Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №14/2007

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Любовь ЕФРОСИНИНА

Как помочь детям войти в мир литературы?

На протяжении многих лет педагоги и методисты решали и решают вопросы: «Как маленького человека ввести в мир литературы? Как научить читать? Как научить любить книгу?» История знает много поисков и направлений – это и объяснительное чтение, и литературно-художественное чтение, и воспитательное чтение, классное чтение и внеклассное чтение. Это трудные поиски дорог, ведущих школьников в мир литературы.

Вечная проблема – любят или не любят первоклассники читать, почему и какая в этом причина – до сих пор волнует педагогов и родителей.

Перед записью детей в школу многих родителей волнует один вопрос: «А надо ли учить читать до школы? Возьмут ли в первый класс или нет, если дошкольник не читает?»

Умению читать обучает школа, несмотря на то, что многие школы любят «учить» уже подготовленных детей.

Проводя многолетние исследования уровня готовности и интереса первоклассников к чтению и книге, мы убедились, что результаты обследования и изучения за 30–40 лет не изменились.

В школу приходят дети с разным уровнем готовности и разным отношением к чтению.

В течение многих лет мы изучаем читательский опыт первоклассников по следующим направлениям: отношение к чтению и книге, читательский опыт, читательская грамотность. Отношение к чтению и книге проверяется в беседе, в ходе которой выясняется отношение к слушанию и чтению.

Результаты изучения читательского опыта первоклассников представлены в приведенной таблице.

Таблица

Отношение к чтению

Знание книг

Знание фамилий писателей

Представление о жанрах

Любят слушать

Читают сами

Помнят какую-то книгу

Называют правильно книгу

Называют фамилию

Называют произведение какого-либо писателя

Называют жанр

Соотносят фамилию писателя с жанром

93%

5%

60%

20%

10%

5–6%

15%

20%

Исследования, проводимые в 90-е годы и в начале XXI века, дали результаты очень близкие по своим параметрам. Любят слушать чтение других 90–95%, читают сами с интересом 5–10% будущих первоклассников. Общая читательская грамотность (знают фамилии авторов детских книг, называют жанр, героев и т.д.) остается в XXI веке на том же уровне, что и в 90-е годы от 5 до 15% в зависимости от региона, отбора детей по социальному составу.

Исследования показали, что одни дети читают с удовольствием, любят возиться с книгами, рассматривать рисунки.

Другие дети читают, но не любят это делать, так как у них нет внутренней потребности общаться с детскими книгами, но их заставляют читать. У таких детей постоянно возникает вопрос: «Зачем?» Ребенок не понимает, что читать – это очень хорошо, так как «можно взять и прочитать».

Следующая группа детей живет и растет без всякого книжного окружения. Эти дети сами узнали кое-какие буквы и даже умеют читать некоторые слова. Но нет системы развития интереса к чтению.

Такое положение дел с уровнем готовности к школе и чтению было всегда, так как социальные возможности у каждой семьи разные.

Общество всегда хотело иметь читающего гражданина.

Для этого было принято государственное решение о введении специального урока – так называемого внеклассного чтения, на котором шла работа с книгой.

Начиная с 2000 года в школах России введен единый курс литературного чтения, одной из содержательных линий которого является обучение работе с детской книгой. Это требование отражено в Государственном стандарте образования.

Исходя из опыта, который накопила Россия в течение многих лет, в Центре начального образования РАО разработана программа по литературному чтению, в которой одними из содержательных линий являются литературное слушание и работа с детской книгой.

