Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №17/2007

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"

Тема курса:

“Окружающий мир” как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы

Аворы:

ВИНОГРАДОВА Наталья ФедоровнаВИНОГРАДОВА Наталья Федоровна – доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующая Центром начального образования ГНУ ИСМО РАО. Руководитель авторского коллектива УМК «Начальная школа ХХI века», автор учебников «Окружающий мир» для 1–4 классов, главный редактор журнала «Начальное образование».

РЫДЗЕ Оксана АнатольевнаРЫДЗЕ Оксана Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующая лабораторией педагогической диагностики Центра начального образования ГНУ ИСМО РАО; читает курс лекций по методике преподавания математики и окружающего мира. Специалист в области учебно-познавательной деятельности младших школьников.

Концепция курса:

Предмет «Окружающий мир» был введен в учебный план начальной школы в 90-е годы ХХ века.
Важность этого решения Минобразования РФ определяется тем, что «Окружающий мир» – курс интегрированный, обеспечивающий целостное восприятие природы, общества и человека и влияющий положительно на психическое и социальное развитие ребенка. Особое внимание в ходе изучения курса уделяется формированию у ученика умения учиться: понимать учебную задачу, моделировать учебную ситуацию, высказывать предположения, проводить самоконтроль хода и результата учебных действий.
Цель предлагаемой слушателям серии лекций – углубить их знания об особенностях изучения окружающего мира в рамках УМК «Начальная школа ХХI века». В лекциях много внимания уделено раскрытию взаимосвязей «природа – человек – общество». Представления о человеке, его биологической и социальной сущности, месте и роли в среде обитания позволили интегрировать в учебном процессе два принципа: педоцентризма (учет особенностей восприятия младшим школьником окружающего мира) и биоцентризма (подчиненность конкретного индивида и всего человеческого общества законам природы).

План лекций по курсу

Номер газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Младший школьник и окружающий мир: особенности взаимодействия.
Воспринимает ли младший школьник мир так же, как взрослый? Что такое «целостность восприятия»? Проявляет ли младший школьник интерес к природе, истории, культуре родной страны? Изменяется ли личность ребенка под влиянием окружающего мира?

18

Лекция 2. Развитие и воспитание младшего школьника – цель изучения предмета «Окружающий мир». Почему предмет «Природоведение» был заменен «Окружающим миром»? Каков вклад предмета «Окружающий мир» в развитие и воспитание младшего школьника? Какие качества личности развиваются преимущественно на уроках окружающего мира?

19

Лекция 3. Чему учить: какие знания об окружающем мире являются для младшего школьника актуальными. Что значит «актуальное знание»? Почему содержание знаний об окружающем мире должно быть интегрированным? При каких условиях знания переходят в ценностные отношения?

Контрольная работа № 1.

20

Лекция 4. Урок «окружающего мира»: типы и структура. Почему комбинированный урок не может быть приоритетным при изучении окружающего мира? Какие типы уроков отражают специфику окружающего мира как объекта изучения? Почему игра, логические и творческие задачи должны быть обязательными структурными единицами урока?

21

Лекция 5. Когда младший школьник активен: методы активизации познавательной деятельности на уроках «окружающего мира». При каких условиях организации познавательной деятельности младший школьник активен, инициативен, самостоятелен и работает в зоне ближайшего развития?

22

Лекция 6. Что такое учебная самостоятельность и как ее развивать? Чем различаются бытовая и учебная самостоятельность? Какие умения обеспечивают развитие учебной самостоятельности?

Контрольная работа № 2.

23

Лекция 7. Младшие школьники работают вместе: использование различных форм организации обучения на уроках окружающего мира. Когда учение становится коллективной деятельностью? В чем дидактическое значение разных форм организации совместной деятельности?

24

Лекция 8. Нужно ли «Окружающий мир» знать на отметку? Можно ли отношения и чувства мерить отметкой? Как оценивать знания об окружающем мире?

Итоговая работа.

Лекция 1.

Младший школьник и окружающий мир: особенности взаимодействия

Участники круглого стола: завуч начальной школы, учителя начальных классов, воспитатель детского сада, психолог.

