Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №20/2007

МАСТЕРСКИЕ

Готовим подарки

Мастер-класс художника-педагога Светланы Ашиковой

Оглянитесь вокруг – и вы увидите, что нас окружает множество самых разнообразных вещей. Есть вещи дорогие и солидные, а есть простые и незатейливые... Именно они станут сегодня объектами нашего внимания.

Во время проведения мастер-класса

Во время проведения мастер-класса

Возьмем, например, стаканчик из-под йогурта.

Из него можно сделать украшение для новогодней елки – нарядный колокольчик. Возьмите шило или нагретую иглу и проделайте в донышке отверстие. Проденьте в него нить, леску или декоративную тесьму, не забыв сделать на конце крупный узелок.

Колокольчик можно украсить блестками или красиво разрисовать от руки (рис. 1, 2, 3). Надев один на другой три стаканчика (рис. 3), вы получите композицию «елочка». Такие композиции, сделанные детьми коллективно, позволят оригинально украсить класс к Новому году. Стаканчики могут стать японской пагодой, если на верхний из них вы нанесете иероглиф (рис. 4).

Если у вас под рукой нет блесток, для украшения подойдут... макаронные изделия (рис. 5). Их можно раскрасить акриловой краской (рис. 6).

Рис. 5
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 6

Акриловую краску, может заменить перламутровый лак для ногтей, лак с блестками или гуашь с добавлением клея ПВА (1 часть густого клея: 5 частей гуаши).

Акриловые красители относятся к быстросохнущим материалам: не забывайте плотно закрывать баночки с краской!

Макароны удобнее красить, нанизав их на тонкую палочку или зубочистку (рис. 7).

Рис. 7

Для просушки изделия зубочистку можно воткнуть в небольшой кусок поролона.

Вы можете выполнить коллективную работу – создать макаронное «чудо-дерево». Для этого вам понадобятся пышная ветка без листвы и горшочек, заполненный землей или пластилином.

Наденьте макароны на ветку, раскрасьте их и прочно укрепите «дерево» в горшочке. В праздничные дни на ветки «чудо-дерева» можно повесить поздравления c Новым годом или с днем рождения.

Статья опубликована при поддержке сайта impressmanicure.ru, который рад представить Вам уникальный "твердый лак" для ногтей Импресс, способный полностью изменить Ваше представление о маникюре. Если Вы думаете, что яркий маникюр за 5 минут - это фантастика, то Вы глубоко заблуждаетесь! С Импресс невозможное становится возможным: самоклеющийся гибкий  материал под воздействием тепла рук за считанное время принимает форму Ваших ноготков, при этом скрывая все несовершенства ногтевых пластин. Если же Вы являетесь приверженцем традиционного лака для ногтей, то это совершенно не значит, что сайт impressmanicure.ru Вас не заинтересует. Так, например, на странице http://impressmanicure.ru/articles/330-lak-dlya-nogtej-faberlic.html представлен лак для ногтей от Фаберлик. А если Вы хотите познакомиться с продукцией не только этого популярно бренда, но и многих других производителей, а также узнать много нового о маникюре, то рекомендуем Вам заглянуть в раздел "Статьи". Уверены, почерпнутая на сайте информация будет не только интересной, но и полезной, и, быть может, заставить Вас по-новому взглянуть на Ваши ногти.

Обыкновенная баночка из-под майонеза или детского питания также может волшебно преобразиться в ваших руках. Возьмите баночку и нанесите на ее стенки любой рисунок – на ваш вкус.

Можно раскрасить всю ее поверхность (рис. 8), но лучше часть стекла оставить свободной (рис. 9). Чем разнообразнее цветовая гамма, тем лучше. Для Нового года подойдут белые снежинки на голубом фоне.

Рис. 8
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 9

Если ребенок совсем не умеет рисовать, можно просто покрыть поверхность цветными пятнышками разной величины (рис. 10). Для удобства вы можете пользоваться не кистью, а ватными палочками (по одной для каждого цвета). Рисунок лучше наносить акриловой краской.

Рис. 10

Рис. 10

Закончив роспись, наклоните баночку и аккуратно поставьте в нее свечку – ваш рисунок заиграет и оживет.

Нарядные баночки с зажженными свечами вы можете расставить по партам или украсить ими подоконник – в любом случае зрелище будет удивительно красивым и таинственным.

Теперь попробуем украсить простую стеклянную банку при помощи «липучки» и цветных стеклышек. «Липучка» продается в специализированных магазинах канцелярских товаров, а овальные стеклышки – в больших супермаркетах и в цветочных магазинах.

Если в вашем городе или селе ничего подобного нет – не огорчайтесь! Замените «липучку» пластилином, а стеклышки – горохом или фасолью: в любом случае дети овладеют всеми необходимыми навыками.

Попробуем сделать из нашей баночки домик для гнома. Что такое дом? Дом – это пол, стены, крыша.

В нашем домике уже есть пол и замечательные прозрачные стены. Как построить крышу? Скатайте из пластилина колбаску длиной около 10 см и облепите ею горлышко банки.

«Липучку» лучше прикреплять небольшими кусочками. Стеклышки или фасоль вдавите произвольно – пусть дети сами выбирают понравившиеся им сочетания.

Подобным же образом украсьте крышку. Не забудьте резьбу на горлышке банки оставить чистой, чтобы крышечка легко завинчивалась. Нарядная баночка может послужить футляром для цветных драже (рис. 11). При этом детям можно предложить угадать, сколько конфет находится в банке. Выигрывает тот, кто называл число, наиболее близкое к истине.

Рис. 11

Рис. 11

Тема «Дом» интересна детям всегда. Вы можете развить ее, используя цветную бумагу.

