Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Начальная школа»Содержание №3/2008

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Анна КОРОВИНА,
учитель школы № 29,
г. Белгород

Читаем сказку

Литературное чтение 2 класс

Тема. «Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности сказки».

Оборудование. На классном стенде – рисунки детей к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Цели. Обнаружить некоторые закономерности сказочного жанра на примере русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; показать наличие двух миров – волшебного и обычного как одну из важных закономерностей сказочного жанра; обнаружить в сказке древнюю числовую магию; во время сравнительного анализа сказки и картины В. Васнецова «Аленушка» подвести учеников к мысли, что эти произведения роднят грустное настроение, лирическая тональность.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. С каким произведением мы сегодня продолжаем работать?

Дети. Со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

У. Давайте посмотрим на выставку ваших работ. Основная интрига урока – найти ответ на вопрос: что роднит сказку и картину Виктора Васнецова «Аленушка»? На предыдущем уроке большое внимание было уделено выразительному чтению сказки и расследованию особенностей сказочного жанра (мы обратили внимание на волшебные превращения героев сказки, на троекратные повторы, на волшебные предметы – коровье копытце, лошадиное копытце, козье копытце, «живую воду»). Ответы на все вопросы сопровождались ссылкой на текст, то есть его повторным чтением. Дома вы должны были ответить на вопрос: в каких сказках мы встречались с волшебными числами? Для этого необходимо было полистать учебник, заглянуть в свои любимые сказки из домашней или классной библиотеки.
Судя по рисункам, уважаемые коллеги, сказка всем понравилась. Поскольку мы с вами не только читаем, но и исследуем сказку как один из жанров литературных произведений, постараемся сегодня ответить на вопрос: без чего не может существовать сказка?

III. Работа по теме урока

У. Вспомните известные вам сказки, проанализируйте предложенную сейчас сказку и ответьте на поставленный вопрос.

Д. В этой сказке, как и в других, много волшебных предметов: это коровье копытце, лошадиное копытце, козье копытце (зачитывается текст).
– Во всех сказках – греческих, русских, английских – есть волшебные предметы.
– Сказка без волшебных предметов невозможна.

У. Еще есть версии в отношении волшебных предметов в этой сказке?

Д. Это ключевая вода и нарядное платье, которые помогли оживить Аленушку.

У. Действительно, волшебные предметы есть во всех сказках – это ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, печка-лежанка. А есть и волшебные животные. Можете их назвать?

Д. Это золотая рыбка, щука, Кот в сапогах, Конек-Горбунок, царевна Лебедь.

У. А в нашей сказке есть волшебные животные?

Д. Нет, в этой сказке нет волшебных животных.
– А я не согласна. Есть. Это козленочек. Он тоже волшебный. Он видит ведьму, а купец даже не заметил, что это не его жена Аленушка, а ведьма. (Зачитывает отрывок из текста).

У. Правильно. А не заметили ли вы в нашей сказке еще какого-либо волшебства, связанного с темой домашнего задания?

Д. Я увидела в этой сказке волшебство числа три: козленочек три раза перевернулся через голову и стал мальчиком. Три копытца поджидают Аленушку и Иванушку на дороге. Козленочек три раза зовет Аленушку выплыть на бережок. Аленушка тоже отвечает ему три раза со дна реки. А вот еще три рода предметов: костры высокие, котлы чугунные, ножи булатные.

У. Многие сказки связаны с этим волшебным числом. Оно встречается даже в названиях произведений – «Три поросенка», «Три медведя». Но не только число три волшебное. Число семь тоже волшебное. Оно встречается не только в сказках, но и в пословицах. Можете ли вы вспомнить какие-нибудь пословицы с этим числом?

Д. У семи нянек дитя без глаза. Семь раз примерь, один раз отрежь. Семеро одного не ждут.

У. Я согласна. Некоторые сказки в названиях имеют это число: «Белоснежка и семь гномов», «Семь Симеонов». Число тридцать три тоже волшебное. А  исло четыре разве не волшебное? Четыре стороны света, четыре времени года. Да еще говорят, когда сердятся: «Иди на все четыре стороны!»

Дети рассказывают о волшебных числах.

– Хорошо. Все, что вы рассказываете, очень интересно. О волшебных числах мы еще будем говорить на уроках. А сейчас, коллеги, вернемся к теме нашего урока. Итак, волшебная сказка не может существовать без волшебных предметов, без волшебных чисел. Есть ли еще версии по поводу того, без чего не может существовать сказка?

Д. Сказка не может быть без героев – злых и добрых. Как правило, во всех сказках побеждает добро, а зло бывает наказано. Вот и в этой сказке «ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле».
– Аленушка добрая. Она любит своего братца, очень переживает за него, но помочь ему не может.
– Братец Иванушка не очень послушный, хотя тоже добрый герой. Его жалко.
– В сказке Шарля Перро «Кот в сапогах» великана-людоеда съедает Кот, хотя людоед ничего Коту не сделал. Но он же людоед, поэтому Кот поступил правильно. Иначе бы съели его хозяина.
– Людоеда не жалко.

У. Какие еще есть версии, без чего не может существовать сказка?

Д. Волшебная сказка не может быть без волшебных превращений. Братец Иванушка превратился в козленочка, а потом вновь в мальчика.
– В сказке «Кот в сапогах» людоед превращается то во льва, то в мышь.
– В «Сказке о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина злая старуха в кого только не превращалась, пока снова не стала бедной старухой.
– Аленушка тоже превращается из мертвой в живую.

