Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2008

УЧИМСЯ ИГРАЯ

Наталия КАРКАЧЕВА,
г. Тамань, Краснодарский край

Музыкальный конкурс

Ведущий. Друзья! Сегодня нас ждут веселые конкурсы. Для этого мы разделимся на две музыкальные команды: команду «До» и команду «Ми». Отгадайте загадку:

Вот сидят девчонки –
Черные глазенки,
Будто на скамеечках,
На пяти линеечках.
Что это?

Дети. Ноты.

Ведущий. Надеюсь, вы знакомы с нотами. А если так, то слушайте вопросы и отвечайте на них хором.

Конкурс «Разминка» (проводится под музыку)

Звукоряд от «до» до ...
(Ребята отвечают: «До»)!
Впереди всех – нота «до»,
А за нею на горе
Машет ручкой нота... («Ре»)!
Третья нота из семи,
Безусловно, нота... («Ми»)!
Нарисована графа,
А под нею нота... («Фа»)!
В огороде есть фасоль,
Здесь же, в нотах, только... («Соль»)!
Быстро пальцем шевеля,
Проиграл я ноту ... («Ля»)!
У ребят у всех спроси:
Как закончить гамму?.. («Си»)!
Гамма вся – от До до До,
Си, Ля, Соль, Фа, Ми, Ре... («До»)!

Ученица 1

В одной стране есть чудный лес,
Там ноты проживают.
Скрипичный ключ с березы слез
И в салочки играет.
А нота Соль, а нота Соль
Пред Фа воображает,
И ласковые До и Ми
В обнимочку гуляют.
Когда я в лес попала,
Я музыкантом стала.

Конкурс «Это что за инструменты?»

Ведущий. Знакомы ли вы с музыкальными инструментами? Сейчас мы это проверим.

Приложил к губам я трубку –
Полилась по лесу трель.
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется...

Дети. Свирель.

Ведущий.

У какого инструмента
Есть и струны, и педаль?
Что же это? Несомненно,
Это звонкий наш...

Дети. Рояль.

Ведущий.

Ящик на коленях пляшет –
То поет, то громко плачет.

Дети. Баян.

Ведущий.

Он по виду – брат баяну,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану –
Всем знаком...

Дети. Аккордеон!

Ведущий.

Громче флейты, громче скрипок,
Громче труб наш великан.
Он ритмичен, он отличен,
Наш веселый...

Дети. Барабан!

Ведущий. Названия каких еще инструментов вам встречались в загадках?

Для следующего задания на сцену выходят по два человека от каждой команды.

Конкурс «Буквы правильно поставишь – назовешь нам инструмент»

На доске:

Команда «До»

Фасон + сок (саксофон)
Пас + крик (скрипка)

Команда «Ми»

Сток + баран (контрабас)
Фа + ар (арфа)

– Пока ребята думают, нас ждет знакомство с русскими народными инструментами.

На сцене – группа самодеятельных артистов «Лесные музыканты».

Ученик 1.

Собирались музыканты
На зеленый на лужок,
Приносили музыканты
Кто сопелку, кто рожок.
Сколько музыкантов,
Столько и талантов!

Ученик 2.

Разгоняя облака,
Вышло солнце из рожка.
Заиграл, запел рожок:
«В небе солнце я зажег!»

Ученик 3.

Суслик на пригорке
Заплясал у норки,
Песню солнышку запел,
На сопелке засвистел.

Ученик 4.

Выходили гуси,
Выносили гусли.
Раз по струнам провели –
Все деревья зацвели.

Ученик 5.

Вот ударил в барабан
Барабанщик баран!
Громко бить по барабану
Очень нравится барану.

Ученик 6.

Растрещались
две трещотки –
У трещоток звуки четки:
«Если быстро нас вращать,
Будем громко мы трещать!»

Ученик 7.

Три веселых кошки
Взяли в лапки ложки –
Деревянные, резные,
Звонкие да расписные!

Ученик 8.

Я играю на гармошке,
Хоть моя гармонь – с ладонь.
Если вырасту немножко,
Подрастет моя гармонь.

Ученик 9.

Как похожи птичьи трели
На звучание свирели!
И когда поет капель,
Тоже слышится свирель.

Ученик 10.

Волк забрался на скамейку,
В лапы взял свою жалейку.
Чтобы стало веселей,
Сил, жалейка, не жалей!

Ученик 11.

Если в бубен бьет медведь,
Бубну как не зазвенеть!

Ученик 12.

Захотелось даже зайке
Поиграть на балалайке.
Заиграл – и в тот же час
Все в лесу пустились в пляс.

Все вместе исполняют одну из русских народных песен.

Ученик 13.

Вот умолкли инструменты,
И тогда со всех сторон
Раздались аплодисменты,
Все выходят на поклон.

Конкурс «Четыре мелодии»

16.gif (5464 bytes)Ведущий. Послушайте четыре мелодии и скажите: можно ли три из них объединить по какому-либо признаку и почему к ним нельзя отнести четвертую мелодию?

Одна за другой звучат четыре мелодии, например: «Наш край» Д. Кабалевского, «Степь да степь кругом» (русская народная песня), «Любитель-рыболов» М. Старокадомского, «Не дразните собак» Е. Птичкина.

Дети. Три песни – произведения композиторов, а «Степь да степь кругом» – старинная русская песня.

Аналогично детям предлагаются три вальса и один марш, три песни Ю. Антонова и одна – Е. Крылатова.

Конкурс «Раз – словечко, два – словечко – будет песенка!»

Ведущий. Говорят, из песни слова не выкинешь. Это правильно. Сейчас я буду называть слова, а вы догадайтесь, из каких песен они взяты.

  • Весело («Вместе весело шагать...»).

  • Друзья («Когда мои друзья со мной»).

