Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2008

СИСТЕМА ЗАНКОВА

Светлана САМЫКИНА

Итоговые контрольные работы

Литературное чтение

Одновременно работают все учащиеся. Текст предоставляется каждому ученику в отпечатанном виде. Задания и вопросы учитель читает вслух, потом дети перечитывают их про себя. При замере скорости чтения учитель дает первый сигнал спустя несколько секунд после начала чтения и второй – через минуту после первого сигнала. Количество знаков в отрывке подсчитывает учитель. Учащиеся работают в текстах контрольных работ карандашом.

1-й класс

Задание 1

Начни читать текст тихо, вполголоса. По сигналу учителя остановись и отметь место, где читаешь, карандашом.

ЛИСА И КОЗЕЛ

Бежала лиса, на ворон зазевалась – и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет. Идет козел – умная голова, идет–бородищей трясет, рожищами мотает. Заглянул в колодец, увидел там лису и спрашивает:
– Что ты там, лисонька, поделываешь?
– Отдыхаю, голубчик, – отвечает лиса. – Там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы сколько хочешь.
– Хороша ли вода-то?
– Отличная! – отвечает лиса. – Чистая, холодная! Прыгай сюда.
Прыгнул сдуру козел. А лиса вскочила ему на спину, со спины – на рога, да и вон из колодца.
Чуть было не пропал козел с голоду в колодце.

(К. Ушинский)

Вопросы и задания

1. Дочитай текст.

2. Какое произведение ты прочитал:

а) рассказ;
б) сказку о животных;
в) волшебную сказку.

3. Какие слова здесь о лисе, а какие – о козле? Соедини стрелками.

Козел

хитрый (-ая)
глупый (-ая)
коварный (-ая)
находчивый (-ая)
простодушный (-ая)
доверчивый (-ая)

Лиса

 

4. Какая пословица отражает главную мысль текста?

а) На свою глупость жалобы не подашь.
б) Утро вечера мудренее.
в) У семи нянек дитя без глазу.

5. Вспомни другие сказки, где лиса такая же хитрая. Напиши их названия.

Задание 2

ПОДСНЕЖНИК

В саду, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна;
Скажите, ведь правда, что это весна?»

(П. Соловьева)

Вопросы и задания

1. Как надо читать это стихотворение?

а) торжественно, громко;
б) задумчиво, печально;
в) прочувствованно, душевно.

2. Как автор относится к цветку?

а) с нежностью, умилением;
б) равнодушно;
в) с восторгом и ликованием.

3. Почему автор, говоря о подснежнике, использует ласковые слова: ножка, глазок? Напиши.

4. Найди в тексте слова, которые подтверждают, что природа для поэта – живая. Подчеркни 1–2 примера.

Задание 3

Внимательно прочитай два текста.

ТЕКСТ 1

Мы живем на дне огромного воздушного океана, окружающего земной шар. Глубина этого океана – тысяча километров, называется он атмосферой.
Воздушный океан так же неспокоен, как и другие океаны планеты. Солнечное излучение, вращение Земли воздействуют на него таким образом, что воздушные массы все время перемещаются. Их движение мы и называем ветром.

(Г. Райхардт)

ТЕКСТ 2

Как-то утром наше окно распахнул веселый ветерок. Он потрепал занавески, лизнул меня в лицо, полистал книжку и хотел задуть лампу-ночник. Разозлился, что не получилось, и разлохматил шерсть у кошки, и стянул скатерть, и раскачал абажур.
Я закрыл окно и почти его поймал, но он ускользнул через щель под дверью.
Я не пропускал ни одного ветра – делал вертушки, пускал бумажных голубей... Но чаще всего запускал змея.

(Л. Сергеев)

Вопросы и задания

1. Найди верное утверждение:

а) Оба текста объясняют, почему дует ветер.
б) В обоих текстах рассказывается о ветре, но по-разному.
в) В обоих текстах описывается ветер.

2. В тексте___ можно почувствовать отношение героя к ветру.