Приход в школу шестилетнего первоклассника потребовал пересмотра взгляда на литературное образование в начальной школе. Уроки обучения грамоте и занятия на уроках внеклассного чтения не решают проблемы введения нечитающего или плохо читающего первоклассника в мир литературы. Вместе с тем, как показывают результаты исследований, интерес к книге и к чтению ослабевает. Это обусловлено рядом причин:

  • в первом классе исчезает деятельность слушания книг, которая преобладала в детском саду;

  • в семье и детском саду посредником между художественным произведением и ребенком выступал взрослый читатель, а с приходом в школу эта связь нарушается;

  • несформированность навыка чтения у шестилеток тормозит процесс самостоятельного общения с книгой;

  • на уроках обучения грамоте отрабатывается навык чтения, а слушание и работа с детской книгой отодвигаются на второй план или не проводятся вовсе.

Литературное слушание – важнейшее звено в обучении, воспитании и развитии первоклассников.

Цель уроков литературного слушания – обеспечить целенаправленное руководство процессом познания ребенком мира литературы, обогащения его читательского опыта, развития читательского интереса и «эстетического вкуса».

Первый год систематического общения с художественной литературой позволяет расширить читательский опыт детей, обогатить их нравственный мир, подготовить сознание и чувства маленьких читателей к самостоятельному чтению сказок, стихов, рассказов.

Таким образом, литературное слушание является очень важным в развитии, обучении и воспитании первоклассников.

Слушание художественных и познавательных детских книг необходимо с раннего возраста ребенка, чтобы он воспринял музыку родной речи, умел воспроизводить услышанное и хотел еще раз услышать понравившийся текст. Уроки литературного слушания – не только необходимый этап подготовки к освоению программы по литературе в следующих классах, но и условие вхождения в мир искусства слова и формирования чуткого и думающего читателя.

Главной задачей уроков литературного слушания является научение «искусству слышать» сказку, рассказ, стихотворение.

Слышать художественное произведение – это значит от урока к уроку, от произведения к произведению проходить школу нравственного и эмоционального общения, школу «вживания» в художественные образы героев; проходить школу духовного и нравственного развития, эстетического воспитания и формирования художественного вкуса.

Для шестилетнего школьника, еще не овладевшего навыком чтения, литературное слушание – источник накопления читательского опыта и развития речи. Восприятие произведения проходит три стадии: восторга, понимания и художественного наслаждения.

На уроках литературного слушания в 1-м классе стадия восторга – это первичное слушание, когда происходит непосредственное эмоциональное восприятие произведения.

Вторая стадия – стадия понимания, предполагающая формирование воссоздающего воображения, требующая анализа произведения для выявления авторской точки зрения, то есть того, что хотел нам рассказать автор.

Третья стадия – стадия художественного наслаждения. В.Г. Белинский писал: «Стадия “восторга” доступна всем детям, так как способность переживать “восторг” при слушании и чтении литературы является врожденной».

Психологические и возрастные особенности первоклассников определяют их художественное восприятие: с одной стороны, неполное – воспринимаются отдельные эпизоды, а не произведение в целом, с другой стороны – эмоциональное, воспринимают произведение «чувствами», проявляя яркую реакцию на события и поступки героев. Мы считаем, что ограничения во время восприятия текста, игнорирование образной и эмоциональной сторон произведения могут подавить чувства маленького слушателя. Поэтому важно, чтобы до первичного восприятия текста маленькому слушателю не навязывались устоявшиеся мнения, не сообщались сведения о произведении, авторе.

Отметим еще один аспект трудностей формирования художественного восприятия. Если во время анализа текста идет «сухой» пересказ цепочки событий и не учитываются особенности произведения (язык, жанр и стиль), то такая работа не только обезличивает авторскую индивидуальность, но и делает эту работу неинтересной, непонятной для ребенка. Ответы на вопросы нужно «вычитывать» из текста произведения.

В Государственном стандарте образования по литературному чтению говорится, что слушание – это один из видов речевой деятельности, который необходимо формировать на каждом уроке, учить слышать художественное слово.

При организации уроков слушания важно учитывать следующие условия:

1) характер и динамику художественного восприятия, свойственные учащимся начальных классов;

2) связь восприятия с эстетическим развитием младших школьников;

3) влияние литературного слушания на обогащение восприятия и на читательскую культуру школьника.

