Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2008

СИСТЕМА ЭЛЬКОНИНА – ДАВЫДОВА

Образовательной системе
Эльконина – Давыдова – 50 лет

В.В. Давыдов

В.В. Давыдов

Немного истории

В 1958 году на базе школы № 91 г. Москвы была открыта лаборатория Д.Б. Эльконина «Психология младшего школьника».

В 1976 году лаборатория В.В. Давыдова получила план-заказ от Министерства просвещения РСФСР на разработку содержания начального образования.

В 1991 году образовательная система Эльконина – Давыдова вошла в массовую педагогическую практику.

В 1994 году по инициативе и при непосредственном участие В.В. Давыдова была создана Международная ассоциация «Развивающее обучение», которая объединила вокруг общих идей учителей, руководителей школ, специалистов и ученых развивающего обучения.

В 1996 году решением коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина – Давыдова была признана одной из трех государственных систем наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л.В. Занкова.

В 1998 году сотрудники лаборатории Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова за вклад в развитие отечественного образования получили Премию Президента РФ.

В 1999 году авторы курса «Литература как предмет эстетического цикла» для начальной школы и учителя школы № 91 г. Москвы получили Правительственную премию в области образования.

В 2000 году был создан (идея принадлежала также В.В. Давыдову) Открытый институт «Развивающее образование», на базе которого разрабатывается особая система переподготовки и повышения квалификации работников образования, обеспечивается методическая поддержка образовательного процесса в массовой учительской практике.

Цели и задачи системы

В настоящее время российская начальная школа, являющаяся важнейшим звеном в системе школьного образования, переживает качественно новый этап в своем развитии. Он связан с кардинальным изменением приоритетов начального обучения, на первый план которого все более отчетливо выдвигается становление личности младшего школьника, развитие его сознания и способностей. Концепция модернизации российского образования выдвигает, прежде всего, новые социальные требования к системе школьного образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Школа должна способствовать созданию в России «свободного общества свободных людей».

Система Эльконина – Давыдова, являясь инновационной образовательной системой, способна эффективно решить поставленные перед российским образованием задачи. Так, стратегической целью развивающего школьного образования в системе Эльконина–Давыдова является обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

На каждой ступени образования эта общая цель развивающего образования конкретизируется, выступая как особая педагогическая задача, в соответствии с которой видоизменяются все основные характеристики учебного процесса, то есть его содержание, формы учебной активности учащихся, методы и формы ее организации, характер взаимодействия между участниками учебного процесса, особенности их общения.

Основной целью начального этапа развивающего образования является формирование психологических механизмов учебной деятельности, то есть механизмов, позволяющих ученикам ставить перед собой очередную учебную задачу и находить средства и способы ее решения. Важнейшим условием достижения этой цели является включение в деятельность учащихся понятия, то есть той особой формы знания, в которой фиксируется общий способ построения определенного класса действий с изучаемым объектом.

Для достижения основной цели начального образования образовательная система Эльконина – Давыдова призвана решить следующие задачи:

1. Сформировать класс как учебное сообщество, способное учиться вместе, то есть определять содержание очередной учебной задачи и находить средства и способы ее решения в групповой работе.

2. Сформировать действия контроля и оценки как индивидуальные способности младших школьников. Разработать технологию безотметочной системы оценивания как условия для формирования контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника.

3. Выделить возрастные этапы («ритмы») жизни в условиях младшего школьного возраста и разработать педагогическую технологию организации образовательного процесса на выделенных этапах. Создать условия для организации непрерывного образования детей с выделением переходных этапов в образовании школьников (1-й класс, 5–6 классы).

4. Выстроить предметное содержание учебных дисциплин на деятельностной основе через систему решения учебных задач.

Основными результатами к концу начальной школы в классах, обучавшихся по системе Эльконина – Давыдова, можно назвать следующие:

– высокая познавательная активность и устойчивый познавательный интерес у младших школьников;
– направленность на поиск общего способа решения широкого класса задач, а не попытки найти результат решения каждой конкретной задачи;
– способность к анализу и критической оценке собственных действий и точки зрения партнеров, действующих иначе;
– инициативность при столкновении с новой задачей, которая проявляется в поиске недостающей информации, в экспериментальной проверке собственных гипотез, в самостоятельной организации взаимодействия с учителем и другими учениками.Эти способности и составляют подлинное умение учиться.

Результаты реализации системы за последние 20 лет массовой школьной практики

1. В настоящее время образовательная система Эльконина – Давыдова продолжает набирать силы в массовой отечественной и зарубежной школах:

– по данным АПКиПРО классы системы Эльконина – Давыдова представлены в 69 регионах РФ, с численностью учащихся более 40 тыс. человек;

– разработаны учебно-методические комплекты по основным учебным предметам в начальной четырехлетней школе (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство и художественный труд, музыка), а также программы и учебные пособия для основной школы (5–6-й классы) в рамках Конкурса НФПК, а также экспериментальные учебные предметы (физика, география, биология, химия, математика, литература и русский язык) для основной школы (7–9-й классы);

– в 2000 году создана силами МАРО и Открытого института «Развивающее образование» (ОИРО) Экспериментальная площадка «Подростковая школа в системе Эльконина – Давыдова», в 2004 году Открытому институту присвоен статус Федеральной экспериментальной площадки МО РФ, которая работает по сетевому принципу и где идет разработка и апробация нового содержания и организационных форм обучения по предметам естественно-математического цикла;

– налажены контакты и идет работа над созданием совместного образовательного российско-американского проекта в области математического образования, построенного на принципах и идеях Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, с использованием учебно-методического комплекта по математике для начальной школы авторов В.В. Давыдова, С.Ф. Горбова, Г.Г. Микулиной и О.В. Савельевой;

– проведена переподготовка более 50 000 учителей из разных регионов России. Созданы региональные центры развивающего обучения в 16 регионах России;

– организовано олимпийское движение школьников, обучающихся по системе РО, проведено 10 Международных олимпиад школьников, в которых приняло участие 3500 учеников 2–9-х классов из 34 регионов России. На местах стали проводиться региональные олимпиады школ РО;

– создана сеть школ через функционирование региональных центров (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Калининград, г. Самара, г. Ярославль, г. Волжский, г. Магнитогорск, г. Пермь, г. Улан-Удэ, г. Магадан, г. Южно-Сахалинск, г. Томск, г. Красноярск, г. Новокузнецк и др.) и сеть Экспериментальных площадок МАРО;

– по результатам мониторинга качества обучения в 2002–2003 учебном году в рамках широкомасштабного эксперимента получены высокие результаты по русскому языку (программа В.В. Репкина и др.) и литературе (программа Г.Н. Кудиной и др.) в начальной школе.

2. Создана целостная концепция начального образования в системе Эльконина – Давыдова, в которой описаны возрастные этапы построения начального этапа образования (1–5-й классы).

3. Разработана педагогическая технология контрольно-оценочной деятельности в начальной школе на основе принципа безотметочной системы обучения.

4. Разработана и описана модель организации учебного сотрудничества младших школьников.

5. Ведется в рамках проекта «Информатизации системы образования» НФПК и МОиН РФ разработка инновационного учебно-методического комплекса «Новая начальная школа» и ИУМК для основной школы.

6. Разработан программный комплекс «КОД» (контрольно-оценочная деятельность), с помощью которого возможен переход на новый уровень управления качеством образования в школе развивающего обучения.

7. В рамках Федеральной программы развития образования специалистами РО разработаны контрольно-измерительные материалы по мониторингу образовательных достижений выпускников начальной школы.