В тексте ___ автор объясняет, что такое ветер.

Впиши номер текста.

3. Какой из двух текстов научный, а какой – художественный?

а) 1 – научный, 2 – художественный;
б) 1 – художественный, 2 – научный.

4. В научном тексте подчеркни научные слова и выражения.

5. Найди и подчеркни в художественном тексте предложения, где о ветре говорится как о веселом шалуне.

Уровни выполнения работы

Задание 1

Проверка техники чтения. Анализ сказки.

1. Темп чтения (при норме 25 слов в минуту):

  • 4-й уровень – выше нормы;

  • 3-й уровень – 20–25 слов в минуту;

  • 2-й уровень – 15–20 слов в минуту;

  • 1-й уровень – менее 15 слов в минуту.

2. б)

3. Козел – глупый, простодушный, доверчивый; лиса – хитрая, коварная.

4. а) На свою глупость жалобы не подашь.

5. «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, дрозд и петушок» и др.

  • 4-й уровень – всё задание выполнено верно.

  • 3-й уровень – в целом все выполнено верно, но есть отдельные недочеты.

  • 2-й уровень – выполнено менее половины пунктов задания.

  • 1-й уровень – задание не выполнено или выполнено неверно

Задание 2

1. в)

2. а)

3. Автор использует ласковые слова, так как относится к цветку как к маленькому, нежному, живому существу.

4. Могут быть отмечены фразы: березки столпились гурьбой; подснежника глянул глазок голубой; понемножку зеленую выставил ножку; потянулся из всех своих маленьких сил и тихо спросил...

  • 4-й уровень – всё задание выполнено верно.

  • 3-й уровень – в целом все выполнено верно, но есть отдельные недочеты.

  • 2-й уровень – выполнено менее половины пунктов задания.

  • 1-й уровень – задание не выполнено или выполнено неверно.

Задание 3

1. б)

2. В тексте 2 можно почувствовать отношение героя к ветру.

В тексте 1 автор объясняет, что такое ветер.

3. 1 – научный, 2 – художественный.

4. Воздушный океан, окружающий земной шар; глубина этого океана – тысяча километров, называется он атмосферой; океаны планеты; солнечное излучение, вращение Земли воздействуют; воздушные массы все время перемещаются.

5. Окно распахнул веселый ветерок; он потрепал занавески, лизнул меня в лицо, полистал книжку и хотел задуть лампу-ночник; разлохматил шерсть у кошки, и стянул скатерть, и раскачал абажур; он ускользнул через щель под дверью.

  • 4-й уровень – всё задание выполнено верно.

  • 3-й уровень – в целом все выполнено верно, но есть отдельные недочеты.

  • 2-й уровень – выполнены 2 из пяти пунктов задания.

  • 1-й уровень – задания не выполнены или выполнены неверно.

2-й класс

Задание 1

Начни читать текст тихо, вполголоса. По сигналу учителя остановись и отметь место, где читаешь, карандашом.

К концу каникул я уже пас гусей, коз и бабушкину корову Марту. У Марты были большие грустные глаза с длинными ресницами и медный колокольчик на шее. Я очень привязался к Марте. И потому, что она была молчаливой и послушной, и потому, что у нее было вкусное густое молоко. Одно время я даже просил у бабушки разрешения увезти Марту из деревни в город.
– Пожалуйста, вези, – говорила бабушка. – Только где ты ее будешь держать?!
Долго я не мог придумать, куда бы в городе пристроить Марту. Гаражи все были заняты, подвалы забиты углем. И вдруг придумал. На балконе. «Замечательно! – подумал я. – У нас на балконе будет жить корова. Все начнут ходить и удивляться. Иногда, – рассуждал я дальше, – я буду выводить Марту во двор и гулять с ней. А на лето будем выезжать к бабушке».
Так я фантазировал несколько дней. Потом замерил Марту бечевкой, вложил мерку в конверт и написал маме письмо:
«Мама, измерь балкон. Уместится ли Марта?!»
Через три дня от мамы пришел ответ:
«Марта войдет. Хвост не умещается».

