Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №7/2008

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Тамара Вивиановна ИГНАТЬЕВА,
заслуженный учитель Российской Федерации

Контрольные и проверочные работы
для 1—4-х классов

Русский язык

Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам за учебный год.

1-й класс

Цель работы – проверить сформированность умений на практике применять правила о правописании гласных после шипящих, об обозначении на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (е, ё, я, ю, и) и мягким знаком, о большой букве в именах и кличках животных, названиях городов, рек.
При диктовке четко проговариваются орфограммы, незнакомые учащимся.

ДИКТАНТЫ

Наш двор

Наш двор широкий и чистый. Мы гуляем тут с ребятами. У Петра собака Джек. Мария играет с сестрой Эльзой. Коля и его брат футболисты. Мальчики играют в мячик.

На поляне

Яша и Катюшка искали щавель. Щавель сочный и кислый. Кузовок быстро стал полным. Под ёлкой спрятался белый гриб. Боровик возьмем для бабушки Марьи. Пора домой!

Белочка

Стоит жара. Школьники идут в парк. Там много ручных белок. Я стучу по стволу ёлки. Спустилась рыжая плутовка. Пушистым хвостом она провела мне по лицу и убежала.

Весна

Пришла весна. Теплый ветер разогнал тучи. Белые пушистые облака бегут по небу. На лужайке рос подснежник. У него нежные синие цветочки. Шмель спешит к чашечке цветка.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать текст с доски без пропуска и замены букв.

Лисичкин хлеб

Вот я и дома. На стол положил корешки, траву, кусок хлеба. Внучка откусила кусочек.
Кто дал тебе хлебушек? Лисичка?
Я кивнул головой и улыбнулся.

В цирке

В цирке жил лев. Он старый и добрый. Дети любили льва. Он прыгал в кольцо с огнём. На тумбе лев сидел рядом с Жучкой. А мышей боялся.

На пасеке

Рой пчёл сел на куст. Дядя Ваня взял мешок и шапку с сеткой. Тихо накрыл он рой и завязал край мешка. Теперь пчёлы живут в улье.

Ландыши

Стоял тёплый день. Роща была залита ярким светом. Тихо журчал ручей. В тени росли беленькие ландыши. Они были хороши и душисты. Это чудо природы.

РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ И ТЕКСТОМ

I. Прочитай текст.

Цветы на клумбе

Стояла жара. Земля на клумбе была сухая. Цветы и листочки поникли. Илья принёс лейку с водой. Мальчик полил розы. Цветы ожили.

Запиши ответы на вопросы:

1. Какая земля была на клумбе?
2. Что стало с листочками цветов?
3. Кто полил розы?
4. Что стало с цветами?

II. Из слов каждой строчки составь предложения. Запиши их.

мама, тюльпаны, любит, наша
Алёнка, Игорь, и, цветов, подарили, алых, ей, букет
очень, была, мама, рада

III. Прочитай предложения.

Лист кувшинки поплыл по реке.
Рыбам стало жалко Дюймовочку.
Они перегрызли стебель листа.

Запиши предложения друг за другом так, чтобы получился связный текст.

2-й класс

Цель работы – проверить умение правильно писать имена собственные, обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные в конце слова, писать удвоенные согласные, слова с разделительным мягким знаком, безударные согласные в двусложных словах и формах слов.
Объем диктанта: 35–45 слов.
Четко проговариваются все неизученные орфограммы.

ДИКТАНТЫ

На лугу

Лиля и Владик гнали корову Василиску на луг. На лугу летом хорошо!
За селом они прошли чудесную рощу. Лучи солнышка дарили земле свет и тепло. Луговая трава была высокая. Бабочка перелетала с цветка на цветок. На васильках грозно гудел шмель. Кого он пугал? Корову Василиску?

Прощайте, снега и морозы!

Ушла зима со снегами и морозами. Ребята убрали коньки и лыжи. Прощай, студёная зима!
Всюду побежали весёлые ручейки. По лужам прыгали солнечные зайчата. Весело запели синички, зачирикали воробьи.
Друзья Алеша и Таня пошли гулять. На дворе шумно. Там дети играли в прятки. Всем было весело.