Художественное восприятие – сложный процесс, динамичный, развивающийся и зависящий от многих слагаемых:

– доступные и высокохудожественные произведения (качество произведений);
– нравственный климат на уроке (от доверия и уважения учителя к ученику);
– методы преподавания, позволяющие формировать художественное восприятие;
– взаимодействие на уроках слушания, восприятия и работы с текстом произведения;
– способность воспринять это произведение шестилетними первоклассниками;
– систематичность формирования восприятия: интерес – потребность – возможность;
– восприятие и понимание содержания произведения.

Независимо от уровня готовности детей к школе, нами была разработана программа литературного слушания в рамках единого курса литературного чтения. В программе определены требования к уровню подготовки.

Учащиеся 1-го класса на конец года должны уметь:

– слушать сказки, рассказы, стихотворения;
– читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты;
– пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне – по готовому плану;
– знать наизусть 2–3 стихотворения, 1–2 отрывка из прозаического произведения;
– самостоятельно читать небольшие по объему произведения и книги. Более высокий уровень – самостоятельное чтение доступных детских книг по собственному выбору.

В содержание курса литературного слушания авторы включили произведения, которые позволяют решать следующие воспитательные задачи:

формировать духовные интересы маленького человека;

воспитывать патриотизм: любовь к родной литературе, истории и культуре, гордость за свою Родину – Россию;

раскрывать лучшие черты национального характера;

приобщать к нравственным ценностям народа как первооснове человека (добро, любовь, истина, красота).

Большая опытно-экспериментальная работа проводилась по отбору и проверке содержания, разработке методики работы и структуры урока с целью включения каждого первоклассника в активный познавательный процесс.

Исходя из концепции программы на каждом уроке решается несколько задач по формированию необходимого читательского опыта, знания изученных произведений, получению необходимых литературоведческих представлений.

Произведения для слушания должны соответствовать возрасту детей, быть небольшими по объему, чтобы маленький читатель мог целостно воспринять произведение.

Учитывая эти особенности нашего читателя, авторы УМК весь материал распределили на блоки: «О тебе, моя Родина», «Мир родной природы», «Малые жанры фольклора», «Мир сказок», «Учимся читать». В течение года эти блоки повторяются для того, чтобы можно было реализовать принципы системности, преемственности и перспективности. Например, в I четверти в разделе «Мир сказок» учащиеся познакомятся со сказкой В. Сутеева «Дядя Миша», с русской народной сказкой «Привередница» в пересказе В.И. Даля, В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок», Ш. Перро «Красная Шапочка», а затем в каждой четверти круг сказок расширяется, обогащается через изучение, сравнение и обобщение.

Через практическую деятельность дети учатся правильно называть произведения, различать сказки народные и литературные (авторские), рассказывать о героях и их поступках. В нашей программе четко обозначены образовательные линии (тематическое и жанровое разнообразие круга чтения, ориентировка в литературоведческих представлениях, восприятие литературного произведения, работа с текстом, работа с книгой, навык чтения, творческая деятельность).

Для учащихся разработана учебная хрестоматия для уроков слушания с иллюстрациями и небольшими упражнениями для чтения слов и предложений из изучаемого произведения. Эти упражнения очень важны для отработки умения слушать и слышать художественное слово.

Как узнать, услышал ли ребенок авторское слово или нет? Мы предлагаем упражнение в чтении слов, среди которых есть слова из текста произведения. Например, при изучении произведения Л. Пантелеева «Буквы “Ты”» детям предлагается группа слов: Ира, Ирина, Иринушка.

Дети читают слова и указывают то слово, которое встречается в тексте, – Иринушка. Так в произведении говорят о девочке. В слове слышатся уважение, любовь и доброе отношение к героине рассказа.