Завуч. Сейчас в школу приходят дети, которые знают значительно больше, чем их сверстники 15–20 лет назад. Но они еще не наигрались, не насмотрелись и не наслушались. Эти дети не готовы обсуждать, предполагать, спрашивать, у них нет своего мнения, и в лучшем случае они исполнители, а в худшем – наблюдатели. Даже те дети, которым сначала интересно учиться, со временем перестают задавать вопросы, становятся пассивными и безынициативными.

Воспитатель. Я с вами не согласна. Уже среди дошкольников много эрудированных детей. Они имеют собственный взгляд и мнение обо всем, легко откликаются на предложение пообсуждать и предположить, готовы спорить и сомневаться.

Учитель 1. К сожалению, таких детей меньшинство. Ребенок приступает к обучению, имея, конечно, определенные знания об окружающем и достаточно богатый чувственный опыт. Но пользоваться этим опытом он не умеет: не может сравнить, обобщить, установить связи и последовательность явлений, событий, фактов. И если учитель учтет эту особенностей детей, будет чаще обращаться к тому, что ребенку известно и интересно, его ученики будут успешны.

Учитель 2. Я не согласна с вами. У современного школьника бедный чувственный опыт. При рассматривании объекта он «бегает взглядом» от одного свойства к другому, не может ответить на вопросы, связанные с их конкретизацией. Поэтому младшему школьнику (особенно в 1–2-х классах) нужно больше давать и больше спрашивать, чтобы они развивали память, учились слушать, запоминать и повторять. Для 1-го класса это особенно важно.

Воспитатель. Наши дети долго готовились к школе, а учителя часто не обращают на это внимания. Не учитывая достижения дошкольного воспитания, педагоги обрекают детей на повторное изучение того же самого материала, что значительно снижает интерес к учению. Кроме того, бывает, что дети что-то знают, но не всегда могут выразить это словами. Если уделить особое внимание развитию речи, то сенсорные впечатления приобретут осознанный характер.

Психолог. Воспитатель совершенно прав. Общеизвестно, что восприятие позволяет младшему школьнику ориентироваться в окружающем мире. Восприятие опосредуется мышлением и проверяется практикой, поэтому может выступать источником как истинного знания, так и заблуждения, иллюзии. Я уверена, что, например, первоклассник воспринимает мир как дошкольник, а пятиклассник – как младший школьник. Часто довольно высокий уровень сенсорной культуры не подкрепляется умением отобразить ее с помощью языка.

Давайте обсудим:

  • Воспринимает ли младший школьник мир так же, как взрослый?

  • Что такое «целостность восприятия»?

  • Проявляет ли младший школьник интерес к природе, истории, культуре родной страны?

  • Изменяется ли личность ребенка под влиянием окружающего мира?

?Воспринимает ли младший школьник мир так же, как взрослый?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обсудить особенности разных видов восприятия детей в переходный период. Ребенку младшего школьного возраста – бывшему дошкольнику – окружающий мир предстает не отдельными сторонами действительности, а очень важными для познания ощущениями – звуками, формами, величинами, образами. Выделять и характеризовать отдельно взятое свойство объекта ребенку еще трудно. Именно поэтому у первоклассников вызывает большие трудности установление пространственных свойств (оценка величины, формы, удаленности) и времени (особенно отдельных промежутков). Ребенок этого возраста не может еще абстрагироваться от второстепенных сторон объекта, устанавливать между ними связи, искать зависимости, дифференцировать и соединять в группы: “природа живая и неживая”; “человек и другие люди”; “права и обязанности”. Трудности возраста компенсируются и преодолеваются такими качествами ученика, как стремление к узнаванию нового, доброжелательность, открытость, позитивная рефлексия. Дети этого возраста легко идут на контакт с другими людьми – взрослыми, сверстниками, любят выполнять совместную работу, умеют распределять обязанности, договариваться, брать на себя роль лидера (руководителя, командира).

