Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2008

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Наталья НИКИШИНА,
учитель школы № 2,
г. Вилючинск,
Камчатская обл.

Изложение «В берлоге»

Русский язык

3-й класс

Тема. Изложение текста «В берлоге» на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану.

Цели. Формировать умение воспроизводить текст в логической последовательности, точно употреблять слова в устной и письменной речи, избегать повторов одних и тех же слов; развивать речь и орфографическую зоркость учащихся; обучать детей правильно озаглавливать части текста, анализировать текст; воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру, любовь к природе.

Оборудование. Индивидуальные карточки с текстом изложения «В берлоге» (по И. Соколову-Микитову); иллюстрация с изображением медведя; карточки для словарно-орфографической работы «Вставь букву»; карточки-помощницы для слабых учеников; карточки-памятки «Самопроверка».

Статья опубликована при поддержке интернет-проекта REALTY.RU, цель которого — предоставление самой полной информации об актуальных предложениях на рынке новостроек и вторичного жилья в Москве и Московской области. Хотите поменять или купить квартиру? Уже присмотрели район, в котором Вам хотелось бы жить? Не стоит подыскивать жилье, набирая в поисковой строке браузера запросы вроде "новостройки метро киевская" или "коттедж новая москва", а потом пытаться свести воедино информацию с разных сайтов. Поисковая система на портале realty.ru в соответствии с заданными Вами параметрами за несколько минут предоставит Вам список объектов недвижимости, соответствующий Вашим требованиям и пожеланиям, и предоставит исчерпывающую информацию по заинтересовавшим Вас предложениям. Поиск жилья на REALTY.RU — удобно, просто, быстро!

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Учитель. Отгадайте загадку:

Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.

Дети. Это медведь.

Учитель показывает иллюстрацию с изображением медведя.

– Что вы знаете о медведе? Почему его так назвали? Живет ли он в нашем крае? В каких сказках встречается это животное? Как народ называет медведя?

Дети составляют небольшой рассказ о медведе. Учитель сообщает дополнительную информацию.

Примерный текст рассказа

Медведь – представитель крупных млекопитающих, обитающих в лесах нашей страны.
Длина тела достигает 3 м, высота – 135 см, масса – 700 кг. Шерсть зверя окрашена в черный или бурый цвет в зависимости от вида. Он всеяден, но отдает предпочтение растительной пище, рыбе, насекомым. Живет до 45 лет.
Зимой медведь впадает в спячку. Прежде чем залечь, зверь путает следы. Как заяц, петляет он по кустам, воде, скачет вбок от следа.
В берлоге он ложится головой ко входу. Зимой на подошвах у него нарастает новая кожа, ее медведь облизывает горячим языком, согревая от холода, и причмокивает губами. Вот и кажется, что он сосет лапу. Если медведя разбудить, то он выходит злой, голодный и может быть опасен. Такого медведя называют шатуном. Охотникам нужно проявлять осторожность, выходя зимой в лес.

III. Сообщение темы урока

У. Сегодня на уроке мы будем писать изложение текста «B берлоге». Из него вы узнаете еще некоторые интересные моменты о жизни этого удивительного зверя.

IV. Знакомство с текстом

У каждого учащегося на парте – индивидуальные карточки с текстом.

В БЕРЛОГЕ

Всю осень бродил медведь по лесу. Он ел сладкие корни растений и ягоды. Жир нагуливал.
Стало холоднее. В лесной глуши медведь нашел большую ель и вырыл яму. Зверь выстелил ее мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Потом натаскал веток и закрыл вход. Получилась берлога – медвежье жилье.
Залегает медведь в берлогу ранней зимой. Там тепло и уютно. Ударит мороз – уснет медведь. Чем сильнее мороз, тем крепче медвежий сон.

V. Беседа по содержанию

У. О чем этот текст?

Д. О подготовке медведя к зимней спячке.

У. Прочитайте на доске вопросы и найдите в тексте ответы на них.