Вопросы и задания

1. Дочитай текст.

2. В какой книжке можно прочитать это произведение?

а) Сказки;
б) рассказы для детей;
в) энциклопедия «Домашние животные».

3. Каков этот текст по настроению?

а) Смешной, юмористический;
б) лирический, трогательный;
в) героический.

4. Где и когда происходит действие произведения?

а) Летом в городе;
б) весной в деревне;
в) в деревне во время летних каникул.

5. Подчеркни смешные моменты в тексте.

Задание 2

Внимательно прочитай текст.

ТЕКСТ 1

Неоценимую помощь в предсказании погоды могут оказать животные. В 1972 году на северные районы Германии обрушился смерч со скоростью ветра 170 километров в час. Вихрь уничтожил 50 миллионов деревьев. Оказалось, что на огромной территории, где прошла гигантская воронка, погибло всего 37 животных. Лесничие видели, что накануне вечером лисы, олени, кабаны, дикие козы и другие животные в испуге разбегались в разные стороны. Ученые сделали вывод, что животные обладают способностью улавливать изменения воздушного давления.

Вопросы и задания

1. В этом тексте утверждается такая главная мысль:

а) И дикие, и домашние животные способны предчувствовать погоду.
б) Смерчи приносят большой вред.
в) Животные чутко улавливают состояние природы и могут предсказать погоду.

2. Какие названия используются в этом тексте для обозначения такого явления, как смерч? Выпиши.

Прочитай второй текст.

ТЕКСТ 2

Матрос закричал:
– Это шквал! Сеньор, это шквал*!
Свисток – и матросы бросились на реи*.
Солнце в багровом тумане грузно, устало катилось за горизонт. Как нахмуренная бровь, висела над солнцем острая туча.
Корабль затаил дух и ждал шквала. Загудел ветер. Он ударил по мачтам, завыл. Огромная волна ударила в грудь корабля, хлестнула пеной и понеслась дальше.

(Б. Житков)


* Шквал – сильный, резкий ветер.
* Реи – сооружения для крепления парусов.

Вопросы и задания

1. Главное для автора этого текста:

а) рассказать читателю о шквале как природном явлении;
б) рассказать о морском путешествии и о том, как было страшно в море во время шквала;
в) научить человека правильно вести себя во время стихийного бедствия.

2. Найди в тексте описание солнца и тучи. Какое настроение создается в этих строчках?

а) Ожидание веселого приключения;
б) тревожное, томительное;
в) настроение легкой грусти.

3. Какой из двух текстов научный, а какой – художественный?

а) 1 – научный, 2 – художественный;
б) 1 – художественный, 2 – научный.

4. В тексте, который ты считаешь научным, подчеркни научные слова и выражения.

Задание 3

ПОРВАННАЯ ТРОПИНКА

Моет туча синюю тайгу,
Сбросив с плеч цветное коромысло.
От дождя промокла и раскисла,
Порвалась тропинка на лугу.
В лужицах-разрывах – облака,
Светит солнце, и летают птицы,
Золотые усики пшеницы
Тенькают о чашечку цветка...
Теплый ветер дуетподувает,
Не спеша тропинку
Зашивает.

(Т. Белозеров)

Вопросы и задания

1. Какое это стихотворение по настроению?

а) Веселое, юмористическое;
б) грустное;
в) лирическое, душевное.

2. Внимательно перечитай стихотворение и найди в тексте ответ на вопрос: что значит порвалась тропинка на лугу? Подчеркни ответ в тексте.

3. Что такое цветное коромысло? Напиши.

Попробуй придумать свое, красивое название этому явлению.

4. Найди рифмы в первом четверостишии. Соедини рифмующиеся строчки.

Уровни выполнения работы

Задание 1

Проверка техники чтения. Анализ рассказа

1. Темп чтения (при норме 50 слов в минуту):

  • 4-й уровень – выше нормы;

  • 3-й уровень – 40–50 слов в минуту;

  • 2-й уровень – 30–40 слов в минуту;

  • 1-й уровень – менее 30 слов в минуту.

