Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №16/2007

СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА

Наталия НЕЧАЕВА,
научный руководитель ФНМЦ им. Л.В.Занкова

Системе развивающего обучения
Л.В. Занкова – 50 лет

День 1 сентября 1957 года, когда был открыт первый экспериментальный класс, считается днем рождения системы развивающего обучения академика Л.В. Занкова. В настоящее время система востребована каждым пятым учителем российской школы. Для этих учителей, для учеников, которые учились и сейчас учатся по этой системе, для их родителей также значим этот юбилей.
Как же это все начиналось?

Академик Леонид Владимирович Занков (1901—1977)
Академик
Леонид Владимирович Занков
(1901—1977)

Система стала самоценным прикладным результатом междисциплинарного психолого-педагогического исследования проблемы соотношения обучения и развития. Было доказано, что развитие происходит как сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов, то есть индивидуальных, глубинных качеств ребенка. Из такого понимания соотношения обучения и развития вытекает совершенно определенный тип обучения, при котором, с одной стороны, уделяется исключительное внимание построению обучения – его содержанию, принципам, методам и проч. как отражающим социальный опыт, социальный заказ, с другой – столь же исключительное внимание уделяется внутреннему миру ребенка: его индивидуальным и возрастным особенностям, его детским потребностям и интересам, отношениям.

Это определяет отношение Л.В. Занкова к ребенку-ученику: и обучение, то есть социализация, и забота о развитии его психики, его души. Такое отношение не только провозглашено, но и обеспечено тщательно разработанными дидактической и методической системами, сориентированными на достижение этой цели.

Но это сейчас. А 1 сентября 1957 года начался первый этап эксперимента, когда создавался каркас этой дидактической системы в процессе работы одного класса (школа № 172 г. Москвы, учительница Н.В. Кузнецова без опыта работы в школе). Из известных впоследствии сотрудников в исследовании участвовали М.В. Зверева, А.В. Полякова, И.П. Товпинец.

Чтобы обеспечить благоприятные условия для исследовательской работы, в той же школе была создана педагогическая лаборатория. К экспериментальному классу примыкала комната, где находились научные сотрудники во главе с Л.В. Занковым. Через окно в стене велись визуальные наблюдения за классом. На окне находился и магнитофон, благодаря которому в лаборатории имелись записи всей деятельности детей в течение трех лет.

Кроме того, сотрудники вели картотеку непосредственных наблюдений за детьми разного уровня готовности к обучению. Часть этих карточек и сейчас хранится как символ ответственного отношения к каким-либо педагогическим выводам. Для изучения некоторых проявлений высшей нервной деятельности школьников были куплены установки и приборы: установка для исследования системных условнорефлекторных реакций детей, чернилопишущий прибор конструкции В.М. Абалакова – «ритмописец силовой», прибор, регистрирующий скорость двигательной реакции, и др.

По результатам первого этапа исследования была написана книга «О начальном обучении». В ней освещены основные вопросы построения новой системы начального обучения в связи с критическим анализом традиционной методики. Обозначены новые дидактические принципы, направленные на оптимальное общее развитие каждого школьника, намечен новый подход к воспитанию младших школьников в органической связи с обучением, даны программы по учебным предметам и рекомендации к их реализации в практике сравнительно с традиционной методикой.

Теперь можно было переходить к следующему этапу исследования – проведению эксперимента в варьирующих условиях. С этой целью в 1961/62 учебном году было открыто 9 первых экспериментальных классов в г. Калинине (Твери), к концу цикла в 1964/65 учебном году был уже 371 класс в Москве, Калинине и Туле. Педагогические выводы, сделанные сотрудниками лаборатории за годы эксперимента, были оформлены в виде книг «Начальное обучение. 1 класс», «Начальное обучение. 2 класс», «Начальное обучение. 3 класс». Они стали первыми методическими пособиями. На этом этапе исследования в состав сотрудников лаборатории вошли З.И. Романовская, И.И. Аргинская, Н.Я. Дмитриева, Н.Я. Чутко.

Третий этап исследования начинается с 1965/66 учебного года. К этому времени были подготовлены первые экспериментальные учебники. К концу этапа был уже 1281 класс в 52 краях, областях и автономных республиках РСФСР и 8 союзных республиках. Автор этих строк была принята в лабораторию в 1967 году и в этой семье единомышленников живет до сих пор. Но тогда!.. Тысячи проверочных работ, постоянные выезды на места, семинары в Москве, еженедельные заседания лаборатории, обработка исследовательских данных, подготовка научных изданий, переработка учебников... Этот ритм сохранился и сейчас. Только во много раз увеличились выезды в регионы и количество курсов в Москве. Несоразмерен и учебно-методический комплект, обеспечивающий работу по системе.

Помню, тогда меня поразило, как Леонид Владимирович и все сотрудники говорили об учителях-экспериментаторах и как общались с ними. С первого этапа эксперимента соблюдалось правило: привлекались к исследованию только те учителя, которые сами выражали готовность к этому после ознакомительных семинаров. Это правило сохраняется и до сих пор. Видимо, одна из причин жизнеспособности системы – в том, что она созвучна учителю, его поиску. Не оставили нас учителя и в самый трудный период нашей жизни: после того как в 1977 году Леонида Владимировича не стало, лаборатория была расформирована, все экспериментальные классы закрыты, учебники запрещены. Учителя – наши коллеги и друзья – безвозмездно, таясь, продолжали учить по новой системе. С нами были и некоторые завучи, директора школ, методисты ИУУ. Земной им поклон за этот человеческий и профессиональный подвиг!