Для познания окружающего мира очень важны такие процессы чувственного восприятия, как обнаружение (узнавание), различение, идентификация объекта. Дети 6–7 лет достаточно хорошо владеют всеми этими действиями, если объект рассматривается изолированно или помещен в знакомую среду и окружающие его другие объекты легко узнаваемы. Например, уже дошкольник хорошо знает значение сигналов светофора. Но большую трудность для ребенка представляет момент обнаружения сигнала на фоне других цветных фигур, пятен и т.п. То есть задачей восприятия в данном случае является умение увидеть сигнал светофора среди движущегося транспорта, людей, рекламы и т.п. Поэтому если педагог учит Правилам дорожного движения по картинкам, то указанное свойство восприятия не формируется. Можно подтвердить это словами известного голландского астронома М. Минарта: «От вас самих зависит прозрение – вам стоит лишь дотронуться до своих глаз магическим жезлом под названием “знай, на что смотреть”». Эти слова можно считать точкой отсчета при организации процесса познания окружающего мира.

Для успешного формирования целостности восприятия окружающего мира младшими школьниками в учебно-методическом комплекте «Начальная школа XXI века» в помощь учителю были разработаны правила организации процесса наблюдения за объектом.

Правило первое. Четко формулируйте перед учащимися общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи. Например, дети рассматривают живые объекты (щенка, рыбу, птицу). Ставится общая цель – сравнить поведение животных, выделить в нем общее, ответить на вопрос: «Что в поведении животного говорит о том, что оно живое существо?» Затем цель конкретизируется: понаблюдать за движениями этих животных, определить их характер, ответить на вопросы: «Как питаются эти животные?», «Одинаково ли реагируют на речь человека?», «Можно ли приучить этих животных выполнять команды человека?»

Правило второе. Создавайте условия для более результативного наблюдения. Заранее продумайте место проведения наблюдения, расположение объекта, рациональное размещение детей. Если наблюдение проводится вне класса и школы, то предварительно посетите это место, определите, как расставить учащихся, чтобы объект был доступен для наблюдения каждому, хорошо освещен и т.п.

Правило третье. Предварительно наметьте план и способы наблюдения, продумайте вопросы, которые можно задать детям. Постарайтесь предусмотреть вопросы самих школьников, которые могут возникнуть у них во время наблюдения. Например, на экскурсии в лес учитель предлагает такой план рассматривания деревьев, кустарников, трав:

а) Найдите среди растений дерево, рассмотрите ствол, определите его цвет, форму; сравните толщину стволов разных деревьев; сосчитайте, сколько крупных ветвей отходит от ствола;

б) найдите среди растений кустарники, постарайтесь определить, чем они отличаются от деревьев; назовите особенности внешнего вида, которыми отличаются все кустарники;

в) найдите среди деревьев травы, сравните их с деревьями и кустарниками: чем они похожи и чем различаются, какие органы есть у трав.

Правило четвертое. Кроме непосредственного рассматривания объекта, которое происходит на основе зрительного восприятия, продумайте использование других анализаторов – слуха, вкуса, обоняния. Например, в осеннем лесу можно услышать, как падает и шуршит под ногами листва, вспомнить, какие летние звуки природы сейчас исчезли, сравнить запахи разных грибов, попробовать на вкус ягоды рябины. Использование разных ощущений позволит ученику дать более полную характеристику объекта. Разные анализаторы можно использовать в самых неожиданных ситуациях. Так, во время экскурсии по городу (селу) дети отвечают на вопросы: «Какие звуки города (села) вы слышите?», «Одинаковы ли запахи, которые мы почувствовали в лесу и на автомагистрали?»

В курсе «Окружающий мир» предлагается комплекс экскурсий, целевых прогулок, наблюдений в уголке природы, предполагающих учет перечисленных правил. Например, во 2-м классе предлагаются:

– наблюдения в уголке природы: развитие растения из семени (черенка, листа), сравнение растений по форме, цвету, величине листьев (цветков);

– экскурсии: внутри школы – в медицинский кабинет, в библиотеку, в компьютерный класс; вне школы – по родному городу (селу), в краеведческий (художественный, исторический, биологический) музей, в художественный салон, в лес (на водоем, луг, в поле, огород, сад);

– целевые прогулки: на реку, пруд; «Лес и его обитатели»; «Знакомые незнакомцы (растения вокруг нас)», в зоопарк (“Животные леса”); “Голоса птиц”.

