Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2008

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Ирина ШМЫГАРЕВА,
учитель школы № 1308 г. Москвы

Плутишка кот

Литературное чтение

2-й класс

Важной задачей уроков литературного слушания является обучение детей пересказу и составлению эскизно-модельного плана. Мы показываем, как данный вид работы происходит во 2-м классе на примере разбора произведения К.Д. Ушинского.

Статья опубликована при поддержке Компании «PlasmaOnLine». «PlasmaOnLine» — один из лидеров на рынке аренды презентационного оборудования. Устраиваете крупную презентацию или выставку? Тогда вам не обойтись без современной видеостены и широкоформатных плазменных панелей. Компании «PlasmaOnLine» специализируеться на предоставлении плазменных панелей в аренду и сопутствующем презентационном оборудовании. Посетите официальный сайт компании http://PlasmaOnLine.ru и ознакомьтесь со спектром предоставляемых услуг.

Тема. «К. Ушинский. “Плутишка кот”».

Цели. Расширять читательский опыт через слушание новой сказки; формировать читательские умения: различать сказку народную и авторскую; работать с детской книгой; обучать краткому пересказу и составлению эскизно-модельного и картинного плана; развивать способности выражать с помощью интонации свое отношение к героям произведения.

Оборудование. Учебник «Литературное чтение. 2 класс» и рабочая тетрадь к учебнику (авт. Ефросинина Л. А.); сказки о животных; модели обложек произведений; иллюстрации Ю. Васнецова к сказке К. Ушинского «Плутишка кот».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного

1. Игра «Вспомни и назови»

Учитель. Ребята, мы начнем наш урок с игры, которая называется «Вспомни и назови». Сейчас я зачитаю отрывки из произведений, а вы должны их назвать.

  • «Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась». (Русская народная сказка «У страха глаза велики».)

  • «Лягу я спать, а утром встану пораньше и сошью сапоги». (Братья Гримм. «Маленькие человечки».)

  • «Развеселились девушки, развели костер и вздумали через огонь прыгать». (Русская народная сказка «Снегурочка».)

  • «Видит зима, что птиц ей не догнать, – накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом». (К.Д. Ушинский. «Проказы старухи-зимы».)

– Молодцы, ребята! Вы правильно назвали все произведения. Что общего между ними?

Дети. Это сказки.

У. А теперь скажите, какие бывают сказки?

Д. Авторские и народные.

На доске открывается схема.

2. Работа с выставкой детских книг сказок и открытыми моделями

На доске появляются две модели и три книги: русские народные сказки «Кот и Лиса» «Кот, Петух и Лиса» и сказка К.Д. Ушинского «Плутишка кот».

У. Рассмотрите книги. Что в них общего?

Д. Это сказки о животных.

У. Назовите первую книгу. Какая модель ей соответствует? Почему?

Выслушиваются ответы детей.

– Подберите еще одну книгу к этой модели. Назовите книгу. Подберите книгу к другой модели. Назовите ее.

Дети отвечают.

III. Знакомство с новым произведением

У. Сегодня я хочу прочитать вам новое произведение. Послушайте.

Дети слушают при закрытых учебниках.

– Понравилось ли вам это произведение? Кто из героев вам больше всего понравился?

Выслушиваются ответы.

– Что вы слушали? Покажите на моделях.

Дети показывают круг.

– О чем это произведение? Покажите.

Дети поднимают коричневые круги.

– Как бы вы озаглавили эту сказку?

Выслушиваются ответы детей.

– Автор озаглавил сказку «Плутишка кот». Как вы понимаете слово плутишка?

Д. Хитрый и ловкий обманщик, мошенник.

У. Эту сказку написал Ушинский. Заполните модели.

Дети выполняют задание.

– Сравните с моей моделью.

На доске появляется готовая модель.

IV. Обучение пересказу и составлению эскизно-модельного плана

Дети повторно слушают сказку и следят за учителем по книге.

У. Мы с вами будем пересказывать сказку и составлять к ней план. Откройте тетрадь на с. 15.

Учитель работает на трех листах формата А4, прикрепленных на доске, дети – в тетрадях.

– Как начинается сказка?

Д. «Жили-были на одном дворе кот, козел да баран».

Учитель работает с первой моделью, используя заместителей героев.

У. Как они жили?

Д. Дружно.

У. Правильно: «Жили они дружно, сена клок – и то пополам».

Добавляются стрелки.

– Как вы понимаете это выражение?

Д. Все делили пополам.

У. Как козел да баран ласково называют кота?

Д. «Котик-коток, серенький лобок».

У. Почему они рассердились на него?

Д. Он слизал всю сметану. Баба била его да приговаривала: «Придет ко мне зять, где сметаны будет взять? Поневоле придется козла да барана резать».

У. Как они говорят, когда сердятся на него? Передайте голосом.

Д. «Ах ты, серый ты кот, бестолковый твой лоб! За что ты нас-то сгубил?»

Идет работа над выразительностью.

У. Что случилось дальше с героями сказки?

Д. Они убежали со двора, заночевали на скошенном лугу.

У. Как они добыли огонь?

Д. «Котишка-мурлышка достал бересты, обернул козлу рога и велел ему с бараном лбом стукнуться. Стукнулись козел с бараном, искры из глаз посыпались: береста так и запылала».

Идет работа во втором прямоугольнике.

У. Какой гость к ним пожаловал?

Д. Медведь Михайло Потапыч Топтыгин.

У. Добавляем в схему медведя. На что жаловался медведь?

Д. Он заболел.

У. Послушайте, как об этом говорит автор: «Ходил на пчельник, – говорит медведь, – пчелок проведать, да подрался с мужиками, оттого и хворость прикинулась».

Учитель поясняет выражение хворость прикинулась.

– Как расположились герои на ночлег?

Д. «Козел да баран у огня, мурлышка на стог сена залез, а медведь под стог забился».

Дети работают в третьем прямоугольнике.

У. Что случилось дальше?

Д. «Заснул медведь, козел да баран дремлют, один мурлышка не спит и все видит. И видит он: идут семь волков серых, один белый – и прямо к огню».

Добавляются волки.

У. Как вели себя герои?

Учитель перечитывает отрывок на с. 20 со слов: «Заблеяли тут со страху козел да баран; а котишка – серый лобишко повел такую речь ...» до конца.

– Как вы понимаете выражение запеть лазаря?

Д. Жаловаться, плакать.

У. Чем закончилась сказка?

Д. «Старик и старуха были рады-радешеньки, что козел с бараном домой воротились; а котишку-мурлышку еще за плутни выдрали».

В итоге получается эскизно-модельный план.

На доску в беспорядке вывешиваются 6 иллюстраций к сказке «Плутишка кот».

У. Рассмотрите рисунки. Расположите их по ходу развития событий в сказке. Перескажите кратко сказку. (Дети выполняют задание.)

V. Итог урока

У. Какое произведение вы слушали? (Опора на модель.) Назовите героев сказки. Назовите положительных и отрицательных героев.

VI. Домашнее задание по выбору

Вариант 1. Прочитать сказку по учебнику и выполнить задания 1 и 2 в рабочей тетради.

Вариант 2. Прочитать сказку по учебнику и подготовить краткий пересказ по эскизно-модельному плану, составленному на уроке.