  • Кузнечик («В траве сидел кузнечик»).

  • Пешеходы («Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам»).

  • Облака («Облака, белогривые лошадки»).

  • Дремлет («Крейсер “Аврора”»).

  • Небосвод («Чунга-Чанга»).

Ведущий. Кто знает имя композитора, написавшего все эти песни?

Дети. Владимир Шаинский.

Ведущий. Какие еще песни этого композитора вы знаете?

Дети. «Антошка», «Синяя вода», «Песенка Чебурашки», «Песенка об улыбке».

Ведущий. Споем одну из них хором.

Дети исполняют песню.

Конкурс «Угадай мелодию»

Ведущий. Это песня о дереве – символе России.

Дети. Русская народная песня «Во поле береза стояла».

Ведущий. Песня о друзьях-музыкантах, которые любят путешествовать.

Дети. «Песенка друзей» из мультфильма «Бременские музыканты».

Ведущий. Это песня о причине изменения цвета добродушного животного.

Дети. «Розовый слон» Евгения Крылатова.

Ведущий. Песня о дальней дороге, хороших друзьях, веселом настроении.

Дети. «Веселые путешественники» М. Старокадомского.

Перед каждой песней пианист играет семь нот мелодии.

Ученик 14.

Музыка – лукавая работа:
Чтобы людям сердце взволновать,
Мало пьесу выучить по нотам –
Надо научиться колдовать.

Ученик 15.

Надо понимать язык снежинок,
Записать, о чем поет капель,
Или вдруг на крыльях журавлиных
Полететь за тридевять земель.

Ученик 16.

Надо превращаться в медвежонка,
На сосну карабкаться, урча,
Или трепетать травинкой тонкой
У лесного чистого ручья.

Ученик 17.

Тот, кто это знает и умеет, –
Тот приносит счастье в каждый дом.
Постарайся сделаться добрее –
Добрым музыкантом-колдуном.

Ведущий. Пока жюри подводит итоги, каждая команда споет свою любимую песню.

Команды исполняют песни.

Ведущий. Слово предоставляется жюри, которое подведет итоги, объявит результаты конкурсов и назовет команду-победительницу.

Музыкальная викторина

Ведущий. Известный композитор Дмитрий Шостакович однажды сказал: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать».
Музыка – это язык души, это область чувств и настроений. Это в звуках выраженная мысль. Наша викторина посвящена музыке – одному из видов искусств, способному возвысить человека и выявить его лучшие духовные качества.

1. Как называются люди, создающие музыкальные произведения? (Композиторы.)
2. Как называется большой коллектив певцов? (Хор.)
3. Кто изобрел нотный стан? (Итальянский монах Гвидо д’ Ареццо.)
4. Какой из музыкальных инструментов самый большой? (Орган.)
5. Сколько музыкантов играют в квартете? (Четыре.)
6. Как называется ансамбль из девяти человек? (Нонет.)
7. Какой самый высокий женский голос? (Сопрано.)
8. Как называют народного певца на Кавказе? (Ашуг.)
9. Как называли в Средние века странствующих певцов-музыкантов? (Барды, мейстерзингеры или менестрели.)
10. Что означает слово «симфония»? (Созвучие.)
11. Какой из музыкальных жанров самый древний? (Песня.)
12. Сколько струн у скрипки? (Четыре.)
13. Что означает слово «оперетта»? (Маленькая опера.)
14. Какая страна является родиной оперетты? (Франция.)
15. Как переводится с итальянского языка слово «опера»? (Труд, сочинение.)
16. Какой музыкальный инструмент прославил Луи Армстронга? (Труба.)
17. Какая страна является родиной саксофона? (Болгария.)
18. Гражданином какой страны был композитор Барток? (Венгрии.)
19. В каком городе родился Вольфганг Амадей Моцарт? (В Зальцбурге.)
20. Назовите композитора – руководителя «Могучей кучки». (М.А. Балакирев.)
21. Какой композитор написал знаменитый «Полет шмеля»? (Н.А. Римский-Корсаков.)
22. Кого в свое время называли «самым большим музыкальным талантом современной России»? (П.И. Чайковского.)
23. Сколько балетов написал П.И. Чайковский? Назовите их. (Три: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».)
24. Как называется музыкальное вступление к опере, оперетте, балету? (Увертюра.)
25. Какой город носит звание музыкальной столицы Европы? (Вена.)
26. Как называется пьеса для одного инструмента? (Этюд.)
27. Назовите музыкальный инструмент Садко. (Гусли.)
28. Какие еще старинные русские музыкальные инструменты вы знаете? (Трещотки, жалейка, сопелка, ложки, бубен, и т.д.)
29. Какой музыкальный инструмент применил Юлий Цезарь для устрашения слонов? (Барабан.)
30. Как называется хоровое пение без сопровождения? (Капелла.)
31. Какие песни, по мнению итальянцев, предназначены для исполнения в поздние часы? (Серенады.)
32. Как называется сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением? (Романс.)
33. Какой инструмент на Руси звали и вяткой, и саратовкой, и ливенкой? (Гармонь.)
34. Назовите инструмент, созданный дрезденским мастером Вагнером в 1774 году, ставший предшественником рояля. (Королевский клавесин.)
35. Какой инструмент в 1892 году вывел Василия Андреева во французские академики? (Балалайка.)

Жюри подводит итоги викторины.

Ведущий. Нет на свете людей, абсолютно равнодушных к музыке. И об этом прекрасно сказал Шекспир:

«Нет на свете живого существа,
Столь жесткого, крутого, адски злого,
Чтоб не могла хотя на час один
В нем музыка свершить переворота».

Подводятся итоги всех конкурсов. Победители награждаются призами и подарками.

Рисунки Н. и С. Гордиенко