Сенсорное воспитание на уроке окружающего мира неотделимо от содержания учебного материала. Например, свойства вещества (растворяется, растворяет, лепится, рассыпается и др.), форма предмета (плоский, круглый и др.), условия обитания (климат, растительность и др.) изучаются с учетом чувственного опыта детей. Например, при изучении свойств песка и глины ученик вовлекается в ситуацию предположения и проверки опытным путем таких свойств глины и песка, как сыпучесть и проводимость.

Еще одна особенность восприятия – ее зависимость от речи. Осознанным (или осмысленным) восприятие становится в случае опосредования речью. Именно речь дает возможность обобщать, сравнивать, классифицировать и производить другие действия с объектами. Для того чтобы идея равноправного продуктивного общения учеников и учителя на уроке не звучала лишь как теоретическое положение, авторами комплекта «Начальная школа XXI века» выдвигается и реализуется в средствах обучения идея включения в урок речевой разминки как обязательного структурного элемента урока. Например, уже на второй-третьей неделе обучения в 1-м классе учитель начинает урок так:

– Спросите меня о чем-нибудь...

– О чем? – удивляются дети.

– Спросите: какое у меня настроение?

– Какое у вас настроение?

– Плохое... (нужно ответить в первый раз только так).

Такой ответ учителя побуждает школьников задать следующие вопросы: “Почему? Что случилось? Кто виноват? Как помочь? Когда пройдет плохое настроение? Что для этого нужно сделать?”

Вызывая учеников на общение, учитель незаметно для детей учит их задавать вопросы, используя вопросительные слова и вопросительную интонацию. Это упражнение, которое занимает 2–3 минуты урока, может повторяться в разных вариантах: «Спросите друг у друга о том, как прошел вчерашний вечер», «Как найти дорогу к кинотеатру (аптеке, библиотеке)?» Постепенно речевые разминки становятся более содержательными: «Задай вопросы о Солнце, о звездах», «Задай вопрос о ..., на который ты не знаешь ответа».

Речевая разминка может быть представлена и в виде диалога. В 1–2-х классах используются различные виды таких упражнений:

– диалоги реальных лиц, телефонные диалоги (беседуют мама и дочка, дедушка и внук – спрашивают о здоровье, поздравляют с праздником, объясняют, как проехать куда-либо) и необходимые звонки (о чем говорить при звонке по телефону «03», как узнать о времени прихода поезда, как послать по телефону телеграмму и т.д.);

– диалоги животных и растений: «Лесное собрание осенью», «О подготовке к зиме зверей и птиц», «Лесные новости» и др.;

– диалоги неодушевленных «оживших» предметов: «В чулане разговорились старые вещи – самовар с мятым боком, чашка без ручки, сахарница без крышки, обгоревшая свечка. Стали вспоминать прошлое...»

Практические методы изучения окружающего мира не только востребуют чувственный опыт школьника, но и значительно обогащают его, обобщая и упорядочивая разрозненные сведения, подчиняя анализу, планированию и контролю предположения и гипотезы, ход работы и выводы. Формы работы на уроке при этом самые разнообразные: игра, творческая работа (аппликация, лепка, рисование), конструирование. Например, в курсе окружающего мира предлагаются циклы игр «Назови предмет и его свойства»: в мешочке находятся предметы с разными свойствами (стеклянный, бархатный, деревянный, круглый, овальный и пр.); играющий берет в руку предмет и, не вынимая из мешка, определяет его. Или «Кто это?»: не называя имени школьника, нужно составить его словесный портрет.

?Что такое целостность восприятия?

Ни для кого не секрет, что восприятие является отправной точкой процесса познания. Опыт чувственного восприятия формируется с рождения, и к моменту поступления в школу мы хотим увидеть в действиях дошкольника умение обнаруживать объект с заданными свойствами, различать отдельные его признаки, сообщать информацию об объекте. Психологи отмечают, что акт осмысленного восприятия является начальным этапом в решении любых практических и познавательных задач, стоящих перед ребенком. Поэтому так важно в процессе обучения учитывать возрастные особенности сформированного восприятия ребенка. Только в этом случае создаются оптимальные условия для его развития, а учебное сопровождается учебно-познавательным мотивом деятельности.

