родины – села Нечкино.