2. б)

3. а)

4. в)

5. Могут быть подчеркнуты следующие фразы:

«Пожалуйста, вези, – говорила бабушка. – Только где ты ее будешь держать?!»

«На балконе. «Замечательно! – подумал я. – У нас на балконе будет жить корова. Все начнут ходить и удивляться. Иногда, – рассуждал я дальше, – я буду выводить Марту во двор и гулять с ней. А на лето будем выезжать к бабушке».

«Мама, измерь балкон. Уместится ли Марта?!»

«Марта войдет. Хвост не умещается».

  • 4-й уровень – всё задание выполнено верно.

  • 3-й уровень – в целом все выполнено верно, но есть отдельные недочеты, например, в выполнении задания 5.

  • 2-й уровень – выполнено менее половины заданий.

  • 1-й уровень – задания не выполнены или выполнены неверно.

Задание 2

Сравнение научного и художественного текстов

Текст 1. 1. в). 2. Вихрь, гигантская воронка.

Текст 2. 1. б). 2. б). 3. а).

4. Могут быть отмечены фразы: В 1972 году на северные районы Германии обрушился смерч со скоростью ветра 170 километров в час; 50 миллионов деревьев; 37 животных; животные обладают способностью улавливать изменения воздушного давления.

  • 4-й уровень – всё задание выполнено верно.

  • 3-й уровень – в целом все выполнено верно, но есть отдельные недочеты. Например, подчеркнуты не все фразы в научном тексте.

  • 2-й уровень – выполнено менее половины пунктов задания.

  • 1-й уровень – задание не выполнено или выполнено неверно.

Задание 3

1. в)

2. От дождя промокла и раскисла.

3. Радуга. Например, семицветная дуга или семицветье.

4. Тайгу – лугу,
коромысло – раскисла.

  • 4-й уровень – всё задание выполнено верно.

  • 3-й уровень – в целом все выполнено верно, но есть отдельные недочеты.

  • 2-й уровень – выполнено менее половины пунктов задания.

  • 1-й уровень – все задание не выполнено или выполнено неверно.

3-й класс

Задание 1

Начни читать текст тихо, вполголоса. По сигналу учителя остановись и отметь место, где читаешь, карандашом.

День-другой плывут Иван Быкович с царицей-золотые кудри. Нашла на царицу грустьтоска, ударила она себя в грудь, оборотилась щукою и поплыла в море. «Ну, теперь пропала!» – думает Иван Быкович, да вспомнил про седьмого старичка, который умеет ершом плавать.
– Ты, что ли, горазд ершом плавать?
– Я, батюшка, мое дело ребячье! – ударился оземь, оборотился ершом, поплыл в море за щукой и давай ее под бока колоть. Щука выскочила на корабль и опять сделалась царицею – золотые кудри.
А Иван Быкович уже к Чудо-Юдову отцу едет царевну отвезти, как и обещал. Приехал к нему с царицей – золотые кудри; тот позвал двенадцать могучих богатырей, велел принести вилы железные и поднять ему брови и ресницы черные. Глянул на царицу и говорит:
– Ай да Ванюша! Молодец! Теперь я тебя прощу, на белый свет отпущу.
– Нет, погоди, – отвечает Иван Быкович, – не подумавши сказал!
– А что?
– Да у меня приготовлена яма глубокая, через яму лежит жердочка: кто по жердочке пройдет, тот за себя и царицу возьмет.
– Ладно, Ванюшка, ступай ты наперед.
Иван Быкович пошел по жердочке, а царица – золотые кудри про себя говорит:
«Легче пуху лебединого пройди!»
Иван Быкович прошел, а старый старик пошел – так и полетел в яму.
Иван Быкович взял царицу – золотые кудри и воротился домой; скоро они обвенчались и задали пир на весь мир.

Вопросы и задания

1. Дочитай текст.

