Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №13/2007

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Лидия ЖУРОВА

Учение = учебная деятельность?

Ребенок пришел в школу, сел за парту и начал учиться. Но давайте задумаемся: чему мы учим первоклассников? Сами собой напрашиваются ответы: на уроках обучения грамоте – чтению и письму, на уроках математики – математике и т.д. А учатся ли при этом первоклассники учиться? Возможно, но это не является для большинства учителей специальной задачей.

А ведь новая система начального обучения ставит перед школой принципиально другие задачи, существенно меняя цели начального обучения и прежде всего выделяя основную задачу: научить детей учиться. Именно это должно стать главным в обучении школьников.

Но если мы хотим целенаправленно учить детей учиться, то должны точно понимать, что это значит – учить учиться. Когда мы обучаем русскому языку, математике, знакомим с окружающим миром, мы имеем программу обучения, которую и выполняем. Какую же программу мы должны реализовать, если ставим перед собой цель «учить учиться»? Чему мы должны учить первоклассника?

Учить учиться – это значит последовательно и целенаправленно формировать у школьников учебную деятельность, то есть сознательную деятельность по усвоению знаний, умений и навыков, по овладению основами наук.

Термин «учебная деятельность» неравнозначен термину «учение». Учебная деятельность складывается очень постепенно и должна быть сформирована к концу обучения в начальной школе. В первом же классе можно говорить лишь о создании предпосылок для формирования учебной деятельности, обусловленных возрастными особенностями шестилетних детей.

Возрастные особенности шестилетних детей – это достаточно высокий уровень произвольности; умение сосредоточиться на поставленной учителем задаче; знание способов ее выполнения и умение осуществлять их в правильной последовательности; достаточно высокий уровень активности и самостоятельности в учебной работе; умение планировать и контролировать свои действия; умение оценивать правильность выполнения собственной работы.

Наивно предполагать, что все это появится у первоклассников «само собой», без наших педагогических усилий. Конечно, если мы специально не занимаемся формированием у школьников этих мыслительных и нравственно-волевых качеств, а просто учим языку и математике, то у части наших воспитанников эти качества все равно сформируются, но, к сожалению, далеко не у всех. И только в средней школе, когда ученик попадает в принципиально новую учебную ситуацию, обнаруживаются эти «провалы» в начальном обучении. Всем нам прекрасно знакомы печальные факты, когда отличники начальных классов вдруг превращаются в неуспевающих учеников в средней школе. Причин тому бывает немало, но главная – несформированная учебная деятельность.

На всех уроках в классах, работающих по учебникам, входящим в комплект «Начальная школа ХХI века», детей прежде всего учат думать, анализировать, сравнивать, искать сходство и различие, осознавать, как это делается, доказывать свою точку зрения. Это можно делать на любом материале – сравнивать буквы, числа, звуки, фасоны платьев, зонтиков, искать различия в двух одинаковых рисунках. Суть мыслительного процесса при этом одна и та же.

Когда же, с какого урока нужно начинать такое обучение? С самого первого! Как только ребенок пришел в школу и стал учеником, как только изменилась его социальная позиция, он должен попасть
в новую учебную ситуацию. Любой ребенок многому учился и до школы – ему рассказывали, объясняли, просили повторить и т.д. И вот он школьник. И сразу в привычной и знакомой ситуации перед ним ставится новый для него вопрос: почему? Объясни, почему ты так думаешь? Попробуй это доказать! Конечно, первоклассник этого еще не умеет. И нужно учить первоклассников, объясняя каждое высказанное положение.

Каждый вопрос учителя должен быть направлен на воспитание у детей внимания, умения объяснять видимое, аргументировать, замечать то, на что остальные не обратили внимания. Что это – грамота, математика? Ни то и ни другое. Это развитие мышления.