Современность системы Л.В. Занкова заключается в том, что 50 лет назад ученый сформулировал и стал разрабатывать ту образовательную цель, которая только сейчас стала актуальной для образования в планетарном масштабе: «Начальное общее образование, – написано в Пояснительной записке к Государственному стандарту начального образования, – призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка». Таким образом, мы подошли подготовленными к вызову ХХI века и современным требованиям к образованию.

Еще в середине прошлого века Л.В. Занкова интересовало то, что только в последнее время – время смены культурно-исторических эпох – стало широко обсуждаться в психолого-педагогической и философской литературе. Личность человека, его чувства, ум и способности становятся предметом научного изучения.

Нельзя не привести известное высказывание Л.В. Занкова: «Для нашего подхода к методике в высшей степени характерно преодоление одностороннего интеллектуализма и тесно связанного с ним формализма...

Построение экспериментального обучения выходит за пределы дидактики и методики обучения в их обычном понимании. Именно то, что выходит за эти пределы, явилось одним из важнейших условий эффективности обучения: развитие нравственных качеств и эстетических чувств, воли, формирование духовных потребностей, в частности внутреннего побуждения к учению. Личность растет и крепнет в условиях многогранной, содержательной жизни школьников: и в учебной, и во внеклассной работе, в условиях дружеских отношений, полных уважения и внимания между учителем и детьми» («Обучение и развитие». С 114–115).

Исследование выявило высокую действенную роль такой методики, которая затрагивает эмоционально-волевую сферу школьника, его духовные потребности, тем самым активизируя внутренние факторы развития.

Таким образом, Л.В. Занков первым не только увидел в эмоциях созидающую силу, но и создал систему обучения, в которой эта сила могла проявиться. Реализация многогранности – типического свойства методической системы создает условия для проявления в процессе обучении разнообразных сторон психики ребенка. Современные психологи говорят об эффективности развития эмоционального интеллекта. Американский психолог Д. Големан выдвинул и доказал предположение о том, что примерно 80% успеха в жизни обусловлено неинтеллектуальными факторами, одним из которых является фактор эмоциональный. Другие психологи говорят о наличии прямой корреляции уровня интеллекта и юмора, уровня развития креативности и юмора.

Чтобы полнее использовать созидающую силу эмоций, чтобы учесть интересы разных типов детей, установленных по разным критериям, необходимо создать соответствующие условия. Какие?

Это, прежде всего, постоянное изучение ребенка начиная с его прихода в школу. В нашем портфеле есть диагностика предшкольной зрелости и система перекрестного изучения результативности обучения и развития школьников.

Чтобы организация процесса учения могла учитывать интересы разных детей, содержание учебных предметов должно представлять целостную широкую картину мира, его структурирование должно отражать существенные связи между фактами и явлениями. На уровне программ мы это делаем с опорой на дидактический принцип ведущей роли теоретических знаний. Он помогает обнаружить естественно существующие связи между теоретическим и практическим материалом, связи внутри теоретического и внутри практического. Так закладываются основы для представления ребенку материала разного уровня обобщения, материала теоретического и практического.

Структурируется материал на основе психологического принципа системной дифференциации: это значит, что каждый элемент знаний должен усваиваться только в связи с другими и обязательно внутри определенного целого. При структурировании материала по принципу системной дифференциации при работе с новой учебной темой актуализируются все связанные с ней уже изученные темы. Например, изучение темы «Правописание непроизносимой согласной» может естественно опираться на знания, полученные при изучении разных разделов языка: фонетики (дифференциация гласные – согласные, все известные случаи расхождения количества звуков и количества букв), орфографии (сравнение с изученными корневыми орфограммами – безударной гласной и парными согласными), состава слова (подбор родственных слов, которые могут быть разными частями речи)... Попробуйте сами продолжить этот список.

Такой подход к организации содержания прямо выводит на многоаспектные задания к одному содержанию. Это еще одно очень существенное условие для индивидуализации обучения. В таких заданиях, сочетающих разный уровень обобщения, теоретический и практический материал из разных разделов учебного предмета, знания представлены также на разных уровнях: на репродуктивном, логическом, проблемном, креативном-творческом. На таком широком поле возможностей каждый ребенок может проявить свои сильные стороны и развить недостаточно сформированные.

При организации деятельности ребенка с этим содержанием мы опираемся на номенклатуру общеучебных умений, которая выведена на основе анализа умений, необходимых при выполнении любой учебной деятельности. Мы гордимся тем, что в нашей системе общеучебные умения рассматриваются не как рядоположенные, не связанные между собой, а как система умений, необходимых и достаточных для выполнения учебной деятельности. К ним относятся: информационно-ориентировочные умения – наблюдение, слушание, чтение; операционально-исполнительские умения – классификация и обобщение; контрольно-коррекционные умения – самопроверка и самоконтроль.

Номенклатура общеучебных умений позволяет нам и теоретические, и практические знания представлять на уровне слова, знака (устно или письменно), на наглядном уровне – в виде рисунка, схемы, таблицы, диаграммы, алгоритма и т.д. При таком осмысленном разнообразии представления учебного задания создаются условия для подключения к его решению детей разных типов.

Я остановилась на некоторых, на наш взгляд, наиболее перспективных направлениях работы, которые могут способствовать гармонизации внешних и внутренних факторов развития. Мы говорили, что одним из востребованных качеств личности является креативность. Для активизации творческого начала в ученике нужен творческий учитель. Развивающая система обучения, созданная Л.В. Занковым и его сотрудниками, потому и движется вперед уже 50 лет, что ее поддерживают творчески работающие учителя.

Схема "Система Л.В. Занкова – российскому учителю"