Ученик зачитывает текст: «Аленушка ожила и стала краше, чем была».

У. Да, вы правы. Волшебная сказка не может быть без волшебных превращений героев. В своих иллюстрациях вы хорошо показали те моменты сказки, где происходят какие-то значимые события, связанные с превращениями.

Рассказ учителя сопровождается последовательным показом рисунков детей:

– Посмотрите: Иванушка пьет из козьего копытца. А вот уже Иванушка превратился в козленочка. Аленушка плачет у стожка, а козленочек прыгает около нее. Злая ведьма надевает платье Аленушки. Козленочек на берегу зовет свою сестрицу Аленушку. А здесь козленочек прыгает через голову и превращается в Иванушку.
Мы рассмотрели некоторые ваши иллюстрации к этой сказке. Я выбрала те, которые последовательно отражают основные события. Остальные рисунки тоже следует рассмотреть очень внимательно, что я вам и советую сделать на перемене.

Надо отметить, что все рисунки следует посмотреть.

– А сейчас рассмотрим репродукцию с картины Виктора Васнецова «Аленушка».

Учитель прикрепляет репродукцию к доске.

– Как вы думаете, есть ли что-то общее у сказки и у картины?

Д. В сказке нет эпизода, который изображен на картине художника Васнецова.
– Это может быть и другая сказка про другую Аленушку.
– А может быть, это ведьма? Утопила Аленушку, переоделась в ее платье и сидит на берегу?
– Нет, что ты! Посмотри внимательно на Аленушку. Она же плачет! Зачем ведьме плакать? Утопила Аленушку, переоделась в ее платье и радуется.
– Я с тобой полностью согласна. Конечно, это Аленушка! Волосы распущены, пригорюнилась. Жалко ей и себя, и братца.
– Аленушка печальная, но красивая.
– А мне не нравится картина. Сказка нравится, а картина – нет: краски темные, унылые, много черного. И вода какая-то черная.

У. A если все же эта сказка вдохновила Васнецова на создание картины, почему он изобразил свою героиню у темной воды, хотя, как вы правильно заметили, этого эпизода в сказке нет?

Д. Васнецов изобразил Аленушку у воды, потому что вся ее жизнь связана с водой. Она тонет в речке, а потом ее оживляют этой же самой водой.
– Да, да. Правильно. В сказке еще говорится о живой воде.
– Нет, о живой воде ничего не говорится. Речь идет о ключевой воде (зачитывается текст).
– Нет, я не согласен: Аленушка оживает, значит, подразумевается, что вода волшебная – живая.
– С помощью живой воды многие герои сказок оживали. Братец Иванушка превращается в козленочка тоже с помощью воды.
– Да, я согласен – в колодце, до которого не смог дойти Иванушка, тоже вода.
– Аленушка плачет и в сказке, и на картине.

У. Хорошо, продолжим наши исследования. Почему вы думаете, что Аленушка на картине Васнецова плачет?

Д. Нет, Аленушка не плачет. Грустит, но не плачет. А может, мечтает?
– Нет, не мечтает, а плачет: у нее волосы распущены и под глазами красные круги.
– Она головку положила на руки, руки на коленки и плачет.
– А вода темная-темная. И деревья темные. Листочки желтые плывут по воде, но Аленушка даже на них не смотрит.
– Аленушка никуда не смотрит, хотя глаза у нее раскрыты. Она грустная-грустная.
– Аленушка плачет, а сидит у воды потому, что вода успокаивает.
– А может быть, она рассказывает речке про свою беду?

У. Какое настроение вызвала у вас сказка, когда вы ее читали?

Д. Сказка какая-то печальная, хотя и кончается хорошо.
– Сказка на три четверти грустная: крики Иванушки, ответы Аленушки (ученик зачитывает текст печальным-печальным голосом).
– Грустных мест больше, чем радостных. Сказка грустная-грустная, а Аленушка на картине Васнецова печальная-печальная.

У. Так что же так роднит картину Васнецова «Аленушка» со сказкой?

Д. Настроение – грустное, печальное.
– Аленушка печальная, и картина печальная, осенняя.

У. Правильно, дорогие коллеги: картину и сказку роднит грустное, поэтическое, лирическое настроение. Я сказала вам о поэтическом и лирическом настроении сказки и картины. Но что это означает? Как вы думаете, что имеют в виду, когда говорят, что человек лирически настроен?

Д. Так говорят, когда он грустит, печалится, плачет.

У. Вы хотите сказать, что словом лирический характеризуют чувства и переживания человека? Это правильно. Часто говорят, что человек лирически настроен, имея в виду, что человек смотрит, например, на красивые желтые осенние листья и печалится. Или читает красивое стихотворение, слушает красивую песню, смотрит в кино красивую сказку и печалится. Как вы думаете, может ли нравиться грустное, печальное?

Д. Печальное может нравиться. Нам же нравится картина Васнецова, а она печальная.
– Желтые листья всегда вызывают грусть. Осень пришла, скоро их снегом занесет. Но мне нравится осень.
– Грустное стихотворение тоже может нравиться.
– А в нашей сказке (ученик зачитывает) «шелкова трава, желты пески». Печально, но красиво.

IV. Итог урока

У. В начале урока был задан вопрос: без чего не может существовать сказка? К какому выводу мы пришли в ходе урока? Как можем ответить на поставленный вопрос?

Дети отвечают. Подводится итог всех наблюдений и обсуждений.