Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2008

ПРАЗДНИКИ

Татьяна НЕМИЧЕВА,
г. Ставрополь

Спасибо, Азбука!

ХОД ПРАЗДНИКА

Ученик 1.

Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
О своих успехах.

Ученик 2.

Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид –
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.

Ученик 3.

Разбудите меня ночью,
В самой серединочке –
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!

Ученик 4.

Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днем
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!

Ученик 5.

Тыщу слов в минуту нынче,
Как машина, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом «проглочу»!

Ученик 6.

За окном стоит февраль,
Снег в воздухе кружится,
А нам сегодня предстоит
С азбукой проститься!

Ученик 7.

Нас научила азбука читать,
Слова на слоги разделять,
Открыла тайны книги,
К ней мы все привыкли.

Ученик 8.

Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!

Дети. Спа-си-бо!

Входит Азбука.

Азбука.

Вот и я, мои друзья!
Я вам рада очень!
Слышать добрые слова
Кто же не захочет!

Ведущий. Уважаемая Азбука! Принимай парад войск от А до Я.

Азбука.

Есть принимать парад!
А ну-ка, буквы, встаньте в ряд!
Я – командир, вы – мой отряд!
Гласные?
(Шаг вперед, хором: «Здесь!»)
Согласные?
(Шаг вперед, хором:  «Здесь!»)
Буквы, которые не обозначают звуков?
(Шаг вперед, хором: «Здесь!»)

Ученик 9.

И зачем было идти?
Я читаю лет с пяти.
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас.
Попрошу купить компьютер,
Буду целый день играть,
В Интернете пропадать.

Азбука.

Подожди, не торопись,
Лучше к школе приглядись,
А уйти всегда успеешь
И включиться в Интернет.
Грамотою не владеешь –
Подключаться толку нет,
Насмешишь ты целый свет!

Ученик 9.

Как же так? Ведь я читаю,
Цифры знаю, буквы знаю!

Азбука (показывает на букву р). Эту тоже?

Ученик 9.

Ну а как же!
Скажет каждый во дворе –
Перед нами буква «рэ»!

Буква Р.

Я не «рэ», не «рэ», не «рэ»,
Хоть пишусь я во дворе!
Ты меня найдешь в горах,
Тундре, речке, берегах.
Рокочу я громким громом
И реву звериным ревом –
Вот тигриным, например.
Мое имя – буква «эр»!

Ученик 9.

Извините, я не знал,
Но я правильно читал!

Ведущий. Уважаемая Азбука! А давайте проверим, знают ли дети названия букв – имена твоих подданных.

Стихи читают цепочкой. У каждого ученика эмблема той буквы, о которой он читает:

А – аптекарь,
Б – бочар,
В – вязальщик,
Г – гончар,
Д – дробильщик здоровенный,
Е – ефрейтор, он военный,
Ж – жестянщик-мужичок,
3 – закройщик-старичок,
И – историк бородатый,
К – красильщик,
Л – лудильщик,
М – маляр,
Н – носильщик
О – овчар,
П – писатель,
Р – радист,
С – сапожник,
Т – турист,
Ш – бесстрашный укротитель,
Ф – чудак фотолюбитель,
Х – отважный хоккеист,
Ц – известный цимбалист,
Ч – чудесный часовщик,
Ш – шофер, большой шутник.
Ь – это мягкий хитрый знак,
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Ъ – это молчаливый знак,
Не произносится никак!
Нужен многим он словам,
Хотя и очень скромный сам.
Э – электрик – энергетик,
Ю – юрист.

Ведущий. А дальше?

Я – это я, мои друзья!

Азбука.

Это русский алфавит,
Буква к букве – в ряд стоит.

Ученик 10.

Хоть непросто это – пусть!
Все заучим наизусть!
К букве – буква,
К слову – слово –
Родилась родная речь!

Азбука.

За ребят я очень рада!
Вижу: учатся всему –
Счету, грамоте, письму.
Хоть малы еще на вид,
Знают русский алфавит.
Сколько букв в нем?

