Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2008

СИСТЕМА ЭЛЬКОНИНА – ДАЫДОВА

А.Б.ВОРОНЦОВ,
г. Москва

Продолжение. Начало см. в № 3

Что такое КОД?

Информационная среда контрольно-оценочной деятельности в начальной школе

Как работать с КОД?

Работа с программным комплексом «КОД» направлена по повышение эффективности деятельности всех субъектов образовательного процесса. Рассмотрим возможности работы с данным продуктом в рамках образовательного процесса.

1-й этап

Доступ к персональным страницам

Для использования ПК «КОД» школе необходимо получить доступ у администратора сети, направив ему с главной страницы запрос. После получения пароля и логина школа имеет доступ к странице «Менеджер образовательного процесса» конкретной школы. Менеджер ОП – зам. директора школы по учебно-воспитательной работе. Он на своей странице вводит в программу конкретного учителя, присваивая ему логин и пароль, и списки учащихся по классам, присваивая каждому ребенку свой логин и пароль.

Таким образом, у каждого учителя и ребенка есть свои персональные коды, с помощью которых у них появляется доступ к своим персональным страницам. Менеджер ОП имеет на своей странице коды учителей и учащихся и всегда может помочь учителю, ученику в тех случаях, когда пользователи забывают свой пароль или логин. На странице администратора сети фиксируются школы, которые включаются в сеть, что позволяет вести учет всех пользователей сети данного Конструктора.

2-й этап

Подготовка к работе с Конструктором до начала учебного года

Параллельно работают два типа пользователя: «Учитель» и «Менеджер ОП».

Менеджер ОП: устанавливает формат нового учебного года, собирает информацию с учителей (поступает со страницы Учителя) и структурирует ее под определенные задачи с указанием для каждого учителя логина и пароля; формирует список детей по классам с указанием для каждого учащегося своего логина и пароля; задает учебные предметы на текущий учебный год, создает учебный план, составляет расписание учебных занятий, которое размещается в открытом доступе для всех учителей и учащихся.

Учитель: заполняет информацию о себе (она автоматически попадает на страницу Менеджера ОП) и приступает к работе с разделом (окно «Конструктор учителя»).

  • «Конструктор учителя» имеет несколько подразделов:

  • «Рабочая учебная программа по предмету»;

  • «Параметры системы оценивания деятельности учащихся»;

  • «Достижения, проблемы и трудности учащихся»;

  • «Анализ педагогической деятельности».

Рекомендуем начинать работу с КОД на данном этапе с формирования с помощью Конструктора рабочей программы по предмету, так как это базовый документ, с помощью которого в дальнейшем строится вся работа с отдельными разделами КОДа.

В конструкторе рабочей программы есть специальные поля, которые учитель заполняет один раз (далее они могут редактироваться, изменяться и т.п.). Основные поля для заполнения:

  • Учебный предмет (выбирает учитель из списка, который задается на странице «Менеджер ОП»);

  • Цель курса (учебного предмета) (учитель вписывает сам в поле, и это отражается у учителя и на странице менеджера образовательного процесса в разделе «Рабочая программа учителя»);

  • Год обучения (класс) (выбирает учитель из заданных. Классы (параллель) задаются на странице «Менеджер ОП»);

  • Цель учебного года (учитель вписывает сам в отведенное поле, и это отражается у учителя и на странице менеджера в разделе «Рабочая программа учителя»);

  • Предметные и педагогические задачи учебного года (учитель вписывает сам, и это отражается у учителя и на странице у менеджера в разделе «Рабочая программа учителя»);

  • Учебно-методическое обеспечение (отображается как у учителя, так и на странице менеджера в разделе «Рабочая программа учителя», а также на странице ребенка «Мои учебные материалы»);

  • Календарно-тематическое планирование года (отображается у учителя, на странице менеджера в разделе «Рабочая программа учителя», подразделе «Календарно-тематическое планирование»).

Таким образом с помощью конструктора рабочей программы формируется общая таблица «Календарно-тематическое планирование» по годам обучения, и эта таблица отображается как в Рабочей программе учителя, так и на странице «Менеджера ОП». Данная таблица напрямую связана с электронным классным журналом (правая сторона), где отображаются дата, тема уроков, домашнее задание.

Этот конструктор позволяет, с одной стороны, завучу школы контролировать и корректировать деятельность каждого учителя еще на этапе целеполагания и планирования своих действий, сопоставляя цели, задачи, способы действия педагогов разных предметов одного класса (параллели); с другой стороны, минимизировать затраты времени на работу со школьной документацией за счет синхронизации таких объектов, как «Календарно-тематическое планирование» и «Электронный классный журнал».

По окончании конструирования рабочей учебной программы она размещается на двух страницах: у учителя (окна «Общий раздел программы», «Календарно-тематическое планирование» по годам обучения, «Результаты педагогической деятельности») и у менеджера (окно «Рабочие программы учителей», где не только размещаются программы отдельными файлами, но и формируются две сводные таблицы: цели, задачи, учебно-методическое обеспечение по годам обучения (горизонтальные связи) и по отдельным учебным предметам (вертикальные связи). Такие данные помогут завучу школы удерживать общие цели и задачи педагогического коллектива на разных ступенях, учебных предметах школьного образования.

