Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №22/2007

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Нина ШАБАЛИНА,
Елена ЗАРУЦКАЯ,
Татьяна МОЛЧАНОВА,
учителя начальных классов
школы № 19,
г. Старый Оскол

Мой родной язык — русский

Тема. «Мой родной язык – русский».

Цели. Создать условия для формирования познавательных мотивов к овладению знаниями по русскому языку; активизировать внеклассную работу по русскому языку в начальной школе.

Оборудование. Мультимедийная установка, слайды для сопровождения праздника; портреты А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.Н. Толстого, К.Г. Паустовского, В.И. Даля; костюмы для героев сценок.

ХОД ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

Ведущий 1. 4 ноября 2006 года в Москве, в Георгиевском зале Большого Кремлевского Дворца, состоялся государственный прием в честь Дня народного единства, где впервые Владимир Путин объявил 2007 год Годом русского языка. А 24 января 2007 года официально начат год русского языка в России. Участвуют в этом проекте 76 стран мира. Сегодня в нашей начальной школе проводится праздник «Мой родной язык – русский». Родной язык – это школа жизни, мир познания, это небо Отчизны, ее поля и горы, это история народа, мир его духовной жизни.

СТРАНИЦА 1

Хорошую речь хорошо и слушать. (Пословица.)

Дети читают стихотворение С. Данилова.

Ученик 1.

Щедрое народное наследство –
Я люблю красивый наш язык,
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.

Ученик 2.

Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.

Ученик 3.

Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.

Ученик 4.

Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.

Ученик 5.

Я умею говорить по-русски,
Потому беседовать могу
С братом негром,
C докером французским,
С другом на кубинском берегу.

Ученик 6.

Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!

Ведущий 2. Сколько хороших слов сказано известными людьми о русском языке! Константин Георгиевич Паустовский сказал: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью...»

Ведущий 1. Ребята, сейчас на экране вы увидите лучшие прописи первоклассников и лучшие тетради по русскому языку. Старшие ребята вспомнят, как они начинали писать, а малыши увидят, чему им предстоит научиться.

На экране появляются слайды с прописями и тетрадями. Первоклассники исполняют танец «Прощание с азбукой».

СТРАНИЦА 2

Словарь — это вселенная, расположенная в алфавитном порядке.

(Философ-просветитель Вольтер)

Ведущий 2. Самые интересные чудаки, живущие на свете, – собиратели. Чего только не собирают люди: марки, цветы, открытки, фантики. А есть такие, которые собирают слова.

Разыгрывается сценка.

Ведущий 1. Давным-давно, когда еще не было ваших мам, пап, бабушек и дедушек, а ваши прапрабабушки и прапрадедушки были такие как вы сейчас, родился мальчик, которого звали Володей. С детства Володя любил слушать сказки, которые рассказывала ему няня.

Сидят няня и Володя. Няня рассказывает сказку «Колобок».

Володя. А что такое короб?

Няня. Сундук или лубяной ящик, где хранили муку.

Володя. А сусек?

Няня. Ящик для ссыпания зерна.

Володя. Колобок – это что?

Няня. Небольшой круглый хлебец.

Ведущий 1. Володю очень удивлял язык сказок – язык русского народа. Любовь к нему он пронес через всю жизнь. Владимир Иванович Даль стал собирать слова. Он много ездил по стране и везде записывал слова, давал им толкование. А когда у него подросли внуки, он решил «подарить» им, да и нам с вами, «Толковый словарь живого великорусского языка».
Это четыре тома, в которых собрано и объяснено много тысяч русских слов. И сегодня у нас в гостях – «русской речи государь по прозванию Словарь».

Входит ученик, играющий роль Словаря.

Словарь. Словарь – это сборник слов с пояснением, толкованием или с переводами слов с одного языка на другой. Это книга, без которой трудно обойтись школьнику и студенту, преподавателю и ученому, художнику и писателю. Я пришел вместе со своими друзьями. Посмотрите, сколько их у меня!

