Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №24/2007

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Ирина БУКИНА,
учитель начальных классов
МОУ «Гимназия № 2»,
г. Белгород

Щавель щедрый

Обучение грамоте

1 класс

Тема. «Буква Щ, щ. Звуковой анализ слов щавель, щедрый, щелкать, щенок. Выявление особенностей звука [щ’]. Правило написания согласных после [ч’] и [щ’]. Решение задач. Состав числа 10».

Цели. Познакомить с новой согласной буквой; выяснить, что звук [щ’] – всегда мягкий; познакомить с правописанием сочетаний ча-ща, чу-щу; формировать навыки устного счета; развивать мышление, внимание, память; воспитывать доброе отношение к животным.

Оборудование. Учебник «Грамота» (авт. Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э., Рудницкая В.Н.); тетрадь «Грамота 3» (авт. Безруких М М., Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э.); магнитофон, аудиокассета с песенкой о букве щ; игрушка – щенок; щетки; конфеты (“чупа-чупс”); таблица звуков, карточки с заданиями для работы со звуковыми схемами и предложениями.

ХОД 1-го УРОКА

I. Организационный момент

II. Артикуляционная разминка

Учитель. Начнем урок с артикуляционной разминки. Для чего мы ее выполняем?

Дети отвечают.

– Послушайте песенку и скажите, о ком она.

Учитель включает аудиокассету «Азбука-потешка», песенку «Щенок».

– О ком эта песенка?

Дети. О щенке.

У. А теперь поработаем со скороговоркой. Повторяйте за мной:

Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.

Дети повторяют скороговорку хором, индивидуально и в парах.

III. Сообщение темы урока

У. Какой звук чаще других звучал в скороговорке?

Д. Звук [щ’].

У. Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

Дети отвечают.

– На уроке мы познакомимся с буквой щ, которая на письме обозначает звук [щ’]. Вы узнаете, в чем особенность этого звука.

IV. Работа с новым звуком

У. Посмотрите на таблицу. Что вы можете сказать об этом звуке?

Д. Он согласный.

У. Предлагаю игру «Кто внимательней?». Я буду произносить слова. Если вы в них услышите звук [щ’], хлопните в ладоши.

Учитель называет слова: щекотать, щелкунчик, шелк, цапля, честный, шоколад, щипать, шапка, пищать, гуща, укачать, угощать, щепка, скучать, щупальца, шептать.

– Я сегодня утром получила посылку. Это был ящик, такой, как у вас в учебнике на с. 171. Чтобы его открыть, мне пришлось взять инструмент, который называется «клещи», и вытащить все гвозди. Посмотрите на этот инструмент на рисунке в учебнике.
А в ящике сидел симпатичный игрушечный зверек. Это детеныш собаки. Догадались, кто был в ящике?

Д. Щенок.

Учитель показывает игрушку или рисунок с изображением щенка.

У. Назовите слова, в которых вы услышали новый звук. Где он находится в словах?

Д. Ящик – в середине.
– Клещи – в середине.
– Щенок – в начале.

У. Посмотрите на квадратики в учебнике на с. 171. – Какого цвета квадратик вы выберете? Почему?

Д. Зеленый, так как звук [щ’] – мягкий.

У. Каким цветом будем обозначать звук в схемах?

Д. Зеленым.

У. Я предлагаю вам составить звуковые схемы к словам:

Дети в рядах работают по цепочке. Ребенок раскрашивает один квадратик и передает карточку следующему. К учителю карточка возвращается с полностью раскрашенной звуковой схемой. Количество звуков в схеме должно соответствовать количеству детей, сидящих в данном ряду.
Один ученик работает у доски. Он выкладывает с помощью цветных квадратиков звуковую схему слова на наборном полотне.

– Давайте проверим вашу работу. Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков. Почему?

Д. В словах щелкать и щавель мягкий знак не обозначает звук.

У. Проверьте схемы, составленные вашими товарищами.

V. Физкультминутка

VI. Работа с новой буквой

У. Сейчас мы с вами будем печатать букву щ. На что она похожа?

Учитель показывает карточку с буквой щ и рисунок щенка, лежащего кверху лапками.

Щ, щ
Щ – играющий щенок,
Кверху лапками он лег.

– Откройте тетрадь на с. 51. Напечатайте букву в воздухе вместе со мной. А теперь напечатайте ее в тетради.

Напишите элемент буквы в воздухе вместе со мной. А теперь напишите его в тетради.

Прочитайте слоги в учебнике на с. 171 и в тетради на с. 51.

Д. Ща, щу.

У. Эти слоги я вам предлагаю написать зеленой ручкой. Почему?

Д. Это правила.

У. Правописание каких сочетаний букв вы уже знаете?

Д. Чу и ча.

У. Я предлагаю вам выучить одно общее правило:

Чу-щу, чу-щу

Напишите с буквой...

Д. У!

У. Ча-ща, ча-ща

Напишите с буквой...

Д. А!

У. Напечатайте сочетания ща и щу в тетради.

В учебнике на с. 173 прочитаем стихотворение об этих сочетаниях букв.

Ча и ща, ча и ща
Роща, чаща и свеча,
Пища, туча, саранча –
С буквой а и ча, и ща.
Сочетанья чу и щу
Пишем только с буквой у!
Чушка, щучка, ухвачу
И лечу, кричу, свищу.