Среди ведущих особенностей восприятия особо выделим целостность. Именно эта характеристика восприятия в наибольшей степени бывает востребована в процессе начального обучения и наиболее ярко проявляется при изучении курса «Окружающий мир». Что же такое целостность восприятия? Это такое его свойство, при котором всякий объект воспринимается как устойчивое целое даже в том случае, если отдельные его стороны спрятаны. Например, на одном рисунке изображен человек, у которого не видны руки. Ребенок достраивает образ и говорит: «Он спрятал руки за спину». На другом рисунке двое детей угрожающе размахивают руками. Ученик говорит: «Мальчики ссорятся». Эта особенность детей данного возраста имеет и свою отрицательную сторону: ребенку очень трудно выделить и охарактеризовать отдельные стороны рассматриваемого объекта.

Целостность восприятия в наибольшей степени бывает востребована в процессе начального обучения и наиболее ярко проявляется при изучении курса «Окружающий мир». В отличие от других учебных дисциплин большая часть учебных ситуаций на уроках окружающего мира дает возможность, учитывая целостность восприятия, постепенно вычленять и характеризовать отдельные свойства объекта. Этому способствуют наблюдения, проигрывание ситуаций, проведение опытов. Возможность смоделировать ситуацию и сделать реально оцениваемыми результаты учебных действий ученика (к примеру, «Мыло растворилось в воде, а масло образовало пленку», «Большая щепка плывет, а маленький камешек тонет», «Горло может заболеть, если...» и др.). Все это позволяет школьникам свободнее высказывать свою точку зрения, делает их более раскрепощенными в формулировании теоретических положений.

Разрушение целостности восприятия в период начального обучения имеет и отдаленные негативные последствия: привыкнув к дифференцированному (предметному) изучению окружающего мира, учащиеся никак не могут в основной школе принять системную структуру мира. Они продолжают воспринимать мир как разрозненные «кусочки» (физический «кусочек», химический «кусочек» и т.д.).

?Проявляет ли младший школьник интерес к природе, истории, культуре родной страны?

Отличительная черта любого младшего школьника – интерес к окружающему миру. Потребность в приобретении новых знаний не ограничивается знаниями о предметах и вещах, объектах природы, о сезонных изменениях в природе, о людях, их профессиях, труде, праздниках и многом другом. Ученика начальной школы уже интересуют философские проблемы – о жизни и смерти, о детстве и старости, о строении Вселенной и т.п. В период с 8 до 10 лет значительно увеличивается запас знаний (о взаимоотношениях с другими людьми, о самом себе, о своем месте в обществе взрослых и сверстников), которые помогают ребенку социализироваться. Особый интерес вызывают у младших школьников образцы поведения взрослых – рассказы о героических подвигах, исторических событиях, путешественниках и т.п.

Каковы причины того, что на уроках окружающего мира падает интерес к учебно-познавательной деятельности (или он ситуативен)?

– Учитель недооценивает значение этого предмета. Отметим, что «Окружающий мир» является пропедевтическим курсом для шести учебных предметов основной школы, и если ученик пассивен на этом уроке, то в дальнейшем он может испытывать ситуативные или стойкие трудности при изучении биологии, истории, географии и т.д.

– Уроки, как правило, строятся на внешне ярких, эмоционально привлекательных наглядных средствах, а не на содержании, которое само по себе вызывает познавательный интерес школьника. С целью активизации учебного труда учеников, создания положительной мотивации учения им предлагается (в обсуждаемых средствах обучения) рубрика «Этот удивительный мир». Она позволяет развивать эрудицию, создавать интеллектуальный фон обучения. Приведем пример.

Учебник 4 класса, с. 50

Познавательный интерес возникает, как считают психологи, прежде всего в том случае, если у детей «смутные», «неясные знания» (Н.Н. Поддьяков). При правильной организации обучения у школьников возникает потребность устранить свое незнание и превратить «неясные» знания в четкие и определенные. С этой целью в учебнике «Окружающий мир» был разработан специальный прием – работа с рубрикой «Выскажи предположение». Приведем примеры.

Учебник 3 класса, с. 67.

