Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2008

СИСТЕМА ЭЛЬКОНИНА–.ДАВЫДОВА

Любовь МАЛЬНЕВА,
учитель начальных классов,
«Бийский лицей», Алтайский край

Продолжение. См. № 23/2007

Звуковой анализ слова

Диагностические задания

Фото В. Алексеева

Предлагаем целую серию диагностических работ для детального и достоверного определения степени овладения младшими школьниками умениями звукового анализа. Кроме того, эти задания позволяют учителю формировать у ребенка контрольно-оценочную деятельность.
Контроль за качеством усвоения учебного материала – важный элемент образовательного процесса. Условия развивающего обучения позволяют устанавливать контроль не только за выполнением детьми программных требований, качеством знаний, умений, но и за самим процессом их развития. Учителю и ученику гораздо больше нужны сведения не о самом результате, а о том, какова степень продвижения ученика к знаниям по сравнению с прошлыми его результатами с учетом его индивидуальных способностей и психологических особенностей. Поэтому традиционные методы контроля все больше уступают место диагностике.

Диагностическая работа «на входе»

Цель. Определить уровень овладения понятием или способом в начале изучения темы. Результаты фиксируются учителем в индивидуальной карте ребенка знаками «+» и «–». Учитель устанавливает, при выполнении какой операции ребенок делает ошибки, – это позволяет вовремя провести коррекцию. После окончания работы учитель вместе с учениками осуществляет проверку по образцам. Ребенок смотрит на образец, оценивает свою работу и фиксирует результат на оценочной линеечке. Количество линеечек соответствует количеству слов.

Задание 1

Покажи последовательность звуков в словах. Укажи гласные и согласные звуки.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Задание 2

Определи звонкие и глухие согласные звуки в словах.

Задание 3

Определи мягкие и твердые согласные звуки в словах.

Задание 4

Раздели слова на слоги.

Задание 5

Выдели ударный слог и поставь ударение в словах.

Диагностическая работа «на выходе»

Цель. Определить уровень освоенности способа звукового анализа слов.

Задание

Составь звуковые модели слов.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Самостоятельная работа 1

Работа осуществляется в несколько этапов:

1. Индивидуальное выполнение задания.
2. Коллективное (или в паре) обсуждение и принятие критериев оценивания. Фиксация критериев в таблице.
3. Взаимопроверка выполненного задания:

– с опорой на образец, зафиксированный учителем на доске;
– без опоры на образец.

Самостоятельная работа 2

Цель. Определить уровень сформированности действия контроля и оценки звукового анализа слов.

Задание

Авосик и Небосик составили звуковые модели слов. Проконтролируй правильность выполнения операций. Оцени результаты.

 

 

1-е слово

2-е слово

3-е слово

1

Последовательность звуков

     

2

Гласные / согласные

     

3

Звонкие / глухие

     

4

Твердые / мягкие

     

5

Точка под гласными звуками

     

6

Деление на слоги

     

7

Ударение

     

Самостоятельная работа 3

Цели.

1. Выработать общие критерии (инструмент) контроля и оценки выполнения задания.

2. Осуществить самоконтроль и самооценку уровня усвоения звукового анализа слов.

Задание 1

Составь звуковые модели слов.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Задание 2

Подумай, что можно оценить в твоей работе. Оцени сначала ее сам, а затем дай оценить свою работу товарищу.

Продолжение следует