Один раз в неделю проводится урок, на котором первоклассники слушают произведения, разнообразные по темам и жанрам, подобранные с учетом возрастных и психологических особенностей первоклассников.

Нам очень понравилась идея организации уроков литературного слушания, которая была реализована в школе Л.Н. Толстого в Ясной Поляне. Великий писатель, общаясь с совсем необученными крестьянскими детьми, видел, с каким интересом дети слушают разные истории о жизни животных и людей. Дети ждали того момента, когда учитель будет рассказывать то, что сочинил для них.

Урок литературного слушания – это урок, на котором дети учатся слушать и слышать художественное слово, учатся воспринимать и понимать нравственные отношения между героями, понимать, что такое труд, правда и кривда, честь, совесть, зло, хитрость. Это очень важно для человека, входящего в серьезную жизнь среди других людей. Поэтому очень важно учесть все факторы, которые помогут предложить эффективный способ введения маленьких читателей в мир литературы.

Мы также руководствуемся в своей работе той задачей, которую ставили перед школой передовые педагоги России по формированию самостоятельной читательской деятельности начиная с 1-го класса. В 1-м классе основы читательской деятельности закладываются на уроках литературного слушания, которые вводят первоклассников в мир литературы и организуют восприятие художественного произведения, читаемого учителем или в аудиозаписи квалифицированным чтецом.

Для включения каждого ребенка в активный познавательный процесс, для формирования специальных читательских умений (умения ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения) мы предлагаем метод моделирования – введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и модели обложки.

Жанры обозначаются геометрическими фигурами: сказка – круг, рассказ – прямоугольник, стихотворение – треугольник. Тема чтения замещается цветом: о Родине – красный; о детях – желтый; о природе – зеленый; о животных – коричневый; о приключениях, волшебстве, фантастике – синий или фиолетовый.

Составление плана с использованием «заместителей» героев. Например: Заяц – З; Волк – В; Медведь – М, то есть «заместителем» будет являться печатная буква, обведенная кружочком.

Составление схематического (модельного) плана. Например, модельный схематический план к русской народной сказке «Колобок»:

Теперь рассмотрим последовательность выполнения операций при моделировании обложки. Для моделирования у детей должны быть чистые листы бумаги и наборы цветных карандашей. Учитель работает на доске, а каждый ребенок – на своем рабочем месте.

Пример моделирования

(фрагмент урока)

Учитель. Я вам прочитала рассказ Евгения Чарушина «Волчишко». Давайте сделаем обложку (первую страницу) книги. Возьмите лист бумаги (1/4 машинописного листа). Положите лист бумаги вертикально (первый шаг).

– Кто написал этот интересный рассказ?

Если дети не запомнили, учитель отвечает сам – Чарушин.

– Это фамилия писателя, мы заменим ее красной рамочкой.

Дети вместе с учителем рисуют «заместитель».

– О ком я вам читала?

Дети. О волчишке.

У. Заголовок – «Волчишко». Заменим заголовок синей рамочкой. Назовите заголовок.

Д. «Волчишко».

У. Это рассказ, сказка или стихотворение?

Д. Это рассказ.

У. Нарисуем прямоугольник вместо слова «рассказ». А кто это – волчишко?

Д. Зверь, животное.

У. Закрасим прямоугольник коричневым цветом, так как эта книга – о животном.

Покажем на примере, как моделирование позволяет включить каждого ребенка в деятельность в процессе обучения.

Например, дети прослушали сказку В.Г. Сутеева «Яблоко».

Учитель. Что я вам читала? Покажите.

Дети на листочках рисуют «заместитель» сказки и закрашивают круг коричневым цветом. Ученики показывают учителю свои работы с указанием «заместителя» жанра. Учитель видит работу каждого ученика.

– Сравните свои работы с образцом. У кого так – поставьте знак «+». У кого не так? Почему нарисовали круг?

Дети. Мы читали сказку.