Рассмотри рисунки. Выскажи свое мнение: почему у разных насекомых ноги имеют различное строение? Какое значение это имеет в их жизни? Какие ноги насекомых «прыгательные», какие «плавательные», какие «копательные», а какие – «хватательные»?

4-й класс (учебник, с. 31). Вытри чистой салфеткой свой язык. А теперь быстро натри его сахаром. Почувствуешь ли ты вкус? Согласишься ли ты с таким выводом: «Различать вкус нам помогает слюна. Сухой язык вкуса не различает»?

4-й класс (учебник, с. 99). XIX век называют золотым веком русской культуры. Как ты думаешь, почему? Сравни свой ответ с текстом.

Рубрика решает еще одну важную познавательную задачу. Знания, полученные в готовом виде, представляют для ученика значительно меньшую ценность, чем те, которые он добывал самостоятельно или в «открытии» которых участвовал. Умение рассуждать, формулировать свое мнение по проблеме позволяет школьнику переносить свои знания в практические ситуации и наоборот, обобщать увиденное и уже известное.

Например, в 4-м классе предлагается провести практическую работу по оказанию первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, показать, как пользоваться йодом, бинтом, ватой. Кто-то из детей уже умеет выполнять основные действия в таких случаях, кто-то эти действия наблюдал. Одни ребята обратят внимание на то, что они что-то делали не так, другие убедятся в правильности и полезности своих умений.

В том же 4-м классе у учащихся вызывает живой интерес обсуждение поговорок и пословиц, напоминающих о правилах рационального здорового питания. Если учитель сам проявляет интерес к народной мудрости, то разговор о здоровом образе жизни можно провести, используя разнообразные фольклорные формы: поговорки, пословицы, загадки, потешки, заклички и т.д. Например: «Когда я ем, я глух и нем», «Где пиры да чаи, там и немочи», «Ешь, да не жирей – будешь здоровей», «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить», «Все хорошо в меру» и др.

Живя в обществе, ребенок и непроизвольно, и преднамеренно приобщается к культуре. Слушание и рассматривание объектов природы и человеческой культуры занимают значительную часть его учебного и свободного времени. А ведь это наиболее эмоциональные виды деятельности, поэтому предположения, умозаключения, способы решения, обнаруженные и использованные в процессе такой работы, в дальнейшем легко востребуются и применяются в учебной деятельности. Результатом этой деятельности является также умение эстетически воспринимать явления природы и общественной жизни, отраженные в произведениях искусства. Приведем пример творческих заданий, построенных на основе восприятия произведений музыки и изобразительного искусства и направленных на развитие умения сопоставлять характер музыкального произведения с настроением пейзажа. Цель этих заданий – углубление интереса учащихся к окружающему миру. Для этой группы заданий необходимо подобрать музыкальные произведения и репродукции пейзажей, контрастные по настроению.

Первое задание. Из трех пейзажей на темы «Море», «Летний день», «Весенние цветы» ученикам необходимо выбрать один, соответствующий музыке пьесы «Море» Н.А. Римского-Корсакова. Учитель может подобрать различные сочетания репродукций и музыкальных произведений по своему усмотрению.

Второе задание. Из трех картин на темы «Поздняя осень. Зазимок», «Золотая осень», «Весна. Пробуждение природы» необходимо выбрать ту, которая соответствует музыке пьесы «Октябрь» П.И. Чайковского.

Одним из важных средств развития у младших школьников интереса к окружающему миру в УМК «Начальная школа XXI века» является альбом «Окружающий мир в произведениях живописи» с подборками репродукций картин художников-классиков по трем темам: «Родная природа – радость, любовь, вдохновение», «Русь, Россия – Родина моя», «Жизнь людей нашей страны в разные эпохи». Рассматривание произведений живописи, описание их, составление повествовательных рассказов, рассказов-этюдов помогает детям понять эмоциональные связи человека с окружающим миром, развивает стремление передать свои чувства после общения с ним в творческой продуктивной деятельности. Например, любование цветущими одуванчиками на лесной полянке вызывает у первоклассников всплеск эмоций: «Как здорово! Никогда не замечал такого!», «Смотрите, зеленое небо и много-много солнышков!»

?Изменяется ли личность ребенка под влиянием окружающего мира?

