Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2008

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Закон о стандарте принят

14 ноября 2007 года Госдума приняла в третьем чтении закон об изменении понятия и структуры государственного образовательного стандарта. За него проголосовали 290 депутатов.

При рассмотрении документа во втором чтении, которое состоялось днем раньше, этот показатель был еще выше – 303 голоса «за». Несмотря на полсотни принятых поправок, текст документа изменился крайне незначительно.

Собственно, значимой была лишь одна поправка, вошедшая в итоговую редакцию законопроекта. Ее автор – заместитель председателя профильного комитета Думы Олег Смолин.

Поправка уточняет, или «расшифровывает», условия реализации образовательных программ: кадровые, финансовые, материально-технические.

В окончательной редакции из данного перечня убрали термин «здоровьесберегающие» – по той причине, что он пока еще не нашел отражения в действующем законодательстве.

Специалисты в целом положительно оценивают это нововведение.

– Законопроект впервые фиксирует, что важнейшей составляющей образовательного стандарта является весь комплекс кадровых, культурно-бытовых и технологических условий, – считает заместитель министра образования и науки Исаак Калина.

– Поправка Смолина делает закон более понятным для потребителя и полезным для учебных заведений, которые теперь будут иметь возможность потребовать с учредителей обеспечения этих условий, – считает член комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации Любовь Духанина.

Сам автор более сдержанно оценивает собственную инициативу.

– Не вполне понятно, как будет реализована эта идея, – размышляет Олег Смолин. – Либо государство выделит школе под эти условия дополнительное финансирование (это оптимистическая модель) и тогда в конце концов закон может принести пользу, либо «крайними» окажутся директора образовательных учреждений, как это происходит в отношении лицензионных требований. Есть основания полагать, что имеется в виду второй вариант, поскольку в пояснительной записке сказано, что закон не требует дополнительных затрат. Но как можно создать условия, не вкладывая денег?

Главным разочарованием Олега Смолина является то, что из закона «исчезло всякое упоминание о содержании образования», а также национально-региональный и школьный компоненты.

Все поправки, направленные на восстановление требований к содержанию образования и компонентной структуры стандарта, так и остались в числе отклоненных.

Отмена национально-регионального компонента до последних дней принятия закона оставалась самой дискуссионной темой, поскольку представители РПЦ опасались, что новая структура стандарта не оставляет возможностей для преподавания основ православной культуры.

В автономных республиках выражали беспокойство по поводу того, что новый закон препятствует изучению национальных языков в школах.

Статья опубликована при поддержке «Института по повышению квалификации и профессиональной переподготовке специалистов». Обучение проводится для жителей всех регионов РФ, очная и дистанционная формы обучения, выдача диплома государственного образца с присвоением квалификации. Программы обучения – дизайнер одежды, директор по персоналу, ивент менеджер, косметолог, профессиональный коучинг, а также дистанционное обучение педагогическое. Узнать подробную информацию, программы и сроки обучения, цены и контакты Вы сможете на сайте: http://center-professional.ru/.

Специалисты Министерства образования и науки считают, что отмена компонентной структуры стандарта не ухудшит деятельность системы образования.

– Школы ни в коей мере не потеряют возможности формировать учебную программу с учетом потребностей родителей и учеников конкретного региона, – заверил Исаак Калина, выступая на «круглом столе» в «Комсомольской правде», где он подробно пояснил механизм реализации этой идеи. Приводим фрагмент этого выступления:

«В новом стандарте будет две части: инвариантная и вариативная. Понятно, что в начальной школе большая часть основной образовательной программы – это инвариант, а какая-то незначительная часть – это вариатив. В основной школе вариативная часть увеличивается для того, чтобы дать учителю и ученику возможность выбора. В старшей школе, по оценкам экспертов, вариативная часть может достигать трети основной образовательной программы, которая наполняется самим образовательным учреждением в соответствии, как сказано в законопроекте, с запросами и потребностями учащихся данной школы. В высшем же образовании вариативная часть еще более значима. Мы рассчитываем, что на уровне магистра вариатив может превышать 50% и доходить, возможно, до 70% всей программы подготовки. В бакалавриате эти цифры, естественно, меньше».