У. О ком эта сказка?

Д. О зайце, вороне, медведе, еже.

У. Как сказать одним словом?

Д. О животных.

У. Покажите на модели обложки.

– Хотите узнать фамилию автора? Эту сказку написал Сутеев. Нарисуем красную рамочку.

Дети рисуют.

– Покажите фамилию автора.

Дети ставят пальчик на «заместитель» и проговаривают: «Сутеев».

– Кто написал эту сказку?

Д. Сутеев.

У. Какой заголовок подходит к этой сказке?

Дети предлагают свои варианты заголовков: «Заяц и яблоко», «Яблоко», «Осень» и т.д.

С первых уроков проводится большая работа с текстом. Озаглавливание текста – результат этой работы, свидетельствующий о понимании содержания произведения, но шестилетние первоклассники легко справляются с такими непростыми заданиями.

В итоге у всех получается модель первой страницы обложки.

Пример модели первой страницы обложки

Как организовать работу на уроке?

Уроки литературного слушания проводятся в точно установленные в расписании дни: в I полугодии два урока слушания в неделю, а во II полугодии один урок.

Для организации эффективной работы на уроке необходимо иметь учебные пособия «Литературное чтение в 1-м классе. Уроки слушания», тетради, листочки (1/4 машинописного листа), цветные карандаши (маленькая коробочка с шестью карандашами) для каждого ученика, а для учителя – цветные мелки. Помните, что каждый ребенок работает на уроке на уровне своих возможностей, а условия для активной работы создает учитель.

На уроке литературного слушания на парте ребенка лежат учебник, рабочая тетрадь, несколько чистых листочков для моделирования и цветные карандаши. Этот урок – это встреча с новым произведением, «праздник среди рабочих будней» (А.С. Макаренко).

Вспомним несколько условий, которые необходимы, чтобы правильно решались учебные задачи на данных уроках.

Во-первых, не следует проводить никаких вступительных бесед. Учитель начинает урок словами: «Дети, слушайте», – или «Слушайте, я буду читать», – либо другой вариант вступительного предложения.

Во-вторых, не следует называть произведение, указывать жанр и тему, так как мы должны научить детей делать это самостоятельно. Просим вас, уважаемые коллеги, не писать на доске тему, слова и т.д.

В-третьих, вся работа ведется только после первичного восприятия текста произведения.

Ниже мы покажем структуры уроков и отдельные этапы уроков слушания.

Образцы структур уроков литературного слушания

Учебным материалом может быть произведение из хрестоматии или детская книга с отобранным произведением.

ВАРИАНТ I (работа с произведением из хрестоматии)

1. Чтение учителем произведения.
2. Беседа после чтения.
3. Моделирование первой страницы обложки.
4. Работа с произведением: анализ содержания, определение темы чтения, знакомство с названием произведения.
5. Повторное слушание.
6. Дифференцированная работа. Упражнения в чтении слов, предложений, эпизодов из произведений (работа с учебником и тетрадью).
7. Рекомендации для самостоятельной работы: найти книгу с прослушанным произведением, нарисовать иллюстрацию, рассказать друзьям или родителям, «играть» с произведением и героями произведения и т.д.

ВАРИАНТ II (работа с произведением из детской книги)

1. Первичное знакомство с книгой, которую будут слушать дети на уроке.
2. Слушание произведения.
3. Беседа после слушания.
4. Рассматривание иллюстраций к тексту прослушанного произведения.
5. Работа с учебником и тетрадью.
6. Повторное слушание произведения.
7. Упражнения в чтении.
8. Рекомендации для самостоятельной работы (см. вариант 1, п. 7).

Если вы выбираете вариант 2, то следует помнить, что для рассматривания необходимо подбирать большеформатные детские книги в типовом оформлении (на первой странице четко читаются фамилия автора и заголовок, есть «говорящая» иллюстрация).

Рассмотрим отдельные этапы урока.

