Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №13/2007

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Лидия ЖУРОВА

Шестилетний первоклассник

Всем нам хорошо известно, сколько проблем возникает в школе, когда в первый класс приходят не семилетние, а шестилетние дети.

Проблемы у учителя – как учить этих детей, что с них можно потребовать, как приучить к элементарным школьным правилам?

Проблемы у родителей – как жалко малыша: мы лишаем его беззаботного детства, навешиваем непосильный груз обязанностей, а ведь впереди у него длинная трудная жизнь, успеет еще намучиться!

И, наконец, проблемы у шестилетних первоклассников – они так рвались в школу, так хотели ощутить себя взрослыми, умными, равноправными... А что получилось? Все, что раньше было можно и интересно, теперь нельзя и скучно. Раньше можно было много играть, и даже если мама сердилась, она говорила: «Отстань, не мешай, иди поиграй». А теперь мама говорит: «Сколько можно играть? Занимайся, учи уроки!» Раньше взрослые всегда читали ему книжки. А теперь говорят: «Читай сам!» Нет, в школе плохо!

Почему же благое дело обучения шестилетних детей оборачивается зачастую сплошными неприятностями для всех?

Прежде всего потому, что все взрослые участники этого процесса упускают из виду то важнейшее положение, что шестилетний первоклассник по своему психическому развитию еще не стал младшим школьником и не может быть включен в традиционную систему школьных отношений.

Шестилетний первоклассник находится на переходной ступеньке от дошкольного возраста, где все новые личностные, психологические качества формируются легче и лучше всего в игровой деятельности, к младшему школьному, где ведущей деятельностью становится учебная.

Психологи называют эту деятельность ведущей (не потому, что она занимает в жизни ребенка самое большое место, а потому, что она особенно важна для его психического развития!).

Но учебная деятельность становится ведущей, особо важной для психического развития ребенка лишь тогда, когда завершены те психические новообразования, которые формируются в основном в дошкольном детстве.

Седьмой год жизни очень важен в психическом развитии ребенка: именно в этом возрасте формируется произвольность поведения, интенсивно развивается наглядно-образное мышление, ребенок усваивает социальные нормы.

Весьма распространенные, к сожалению, неудачи в обучении шестилетних первоклассников в большинстве случаев связаны с тем, что школа совершенно не озабочена формированием этих новых психологических качеств ребенка; более того, молчаливо считается, что ребенок, приходящий в школу, должен уже всем этим обладать. И поэтому учитель сердится на шестилетнего ученика, неправильно выполняющего его инструкцию, считая, что он не хочет следовать школьным правилам. Но дело не в том, что ребенок не хочет, – он просто не может: его поведение, его психические процессы еще во многом непроизвольны, он пока не умеет управлять своим поведением.

А что могут сделать в этой ситуации родители? Только еще и еще раз потребовать от ребенка: “Будь внимательным, не болтай, не вертись!” Но ведь это бессмысленные требования, потому что шестилетний ребенок не умеет их выполнять. Первоклассника нужно этому научить.
А учить должен учитель!..

Есть прекрасный способ развития произвольности поведения ребенка. Это игры с правилами. Вспомните, как непоседы, «не желающие» выполнять требования учителя на уроке, играют в любую игру – сколько в них азарта, как точно они стремятся выполнить правила этой игры, как бурно они реагируют на любые нарушения этих правил! Эти игры организуют, регулируют действия ребенка, ограничивают его спонтанную, импульсивную активность.

Осознавая правила игры, дети начинают подчинять им свои действия, в результате чего формируется волевая и эмоциональная саморегуляция.

Требования к «школьному» поведению должны вводиться в классе шестилеток очень постепенно, не в форме жестких указаний, а в форме пожеланий. И реакция учителя на любые нарушения школьного порядка должна быть в этом классе особой:

Ни в коем случае не раздражайтесь, не сердитесь, а повторите необходимое правило еще раз, приведите примеры нужного поведения других детей класса. Причем лучше приводить в качестве примера не заведомых отличников, а тех ребят, у которых нужные качества только формируются, которые еще не уверены в своих силах, и поэтому для них особенно важна похвала учителя.

Только к концу первого года обучения в школе ваши ученики смогут выполнять все школьные требования, сознательно подчиняя им свои импульсивные эмоциональные действия.

Хорошо известно, как велико значение ролевых игр в жизни дошкольников. Но в шесть лет, как показывают исследования психологов, эта форма деятельности должна достичь своего максимального развития. Школа обычно не создает условий для сюжетно-ролевых игр, хотя новый введенный в курс начальной школы предмет «Окружающий мир» предоставляет для этого неисчерпаемые возможности.

Сюжетно-ролевая игра должна стать основной формой работы с шестилетними первоклассниками на переменах и особенно в группе продленного дня. Очень важны игры-драматизации, когда коллективно разыгрываются литературные произведения. Именно в играх ваши дети лучше всего усвоят и социальные отношения, и нормы поведения в разных ситуациях, научатся смотреть на себя «со стороны», корректировать свое поведение в соответствии с требованиями ситуации и окружающих людей.

Учитель должен, обязан всячески побуждать родителей к тому, чтобы дети много играли и дома.

На деле мы часто сталкиваемся с прямо противоположной картиной, когда учитель требует, чтобы шестилетний ребенок и дома оставался школьником, побольше занимался, читал, а не играл. В результате важнейший компонент полноценного психического развития ребенка оказывается выброшенным из его жизни при переходе от дошкольного возраста к школьному.

В шестилетнем возрасте происходит стремительное интеллектуальное развитие ребенка, интенсивно развивается наглядно-образное мышление.