Буквы.

Тридцать три!
Ты на буквы посмотри.
Чудесные! Прекрасные!
Гласные! Согласные!
Звонкие! Глухие!
Родные такие!
Без них нельзя постичь науки!
Вы догадались? Это... звуки!

Ведущий. Сколько звуков в нашей речи? Чего больше – звуков или букв?

Дети. Гласных звуков 6, согласных звуков 36. Всего 42 звука. Их больше, чем букв.

Ведущий. Сколько букв в алфавите между А и Я?

Дети. 31 буква.

Ведущий. Каких букв больше в русском языке: гласных или согласных?

Дети. Гласных – 10, согласных – 21.

Ведущий. Какими буквами можно обозначить мягкость согласных звуков при письме?

Дети. Буквами е, ё, ю, я, и, ь.

Ведущий. Какие буквы в алфавите не обозначают звуков? Зачем они нужны? В чем их работа? В чем разница между словами азбука и алфавит? Есть ли разница между значениями этих слов?

Дети отвечают.

– А знаете ли вы, когда был на Руси напечатан первый букварь?

В 1574 году была составлена и напечатана «Азбука» – первый на Руси печатный букварь. В этом году «Азбуке» исполняется 434 года. Название книга получила от названий двух первых букв: «аз» и «буки». Отсюда и пословица: «Аз да буки, а там и науки».

Буквы (хором).

Будем знать мы алфавит –
Всё вокруг заговорит!

Ученик 11. 

Станем книжки мы читать,
Мир огромный узнавать.
Алфавитная семья
Вам представлена, друзья!

Ученик 12. 

Кто захочет сам читать,
Станет буквы изучать.
А от этого порога
К знаниям ведет дорога.

Ученик 9.

Понял много я сейчас
И пойду учиться в класс.
Многое узнаю,
Книги прочитаю.

Машет рукой, уходит.

Азбука. Буквы, встали!

Дети-буквы. 

Вы приказали –
Буквы встали,
Но мы уже чуть-чуть устали.
Немножко можно поиграть?

Азбука.

Ну что ж, немножко можно.
Согласна даже вам помочь:
Я поиграть сама не прочь...

Игровая программа

Загадки

а) Эта буква широка
И похожа на жука. (Ж)

б) В этой букве нет угла,
До того она кругла.
До того она кругла –
Укатиться бы могла. (О)

в) С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу. (Ф)

г) На эту букву посмотри –
Она совсем как цифра 3. (З)

Испытание «Живые буквы»

Ведущий. У каждого из вас в руках есть буква. Азбука называет слово, а нужные буковки выбегают и образуют его. (Слова: эхо, снег, зима, лед, азбука.)

Испытание «Тир»

Ведущий. У нас необычный тир. Мы стреляем по очереди словами. Слово начинается на букву Ц.

Последний назвавший слово на указанную букву выигрывает.

– Теперь называем слова на букву Т. (Дети отвечают.) А знаете ли вы, что почти четвертая часть всех русских слов начинается со звучных согласных М, Н, Р?

Испытание «Сценка»

Ведущий. Ну-ка, выходите, буквы: А, Я, О, В, С, Н, К. Попробуйте сложить слово.

Ученик 13. A y меня дома овсянка!

Ученик 14. Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!

Ученик 13. Как я люблю овсянку!

Ученик 14. И я люблю!

Ученик 13. Она желтая, красивая такая!

Ученик 14. И вкусная. Особенно с молоком!

Ученик 13. Как это – вкусная? Как это – с молоком?

Ученик 14. Да так! А еще хороша с маслом или сахарным песком!

Ученик 13. Да ты про что говоришь?

Ученик 14. Как это – про что? Про овсянку! А ты про что?

Ученик 13. И я про овсянку!

Ученик 14. Ты про какую овсянку?

Ученик 13. Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

Ученик 14. Каша песни пела?

Ученик 13 (сердито). Какая каша? Не каша, а птица.

Ученик 14. Птица ов-сян-ка, что ли? Не слыхала такую?