Активность и самостоятельность первоклассника – важнейшая предпосылка формирования учебной деятельности, но эти качества личности сами собой не образуются. Более того, сам стиль обучения в начальной школе не только не способствует, но и препятствует развитию детской активности и самостоятельности. Почему? Да потому, что в формировании этих качеств ведущую роль играет характер отношений учителя с классом. Для того чтобы сформировать у детей умение самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос, важно положительно оценивать любой, даже неверный, но самостоятельно найденный способ решения. И только затем с помощью наводящих вопросов, которые задаются именно этому ученику, вместе найти другое, правильное решение.

Реализуя новые цели обучения в начальной школе, мы должны в первую очередь изменить себя, свой стиль общения с учениками, постараться расстаться со столь свойственным учителю вообще, а нам, учителям начальных классов, – в особенности авторитаризмом, признать право ребенка на свое мнение, считаться с этим мнением.

Если мы считаем основной своей задачей формирование у детей умения учиться, то мы должны по-новому посмотреть на привычное обучение языку и математике, в каждом случае специально создавать условия для формирования основных компонентов учебной деятельности. Понятие учебной деятельности было введено в психолого-педагогическую науку виднейшими советскими психологами Даниилом Борисовичем Элькониным и Василием Васильевичем Давыдовым, а затем развито и дополнено их учениками. В качестве важнейших компонентов учебной деятельности они выделили:

а) учебно-познавательную мотивацию;
б) учебные задачи с соответствующими учебными операциями;
в) контроль и самоконтроль;
г) оценку и самооценку.

Обратите, пожалуйста, внимание: речь идет не просто о познавательной мотивации, а об учебно-познавательной, то есть ребенку должно быть не просто интересно узнавать что-то новое – ему должно быть интересно учиться. Хорошо известно, что с интересом учится далеко не каждый ученик. И зависит это от того, формирует ли учитель этот учебно-познавательный интерес последовательно и целенаправленно или ждет, что он «сам» сформируется.

В учебники комплекта «Начальная школа ХХI века» и в рабочие тетради к нему включены самые разнообразные задания, которые помогают учителю учитывать возможности любого ученика и сделать обучение интересным для каждого. Но учитель должен думать, как наиболее эффективно использовать эти задания.

Обратимся к одному из учебников комплекта «Начальная школа ХХI века». При обучении грамоте на одном из первых уроков проводится звуковой анализ слов кот и кит. Для подавляющего большинства учеников это достаточно сложное задание – определить все звуки в словах, сравнить их звуковой состав, найти, какие звуки в этих словах совпадают, а какими слова отличаются друг от друга. А что делать тем детям, для которых это задание уже слишком легко, которые моментально определили звуки слова, заполнили схему звукового состава слова фишками и теперь с тоской слушают, как подробно и долго (с их точки зрения!) учитель делает это с классом?

Но ниже есть задание потруднее: нужно изменить слово кот так, чтобы оно соответствовало новым схемам, в которых не три, а пять или семь клеточек. Пусть умники и умницы поломают голову над этим заданием, хорошо бы, чтобы при этом они сидели рядом, – пусть поспорят друг с другом. Им будет интересно.

Можно ли выносить это задание для выполнения всем классом? Можно, если класс очень сильный, если большинство детей хорошо читают, если быстро усвоили способ проведения звукового анализа и легко анализируют трехзвуковые слова. Нельзя, если для большинства учеников такое задание еще трудно, а для его выполнения необходимы подробное объяснение учителя и совместный разбор. Это не обучающее задание – здесь ученики должны применить уже имеющиеся у них знания в новой, необычной ситуации. Они должны изменить слово кот так, чтобы в новом слове было не три звука, а пять, – нужно догадаться, что это слово кошка. А если звуков в схеме звукового состава слова семь? Тогда – кошечка или котенок. Трудно это или легко? Для учеников, овладевающих звуковым анализом, очень трудно. Многие не справятся с этим даже при очень подробном объяснении учителя. Но для хорошо читающих детей, легко «прочитывающих» любое слово по схеме его звукового состава, – совсем не сложно: нужно только подобрать более «длинные» слова, соответствующие рисунку, соотнести каждое слово.

