Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2008

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Галина БЕСЕДИНА,
учитель школы № 49,
г. Белгород

Михаил Иванович Глинка

Окружающий мир. Музыка. Литературное чтение

Михаил Иванович ГлинкаТема. «Композиторы ХIХ века. М.И. Глинка».

Цели. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.И. Глинки, ввести в атмосферу ХIХ века; дать представление об операх М.И. Глинки «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин», об истории их создания, учить слушать классическую музыку; показать детям взаимосвязь музыки и литературы, развивать устную речь, внимание, память, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к классической музыке, литературе, окружающему миру.

Оборудование. Учебник «Окружающий мир. 4 класс» (авт. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.); портреты композитора; репродукции с видами Большого театра (1856 год, начало ХХ века, конец ХХ века); Толковый словарь; мультимедийная аппаратура; музыкальное сопровождение: увертюра к опере «Руслан и Людмила», марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила», хор «Славься» из финала оперы «Иван Сусанин», «Вальс-фантазия для фортепиано»; кроссворды и карточки с цифрами 1, 2, 3 (по группам); грамоты победителям, объявление; костюмы для сценок.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение наизусть отрывка «У лукоморья...» из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

III. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Пушкина называют солнцем русской поэзии. А что вы знаете о поэте? Какие его произведения читали? (Выслушиваются ответы детей.) Имя великого русского поэта тесно связано с темой нашего урока, на котором мы познакомимся с жизнью и творчеством Михаила Ивановича Глинки – великого русского композитора ХIХ века, послушаем отрывки из его произведений, окунемся в атмосферу ХIХ века, побываем на открытии Большого театра в Москве, в музыкальной гостиной графини Растопчиной, узнаем много нового и интересного. А в конце урока проведем викторину. Но самое главное – выясним, каким образом творчество Пушкина, его имя связано с темой нашего урока.

IV. Знакомство с новым материалом

Ученик 1. ХIХ век называют золотым веком русской культуры. И это неспроста: ХIХ век дал России столько великих людей, что даже перечислить их на уроке невозможно.

У. Культура России этого времени преуспела во многом: в литературе и музыке, архитектуре и живописи. Многие имена поэтов, художников и композиторов вы уже знаете. Сегодня мы поговорим о первом классике русской музыки – Михаиле Ивановиче Глинке.

Ученик 2. Глинка своим творчеством открыл эпоху русской классической музыки. Еще при жизни композитора его имя было покрыто немеркнущей славой. Глинка навсегда останется в истории России композитором мирового значения.

У. Послушайте «Вальс-фантазию для фортепиано» Глинки.

Звучит музыка. На ее фоне дети рассказывают биографию М.И. Глинки.

Ученик 3. Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. Первые годы жизни он провел в имении отца, капитана в отставке. Здесь узнал и полюбил русские народные песни, сказки...

Ученик 4. 1812 год. Спасаясь от армии Наполеона, семья покинула свое имение и переехала в дом дяди Глинки, где Миша научился играть на флейте и скрипке у крепостных музыкантов, обнаружив хорошие способности к музыке, языкам, рисованию.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "Счастливый малышок". Японские подгузники, детская косметика и питание, игрушки, коляски, автокресла, аксессуары для кормящих мам, а также товары для дома и интерьера, средства по уходу для женщин и мужчин. Низкие цены, акции, бонусная программа, большой выбор товаров, курьерская доставка по Новосибирску. Посмотреть каталог товаров и цены, контакты и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://malishok.org.

Ученик 5. 1817 год. Миша учится в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте в Петербурге. Его преподавателем был Куницын, один из любимых учителей А.С. Пушкина. По окончании пансиона в 1822 году Михаил Иванович становится чиновником Главного управления путей сообщения, но вскоре уходит в отставку. В Петербурге он знакомится с выдающимися людьми того времени: Дельвигом, Жуковским, Грибоедовым и другими. Он автор уже известных пьес и романсов.

Ученик 6. В 1830 году Глинка уезжает в Италию, чтобы совершенствоваться в искусстве. Там он знакомится с певцами и композиторами, часто бывает в опере. Прожив четыре года в Италии, уезжает в Германию. В Берлине Глинка берет уроки у известного теоретика музыки, пишет романсы. Возвратившись на родину, он приступает к работе над оперой «Иван Сусанин». Позднее у оперы будет другое название – «Жизнь за царя».

Ученик 7. В течение трех последующих лет Глинка работает капельмейстером в Придворной певческой капелле. Он начинает сочинять сказочно-эпическую оперу на сюжет поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Тогда же Михаил Иванович пишет известные романсы: «Я помню чудное мгновенье», «Сомнение», «Ночной смотр» – и «Вальс-фантазию для фортепиано». В 1842 году состоялась премьера оперы «Руслан и Людмила». Последние годы жизни Михаил Иванович Глинка проводил то на родине, то за границей: в Варшаве, Париже, Берлине. Он много работал, сочинял для своей племянницы Оленьки.