Все полученные материалы на этапе планирования могут быть распечатаны, направлены с помощью электронной почты в любые инстанции (завучу, директору, методистам, управлению образованием, другому учителю).

З-й этап

Наполнение КОДа содержательным материалом

Этот этап самый продолжительный и охватывает минимум один учебный год. Основная работа в ходе учебного года ведется с конструктором «Параметры оценочной деятельности», расположенным в разделе «Конструктор учителя».

С помощью этого конструктора учитель создает материал для организации своей контрольно-оценочной деятельности, итоги которой поступают прежде всего в два раздела: «Электронный классный журнал» (страница учителя) и «Электронный дневник ученика» (страница ученика).

Общий шаблон конструктора имеет следующий вид:

– Время проведения КОД (указываются дата, месяц);
– Предметно-деятельностные линии1 (заполняет сам учитель). Эти линии связаны с классным электронным журналом конкретного класса. Для каждой такой линии заданы три уровня выполнения заданий;
– Виды работ (учитель выбирает из списка. Список задается рабочей программой. Также учитель может задать и свои (специфические) виды работ, характерные для данного учебного предмета);
– Критерии оценки (может задавать сам учитель, и эти критерии должны быть связаны также с электронным классным журналом). Для каждого критерия заданы три уровня выполнения заданий;
– Самостоятельная работа учащихся, посещение консультаций и мастерских. Здесь все так.

Итак, данный шаблон конструктора, с одной стороны, помогает заполнить левую страницу электронного классного журнала, с другой стороны, вести учет результатов обучения разных классов, по разным предметам по определенным параметрам за определенный интервал времени. Такой подход позволит через менеджера образовательного процесса согласовывать (корректировать) общие критерии (параметры) оценки качества образования в конкретной школе, значительно сократив время на обработку статистических материалов по итогам обучения.

С помощью раздела «Мои ресурсы» учитель наполняет свой портфолио содержательным материалом.

Прежде всего, этот раздел связан с первым элементом сайта (географическим конструктором). В этом разделе собираются и размещаются:

1. Электронные методические материалы учителя (здесь сохраняются файлами сконструированные на рабочем столе географического конструктора учебно-методические материалы к урокам).

2. Цифровые образовательные ресурсы, которые должны загружаться с сайта единой цифровой коллекции (http://school-collection.informika.ru).

3. Содержание курса (здесь размещаются файлами отдельные содержательные фрагменты курса – прежде всего для учащихся, которые перемещаются на страницу ученика).

4. Проверочные работы (здесь размещаются работы, которые будут перемещаться на страницы учащихся).

5. Диагностические работы.

6. Учебные, проектные, практические задачи.

7. Задания для самостоятельной работы учащихся (в разделе «Конструктор учителя»). Автоматически все задания отображаются на персональной странице ученика.

Размещенные материалы могут накапливаться, распечатываться, пересылаться, обмениваться внутри сети данного проекта. Задача авторов проекта – содержательно наращивать возможности сети именно в этом направлении.

4-й этап – подведение итогов учебной работы с помощью КОДа

В разделе «Конструктор учителя» есть подраздел «Итоги обучения». В этом подразделе есть шаблон «Достижения, проблемы и трудности учащихся». С помощью данного шаблона в ходе учебного года учителем могут фиксироваться проблемы, трудности и достижения каждого школьника за любой промежуток времени. Размещенная информация учителя может как накапливаться у самого учителя, так и переноситься в электронный дневник учащихся.

Таким образом, на основе этого шаблона учитель может создавать содержательную оценку деятельности и результатов образования всех учащихся. Материал может накапливаться, редактироваться и распечатываться.

В разделе «Конструктор учителя» есть отдельный подраздел «Анализ педагогической деятельности», а в разделе «Рабочая программа учителя» – папка «Результаты педагогической деятельности», куда из конструктора должны попадать материалы уже в виде готового файла за определенный промежуток времени.

С помощью шаблона «Анализ педагогической деятельности» можно провести анализ за определенный промежуток времени. В этом анализе есть как количественные, так и содержательные показатели качества обучения. Сформированный анализ педагогической деятельности может быть направлен как менеджеру ОП, так и в другие места.

Итак, программный комплекс «КОД» позволяет организовать педагогическую деятельность учителя и учебную деятельность школьников таким образом, что контрольно-оценочная составляющая этих видов деятельности будет более эффективной и менее трудозатратной, повысит уровень аналитической культуры всех субъектов образовательного процесса.

Те, кто хотел бы попробовать работать в данной информационной среде, могут сделать заявку по адресу электронной почты referent@ouro.ru.


1 Предметно-деятельностные линии есть способы действий в конкретном учебном предмете. В географии: моделирование, конструирование, реконструирование, картирование и чтение карт, прогнозирование. Выделение таких линий позволяет материал разных учебных курсов, годов обучения привести к какому-то общему знаменателю для отслеживания динамики индивидуального прогресса учащихся.