Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2008

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

У нас в гостях газета Издательского дома «Первое сентября»

Уважаемые читатели!

В связи с развитием системы предшкольной подготовки в школах, детских садах и домах детского творчества газета «Дошкольное образование» Издательского дома «Первое сентября» регулярно публикует на своих страницах материалы по работе с детьми пяти-шести лет в группах кратковременного пребывания.
Приглашаем вас совершить небольшую экскурсию по страницам нашего издания.

Исследуем школу

Проект для будущих школьников

Главная задача проекта — помочь будущему первокласснику адаптироваться к школе, освоить ее пространство, познакомиться с разными людьми, убедиться в их благожелательном к себе отношении.
Осуществление проекта возможно при согласовании со школьной администрацией.
Возможное время реализации проекта — май, когда заканчивается курс предшкольной подготовки, или сентябрь, если дети группы поступают в первый класс все вместе.
Будущие первоклассники с помощью педагога формируют задачу проекта: «Прежде чем для них начнется школьная жизнь, надо как можно больше узнать о школе».
Возможна игровая интрига: все превращаются в разведчиков или в следопытов. В связи с этим заключается договор о соб­людении некоторых правил и условностей, обсуждаются правила игры.
В беседе с педагогом дети выдвигают предположения, как устроена школа, какие в ней есть помещения, что в них делают. Здесь должны проявиться знания, почерпнутые из разговоров родителей, старших братьев и сестер, личный опыт, если ребенок уже бывал в школе, предположения. Но возможны и совершенно фантастические идеи. Все высказанные соображения фиксируются педагогом на больших листах бумаги или на доске. К этим записям дети будут возвращаться по мере знакомства со школой, сверяя свои открытия с предположениями, дополняя их.

Проект включает четыре блока.

  • Блок первый. Ориентируемся в пространстве школы

  • Блок второй. Считаем и измеряем

  • Блок третий. Кто работает в школе

  • Блок четвертый. Оформление полученной информации в виде стенных газет, фоторепортажей, аудиозаписей устных сочинений.

Представляем первый блок проекта.

Ориентируемся в пространстве школы

Этот блок работ направлен на развитие пространственного мышления через зрительное и кинестетическое восприятие; на развитие коммуникативных умений (на выработку общей стратегии поиска, умения договариваться и удерживать условия договора); на формирование конструктивного отношения к ошибкам. Конструктивное отношение к ошибкам предполагает выяснение того, насколько предположение разошлось с реальностью и как это можно исправить, а не поиск виноватых в допущенных ошибках.

Школа изнутри

Первый этап

Дети работают в группах по 4—5 человек; каждая группа выполняет свое задание. Задача — записывать и зарисовывать информацию в процессе путешествия по школе.

Задания командам:

— обследовать 1-й этаж;
— обследовать 2-й этаж;
— обследовать 3-й этаж;
— выяснить, сколько в школе окон, ступенек, дверей.

Задание выполняется в течение 15 минут. Условие — двигаться шагом (бегать по школе нельзя) и без шума, в классы не заглядывать.

Второй этап

После выполнения заданий все группы собираются в групповой комнате.
Все собранные сведения (названия кабинетов, результаты подсчетов) выписываются на доску. Выделяются непонятные слова. Детям предлагают дать толкование непонятных слов. Обсуждается, как можно уточнить их смысл.
Члены групп рассказывают, как им работалось вместе, смогли ли они действовать сообща, распределить работу, никого не потерять, выполнить все поставленные условия. Здесь принципиально продемонстрировать детям важность не только полученного результата, но и того, что происходило с ними в процессе работы, как это повлияло на результат и на их состояние.

Третий этап

Затем дети индивидуально или в парах изображают фломастерами весь пройденный маршрут или его фрагменты.

Школа снаружи

Первый этап

На прогулке дети обходят школьное здание, пытаются найти окна своего будущего класса и других знакомых помещений. Вернувшись в групповую комнату, желающие изображают школьное здание, каким они его увидели. Затем каждому ребенку в конверте выдается секретное задание для родителей: изобразить здание школы.

Второй этап

На следующий день на доске развешиваются работы родителей. Учитель предлагает детям разделить все изображения на группы. Каждый предлагающий свой вариант классификации обосновывает его.

Из опыта

В нашем проекте были варианты разделения изображения на плоскостные (фасады) и объемные (попытки изобразить в ракурсе); цветные и черно­белые, точно передающие облик нашей школы и фантазии родителей на тему школы, изображение плана или любые другие... При обсуждении различий и принципов группировки завязалась живая дискуссия между детьми, в которой они объясняли друг другу свое понимание пространственной конструкции и отражение ее в плане. Спонтанно родилась идея построить макеты школы, что и было сделано группами из разных подручных материалов (кубики, в том числе Зайцева с буквами, счетные палочки, конструктор). Все объяснения звучали на «детском языке», никакие определения понятий взрослыми не вводились.
На основе результатов предыдущей работы восстанавливается план этажа, где располагается кабинет будущих первоклассников. Его начинает рисовать на доске педагог, а затем инициатива переходит к детям. Они уточняют детали, исправляют друг друга, спорят. Разрешается по очереди отправляться в коридор, чтобы понять последовательность, расположение кабинетов, лестниц, оценить расстояние между ними.