Ученик 8. В 1857 году Михаила Ивановича не стало… Но и сейчас, спустя полтора века, мы не перестаем восхищаться, слушая гениальную музыку великого русского композитора, а все ведущие оперные театры мира считают за честь поставить его бессмертные произведения.

Фонограмма заканчивается.

У. А теперь мысленно перенесемся в 1825 год. Главным событием этого года стало открытие Большого театра в Москве.

Учитель показывает репродукцию с видом Большого театра 1825 года.

– Здание строилось три года по указу императора Александра I и обошлось государству в 2 миллиона рублей. И вот 6 января 1825 года вся театральная Москва рукоплескала архитектору Осипу Ивановичу Бове.
Позже здание перестраивалось архитектором А. Кивосом в 1856 году (репродукция). Вот так выглядело здание в начале ХХ века (репродукция начала ХХ века).
Как невозможно представить Россию без Москвы, так невозможно представить сегодня Москву без Большого театра (репродукция).

V. Работа с учебником

У. Откройте учебники на с. 110. Внимательно рассмотрите это прекрасное здание. Кто из вас был в Москве? на Театральной площади? в Большом театре? Кто может описать его?

Выслушиваются ответы детей.

– Вот уже более 180 лет каждый вечер сюда приходят москвичи и гости столицы, чтобы посмотреть балет, послушать оперу. Давайте вспомним, что такое балет, опера.

Дети отвечают. Затем читают определения из Толкового словаря.

– Вспомните, когда состоялось открытие Большого театра в Москве? Кто архитектор здания?

Дети отвечают.

VI. Театрализация

У. Теперь мы посетим музыкальную гостиную графини Растопчиной. Здесь собираются очень известные люди, и среди них – Михаил Иванович Глинка.

Гости занимают отведенные места. Дамы рассаживаются, кавалеры становятся позади дам. Звучит фонограмма.

– Звучит музыка, поэты читают свои новые произведения, певцы исполняют романсы, все обсуждают объявление в московской газете.

Ученик 9 (читает объявление на доске). Сегодня, в пятницу 27 ноября 1842 года, в Большом театре – «Руслан и Людмила», волшебная опера, первое представление. Композитор – М.И. Глинка.

Ученик 10.

Театр уж полон, ложи блещут,
Партер и кресла – все кипит,
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит...

(А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»)

У. Дирижер поднял палочку... Все замерли... Сейчас прозвучит увертюра к опере Глинки «Руслан и Людмила». Давайте вспомним, что такое увертюра. (Выслушиваются ответы детей.) Послушайте увертюру к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Дети слушают.

Дама 1. Говорят, прочитав поэму Пушкина «Руслан и Людмила», Глинка сразу влюбился в эту волшебную сказку.

Дама 2. Он с большим удовольствием писал музыку и закончил оперу очень быстро.

Дама 3. Рассказывают, что артисты, которые репетировали в Большом театре «Руслана и Людмилу», то и дело переставали петь и от восторга хлопали композитору.

У. Ребята, вспомните, как выглядит у Пушкина один из главных героев – волшебник Черномор.

Ученик 11.

Коварный, злобный Черномор,
Семейства нашего позор,
Рожденный карлой, с бородою...
...Умен, как бес, и зол ужасно.
Притом же, знай, к моей беде,
В его чудесной бороде
Таится сила роковая...

У. Каким вы представляете Черномора?

Дети отвечают.

У. А каким этот герой получился в опере Глинки? Послушайте марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» и нарисуйте его словесный портрет. (Дети слушают марш и «рисуют» портрет.) А в нашей музыкальной гостиной присутствует репортер из газеты «Московские ведомости». Наверное, он хочет написать очерк о творчестве М.И. Глинки.

Господин 1. Господин Глинка! Расскажите, пожалуйста, о другой своей опере – «Иван Сусанин».

Глинка. С детства в моей душе жили впечатления от войны с французами. Я мечтал с помощью музыки рассказать о героизме русского человека и написал оперу «Иван Сусанин».
Представьте, стоит суровая зима 1613 года. По Русской земле идут польские войска. Они решили захватить царя Михаила. Сбившись с пути, поляки стали искать проводника. Иван Сусанин – крестьянин из села Домнино – завел вражеский отряд в непроходимый густой лес. Когда поляки спохватились, было уже поздно: выбраться из лесной глуши им не удалось. Перед смертью крестьянин гордо смотрел на врагов.

Дети инсценируют отрывок из поэмы К. Рылеева «Иван Сусанин», начинающийся со слов: «Куда ты завел нас? – // Лях старый вскричал...»