2. Этот текст – фрагмент сказки:

а) о животных;
б) волшебной;
в) бытовой.

3. Какие черты народной сказки можно обнаружить в этом тексте?

а) Волшебные числа;
б) свадьба – традиционный конец сказки;
в) животные действуют и разговаривают;
г) заклички – специальные слова, с помощью которых вершится волшебство;
д) герои «чужого» мира с необычными способностями, с необычной внешностью.

4. Подчеркни те фрагменты текста, которые подтверждают твой предыдущий ответ, и обозначь их соответствующими буквами: А, Б, В, Г, Д.

5. Встречались ли тебе в других сказках превращения героев в рыбу, птицу, животное? Вспомни таких героев, запиши их имена.

Задание 2

КТО КОГО БОИТСЯ

– Скажите поскорее,
Кого боится мышка?
– Она боится кошки
И больше никого!

– Кого боится кошка?
– Боится злой собаки!
Огромной, злой собаки
И больше никого!

– Кого боится злая,
Огромная собака?
– Хозяина боится
И больше никого!

– Зато хозяин храбрый!
Кого ему бояться?
– Боится он хозяйки
И больше никого!

– Но никого на свете
Хозяйка не боится!
– Ну как же не боится?
Она боится мышки –
И больше никого!

(В. Орлов)

Вопросы и задания

1. Каково это стихотворение по настроению?

а) Грустное, печальное;
б) веселое, шутливое;
в) лирическое, задушевное;

2. Нарисуй кружочками всех героев стихотворения в порядке их появления в тексте. У тебя получится цепочка:

3. Какие произведения литературы и фольклора построены по принципу такой цепочки? Напиши их названия.

4. Как построено это стихотворение?

а) В форме диалога – разговора двух или нескольких лиц;
б) в форме монолога – речи одного лица.

Задание 3

ВОЛК И КОЗА

Волк видит – коза пасется на каменной горе, и нельзя ему к ней подобраться, он ей и говорит:
– Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще.
А коза и говорит:
– Не за тем ты, волк, меня вниз зовешь, – ты не об моем, а о своем корме хлопочешь.

(Л. Толстой)

Вопросы и задания

1. Каков жанр этого произведения?

а) Сказка;
б) рассказ;
в) басня.

2. Какие качества свойственны героям? Соедини стрелками подходящие.

Волк

хитрость
доверчивость
мудрость
леность
осторожность

Коза

3. Найди самые главные слова в произведении. Подчеркни их.

4. Какая пословица более всего соответствует главной мысли этого текста?

а) Не пойман – не вор.
б) На чужой каравай рот не разевай.
в) Где ум, там и толк.

Уровни выполнения работы

Задание 1

Проверка техники чтения. Анализ сказки

1. Темп чтения (при норме 70 слов в минуту):

  • 4-й уровень – выше нормы;

  • 3-й уровень – 60–70 слов в минуту;

  • 2-й уровень – 50–60 слов в минуту;

  • 1-й уровень – менее 50 слов в минуту.

Понимание жанровой специфики волшебной сказки

2. б)

3–4.

а) Волшебные числа: 7, 12
б) Свадьба – традиционный финал.
г) Закличка: «Легче пуху лебединого пройди!»
д) Герои «чужого» мира: царевна – золотые кудри; старичок, способный превратиться в ерша; Чудо-Юдов отец.

5. Финист – ясный сокол, Царевна-лягушка. (Дети могут назвать героев авторских сказок. И это тоже верный ответ! Например, братья-лебеди из сказки Андерсена.)

  • 4-й уровень – всё задание выполнено верно.

  • 3-й уровень – в целом все выполнено верно, но есть отдельные недочеты, например в выполнении задания 4.

  • 2-й уровень – выполнено менее половины объема всего задания.

  • 1-й уровень – задания не выполнены или выполнены неверно.

Задание 2

Анализ стихотворения

1. б)

2. Мышка ––> Кошка ––> Собака ––> Хозяин ––> Хозяйка ––> Мышка.