По свидетельству заместителя министра, и «инвариантная, и вариативная части финансируются из бюджета, но вариативная часть содержательно наполняется самим образовательным учреждением, исходя из потребностей и запросов учеников или студентов».

Члены Общественной палаты, несмотря на резкие замечания, высказанные до принятия закона, в целом дают ему высокую оценку.

P.S. Напомним, что, согласно принятым за этот период законам, с 2009 года ЕГЭ переходит из экспериментального режима в штатный, а в вузах вводится двухуровневая система обучения (бакалавриат и магистратура), с 1 сентября 2007 года стало обязательным 11-летнее общее образование, а также были усилены требования к отбору издательств, выпускающих учебные пособия для школ.
В последние дни работы нижней палаты парламента был принят в первом чтении закон о лицензировании и аккредитации духовных образовательных учреждений, которые в ближайшем будущем станут выдавать выпускникам дипломы государственного образца – наравне со светскими вузами. Рассмотрен во втором чтении закон, предоставляющий право объединениям работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда.
Таким образом, в сфере образования ожидается ряд существенных изменений. А в лучшую или худшую сторону, покажет время.

По материалам статьи Ольги ДАШКОВСКОЙ,
газета «Первое сентября» № 22/2007

Предмет обсуждения

Стандарт второго поколения формируется на основе требований государства, общества и семьи к результатам образования и отвечает на запросы конкретных потребителей.

  • Методологической основой стандарта является системно - деятельностный (компетентностный) подход.

  • Цели образования выступают в стандарте в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей.

  • Требования к содержанию учебных программ определяются деятельностным подходом.

  • Учебные программы должны предусматривать такую систему задач и средств их решения, которая обеспечила бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирование универсальных учебных действий и как следствие – усвоение системы знаний и формирование компетентностей.

  • Требования к организации обучения обусловливаются также деятельностным подходом. Организация учебной деятельности учащихся включает развитие учебно-познавательных мотивов. Выбор конкретных методов и приемов обучения должен обеспечивать полную и адекватную ориентировку ученика в задании. Должна быть предусмотрена организация таких форм учебного сотрудничества, где были бы востребованы активность и инициатива ученика.

  • В качестве требований к результату общего образования стандарт фиксирует ключевые характеристики и параметры предметных, метапредметных и личностных результатов образования.

  • Соотношение теоретической и практической долей содержания стандарта будет в пользу именно практической составляющей.

  • Стандарт предполагает формирование новых подходов к оценке образовательных достижений выпускников, основанных на сочетании внешней и внутренней оценки, на изменении критериальной базы системы оценивания.

Прочитать подробнее обо всем, что касается стандарта, и участвовать в его обсуждении можно на сайте http://standart.edu.ru

P.S. В 2007–2008 годах начинается новый этап работы над проектом стандарта. Уже отобрано 15 пилотных регионов и городов, где начнется практическая отработка модели стандарта. Это Московская, Калининградская, Ленинградская, Ярославская области, республики Дагестан, Татарстан и Саха (Якутия), Приморский край и Ямало-Ненецкий автономный округ; Москва, Ростов-на-Дону, Оренбург, Челябинск, Новосибирск, Омск.
Параллельно Министерство образования и науки и Российская академия образования (РАО) начинают, как сказано в официальных документах, «сложную и системную совместную работу по обсуждению, критике и апробации новых подходов к государственному образовательному стандарту».
«Разработчики предпримут меры по широкому информированию общественности о содержании и ходе работ по новому стандарту с целью инициировать широкую и содержательную дискуссию, – говорится далее. – Наиболее интересные предложения будут обсуждаться, приниматься и реализовываться».

www.1september.ru