При этом полезно будет закрепить такие важные понятия, как «низкий – высокий», «узкий – широкий», «большой – маленький».

Возьмите кусочек цветной бумаги и сложите его так, как показано на рис. 12.

Рис. 12

Рис. 12

Предложите детям выполнить композицию «Семья» (рис. 14). Им будет интересно украсить домики, рисуя окна, дым из труб и солнце в небе. Домов может быть несколько: дом-мама, дом-папа и домики-дети.

Художник-педагог Светлана Ашикова

Рис. 14. Художник-педагог Светлана Ашикова

Можно сделать один большой дом и наклеить на него фотографии всех живущих в семье детей.

Еще один вариант: учитель делает самый большой дом и приклеивает его на лист ватмана. Дети мастерят домики поменьше. У каждого домика – свой хозяин: например, домик зайчика, мышки, ежика.

Украшением послужат соответственно кусочек ваты, зернышки и сухой листочек.

Будет интересно, если дети заранее нарисуют на листе ватмана веселую лесную полянку, а затем приклеят домики (рис. 13).

Рис. 13

Рис. 13

Старайтесь ставить перед детьми простые, конкретные задачи, например: домик зимой (рис. 15).

Рис. 15

Рис. 15

Тема «Дом» помимо прочего позволяет изучить основы пейзажа.

Что такое пейзаж? Это небо, земля и все, что между ними.
Всё, что в небе, летит, парит.
Всё, что на земле, стоит, растет.

Как сделать пейзаж красивым? У каждого свои понятия о красоте, но существуют законы, которые надо знать.

Один из них – закон воздушной перспективы, выведенный Леонардо да Винчи. Суть его состоит в следующем:

Всё, что ближе, – больше, ярче и контрастней.
Всё, что дальше, – меньше и бледнее.

Следующий закон касается построения композиции и заключается в умении сочетать свободное пространство с интенсивно заполненным. Иными словами: где-то густо, а где-то пусто.

Этот принцип часто применяется в традиционном японском искусстве (рис. 16).

Рис. 16

Рис. 16

Не менее важно при создании композиции понятие асимметрии.

Познакомимся с ним на простом примере.

Посмотрите на рис. 17. Перед вами симметричная композиция.

Но стоит прикрепить к ней маленькую шишечку, как композиция становится асимметричной (рис. 17а).

Чрезвычайно важно хорошее качество предлагаемых детям материалов.

Рис. 17

Рис. 17

Рис. 17а

Рис. 17а

Бумага для создания открытки должна быть плотной. Предложите детям не только разные цвета, но и различную фактуру (рис. 18).

Рис. 18

Рис. 18

Именно в свободном выборе цвета и фактуры состоит акт творчества.

Следующее понятие, с которым мы познакомимся, – силовые линии.

Посмотрите на рис. 19. Куда движется птичка? По направлению «от нас». За восприятие общего направления отвечает силовая линия, выделенная на рисунке черным цветом.

Посмотрим: куда движется птичка на рис. 20? По направлению к нам.

Рис. 19
Рис. 19
Рис. 20
Рис. 20

Обратите внимание на то, что рисунок самой птички в обоих случаях одинаков.

Итак, начнем создавать композицию.

Для этого вам нужно вырезать 2 узкие полоски, несколько квадратов и треугольников различной величины и 2–3 конуса.

Разложите вырезанные фигуры на листе и произвольно подвигайте их так, чтобы у вас получился вариант, подобный показанному на рис. 21, 22.

Рис. 21

Рис. 21

Рис. 22

Рис. 22

Узкие полоски выступают здесь в роли «силовых линий», а крупный домик на переднем плане является так называемым «узлом» или «глазом» композиции.

Остальные домики должны быть меньше и бледнее, чтобы создать впечатление удаленности.

Не торопитесь – передвигайте вырезанные фигурки до тех пор, пока не убедитесь, что выбранный вариант вас утраивает.

Поиск взаимного расположения частей композиции – важнейший этап работы. Открытку можно выполнить на светлом или на темном фоне (Рис. 23).

Рис. 23

Рис. 23

Нарядная открытка с домиком может быть поздравлением с днем рождения или Новым годом (Рис. 24).

Рис. 24

Рис. 24

Не менее эффектный подарок – трехслойная бабочка из цветной бумаги. Сделать ее просто: положите перед собой сложенные в стопку три листа бумаги. Лучше, если цвет будет один, а оттенки – разные (для этого идеально подходит двусторонняя цветная бумага для принтера).

Согните бумагу, как показано на рис. 25, нанесите контур и аккуратно вырежьте его (Рис. 26). Снимите верхнюю заготовку, а две других уменьшите, обрезав края. Затем снимите вторую заготовку, а оставшуюся снова уменьшите (Рис. 27). Усики можно оставить у любой из трех заготовок и слегка завить их ножницами.

Рис. 25

Рис. 25
Рис. 26
Рис. 26
Рис. 27
Рис. 27

Сложите заготовки так, как показано на рис. 27, и склейте их по осевой линии. Крылышки слегка загните вверх, чтобы бабочка стала более пышной.

Вы можете сделать множество разноцветных бабочек, украсить их крылышки блестками и посадить на елку либо развесить в классе.

Можно приклеить бабочку к бумажному обручу (на голову) или сделать карнавальную маску. Кроме того, бабочка удобна для привлечения внимания детей при изучении нового материала: бабочка может «прилететь» в класс и сесть, например, на «Таблицу умножения».

Итак, не бойтесь экспериментировать, ищите новые, оригинальные решения и поверьте, результат превзойдет ваши ожидания!