3. «Теремок», «Колобок», «Репка» и др.

4. а)

  • 4-й уровень – всё задание выполнено верно.

  • 3-й уровень – в целом все выполнено верно, но есть отдельные недочеты.

  • 2-й уровень – выполнено менее половины пунктов задания.

  • 1-й уровень – задание не выполнено или выполнено неверно.

Задание 3

1. в)

2. Волк – хитрость, коза – осторожность, мудрость.

3. «Не за тем ты, волк, меня вниз зовешь, – ты не об моем, а о своем корме хлопочешь».

4. в)

  • 4-й уровень – всё задание выполнено верно.

  • 3-й уровень – в целом все выполнено верно, но есть отдельные недочеты или даны правильные ответы на три вопроса.

  • 2-й уровень – выполнено менее половины задания.

  • 1-й уровень – задание не выполнено или выполнено неверно.

4-й класс

Задание 1

Начни читать текст тихо, вполголоса. По сигналу учителя остановись и отметь место, где читаешь, карандашом.

Жил богатый купец с купчихою; торговал дорогими и знатными товарами и каждый год ездил с ними по чужим государствам.
В некое время снарядил он корабль; стал собираться в дорогу и спрашивает жену:
– Скажи, радость моя, что тебе из иных земель в гостинец* привезти?
Отвечает купчиха:
– Я у тебя всем довольна; всего у меня много! А коли угостить да потешить хочешь, купи мне диво дивное, чудо чудное.
– Хорошо, коли найду – куплю.
Поплыл купец за тридевять земель, в тридесятое царство, пристал к великому, богатому городу, распродал все свои товары, а новые закупил, корабль нагрузил; идет по городу и думает: «Где бы мне найти диво дивное, чудо чудное?»
Попался ему навстречу незнакомый старичок, спрашивает его:
– Что так призадумался-раскручинился, добрый молодец?
– Как мне не кручиниться? – отвечает купец. – Ищу я купить своей жене диво дивное, чудо чудное, да не ведаю где.
– Эх ты, давно бы мне сказал! Пойдем со мной; у меня есть диво дивное, чудо чудное – так и быть, продам.


* Гостинец – подарок.

Вопросы и задания

1. Дочитай текст.

2. Этот текст – начало сказки:

а) о животных;
б) волшебной;
в) бытовой.

3. Какие черты народной сказки можно обнаружить в этом тексте?

а) Волшебные числа;
б) традиционное начало сказки;
в) животные действуют и разговаривают;
г) встреча с волшебным помощником;
д) путешествие в «чужую» страну.

4. Подчеркни те фрагменты текста, который подтверждают твой предыдущий ответ, и обозначь их в тексте сказки соответствующими буквами: а, б, в, г, д.

5. Вспомни сказку (одну или несколько) с подобным началом: девица заказывает необычный гостинец. Как называется эта сказка? Напиши.

6. Какие подробности в этой сказке могли появиться только с развитием торговых отношений между государствами? Подчеркни эти фрагменты волнистой линией.

Задание 2

ДЕТСТВО

Чем жарче день, тем радостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк... Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол – гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.

(И. Бунин)

Вопросы и задания

1. Как надо читать это стихотворение?

а) Весело, задорно;
б) задумчиво, печально;
в) вдохновенно, с радостью.

2. Найди в тексте зрительные образы – то, что видит герой. Подчеркни их прямой линией.

3. Отыщи в тексте упоминания о запахах, о воздухе. Подчеркни их волнистой линией.

4. Есть ли в тексте образы, рожденные благодаря прикосновению к предметам? Подчеркни их пунктирной линией.

5. Можно ли сказать, что герой всеми чувствами впитывает красоту и тепло летнего дня? Напиши.

Задание 3

ВЫСТРЕЛ В ЛЕСУ

Лес молчал. Лишь чуть-чуть играли золотые листья березы, купаясь в блестках солнца. Притихли молодые дубки рядом с величавым исполином-дубом. Бесшумно трепетали оставшиеся на осине серебряно-серенькие листья.