Исследования психологов показывают, что мощными средствами развития наглядно-образного мышления ребенка, его воображения служат рисование, лепка и конструирование.

Учителя часто недооценивают огромное значение этих предметов для развития младших школьников вообще, а шестилетних первоклассников – особенно. Учителя нередко (если эти предметы не ведет специальный учитель-предметник) занимают труд и рисование дополнительными уроками письма или математики. И это объяснимо! Ведь учитель стремится как можно скорее сформировать у шестилетних первоклассников мышление «школьного» типа – логическое, минуя этапы наглядно-образного мышления, не учитывая того, что в таком случае формируется дефектное логическое мышление – формальное, не опирающееся на наглядные представления.

Не надо думать, что наглядно-образное мышление ребенка оперирует только реальными предметами. Шестилетний первоклассник прекрасно работает со схемами и моделями, отражающими различные связи и отношения между объектами.

Опираясь на наглядно-образное мышление, ученик решает задачу, «записывая» ее в форме схемы. Например: «На дереве сидели птицы. Две улетели, а три осталось. Сколько птиц вначале сидело на дереве?» Ученик изображает трех оставшихся на дереве птиц тремя точками, обведенными кругом. А две улетевшие птицы – две точки вне круга. Сосчитав точки (птичек), он получает ответ – пять. Неполноценное же логическое мышление может продиктовать ребенку совсем другое решение: раз птицы улетели, значит, надо вычитать. От трех отнять два будет один. Значит, на дереве сидела одна птица. Один умный шестилетний ученик сказал доверительно: «Вообще-то, конечно, надо сложить. Но раз “улетели” – значит, придется отнимать».

Развитие наглядно-образного мышления достигается благодаря широкому использованию в обучении на всех учебных предметах различных схем и моделей, активному включению в учебный процесс действий с предметами или их заместителями.

Дети шести лет еще не обладают ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения. Поэтому учитель должен продуманно относиться к применяемым средствам наглядности. Они должны отражать существенные, значимые для изучаемого материала связи и отношения между объектами. Любые отвлекающие «развлекательные» детали должны быть устранены.

Легче всего этого добиться, когда иллюстративный материал схематически изображает объект: схемы звукового состава слова, количественных отношений между множествами, последовательности выполнения действий при конструировании и т.п. Подробные детализированные иллюстрации могут применяться лишь в особых случаях, например на уроках окружающего мира.

Остановимся на важнейших для успешного обучения качествах школьника – его активности и самостоятельности. В формировании активности и самостоятельности, как это ни покажется на первый взгляд странным, ведущую роль играет стиль отношений учителя с классом. Для того чтобы сформировать у детей умение самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос, важно положительно оценивать любой, даже неверный, но самостоятельно найденный способ решения. Нужно хвалить ребенка за саму попытку найти решение. А затем с помощью наводящих вопросов, которые задают именно этому ученику, вместе найти правильное решение.

Особое внимание надо уделять детям с низким уровнем активности. У таких детей часто снижается интерес к учебе, нарушаются контакты с одноклассниками. Главная задача учителя в работе с этими детьми – поощрять любое проявление инициативы с их стороны. Обучение на начальном, самом ответственном участке школьной жизни должно оказывать влияние прежде всего на умственное развитие ребенка – именно в широком общем развитии состоит задача класса шестилеток.

У шестилетних школьников очень разный темп работы, и об этом надо постоянно помнить. Учителю необходимо отметить для себя детей с особо медленным темпом работы и постоянно держать их в зоне своего внимания, иначе они очень скоро «выпадут» из обучения, перестанут понимать любые указания учителя. Этих детей не нужно подгонять, торопить – результат будет прямо противоположный, и, кроме того, вы можете сформировать у них состояние постоянной тревожности, неуверенности в своих силах. Всем своим видом показывайте таким ученикам, что вы видите, что они еще не успели, и что вы их подождете. Подойдите к ним, слегка помогите, ободрите: «Ты все делаешь правильно, молодец, продолжай». Очень постепенно приучайте их работать быстрее, отмечайте любые, малейшие успехи.

Невозможно добиться единого темпа работы от всех своих учеников, но если обращать на это специальное внимание, класс начнет работать более ровно.

И последний вопрос – игра на уроке в классе шестилеток. Учителя активно используют игру на уроке. Но игра в подавляющем большинстве случаев используется не в качестве метода обучения, а для отдыха и развлечения уставших первоклассников. Именно этим объясняется присутствие на уроках в классах шестилеток различных игрушек, кукол и т.п. Обычную учебную задачу учитель часто предлагает решить не от своего имени, а от имени какого-нибудь сказочного героя.

Рассмотрим теперь игру как метод обучения.

Чтобы игра стала методом обучения, необходим ряд условий:
1. Учебная задача должна совпадать с игровой.
2. Наличие учебной задачи не должно «задавить» игровую задачу – необходимо сохранить игровую ситуацию.
3. Должна быть построена система игр с постепенно усложняющейся учебной задачей.

Завершая разговор об особенностях шестилетнего школьника, хочется сказать еще вот о чем. Гуманизация и демократизация нашего образования зависят прежде всего от каждого Учителя. Мы прекрасно понимаем все реальные трудности этого процесса – ведь сегодняшние учителя сами прошли недемократическую школу и вуз. Нужна серьезная работа по собственному воспитанию, по формированию у себя новой личностной позиции: если ребенок плохо учится, в этом виноват прежде всего учитель. Такой подход к себе – очень труден, но именно он поможет преодолеть любые трудности в учебе детей. Давайте попробуем так работать!