У. Геройски погиб Иван Сусанин, но Родину не предал! К историческому факту героического подвига простого русского крестьянина из костромского села обращались многие поэты. Но ближе всего Глинке по патриотизму оказалась поэма «Иван Сусанин» К. Рылеева – поэта-декабриста, друга А.С. Пушкина, строки из которой мы сейчас прослушали.

Дама 1. Глинка совсем забыл об отдыхе – он сочинял и сочинял музыку оперы «Иван Сусанин».

Дама 2. Оперу назвали героической, так как она прославляла героизм русского народа и его любовь к Отчизне.

У. Заканчивается опера хоровым исполнением гимна Русской земле: «Славься, славься, Русь моя! // Славься ты, Русская наша земля!..»
Ликует и веселится русский народ – празднует победу над польскими захватчиками. Ликование усиливается перезвоном колоколов.

Звучит хор «Славься» из финала оперы «Иван Сусанин». Прослушав музыку, дети описывают ее.

– Торжественный, величественный характер музыки хора «Славься» позволяет назвать его гимном Русской земли. Музыка финального хора «Славься» предлагалась как гимн нашей страны.
Итак, мы познакомились со страницами жизни и творчества великого русского композитора ХIХ века – М.И. Глинки, прослушали отрывки из его произведений.
Теперь я хочу проверить, насколько внимательными вы были.

VII. Викторина

Тур 1. «Ответь на вопросы»

Вопросы и ответы проецируются с помощью мультимедиасистемы. Учитель читает вопросы и возможные варианты ответов. Дети совещаются в своей команде, командиры групп поднимают карточку с номером ответа.

1. Год рождения М.И. Глинки:

а) 1803; б) 1804; в) 1805.

2. Дата открытия Большого театра:

а) 1825 год; б) 1823 год; в) 1828 год.

3. Сколько лет длилось строительство Большого театра?

а) 1 год; б) 2 года; в) 3 года.

4. Архитектор Большого театра:

а) Б. Растрелли; б) В.И. Баженов; в) О.И. Бове.

5. По произведению какого автора была написана опера «Руслан и Людмила»?

а) А.С. Пушкина; б) М.Ю. Лермонтова; в) Л.Н. Толстого.

6. Дата премьеры оперы «Руслан и Людмила»:

а) 1840 год; б) 1842 год; в) 1841 год.

7. Каким музыкальным произведением заканчивается опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»?

а) Вальсом; б) маршем; в) хором.

8. Год смерти композитора:

а) 1856; б) 1857; в) 1858.

Тур 2. «Угадай мелодию»

На доске написаны названия произведений:

1. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».

2. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

3. Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».

Учитель включает фонограмму. Дети по музыкальному отрывку определяют, к какому произведению он относится. Командиры проводят совещания и поднимают карточку с номером ответа.

Тур 3. «Реши кроссворд»

Каждой команде предлагается кроссворд. Дети сообща решают его и называют ключевое слово.

По горизонтали:

2. Музыкально-драматическое произведение, в котором все герои поют. (Опера.)
3. Большой ... (театр).
4. ... Черномора из оперы «Руслан и Людмила». (Марш.)

По вертикали:

1. Ключевое слово: вступление к опере, балету. (Увертюра.)

По горизонтали:

2. Музыкальный спектакль, в котором все герои танцуют. (Балет.)
3. Человек, который сочиняет музыку. (Композитор.)
4. ... Черномора из оперы «Руслан и Людмила». (Марш.)

По вертикали:

1. Ключевое слово: первый русский классик музыки мирового значения. (Глинка.)

По горизонтали:

2. Музыкально-драматическое произведение, в котором все герои поют. (Опера.)
3. Вступление к опере, балету. (Увертюра.)
4. ... Черномора из оперы «Руслан и Людмила». (Марш.)

По вертикали:

1. Ключевое слово: человек, который сочиняет музыку. (Композитор.)

По горизонтали:

2. Человек, который сочиняет музыку. (Композитор.)
4. ... Черномора из оперы «Руслан и Людмила». (Марш.)
3. Большой ... (театр).

По вертикали:

1. Ключевое слово: музыкально-драматическое произведение, в котором все герои поют. (Опера.)

По горизонтали:

2. ... Черномора из оперы «Руслан и Людмила». (Марш.)
3. Первый русский музыкальный классик мирового значения. (Глинка.)
4. Большой ... (театр).

По вертикали:

1.  Ключевое слово: музыкально-драматическое произведение, в котором все герои танцуют. (Балет.)

Подводится итог викторины. Награждаются победители.

VIII. Итог урока

У. С творчеством какого великого композитора ХIХ века вы познакомились на уроке? Каким образом имя Пушкина связано с именем Глинки? Подумайте, какие три вопроса вы могли бы задать соседу, если бы вы были современником Михаила Ивановича Глинки?

Дети отвечают на вопросы.