Каждый учитель из курса педагогики знает, что роль среды в становлении личности ребенка весьма значительна. Человек не может состояться, если не живет среди людей, в обществе. Человек – существо общественное и, как говорили классики педагогики, есть совокупность всех общественных отношений. Действительно, науке известно много фактов воспитания детей животными, но ни один ребенок, живущий среди зверей, не стал человеком. Для того чтобы наследственные человеческие задатки (речь, мышление, воображение, предвидение) проявились, нужны соответствующие условия (общение, предметная и игровая деятельность со сверстниками, семейная обстановка, специальное «человеческое» обучение и др.). Еще раз повторим, что человек рождается как биологическое существо, а развивается как член определенного коллектива и общества. И в этом случае подражание как биологическая способность человека становится условием его социального развития. Как образно сказал французский писатель Ф. Ларошфуко, «пример заразителен, поэтому все благодетели рода человеческого и все злодеи находят подражателей».

Кстати, ознакомление с этой стороной жизни человека является одной из задач уроков окружающего мира. Так, в 4-м классе школьники обсуждают проблему «Что необходимо для роста и развития человека» и высказывают свое мнение по поводу вот такой истории:

В начале XX века в Индии в волчьем логове нашли двух девочек: одной было лет семь-восемь, другой – два года. Младшая вскоре умерла, а старшая, Камала, прожила среди людей 10 лет. За это время она научилась ходить на двух ногах, хотя бегать продолжала на четвереньках. Камала научилась понимать речь, но сама произносила только 45 простых слов.
В 17 лет ее развитие было как у трехлетнего ребенка. Почему девочка, родившись человеком, так им и не стала?

В процессе коллективного обсуждения четвероклассники начинают понимать, что общение с окружающими людьми, семьей, сверстниками, школьным коллективом, участие в совместном труде, игре, учебе – все это необходимо для благополучного развития.

В понятие «социальная среда» входят материальные условия жизни людей, социальный и общественный строй, система отношений, которая складывается вокруг человека: в его семье, в классе – с одноклассниками и учителями. Давайте задумаемся: почему так изменились за последние годы наши дети? У них формируются другие социальные ценности. Например, если раньше они мечтали стать космонавтами, летчиками, моряками, офицерами, то теперь многие хотят быть банкирами, «крутыми». Причина ясна: растущая личность находится под сильным влиянием тех изменений, которые происходят на ее глазах в обществе. А разобраться в сущности происходящих явлений, «отделить зерна от плевел» младший школьник еще не научился.

Очень важна для ребенка и минисреда – семья, класс, школа. Конечно, учитель должен знать особенности семейного воспитания своего ученика, его место в семейном коллективе, отношения с членами семьи и с друзьями. Чтобы выяснить это, можно провести в начале первого школьного года рисунчатые тесты. О них подробно рассказано в книге для учителя «Окружающий мир. Методика обучения» (авт. Н.Ф. Виноградова) (М.: Вентана-Граф, 2005. С. 12–13).

С приходом в школу новая социальная среда начинает занимать доминирующее место в системе отношений ребенка с окружающим миром. Психологи утверждают, что многие проблемы адаптации к школе связаны не с интеллектуальной неготовностью ребенка к обучению, а с неумением наладить отношения с одноклассниками, с неразвитостью умений принимать и выполнять требования учителя, вступать в диалог, осуществлять совместную деятельность со сверстниками и т.п. Чего греха таить, в нашей школе еще часто преобладает авторитарный стиль обучения: учитель думает, что так лучше и надежнее добиться результатов. Об этом говорят рисунки на тему «Наш учитель», когда дети рисуют своего педагога сердитым, с всклокоченными волосами, с длинными руками и с указкой. Об этом свидетельствует и увеличивающееся число младших школьников, переходящих на домашнее обучение или экстернат.

Именно поэтому так много говорят сейчас о личностноориентированном образовании, которое предполагает бережное отношение к любой личности, учет индивидуальности, право ребенка быть самим собой. Строя процесс учебного общения с младшим школьником, учитель должен помнить, что его влияние может быть и положительным, и отрицательным. Для младшего школьника учитель – человек весьма авторитетный, он всегда выступает примером для подражания, поэтому задача создания комфортного микроклимата в классе, ситуаций взаимопонимания – одна из важнейших в начальном образовании.