Шиповник и кошкины слёзы

Яркими цветами у дома пылал куст. Это был шиповник. Его посадили бабушка Настя и внук Антон.
Хороши на шиповнике белые и розовые цветы. Шипы тоже хороши и колки. Наша кошка Пушинка тронула лапкой ветку. Стало больно. Кошка протянула мне лапку. Я вытащил занозу. Кошка лизала ранку.

Весна пришла

У леса стоит деревушка Добрая. Жители здесь тоже добрые и приветливые. Весной на поля прилетела стая грачей. Запели чудесные песни скворцы. Это наши гости. Ребята рады им.
С крыши падали частые капельки. Вода текла по стеклу. Крыльцо было мокрое. Из воды получились бойкие добрые ручейки.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Тучки-закорючки

По небу бежали весёлые тучки. Они присели у леса. Полил тёплый грибной дождь.
Дождик закончился. Облака плыли дальше. Это были уже белые лошадки. Они цокали копытами. Гривы у лошадей белые и кудрявые. Под ногами лошадей белое море. Гребни волн прыгали, и лошади плыли по небу.

Воробьишка

Жилбыл воробей. Его звали Пудик. Он сидел на самом краю гнезда. Малыш звонко пел свои чудесные песни. Так ему казалось.
На земле сидела рыжая пушистая кошка. У неё были зелёные глаза. Рыжий хвост бегал тудасюда. Она наблюдала за глупым смешным Пудиком.

(По М. Горькому)

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ И ТЕКСТОМ

Грибная ванна

У озера качались сухие камыши. Частые капельки воды падали на землю, на травку, на шляпки грибов. Под сосной рос гриб – сыроежка. На край гриба сел зелёный жук. Немного подумал и стал плавать в шляпке. Вода ласкала его крылья. Потом жук решил принять воздушные ванны. Чудеса!

Прочитай предложения.
Можно ли назвать эту группу предложений текстом?
Почему?
Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился связный текст.

Зверёк в беде

Белка прыгнула на край их весла.
У озера качались камыши.
Над водой летали чайки и стрижи.
Она выбилась из сил.
Тут на земле много вкусных и душистых шишек.
Но вот и берег.
Белочка плыла по озеру.
Илья и Дима помогли симпатичному зверьку.

3-й класс

Цель работы – проверить сформированность умения писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы: безударные гласные, проверяемые ударением; звонкие, глухие, удвоенные, непроизносимые согласные; разделительный твердый и мягкий знаки; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных; не с глаголами.
Объем диктанта: 55–65 слов.

ДИКТАНТЫ

Ледяные красавицы

Март. Всё ярче и жарче светило весеннее солнце. Мягкий ветерок гнал, торопил облака. На балконах и крышах домов поселились сосульки. Днём солнечный луч играл с ледяными красавицами. Они сверкали, отливали серебром. Первые крупные капли упали на землю. Съехала с крыши большущая шапка снега.
Наступила ночь. Подморозило. Ледяная корка покрыла землю. Но весна рядом. В городе первые её вестники – сосульки.

В походе

Стояло жаркое лето. Мы отправились в лес. Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. Редко проникал сюда солнечный луч. Громадные ёлки стояли угрюмо. Они опустили свои могучие ветви. Тишь кругом.
Мы поспешили выйти на полянку. Она вся была залита светом. Радостные песни птиц встретили нас. В травке прыгали кузнечики. Прожужжал мохнатый шмель. Мы решили отдохнуть у берёзки. Она встретила нас чудной прохладой.

Весенняя радость

Вот и ранняя весна пришла. Солнце съело последний снег. Под крышей жилого дома каждый год ласточки лепили гнездо. Жильцы дома не разрушали его.
Только к концу апреля прилетели наши гостьи. Ласточки таскали из ручья глину, ил. Они поправляли своё старенькое гнёздышко. Через три недели из него выглянули крошечные головки. Мы часами смотрели на заботливых птиц. Они носились по воздуху, ловили мух и комаров.

Куропатка и машины

Через дорогу переводила своих малышей куропатка. В это время вынырнула изза поворота машина. Мать повернулась грудью к машине. Перья взъерошились. Птица просила подождать. Подъезжали другие машины и останавливались. Пушистые цыплятки бежали к болотцу. Они понимали опасность.
Шофёр ждал. На дороге не осталось пушистых комочков. Мать сошла с дороги. Камыши укрыли всю семью. Грозно заревел мотор машины. Грузовики тронулись в путь.