VII. Итог первого урока

У. Какой звук – гость нашего урока? Что вы о нем узнали? С каким правилом познакомились? В чем особенность звука [щ’]?

Дети отвечают.

ХОД 2-го УРОКА

I. Организационный момент

II. Чтение слов с буквой Щ

У. Составьте и прочитайте слова в учебнике на с. 171.

– Что вы заметили?

Д. Есть лишнее слово.

У. Почему оно лишнее?

Д. В нем нет буквы щ.

У. Прочитайте слова в учебнике на с. 172. Найдите слова, в которых один (два, три) слога. Какое правило мы должны вспомнить?

Д.

Сколько в слове гласных,
Столько и слогов –
Это знает каждый
Из учеников.

У. Прочитайте слова на с. 171.

Д. Овощи, товарищи.

У. Найдите в них спрятавшиеся слова.

Д. Щи, товар.

III. Решение задач

У. Предлагаю сделать зарядку для ума. Это значит – порешать задачи. Какое вкусное слово вы нашли в слове овощи?

Д. Щи.

У. Послушайте задачу о щах:

Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?

Свекла, капуста, картофель, салат, лук, огурцы, помидоры, морковка.

Д. Восемь овощей.

У.

Нина раз считала вещи:
Ящик, щетка, плащ и клещи.
Сколько было бы вещей,
Если б не было клещей?

Д. Три вещи.

У. Усложним задачу. Откройте учебник на с. 172. Прочитайте задачу.

Нина раз считала вещи:
Ящик, щетка, плащ и клещи
Плюс трещотка, два ножа,
Щит и два карандаша.
Сколько было бы вещей,
Если б не было клещей?

Д. Девять вещей.

У. А теперь решим задачи на смекалку. Прочитайте их в учебнике на с. 172.

При затруднении выполняется разбор у доски.

1. В семье четверо детей. Сестер столько же, сколько и братьев. Сколько сестер?
2. У жука 3 пары ног. Сколько всего ног у жука?

IV. Физкультминутка

Учитель показывает щетки: для чистки одежды, обуви, зубов.

У. Расскажите, для чего нужны эти щетки.

Дети отвечают:

Д. 

Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой – башмаки.
Этой щеткой чищу брюки.
Все три щетки мне нужны.

Дети показывают, как они чистят зубы, башмаки, брюки. Движения повторяются несколько раз.

V. Решение задачи разными способами

У. Откройте тетрадь на с. 52. Прочитайте задачу. Посмотрите на рисунок. Какое число надо вставить в пустые клеточки?

Было конфет. 4 конфеты съели. Маше, Коле и Пете дали по одной конфете. Сколько осталось?

Демонстрация действий в задаче с помощью конфет.

– Прочитайте условие задачи. Что нам известно?
Прочитайте вопрос. Можем ли мы сразу ответить на него?
Что можно узнать?
Как теперь ответить на вопрос задачи?
Можно ли было узнать сначала, сколько конфет отдали?
Как другим способом можно решить задачу?

Дети отвечают.

– Запишите решение задачи любым способом.

Способ 1

10 – 4 = 6 (к.)
6 – 3 = 3 (к.)

Способ 2

4 + 3 = 7 (к.)
10 – 7 = 3 (к.)

VI. Закрепление состава числа 10. Самостоятельная работа

У. В тетради на с. 52 вы видите множества мячиков. Сколько мячиков должно быть в каждом множестве?

Д. Десять.

У. Дорисуйте недостающие мячики и запишите состав числа 10.

VII. Работа с текстом и предложениями

У. В учебнике на с. 172 прочитайте текст «Щенок».

Дети. У Мити есть щенок. Щенок еще мал. Митя дает щенку молоко. Щенок лакает молоко.

У.  Как вы думаете, щенку хорошо с Митей? Почему?
У кого из вас дома есть собака? Как нужно заботиться о ней?
А если собака надоела, как быть?

Дети отвечают. 

Соберите предложения так, чтобы можно было продолжить рассказ. Выберите лишнее слово.

На каждом ряду дети собираются в группу и составляют из карточек предложения. Далее эти предложения вывешиваются на магнитную доску.

– Прочитаем, что у вас получилось. Какие слова вы не использовали? Почему?

Дети отвечают.

– О ком мы с вами начали читать на предыдущем уроке? Как называл хозяин свой маленький автомобильчик? Какие звуки издавал малыш?

Выслушиваются ответы детей.

– Продолжим читать рассказ в учебнике на с. 174.

Дети читают.

– Почему мышки любили маленький автомобильчик? Кто пробрался однажды в гараж? Почему кот это сделал?

Выслушиваются ответы детей.

VIII. Итог урока

У. Разгадайте кроссворд.

1. Предмет для чистки одежды и обуви. (Щетка.) 2. Детеныш собаки. (Щенок.) 3. Не борщ, но похоже. (Щи.) 4. Часть лица. (Щека.) 5. Предмет для защиты древних воинов. (Щит.)

 

– С какой буквы начинаются все слова в ответах? Какой звук обозначает эта буква? Что вы узнали об этом звуке? С каким правилом познакомились? Что особенного в задаче, которую вы решали на уроке?

Дети отвечают.