На доске:

1. Чем занимался медведь осенью?
2. Как называется медвежье жилье?
3. Как медведь готовил берлогу?
4. Когда он залегает в берлогу и когда засыпает?
5. Когда ему лучше спится?

Дети отвечают на вопросы, подтверждая ответы предложениями из текста.

VI. Коллективное составление плана

У. Сколько частей автор выделил в тексте?

Д. Три части.

У. Сейчас мы будем читать и озаглавливать каждую часть.

Учитель подводит учащихся к главной мысли части вопросом: «О чем главном рассказывает автор в этой части?» В результате работы на доске появляется запись плана рассказа:

1. Медведь нагуливает жир.
2. Подготовка берлоги.
3. Медвежий сон.

VII. Лексико-грамматическая и словарно-орфографическая подготовка

У. Обратите внимание на написание следующих слов. Прочитайте их.

На доске:

растений
нагуливал
медвежий

нашёл
хвоей

жир
ранней

– Что означают слова жир нагуливал?

Д. Ел много, наедался.

У. Какое значение у слова хвоя?

Д. Видоизмененные листочки-иголки. Они бывают у хвойных растений – ели, сосны, кедра.

У. Найдите слова, которые употреблены вместо слова медведь.

Д. Зверь, он.

У. В тексте встречаются слова на изучаемые орфограммы, требующие проверки и умения их правильно писать. Найдите их.

Дети называют слова, подбирают к ним проверочные слова.

 Некоторые из этих слов выписаны на индивидуальную карточку. Вставьте пропущенные буквы и объясните написание слов.

На доске:

м...две...ь
ос...нь
бр...дил
сла...кие
х...л...днее
б...льшую
выст...лил

мя...кой
нат...скал
вхо...
медвеж...е
зал...гает
с...льнее
моро...

Учащиеся по одному объясняют орфограммы и называют вставленную букву.

– Прочитайте предложения, в которых есть тире и запятые.

Дети находят нужные предложения и читают.

VIII. Физкультминутка

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили –
Вот так, вот так
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали –
Вот так, вот так
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили –
Вот так, вот так
И из речки воду пили.

Дети выполняют разнообразные движения.

IХ. Подготовка к записи текста

У. Прочитайте текст внимательно. Перескажите прочитанное.

Дети пересказывают текст полностью. Учитель корректирует услышанное.

– Как на письме нужно определять границы предложений?

Д. Начало предложения пишем с заглавной буквы, в конце предложения ставим точку.

Х. Написание текста

У. А теперь убираем карточки с текстом и записываем его так, как запомнили.

Дети самостоятельно воспроизводят текст в тетрадях: слабые учащиеся пишут изложение, используя индивидуальную карточку-помощницу.

1. Где бродил медведь осенью?

по лесу

2. Что он ел?

сладкие корни, ягоды, жир нагуливал

3. Что он нашел в лесной глуши?

большую ель и вырыл яму

4. Чем зверь застелил яму?

мягкой душистой хвоей, сухим мхом

5. Чем медведь закрыл вход?

натаскал веток

6. Что у него получилось?

берлога – медвежье жилье

7. Когда медведь залегает в берлогу?

ранней зимой

8. Что у него в берлоге?

тепло и уютно

9. Когда ему крепче спится?

чем сильнее мороз

ХI. Самопроверка

Учащиеся проверяют написанное изложение по индивидуальной карточке «Самопроверка».

Памятка «Самопроверка»

1. Читай медленно по одному предложению. Вникай в смысл каждого слова.
2. Проверь, правильно ли определены границы предложений. Начало предложения пиши с заглавной буквы, в конце предложения ставь точку.
3. Найди слова, написание которых нужно проверить. Подбирай проверочные слова.
4. Найди слова, которые записаны на доске. Сравни написание.

XII. Итог урока

У. Чему мы учились на уроке?

Д. Составлять план текста, письменно пересказывать текст.

У. Что узнали нового?

Д. Узнали, как медведи готовят берлогу к зимней спячке.