Выходят дети, представляющие словари.

Ведущий 2. Разговор дедушки с   внуком.

Ученик 1.

– Отчего ты плачешь, друг? –
Внука дедушка спросил.
– По письму, – ответил внук, –
Тройку нынче получил.
– Ты нажми! Не будь же плаксой.
– Нажимал я – сделал кляксу.

Ведущий 2. Почему внук не понял дедушку?

Дети. Внук не знал, что в русском языке есть слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разные значения. Это омонимы.

Ведущий 2. Кто знает, в каком словаре нужно искать толкование слов?

Дети. В толковом словаре.

Словарь Ожегова. Мой словарь считается самым универсальным. В нем огромное количество слов, к которым дано толкование, и, конечно, есть толкование слова нажимать. Если вы будете пользоваться мной, то обогатите свой словарный запас.

Разыгрывается сценка «Влиятельная буква».

Ведущий 1. Очень важно, чтобы в словах каждая буква имела свое место. Всякое бывает, если на место одной буквы встает другая. Все началось с того, что Маша нарисовала ворону и написала: «Варона».

Вера. Ты неверно написала. После в надо писать о, а не а.

Маша. Ну, подумаешь, одна буква... Ворона или варона – какая разница? И так все поймут.

Вера. Зачеркни в слове ворона букву н. Зачеркнула? А теперь вместо нее напиши т. Что получилось?

Маша. Вот чудеса – получилось ворота!

Вера. Поняла, что значит одна буква?

Ведущий 1. Как же помочь девочке? В каком словаре нужно найти слово?

Д. В орфографическом.

Орфографический словарь. Я орфографический словарь. Я нужен вам для того, чтобы не допускать ошибок в словах, особенно в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам.

Орфоэпический словарь. Орфоэпия – это раздел языкознания, изучающий литературное произношение. Я приготовил вам задание: поставьте в словах ударение.

На доске:

щавель, свекла, алфавит, звонит, искра

Дети произносят слова.

– Для того чтобы проверить, правильно ли вы поставили ударение, нужно обратиться к орфоэпическому словарю. Я всегда помогу вам в трудной ситуации.

Проверка по слайду на экране.

Ведущий 2. Придумайте однокоренные слова к слову школа. (Дети отвечают.)  Как много слов вы знаете! А к слову высота? Затрудняетесь? Ребята, вам может помочь школьный словообразующий словарь.

Словообразующий словарь. Я – школьный словообразующий словарь. Используя меня на уроках и дома для приготовления домашнего задания, вы сможете подобрать намного больше родственных слов, проверить, правильно ли разобрали их по составу.

Ведущий 1. Послушайте отрывок из стихотворения.

Ученик 2.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвучало в померкшем лугу,
Прозвучало над рощей немою,
Прозвучало на том берегу.

Ведущий 1. Понравилось вам стихотворение?

Д. Не понравилось, так как в нем повторяется слово прозвучало.

Ведущий 1. А теперь послушайте, как на самом деле написал это стихотворение Афанасий Фет.

Ученик 3.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Ведущий 1. Вот сколько различных слов употребил Афанасий Фет!

Словарь синонимов. Я – словарь синонимов. При написании сочинений, выступлений вы можете пользоваться мной, и тогда ваши работы будут ярче, красочнее.

Словарь антонимов. А я – словарь антонимов. Что такое антонимы?

Д. Антонимы – это слова, противоположные по значению.

Словарь антонимов. Пользуясь мной, вы найдете огромное количество противоположных слов. Давайте попробуем:

Близко ли... (далеко),
Низко ли... (высоко),
Не на небе – на... (земле)
Жил старик в одном селе.

Словарь иностранных слов. В обиход русского языка постоянно входят новые слова, например офис. Даже привычные слова, оказывается, имеют иностранные корни.