Выстрел!
Лес встрепенулся. Ответил недовольным, обиженным эхом. Казалось, береза, забравшаяся на границу дубняка и осинника, испугалась, вздрогнула. Дубы ахнули, как богатыри. Осина, что рядом, торопливо посыпала листьями.

(Г. Троепольский)

Вопросы и задания

1. В какой книге можно прочитать это произведение?

а)«Сказки»;
б) «Рассказы о природе»;
в) справочник «Леса России».

2. Как ты думаешь, почему лес ответил «недовольным, обиженным эхом»? Напиши.

3. Раздели текст на три части по смыслу. Озаглавь каждую часть.

4. Найди в тексте фразы, где о лесе говорится как о живом существе. Подчеркни.

5. Попробуй о неживом: о солнце, о реке – сказать как о живом.

Солнце – ...; Речка – ... .

Уровни выполнения работы

Задание 1

Проверка техники чтения. Анализ сказки

1. Темп чтения (при норме 90 слов в минуту):

  • 4-й уровень – выше нормы;

  • 3-й уровень – 80–90 слов в минуту;

  • 2-й уровень – 70–80 слов в минуту;

  • 1-й уровень – менее 70 слов в минуту.

Понимание жанровой специфики волшебной сказки

2. б)

3–4.

а) Тридевять, тридесятое.
б) Начало сказки: «Жил...»
г) Встреча с незнакомым старичком.
д) Путешествие в «чужую» страну – путешествие купца.

5. «Аленький цветочек».

6. Торговал дорогими и знатными товарами и каждый год ездил с ними по чужим государствам; Пристал к великому, богатому городу, распродал все свои товары, а новые закупил, корабль нагрузил.

  • 4-й уровень – всё задание выполнено верно.

  • 3-й уровень – в целом все выполнено верно, но есть отдельные недочеты, например, в выполнении задания 4.

  • 2-й уровень – даны правильные ответы только на два вопроса.

  • 1-й уровень – все задание не выполнено или выполнено неверно.

Задание 2

Анализ стихотворения

1. в)

2. Зрительные образы: бродить по этим солнечным палатам; повсюду блеск, повсюду яркий свет; а ствол – гигант, тяжелый, величавый; кора красна.

3. Упоминания о запахах: дышать сухим смолистым ароматом; кажется, что пахнет не сосна, а зной и сухость солнечного света.

4. Осязательные образы: Песок – как шелк... Прильну к сосне корявой...; Кора груба, морщиниста, красна, / Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

5. Да.

  • 4-й уровень – всё задание выполнено верно.

  • 3-й уровень – в целом все выполнено верно, но есть отдельные недочеты.

  • 2-й уровень – выполнены только два пункта задания.

  • 1-й уровень – задание не выполнено или выполнено неверно.

Задание 3

Анализ рассказа

1. б)

2. Выстрел грубо нарушил тихое спокойствие леса, и деревья недовольно заворчали. Человеческое (выстрел) потревожило естественную лесную жизнь.

3. Каждый новый абзац – новая часть. Они могут быть озаглавлены так:

1. Тишина (Лесная тишь).

2. Выстрел (Выстрел в лесу).

3. Лесное эхо (Голоса леса).

4. Лес молчал; ...играли золотые листья березы, купаясь в блестках солнца; притихли молодые дубки рядом с величавым исполином-дубом; лес встрепенулся; ответил недовольным, обиженным эхом; береза, забравшаяся на границу дубняка и осинника, испугалась, вздрогнула; дубы ахнули, как богатыри; осина торопливо посыпала листьями.

5. Солнце смеется.

Река спит, играет.

  • 4-й уровень – всё задание выполнено верно.

  • 3-й уровень – в целом все выполнено верно, но есть отдельные недочеты; или даны верные ответы на четыре вопроса.

  • 2-й уровень – выполнены только два пункта задания.

  • 1-й уровень – задание не выполнено или выполнено неверно.