(По В. Астафьеву)

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Охраняйте природу

В нашем краю есть удивительное озеро. Особенно оно красиво весной. Луч солнца скользит по воде. Озеро блестит, сверкает. На озере много островов. Они все усыпаны множеством цветов. Кругом тишь. Красота радует глаз.
В воскресные дни мы на разъездах установили посты. Рядом в лесах растут подснежники. Охапки цветов несут люди домой. Но в доме цветы долго не живут, погибают. А вот любители больших букетов этого не понимают.

Предание об озере Селигер

Жил на Селигере охотник. Он стрелял из лука диких уток. Его стрела случайно попала в белого лебедя. Лебедь долго бился, пока не утонул. Из крыльев выпали перья и остались на воде. Водяные слёзы капали с белых лодочек.
Охотнику жаль стало лебедя. Лук и стрелы он бросил в озеро. Утром на том месте, где утонул лебедь, охотник увидел лёгкие, как перья, белоснежные цветы. Это были водяные лилии.

(По М. Коршунову)

Гнездо на болотце

Лесная дорога вывела нас к лесному болотцу. У берегов вода затянулась мхом. Земля под ногами ходила ходуном. На середине болотца была чистая вода и островок. Там росли сосенки.
Но вот в небе появилась большая птица. Крылья у неё были широкие, клюв загнут крючком. В когтях она тащила рыбину. Птица сделала круг над озером и села на сосну. Запищали в гнезде голодные птенцы. Мать с нежностью стала их кормить.

Родник

В глуши лесной, в глуши земной,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студёный.

Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.

А небеса и лес нагорный
Глядят, задумавшись в тиши,
Как в светлой влаге голыши
Дрожат мозаикой узорной.

(И. Бунин)

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ И ТЕКСТОМ

ИЗЛОЖЕНИЕ

Лисёнок

Дед шёл по узкой дорожке. Вдруг на краю дороги он заметил маленького лисёнка. Лисёнок жалобно скулил. Дед принёс малыша домой, посадил в ящик. Он дал ему молока. Лисёнок забился в угол и не ел.
Ночью малыш стал тявкать. Он мешал хозяину спать. Дед вынес лисёнка в сарай. Утром зверек пропал. Под сараем был сделан подкоп.
Это приходила мать. По запаху она нашла сына, подкопала землю и унесла лисёнка.

Письмо изложения по коллективно составленному плану.
Возможно задание по внесению в текст описания животных.

Прочитай текст.
Допиши конец рассказа.
Придумай заголовок к своему тексту.

Ребята пошли в лес. Миша остановился около старого дуба. На самых сухих ветках висели белые грибочки. Удивился Миша, догнал друзей и рассказал им про грибы.
Вернулись ребята к дубу, а грибовто и нет.

Составь текст по плану:

1. На фотоохоту в лес.
2. Сказочный лес.
3. Погода испортилась.
4. С богатой добычей скорей домой!

4-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить сформированность умения писать текст под диктовку, включающий изученные орфограммы за курс начальной школы. Объем работы: 75–80 слов.

Всегда оставайся человеком

Пойдём со мной на опушку леса, нагнёмся и раздвинем руками траву. Вот тонкий стебелёк с двумя листочками. Это берёзка. Она очень маленькая, ей всего один год. А вот из травы выглядывают крохотные иголочки. Это сосенка. Рядом с этими деревьями ты стоишь сущим великаном.
Ты можешь сломать сосенку или берёзку одним пальцем. Но ты встанешь и перешагнёшь через этих малюток, а лучше обойдешь их.
Быстро пролетят года. На этом месте будет шуметь лес. Ты станешь взрослым. Но никогда не забывай быть добрым великаном.

(По Э. Шиму)

Звуки степной жизни

Перед нами раскинулась широкая степь. В голубом небе искрится солнце. Взглянешь кругом – всё поля. Ветер гонит волны по зелёному полю пшеницы.
Речка сверкает в солнечной дрожащей дымке. По обоим берегам ее пасутся отары овец, стада коров, табуны лошадей. Пастбище весной в степи покрыто свежей зелёной травой. Шумит камыш. В тишине слышны красивые голоса и напевные звуки. Вот донеслись лай собак, хлопанье кнута чабана и жалобный плач ягнят. В болотцах пробуют голоса лягушки. Звуки этой степной жизни сливаются в большой оркестр.