Например, слово библиотека – греческое, футбол – английское, диктант – немецкое. Написание и толкование любого иностранного слова вы можете найти, работая со словарем иностранных слов.

Ведущий 2. Разговор о словарях безграничен. Мы познакомились только с теми, которые будут нужны вам на уроках русского языка. А еще существуют литературный, энциклопедический, филологический и другие словари.

Словари. Научившись пользоваться этими книгами, вы обязательно полюбите их и согласитесь с Самуилом Маршаком:

Усердней каждый день смотрю в словарь:
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

CТРАНИЦА 3

Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!
Подходи и бери полной горстью каждый. кому дорого родное слово,
бери и украшай свою речь.

(А.С.Пушкин)

Ведущий 3. Многие пословицы и поговорки вошли в нашу речь еще в ХVII веке. Знаете ли вы их? Вспомните пословицы и поговорки по началу фразы и продолжите их:

1. Век живи – ... (век учись).

2. Ты ему слово, а ... (он тебе два).

3. Когда больше двух, ... (говорят вслух).

4. Язык мой – ... (враг мой).

5. Ветер рушит горы, а слово – ... (дружбу).

6. Слово – серебро, а молчание – ... (золото).

7. Делу время – ... (потехе час).

8. Хочешь есть калачи – ... (не сиди на печи).

9. Чего себе не хочешь, ... (того и другим не твори).

10. Одно дело делаешь – ... (другого не порть).

11. Собирай по ягодке – ... (наберешь кузовок).

Ведущий 3. Молодцы! Какие вы еще знаете пословицы и поговорки, которые учат ценить слово, бережно относиться к нему?

Д. Что написано пером, не вырубишь топором.

– Язык до Киева доведет.

– От учтивых слов язык не отсохнет.

– Из песни слова не выкинешь.

– С умным разговориться – что меду напиться.

– Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

Игра «Вопрос – ответ»

  • У кого глаза велики? (У страха.)

  • Чем горю не поможешь? (Слезами.)

  • Кого по осени считают? (Цыплят.)

  • Что красит человека? (Скромность.)

  • Чем не кормят соловья? (Баснями.)

  • В какие сани не следует садиться? (Не в свои.)

  • Без чего не вынешь рыбку из пруда? (Без труда.)

  • Что надо беречь смолоду? (Честь.)

Ученик 4.

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.

СТРАНИЦА 4

Быть грамотным стремись и впросак не попадись!

(Русская пословица)

Ведущий 4. Сейчас вы, ребята, прослушаете несколько стихотворений и посмотрите сценки. Смотрите и слушайте внимательно. Будьте готовы отвечать на вопросы и исправлять ошибки. Первое слово дадим первоклассникам. Ведь у них сейчас все совсем как у Сергея Михалкова в стихотворении «Чистописание». Надо быть очень внимательными и приложить немало усилий, чтобы научиться писать красиво.

Ученик читает стихотворение С. Михалкова «Чистописание».

Ведущий 4. Почему мальчик вырвал несколько страниц из тетради?

Д. Перо порвало лист, были перепутаны слова, а затем поставлена клякса.

Ведущий 4. Из первого класса перейдем во второй и посмотрим, с какими трудностями сталкивался Андрюша.

Ученик читает стихотворение Р. Юзва «Почему?»:

Ученик 5.

Второкласснику Андрюше
Просто не везет. До слез.
– Мама, мама, ты послушай,
Двойку я опять принес.
В самом деле, почему
Так уж не везет ему?
В классе пишут под диктовку:
«Я принес из леса гриб».
Лишь Андрей выводит ловко:
«Я принес из леса грипп».
Ну скажите, почему
Так послышалось ему?..
По реке плывут плоды,
А в саду растут плоты.
Объясните, почему
В школе не везет ему?

На экране – слайд:

Я принес из леса гриб.
Я принес из леса грипп.

Ведущий 4. Почему же так не везет Андрюше? Что ему нужно сделать?