Ученик 13 (более добродушно). Айда ко мне – мою овсянку слушать.

Ученик 14. Айда! А потом ко мне – мою овсянку кушать.

Ведущий. Я думаю, вы поняли секрет этого диалога? С какими еще многозначными совами вы встречались?

Дети отвечают и получают веточки-жетоны.

Испытание «Айболит»

Ведущий.

Этот грозный Буквоежка –
Буквы съест в один присест.
Обглодал он все словечки
И теперь уже не ест.
Надо буквы дописать,
Чтобы фразу прочитать.

На листочках – послание, в котором нужно исправить (вылечить) буквы.

Испытание «Прочитай-ка»

Ведущий. Вы умеете читать? Сейчас проверим.

Четыре ученика получают карточки с текстами и готовятся читать стихотворение «Как Коля читал»:

Коля книги не читал –
Он их попросту глотал:
За едой и перед сном,
В лодке с поднятым веслом,
На уроках и в саду,
Лежа, стоя, на ходу.
За обедом проглотил он
«Гулливера» с «Буратино».
Брал он с вешалки пальто –
Закусил стихом Барто.
А в аптеку шел пока,
Скушал томик Маршака.
Не заметил, как с арбузом
Скушал «Робинзона Крузо».
Наконец, собравшись спать,
Взял Хоттабыча в кровать.
У него спросили в школе:
– Что прочел сегодня, Коля?
И ответил Коля так:
– Написал роман Маршак,
Как отважный Робинзон
Сел в отцепленный вагон
И поехал к лилипутам,
Был веревками опутан,
Но его от смерти спас
Добрый папа Карабас...
Дружный смех раздался в школе.
Отчего – не понял Коля.
Знает кто-нибудь из вас,
Почему смеялся класс?

Ведущий. Почему смеялся класс? Какую сказку прочитал Коля?

Дети отвечают.

– А теперь угадайте, какие сказки прочитали ученики.

1. Желтая кепочка.

(Красная Шапочка.)

2. Илья-Царевич и Серый волк

(Иван-Царевич.)

3. Приключения Знайки и его друзей.

(Незнайки.)

4. Гадкий цыпленок.

(Утенок.)

5. Стойкий железный солдатик.

(Оловянный.)

6. Сказка о рыбаке и рыбачке.

(Рыбке.)

7. Луковый мальчик.

(Чиполлино.)

8. Конь-Горбун.

(Конек-Горбунок.)

– Сказка – ложь, да в ней намек –
Добрым молодцам урок.
Чаще сказки вы читайте
И уроки извлекайте.

Испытание «Стихотворное»

Азбука. Отгадайте слова, которые мы для вас зашифровали. Прочитайте их.

На плакате:

пры
бе
ска

кать
гать
рас

гром
пес
пе

ню
ко
вать

Ведущий. Что получилось?

Дети. Прыгать, бегать, скакать, громко песню распевать.

Ведущий. А теперь все вместе прочитаем эти слова без остановки.

Дети (хором).

Прыгать, бегать и скакать!
Громко песню распевать!

Азбука. Что у вас получилось?

Дети. Стихотворение.

Азбука. Это мой веселый приказ. Танцуют все!

Ученик 15. Сколько нас ждет впереди чудесных открытий! Спасибо тебе, дорогая Азбука!

Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут,
По ступенькам постепенно
В царство сказок нас ведут.

Ученик 16.

Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке спасибо –
Расставаться нам пора!

Ученик 17.

Нам она свои страницы открывала,
Обучая, развлекая, веселя.
Нужных знаний нам дала немало!
И теперь мы лучшие друзья.

Ученик 18.

Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы – до свиданья!
Здравствуй! – новой книге говорим.

Ученик 19.

Смех и слезы, радость и печаль
Довелось нам испытать.
Но стараний наших нам не жаль:
Книги нам легко теперь читать!

Азбука. В добрый путь по дороге знаний! Подружитесь с новой книгой, читайте, растите умными детьми!

Дети получают книги для чтения.