Это Родина моя

Летний дождь перестаёт. Ты смотришь на небо. Оно голубеет. Волшебный мост перекинулся от деревни до соснового бора. Это красавица радуга. Запах полевых цветов заполняет всю местность. Из­за леса выплывает огромное солнце. Дождевые капли тяжело падают с листочков и травинок. Каждая из них сверкает, искрится. От земли идёт лёгкий пар. Воздух свеж. Что-то кричит с ветки птица. Солнце освещает высокую сосну с гладким стволом. Вдруг вижу под сосной красавца с темной головкой на крепкой ножке. Это гриб боровик. Вот повезло!

У бабушки в деревне

Ранней весной бабушка Агафья подарила мне цыплят. За лето они все подросли и оказались шустрыми петушками. Я кормил их пшеном.
Утром я выходил на рыбалку. Петушки бежали за мной до самой реки. По дороге я всегда останавливался у одного места. Солнечные лучи там сверкали, переливались на водной поверхности. Низко над водой свисали кусты ив.
Я долго смотрел, что происходит в глубине реки. Иногда там разгуливала стая крупных рыб. Рыба не брала насадку на удочке. Она была очень осторожной.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Наши скромные цветы

Я очень люблю простые лесные цветы. Ранней весной, как только растает снег, мы идём далеко в лес. Там мы любуемся цветами ожившего леса. Эти простые цветы нравятся нам больше пышных садовых.
На самом берегу ручья, у зеленого лесного болотца, густо цветут незабудки. Очень красивы эти маленькие голубые цветы. В крошечных их лепестках как будто отразилась голубизна летнего неба.
Прячась в высоких зарослях камыша, тихо струится живой лесной ручеёк. Колышутся зелёные травинки. Приятно смотреть на чистый голубой ковер разросшихся у ручья незабудок.

(И. Соколов-Микитов)

Дружная семейка

Из всех грибов самые дружные – опята. Они по тонкой жёрдочке пробегут, на дерево всей ватагой влезут, старый пень плотным кольцом окружат.
Ранним утром пришёл я на знакомую поляну. Через четверть часа моя корзина полна, а опят вроде как и не убыло. Расселились они по краям, по кочкам, облепили пеньки.
И решил я друзей пригласить на щедрую поляну. Но на этот раз опята удивили нас. Два часа кружили по поляне – нет грибов.
Ничего не поделаешь, опята – дружные ребята. Они вместе пришли и уходят все разом.

(По А. Дюкову)

Чудеса в облаках

Меня первый раз взяли в настоящий поход. Мы работали на Кавказе. Я должна была возвращаться рано и готовить для всех обед.
По утрам мы просыпались почти при ясном небе. Облака летали у нас под ногами. Они были белыми и очень плотным слоем расстилались. Мне всегда казалось, что по ним можно легко пройти от одной вершины до другой. Когда я бродила по горам, облака догоняли меня. Я шла в светлом тумане. Но вот облака поднимались, и весь день царило южное солнце.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ И ТЕКСТОМ

Запиши текст по самостоятельно составленному плану.

Испытание

Вечером мы долго засиделись у костра. Ребята рассказывали о своих походах и восхождениях на горные хребты. Я ушла в палатку и заснула под гул их голосов.
Ночью я проснулась от непривычного грохота. Палатка на мгновение осветилась ярким белым огнём. Мне стало страшно. Грозовые тучи окружили палатку. Молнии разряжались рядом. Лил потоком дождь. Он шумел, ворочал камни. Каждую минуту раздавались оглушительные и звонкие раскаты грома. Горное эхо повторяло, множило их. Я не шевелилась.
Но вот гроза стала отходить за высокий склон горы. Дождь стих, но горные потоки в ущелье ещё издавали страшный шум и грохот.

Запиши начало и конец текста.
Озаглавь свой текст.

...

Белоснежная кувшинка раскинула по чистой воде свои изумрудные листьяладошки. Её волшебные цветы на заре поднялись из воды и раскрыли свои прозрачные лепестки. Они были невиданно хороши.

...

Прочитай пословицы:

  • Весна хороша цветами, а осень – плодами.

  • Март – с водой, апрель – с травой.

  • Лучше нет родного края.

  • Всякому мила своя сторона.

Как ты думаешь, что отражает каждая из пословиц: тему, основную мысль сочинения?
Запиши текст к одной из пословиц.