Д. Андрюша не знает правил правописания парных согласных в конце слов.

– Когда пишешь, нужно думать о значении слов.

Ведущий 4. Знаки пунктуации тоже играют большое значение. В этом вы убедитесь, послушав одно и то же стихотворение в разном исполнении.

Дети читают стихотворение Б. Заходера «Где поставить запятую?».

Ученик 6.

Очень-очень странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет,
Песик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал мышку,
Кот в очках читает книжку,
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
«Вот что значит запятая!»

Ученик 7.

Очень-очень странный вид:
Речка за окном, горит
Чей-то дом, хвостом виляет
Песик, из ружья стреляет
Мальчик, чуть не слопал мышку
Кот, в очках читает книжку
Старый дед, влетел в окно
Воробей, схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
«Вот что значит запятая!»

Ведущий 4. Так что же значит запятая?

Д. От изменения постановки запятой может полностью измениться смысл высказывания.

Ведущий 4. А теперь отправимся в третий класс. Посмотрите сценку.

Разыгрывается сценка «Синицы возвратились».

– Где вы были? Далеко ли?
– На Арбате были, в школе.
Заглянули в третий класс.
(Тут они вздохнули обе.)
– Там Смирнов отстал в учебе,
И, представьте, из-за нас!
«Скачет шустрая сенница» –
Написал он на доске,
И за это единица
У Смирнова в дневнике.
Он расстроился, бедняжка,
Слезы брызнули из глаз.
Да и нам, конечно, тяжко,
Что неверно пишут нас.
Рассказали нам синицы:
– В коридоре что творится!
Стайкой скачут ученицы,
Мчатся мальчики гурьбой,
Все кричат наперебой.
Мы охотно скачем сами
Вверх и вниз, туда-сюда,
Но такими голосами
Не кричим мы никогда.
Тут вздохнули две синицы
И вспорхнули со страницы.

(А. Барто)

На экране слайд:

Скачет шустрая сенница.
Скачет шустрая синица.

Ведущий 4. Почему расстроились синицы?

Д. Синицы расстроились потому, что Смирнов на доске написал сенница.

– Очень шумно в коридоре, все кричат наперебой.

Ведущий 4. А у нас в школе «скачут стайкой ученицы»? «Мчатся мальчики гурьбой»?

Д. Нет.

Ведущий 4. Я думаю, не в нашей школе побывали синицы.

Ребята, в произведениях Агнии Барто, Бориса Заходера многие, наверное, узнали себя.

Давайте основательно учить правила правописания слов, чтобы не оказаться героями таких смешных историй.

CТРАНИЦА 5

Нельзя, чтоб тот себя прославил, кто граматических не знает правил.

(А.П. Сумароков)

Ведущий 4. Посмотрите на экран и скажите, сможет ли прославить себя Петя Ошибкин. Почему?

На экране появляется слайд с портретом мальчика. У мальчика на лице синяк, заклеенный полосками пластыря. Стрелки с подписями указывают на синяк и подбородок: «партрет пети Ошыпкина», «паласа» или «сеняк», «подбародок».

КОНКУРС ГРАМОТЕЕВ

Представители 3–4-х классов получают фломастеры, листы бумаги и исправляют ошибки. Проверка – по слайду с правильным написанием текста. Исполняется песня «Грамотей».

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ,

Представление творческих работ:

1. Чтение лучших сочинений о русском языке.

2. Вручение почетных грамот победителям олимпиад по русскому языку в 3–4-х классах.

3. Вручение почетных грамот победителям викторины по русскому языку в 1–2-х классах.

Ученик 8.

Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом.

Ученик 9.

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

(А. Ахматова)

Ведущий. Как хочется, чтобы эти строки стали девизом всего нашего народа! Ведь это же наш язык, наша речь, наше достояние.
Ребята, любите и изучайте наш родной русский язык! Учитесь говорить выразительно, ясно и точно выражать свою мысль.