Содержание этапов урока

1. Вступительный этап

Цель – познакомить учащихся с книгой: «Я буду читать вам сегодня эту книгу», а если слушание – по хрестоматии, то учитель говорит: «Слушайте, я читаю…»

2. Слушание произведения

Произведение читается или рассказывается учителем или рассказывается и читается одновременно. Учитель сам определяет форму знакомства с содержанием произведения. Произведение должно быть подготовлено для слушания: определены интонационный рисунок, паузы, логические и психологические ударения.

Особого внимания требует подготовка к выразительному чтению стихотворений.

Стихи развивают поэтическое восприятие окружающего мира, обогащают речь, пробуждают чувство ритма.

Читая стихи, необходимо донести до сознания детей основную мысль стихотворения, передать образы, раскрыть чувства и переживания поэта – так, чтобы маленькие слушатели почувствовали звучность, поэтичность и музыкальность стиха (развитие звукового восприятия).

Особенности стихотворной речи, которые требуется подчеркнуть при чтении:

  • ритмическая пауза в конце стихотворной строки;

  • цезура – дополнительная пауза, которая делит длинные стихотворные строки на два разных полустишья;

  • рифма, объединяющая стихотворные строчки. Рифма имеет большое значение для правильного и выразительного чтения, она усиливает ритм. Следует выделять рифмующиеся слова, учить слышать их;

  • аллитерация – повторение одинаковых согласных;

  • ассонанс – повторение одинаковых гласных.

Повторы гласных и согласных употребляются для яркого воспроизведения того или иного образа, явления или действия.

При чтении стихов учитель выделяет голосом повторы, усиливая восприятие стихотворения. Литературные понятия (цезура, аллитерация, ассонанс) учащимся не даются.

Слушая чтение учителя, шестилетние первоклассники обогащают свой читательский опыт, учатся слушать и слышать художественное произведение, воспринимая выразительное чтение учителя с листа или наизусть.

3. Выявление первичного восприятия произведения

– Какое чувство вызвало произведение?
– Что понравилось?
– Что не понравилось?

Дети высказывают свое мнение о произведении.

4. Работа с содержанием произведения

О чем хотел сказать автор, кто герои и какие они, как начинается и как заканчивается произведение.

Для включения каждого ребенка в работу можно использовать моделирование (составление схематического плана).

5. Упражнения по формированию специальных умений

Ученик может назвать фамилию автора, заголовок, определить жанр и тему услышанного произведения. Эти понятия (и умения) хорошо усваиваются учащимися при моделировании обложки.

6. Повторное слушание

Необходимо для проверки и углубления эстетического восприятия текста. Учитель читает произведение, а дети помогают ему, проговаривая запомнившиеся слова, предложения.

7. Упражнения в чтении

Проводятся на каждом уроке.

8. Рекомендации для самостоятельной работы

Рекомендации даются учителем без назиданий, предлагается свободный выбор заданий по силам и желанию ребенка. Например: найти книгу этого автора, или нарисовать иллюстрацию, или найти книгу с этим произведением.

Если проводится слушание произведения по детской книге, то обязательно рассматриваются все иллюстрации к тексту.

Порядок знакомства с книгой (используем метод «чтение – рассматривание» Н.Н. Светловской):

  • рассматриваются иллюстрации на первой и последней страницах обложки;

  • прочитываются все надписи на первой странице обложки (фамилия автора, заголовок);

  • правильно называется книга (фамилия автора и заголовок);

  • составлется модель обложки;

  • организуется постраничное рассматривание книги;

  • проводится заключительная беседа («С какой книгой вы работали? Кто автор? Прочитайте заголовок. Назовите правильно книгу»).

Урок литературного слушания строится по законам формирования художественного восприятия – от эмоции до понимания (познания) произведения.