Отгадываем пространственные загадки

Пространственные задания выполняются индивидуально или парами. Ребенок получает карточку, на которой написана инструкция или с помощью понятных значков нарисована схема его маршрута: спустись на два этажа, поверни налево, пройди по коридору до конца. Какой кабинет ты видишь? Выполнив все указанные действия, предшкольник возвращается в групповую комнату с ответом. Если он ошибся, можно предложить ему пройти заданный маршрут еще раз, но уже с помощником из числа «опытных» детей.
Когда дети освоятся с выполнением заданий подобного типа, можно предложить им самим придумывать загадки и давать друг другу задания.

Вероника ДЕНИСОВА,
педагог школы № 734, г. Москва

На подступах к тетради

Упражнения на пространственную ориентацию для детей предшкольного возраста

Знакомьтесь: наш Герой!

Детям предшкольного возраста необходим сказочный герой, который присутствует в их жизни и участвует в занятиях. Он должен нести тайну, волшебство, маленькое чудо. Однако, независимо от того, какой именно герой будет выбран педагогом, интерес к нему может постепенно угаснуть. Как можно избежать привыкания к герою и его превращения в формальный атрибут процесса учебы в классе?

1. Герою нужно придумать необычное имя. Например: Каля, Каляня, Шушуня, Буська.

2. Этот герой не должен быть пассивным тунеядцем, который все время что­то требует или просит. Пусть он первый напишет письмо какомунибудь конкретному ребенку, пришлет детям смешные загадки, посмотрев на план своей квартиры, придуманный детьми, сделает свой, который будет чем­нибудь отличаться. Эта работа сказочного героя, в тайне от детей выполняемая педагогом, поможет избежать затягивания некоторых важных учебных дел, ускорить их, когда это желательно. В то же время сказочный герой не должен превращаться в этакого «проверялу», вечного критика и оценщика детской работы. Надо, чтобы дети иногда не соглашались с этим персонажем, спорили с ним, переубеждали его, исправляли его ошибки.

3. Внешность героя должна быть необычной, отличающейся от знакомых магазинных игрушек. Форма тела и материал большого значения не имеют, однако важно сделать глаза живыми и выразительными. Их можно расположить поближе друг к другу, четко прорисовать зрачки, чтобы было видно, куда смотрит кукла. Лучше, если герой будет маленьким и сумеет поместиться в ладошку. К тому же небольшой размер поможет герою легко прятаться в классе и наблюдать за детьми из укромного уголка, оставаясь до поры незаметным для них.

4. Чудо, тайна, волшебство быстро исчезнут, если мы в любой момент можем увидеть героя, взять его в руки, потрогать, поиграть. Поэтому особенно в первое время нельзя давать детям героя в руки и самому брать его в руки при детях. Пусть герой появляется и исчезает каждый день в разных местах класса. Сегодня — выглядывает изза цветка в горшке, завтра — изпод карниза с портьерой, послезавтра — изза картины на стене. Заметить его смогут не все, а только тот, кто в него уже поверит и высматривает специально. В конце занятия педагог может шепнуть комуто из детей на ухо, куда надо посмотреть — тихотихо, чтобы не спугнуть. Как только дети после занятия выйдут из комнаты, героя надо сразу перепрятать в другое место. Счастливчики, видевшие его, проболтаются и наверняка вернутся с друзьями и подружками посмотреть еще раз. А его уже нет: спрятался, убежал. Только к концу какогонибудь важного этапа жизни герой может спуститься и даться детям в руки. К этому моменту у детей по отношению к нему уже выработается терпение, сформируется бережное отношение. Те, кто верят, что он живой, «взаправдашний», уже не разочаруются и в руки его возьмут тихонько, бережно, а кто не верил в него — уже и не поверит.

5. Герой должен быть близок детям. Он такой же, как они: пишет с ошибками и печатными буквами, использует такие же словечки, как они, обижается и радуется по мелочам. Все это должно отражаться в его письмах. Кроме того, он не забывает поздравить того, у кого сегодня день рождения, и у него самого может случиться день рождения. Он вежливый, всегда говорит спасибо, даже за очень маленькое дело, которое сделано для него с душой. Он может болеть гриппом, уезжать на каникулы к бабушке и привозить от нее гостинцы: варенье, шишки, целую кучу интересных старых журналов или газет. Мало ли какие подарочки дает ему бабушка! Он всегда делится этими подарками с детьми. Иногда он делает глупости и даже мелкие пакости, но не со зла, а по простодушию и недоразумению.

6. Если учитель сам любит этого героя и с удовольствием играет в него, то и дети полюбят. А иначе и браться не стоит.

Елена БЕРЕЖКОВСКАЯ,
Александра САПОЖНИКОВА,
Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