Поэтому, чтобы на уроке было интересно всем, учитель должен очень вдумчиво подходить к выбору для каждого ученика. И при этом важно не забывать, что основная цель нашего обучения – научить детей учиться, а значит, решать учебные задачи. Вспомним, что особенность учебной задачи и ее отличие от привычных первокласснику неучебных практических задач заключается в том, что главным результатом решения учебной задачи является усвоение способа ее решения. Учитель должен обращать внимание учеников именно на это – не только на то, что они должны сделать, но и обязательно на то, как это делается. Для шестилетнего школьника это совершенно непривычное, новое требование. Очень часто ребенок, правильно выполнивший задание, на вопрос, как он это сделал, отвечает: «Я догадался».

Любое ли задание, выполняемое учащимися на уроке, является учебной задачей? Конечно, нет. Это зависит от того, как дает это задание учитель, превращает ли он его в учебную задачу, специально показывая способы ее решения. В учебнике предлагается сравнить фасоны двух платьев. Какая это задача – учебная или практическая? Практическая, если дети начинают сравнивать платья так, как они проводили раньше, – называют то, что прежде всего бросилось в глаза. Очень может быть, что кто-то назовет при этом все различия в платьях, укажет и все одинаковые детали, – от этого задание не превратится в правильно решенную учебную задачу. Но это же задание становится учебной задачей, если учитель четко фиксирует саму задачу и способ ее выполнения, показывая, как нужно двигаться от одного элемента к другому, сравнивая между собой пары элементов, проговаривая результат сравнения каждой пары – воротнички, рукава, пуговицы и т.д., и таким образом учит первоклассников мыслительной операции сравнения, решая эту учебную задачу.

Одной из предпосылок формирования учебной деятельности является умение планировать свои учебные действия. Уже на первом уроке нужно начинать формировать эти умения. Сначала учебную задачу дети решают, отвечая на последовательные вопросы учителя. Именно это и задает план действия и способ решения задачи. Но через некоторое время учитель может предложить задачу на сравнение двух предметов по-другому: пусть дети сами наметят последовательность действий и строго ее соблюдают, проговаривая каждый раз результат сравнения. И каждый раз, давая задание на сравнение, вы прежде всего будете напоминать детям, как это делается, а через некоторое время уже можете спросить у учеников при выполнении любого задания: “Как вы будете это делать?”

Во всех «Букварях» и «Азбуках» первоклассников учат этому действию. Но далеко не всегда проведение звукового анализа осуществляется как решение учебной задачи. Что превращает это задание в учебную задачу? Учитель должен каждый раз обращать внимание детей на то, для чего и как оно выполняется. Например: «Чтобы найти первый звук в слове мак, нужно сначала так произнести это слово, чтобы послушать, какой в нем первый звук», и т.д., последовательно фиксируя в сознании учеников каждую операцию в этом учебном действии.

Формирование учебной деятельности – сложный и длительный процесс, осуществляемый в совместной деятельности учителя и учеников.

Учитель ставит перед учениками задачу, дает ее полный пооперационный состав, показывает образец выполнения каждой операции, порядок следования операций друг за другом. Вместе с ребенком учитель осуществляет пошаговый контроль за выполнением каждого действия, то есть учит детей самоконтролю. И помните: это очень трудно! Но поскольку в обучении первоклассников активно используется построение различных моделей и схем, любая ошибка в размышлении ученика ясно видна учителю уже в ходе выполнения задания, и вы всегда можете сказать ребенку: «Посмотри, здесь ты, кажется, ошибся. Проверь себя, пожалуйста!»

Все исправления, которые ученик делает в своей работе, нужно всячески приветствовать и поощрять, даже если работа выглядит при этом не так аккуратно, как хотелось бы.

Можно специально научить детей, как исправлять ошибки. Но это всегда нужно делать в форме одобрения: «Какой ты молодец! Сам нашел свою ошибку и исправил ее». Такое обучение невозможно без новых отношений между учителем и учениками. Самая главная нравственная задача учителя при этом – воспитать у своих учеников веру в себя, в свои силы и возможности. Давайте учиться так работать!