Этот этап работы не может быть без обобщения, подведения итогов. Остановимся на обобщении. Учитель выявляет, чему научились дети, какое новое произведение вошло в их круг чтения, как оно называется. К концу урока у каждого ребенка есть модель обложки на листочке и вся работа, которую выполняли на уроке (рисунки, схемы, слова и предложения). Из этих листочков можно сделать книгу-самоделку сразу вместе с детьми, то есть итогом урока будет книга-самоделка, в которую войдут работы детей.

Работу можно организовать так: в конце урока дети подписывают свои листочки и подходят к учителю, учитель собирает листочки, вкладывает их в обложку и вместе с детьми оформляет обложку книги-самоделки.

Например, на уроке работали со сказкой В. Сутеева «Дядя Миша».

Учитель спрашивает: «Что мы слушали сегодня?». Дети отвечают: «Сказку». Учитель рисует условное обозначение («заместитель») сказки.

Следующий вопрос: «О ком эта сказка?» Дети отвечают, а учитель показывает на обложке. «Как называется эта сказка?» – спрашивает учитель. Дети отвечают: «Сутеев. Дядя Миша». Учитель на обложке «печатает» фамилию автора и заголовок.

Таким образом, в конце каждого урока рождается книжечка, в которую входит результат труда каждого урока. Но самое главное – то, что в конце урока каждый ребенок знает произведение, с которым он работал. Он готов к тому, чтобы найти книгу с этим произведением, рассмотреть, рассказать родителям.

В классе рождается «библиотека развития» нашего класса. В конце года в классе соберется библиотечка из 48 книг-самоделок. В классе также создается и библиотека с детскими книгами, которые находят, приносят в школу, рассматривают и читают с друзьями на переменах или в группе продленного дня.

В течение года можно предложить детям проиллюстрировать какое-либо произведение вместе с родителями. Такая работа требует подготовки со стороны учителя. Например, вы работали на уроке с русской народной песней «Березонька». В конце урока вы спрашиваете детей: «Кто хотел бы нарисовать иллюстрацию к песенке?» Тем детям, которые хотят сделать иллюстрацию, учитель дает лист, на котором в нижней части дан букварным шрифтом текст песенки, а в верхней части ребенок сделает иллюстрацию.

Всех ребят, которые сделали эту работу, необходимо как-то поощрить. Когда соберется много листов, можно оформить книгу-самоделку. Такую работу можно предложить ученикам и их родителям 3–4 раза в год.

Литературное образование первоклассника – это не только урок литературного слушания, но и работа с книгами в школе и дома, разговор об изученном произведении с друзьями и родителями, поиск в домашней библиотеке книги со знакомым произведением.

Работа с текстом произведения

С первых уроков слушания необходимо привлекать внимание детей к тексту, к авторскому слову. Ниже даются упражнения, которые можно проводить на уроках слушания:

  • чтение слов, которые особенно запомнились и понравились;

  • объяснение непонятных слов;

  • составление плана (наглядная модель);

  • воссоздание прослушанного произведения по плану;

  • творческие упражнения с текстом, образами героев.

1. Рассмотрим работу со словами и предложением из прослушанного произведения на примере стихотворения А. Блока «Зайчик».

Чтение слов, которые дети выбрали из текста или запомнили. Дети называют слова, а учитель пишет печатными буквами на доске эти слова. Затем дети упражняются в чтении слов: зaйчик, волк, oсень, лeто, хoлодно, теплo.

2. Составление схематического плана на примере работы со сказкой В. Сутеева «Яблоко».

Вводя моделирование, можно включить в работу по составлению плана каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей. Составленный план-схема помогает детям рассказывать сказку подробно, голосом передавая интонационный рисунок произведения.

3. Составление плана с ключевым словом, если оно проходит через все содержание произведения. Например, к сказке В. Сутеева «Палочка-выручалочка» можно составить план-схему с этим ключевым словом – палочка.