Уроки окружающего мира могут внести в решение этой задачи существенный вклад. Можно выделить несколько условий организации учебного общения при изучении этого предмета, которое положительно будет влиять на воспитание личности школьника. Это своего рода Памятка для учителя:

  • Деятельность ребенка должна быть успешной. Не предлагайте ему участие в деятельности, с которой сегодня он справиться не может. В этом случае помогите ему так, чтобы ученику казалось, что он сам справился с работой. Если вы не уверены, что ответ на вопрос, выполнение задания у доски данным ребенком будет успешным, не ставьте его в неудобное положение перед другими. Предоставьте ему возможность выполнить задание письменно или вместе с вами.

  • Предоставляйте каждому возможность высказать свое мнение. Никогда с ходу не оценивайте ответ ребенка формальными эмоциональными репликами («Не думал», «Не знаешь», «Не стараешься»). Говорите всегда по существу: «Это твое мнение, давай послушаем других...»; «Вот это у тебя получилось хорошо, давай разберемся, почему возникли ошибки...»

  • Старайтесь приводить положительные примеры из жизни детей, никогда не обсуждайте при всех отрицательные поступки одноклассников: это тема индивидуальной беседы с ребенком. Помните, что после «суда» сверстников ребенок не перевоспитается, не изменится сразу – его действия станут проявляться скрытно, более осторожно и, возможно, более изощренно.

  • Не торопитесь на уроках окружающего мира ставить отметки. Никогда не ставьте отметки за творческие работы – в данном случае лучше применять словесную оценку: «Молодец», «Мне очень понравилась твоя работа». Это очень важно по двум причинам: во-первых, при неудовлетворительном итоге творческой работы ребенок не виноват – он тоже старался, но уровень развития его способностей к творчеству не столь высок; во-вторых, критерии оценки творческих работ не слишком объективны. Внушайте детям, что творческие работы должны выполняться не ради отметки, а ради удовольствия. Старайтесь оценивать отметками только знание конкретных фактов, событий: ответы на вопросы, рассказ, пересказ событийной, фактологической стороны учебного материала.

Подведем итог: в образовательном процессе две главные фигуры – ученик и учитель. От их правильного взаимодействия будет зависеть не только конкретный результат обучения, но и воспитательный эффект развития личности школьника.

Вопросы для самопроверки

1. Чье мнение из участников круглого стола вы разделяете? Сколько учеников вашего класса могут считаться «людьми со “взрослым” взглядом на мир»?

2. Проанализируйте содержание рубрики «Этот удивительный мир» в учебнике для 3-го (4-го) класса. Какие из описанных фактов вызовут интерес (не вызовут интереса) у младшего школьника?

3. Считаете ли вы, что «целостность восприятия» в младшем школьном возрасте мешает при обучении в школе и с ней нужно «бороться» с помощью предметного обучения?

4. Формированию каких личностных характеристик ученика способствует изучение окружающего мира?

5. Какая из готовностей к взаимодействию с окружающим миром, на ваш взгляд, наиболее значима для современного школьника?

Рекомендуемая литература

1. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир. Программа для 1–4 классов // В сб.: «Программы для четырехлетней начальной школы». – М.: Вентана-Граф, 2005.

2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1–4 классы. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2005.

3. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: Учебник для 3 класса. – М.: Вентана-Граф, 2005.

4. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: Учебник для 4 класса. – М.: Вентана-Граф, 2005.

5. Запорожец А.В. Особенности и развитие процесса восприятия // В кн.: «Избранные психологические труды». В 2-х т. – Т. 11. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986.

6. Менчинская Е.А. Возможности использования современных учебно-методических комплектов для сохранения и укрепления социального здоровья детей // Начальное образование. 2006. № 5.

7. Мухина С.Е., Рывкина Л.А. Развитие восприятия младших школьников в процессе учебной деятельности // Начальное образование, 2006, № 6. 2007, № 1.

8. Рыдзе О.А. Развитие самостоятельности в познавательной деятельности младшего школьника. // Начальное образование. 2003, № 2.