Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2008

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Татьяна НЕМИЧЕВА,
г. Ставрополь

Знакомьтесь — ломаная!

Математика

1 класс

Тема. «Ломаная» (первый урок).

Цели. Познакомить с новой линией; совершенствовать умения сравнения и классификации геометрических фигур; учить планировать деятельность, проводить самооценку своих действий.

Оборудование. Учебник «Математика. 1-й класс» (авт. Н.Б. Истомина); тетрадь на печатной основе № 2; листочки с заданиями.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

На доске чертеж из задания 268. У детей на столах листочки с таким же чертежом.

Учитель. Сколько отрезков вы видите на чертеже?

Дети отвечают.

– Кто согласен?

Ученик у доски показывает отрезки, а дети считают и дополняют при необходимости.

– Какие отрезки нужно сложить, чтобы получился отрезок АС?

Дети отвечают и показывают у доски свой вариант ответа.

– Кто согласен?

Выслушиваются ответы детей.

– Найдите сумму отрезков АВ, ВK и . Как будем действовать?

У доски работает ученик и комментирует все свои действия.

– На ваших чертежах отрезок, равный сумме отрезков АВ, ВK и , выделите синим цветом.

Аналогичное задание выполняется у доски.

– С какими линиями мы сейчас работали?

Дети отвечают.

III. Знакомство с новым материалом

У. Прочитайте тему урока.

Дети. Ломаная.

У. Подумайте, чему мы будем учиться?

Выслушиваются ответы детей.

– Ломаная – это особая линия. Мы будем учиться чертить такие линии, узнаем, как называются ее части, и попробуем сравнивать ломаные по длине.

На доске:

– Откройте задание 270. Что нарисовано?

Д. Линии.

У. Чем похожи эти линии? Чем они различаются? Начертите по линейке отрезок АВ и линию ВМ.

Дети чертят отрезок АВ из 5 частей и ломаную ВМ из 5 частей (звеньев).

– Как вы думаете, какая линия длиннее? Обсудите это в парах. Чья пара поделится своим секретом?

Выслушиваются ответы. Дети сравнивают длины отрезка и ломаной.

– Какие еще линии мы сегодня не изображали?

Д. Кривые, прямые.

У. Прочитайте задание 271.

Д. «Назови лишнюю фигуру».

У. Как вы ответите?

Д. Лишняя – ломаная, так как остальные – кривые.

– Лишняя – синяя кривая, так как остальные – красные.

У. Знаете ли вы, как называются части (кусочки) ломаной?

Выслушиваются ответы детей.

– Часть ломаной называется звено. Сосчитайте звенья красной ломаной линии. Вспомните состав числа 6. Запишите в тетрадь. Что у вас получилось?

Д. 

У. Откройте тетради на печатной основе на с. 15, найдите задание 26. Что нас просят сделать?

Д. Сравнить числа и выражения.

6 * 8 7 * 8 9 * 6

2 + 4 * 5 + 3

4 + 3 * 7 + 1

6 + 3 * 3 + 3

Дети работают самостоятельно.

IV. Закрепление изученного

У. Прочитайте задание 29 в тетради. Сколько звеньев (частей) будет у ломаной? О чем нам здесь нужно помнить?

Д. Звенья не должны пересекаться.

У. Сосчитайте количество звеньев. Что у вас получилось?

Дети отвечают.

V. Итог урока

У. О чем вы узнали на уроке?

Какое самое маленькое число звеньев может быть в ломаной?

Начертите такую ломаную в тетради.

Вспомните, как можно сравнить длины отрезка и ломаной.

Дети отвечают.