4. Воспроизведение текста произведения является одним из сложных умений, так как включает в себя знание содержания, умение говорить, выражать мысль, владение достаточным словарным запасом. С первых уроков слушания следует учить детей рассказыванию и выражению своего отношения к произведению и его героям.

Шестилетний ребенок может пересказать текст, только если он понял его содержание, то есть после анализа произведения. Ему лучше удается подробный пересказ, труднее – краткий и выборочный.

Назовем виды упражнений, которые учат воспроизводить текст:

1. Пересказ произведения по плану.

2. Пересказ одной из частей.

3. Рассказывание о герое или отдельном событии.

Формирование читательских навыков

Уроки литературного слушания позволяют активно формировать специальные читательские умения: правильно называть произведение и книгу, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему чтения и жанр произведения.

Если просто назвать фамилию автора или заголовок, то эти сведения проходят «мимо» ученика. Получив информацию, он не становится заинтересованным участником процесса познания. Моделирование позволяет:

1) включить каждого ребенка в процесс познания;

2) дать возможность ученику работать в соответствии со своими возможностями;

3) создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями.

В течение всего периода обучения грамоте на уроках литературного слушания проводятся упражнения в чтении.

Виды упражнений в чтении на уроках слушания

1. Чтение слов из прослушанного произведения.

Например, после слушания сказки В. Сутеева «Яблоко» дети называют слова, которые им понравились, или незнакомые, или те, что запомнились. Учитель «печатает» эти слова на доске.

Например:

ЕЖИК
МЕДВЕДЬ

ОСЕНЬ
ЗАЯЦ

ЯБЛОКО
ВОРОНА

Затем учитель просит прочитать первое слово, второе и т.д.

2. Чтение отдельных предложений из произведения под руководством учителя.

Например, на доске написаны предложения из сказки В. Сутеева «Яблоко» (2–3 предложения):

СТОЯЛА ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ.
С ДЕРЕВЬЕВ ДАВНО ОБЛЕТЕЛИ ЛИСТЬЯ,
И ТОЛЬКО НА ВЕРХУШКЕ ДИКОЙ
ЯБЛОНИ ЕЩЕ ВИСЕЛО
ОДНО-ЕДИНСТВЕННОЕ ЯБЛОКО.

На данном этапе важно, чтобы ребенок соотносил фонетический и графический образы слова. Поэтому на первых уроках для чтения берутся небольшие отрывки. Учитель читает, указывая звучащее слово, а дети, фиксируя глазами графический образ, произносят слово вместе с учителем.

Овладение вокализацией – важный шаг к овладению чтением.

3. Чтение отрывков, эпизодов из прослушанного произведения вслух индивидуально, группой, всем классом.

4. Овладение интонацией, эмоциональной выразительностью – составная часть слушания:

а) чтение имен героев с эмоциональной окраской: волк, заяц, медведь, лиса, еж. ворона;
б) чтение диалогов с передачей интонационного рисунка;
в) чтение начала или конца произведения;
г) чтение загадок, пословиц, поговорок, чистоговорок, считалок.

В конце каждого урока (5–7 минут) проводятся упражнения в обучении чтению (используются материалы учебника и тетради).

Система уроков литературного слушания – это путь воспитания и развития ученика-читателя. Мы хотим сказать, что уроки литературного чтения по своим целям и задачам соответствуют словам А.С. Макаренко: «Знакомство с книгой должно начинаться с чтения вслух... Желательно, чтобы такое чтение сделалось привычным и постоянным праздником среди рабочих будней».

Хотелось, чтобы не только декларировалось внимание к литературному чтению, но и были созданы необходимые факторы успешного формирования основ читательской деятельности (умение читать, умение воспринимать художественное произведение, умение работать с текстом произведения и т.д.).

Описанные выше подходы к организации в 1-м классе специальных уроков литературного чтения реализуются в программе «Литературное чтение в четырехлетней начальной школе» (авт. Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова).