Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2008

СИСТЕМА ЗАНКОВА

Ирина ТОВПИНЕЦ,
Наталья СЕЛЮНИНА

Итоговые контрольные работы

Окружающий мир

Программа И.П. Товпинец

Оценка выполнения работы

При обработке результатов проверочных и контрольных работ учитель может использовать уровневую и балльную оценку. Ответ высокого уровня соответствует отметке «5», среднего уровня – «4», низкого уровня (без грубых ошибок) – «3». Практика показывает, что учащихся, полностью не выполнивших предлагаемые самостоятельные работы, практически не бывает, если иметь в виду нормальное состояние здоровья и самочувствие ребенка.

Количество проверочных заданий на уроке учитель определяет по собственному усмотрению, создает спокойную доброжелательную обстановку и предоставляет ученикам необходимое время для выполнения заданий. В случае необходимости дается дополнительное время, эти случаи фиксируются.

Формулировки заданий учитель записывает на доске и зачитывает, дает некоторые пояснения по организации выполнения самостоятельных работ (расположение материала ответов, форма записи и пр.).

1-й класс

Задание 1

Дополни предложения и запиши их.

Страна, в которой я живу, – ... .

Столица нашей страны – ... .

Я живу в городе (селе) – ... .

Задание 2

Подпиши части растения.

Задание 3

Распредели названия этих объектов на группы. Группы подпиши.

кукушка, дуб, холодильник, лиса, гора, озеро, курица, снег, стол, машина

Задание 4

Охарактеризуй сегодняшнюю погоду. Запиши ее знаками.

Задание 5

а) Сделай рисунок уличного светофора. Запиши, что означают его световые сигналы.

б) Запиши, что обозначают дорожные знаки.

(Рисунки: знак пешеходного перехода; знак, запрещающий велосипедное движение)

Уровни выполнения заданий

Задание 1

  • Высокий уровень – задание выполнено верно.

  • Средний уровень – даны 2 правильных ответа.

  • Низкий уровень – задание не выполнено либо даны 3 неверных ответа.

Задание 2

  • Высокий уровень – учащиеся правильно называют основные части растения на рисунке.

  • Средний уровень – ответы неполные.

  • Низкий уровень – задание не выполнено.

Задание 3

  • Высокий уровень – учащиеся адекватно используют известные им знаки для характеристики погоды.

  • Средний уровень – ответы неполные.

  • Низкий уровень выявляет неумение учащихся в самостоятельной работе использовать принятые знаки характеристики погоды.

Задание 4

  • Высокий уровень – объекты правильно распределены по группам, все три группы названы верно.

  • Средний уровень – допущены 1–2 ошибки в группировке, группы названы верно.

  • Низкий уровень – допущено более 3 ошибок.

Задание 5

  • Высокий уровень – учащиеся правильно называют световые сигналы светофора и значения дорожных знаков.

  • Средний уровень – ответы неполные.

  • Низкий уровень – ответы неверные.

2-й класс

Звезды и планеты

Задание 1

В каждой группе объектов зачеркни «лишнее» слово. Напиши название группы.

а) Юпитер, Венера, Марс, Земля, Сатурн, луноход – ... .

б) Марс, Луна, Солнце, Уран, Нептун, Юпитер – ….

Задание 2

Дополни предложения. Запиши правильное утверждение.

а) Смена времен года происходит потому, что...

б) На Земле происходит смена дня и ночи потому, что…

Сезонные изменения в природе

Задание 3

Назови, какие изменения происходят в жизни растений и животных весной.

У растений ... .

У животных ... .

Многообразие растительного и животного мира

Задание 4

Назови условия, необходимые для роста и развития растений.

Задание 5

Составь таблицу разнообразия групп животных. Назови представителей (2–3 примера) разных групп.

Группы

Представители группы

  

  

Охрана природы

Задание 6

Назови правила поведения человека у водоема.

Уровни выполнения заданий

Задание 1

  • Высокий уровень – задание выполнено верно.

  • Средний уровень – правильно выбрано лишнее слово в одной группе.

  • Низкий уровень – допущены ошибки в обеих группах.

Задание 2

  • Высокий уровень – 2 правильных утверждения.

  • Средний уровень – 1 правильное утверждение.

  • Низкий уровень – ответы неверные.

Задание 3

  • Высокий уровень – на 3–4 примерах обоснованы особенности жизнедеятельности растений и животных в связи с изменением погодных условий.

  • Средний уровень – приведены 2–3 примера особенностей жизнедеятельности растений и животных весной.

  • Низкий уровень – допущены ошибки, не раскрыта связь живой и неживой природы.

Задание 4

  • Высокий уровень – учащиеся выделяют 3–4 условия, необходимых для роста и развития растений; приводят примеры благоприятного и неблагоприятного воздействия некоторых условий (деятельности людей), влияющих на развитие растений.

  • Средний уровень – учащиеся неполно характеризуют условия, необходимые для жизнедеятельности растений.

  • Низкий уровень – учащиеся неполно характеризуют условия, необходимые для жизнедеятельности растений; ответы не конкретизируются.

Задание 5

  • Высокий уровень – учащиеся справляются с оформлением таблицы, обозначают 5 групп систематизации животных, приводят примеры.

  • Средний уровень – учащиеся нуждаются в помощи при оформлении ответа в виде табличной записи; задание выполняют в полном объеме.

  • Низкий уровень – учащиеся нуждаются в помощи при оформлении таблицы; ответы неполные.

Задание 6

  • Высокий уровень – в ответах содержательно (4–5 суждений) раскрываются правила поведения человека у водоема. Ответы иллюстрируются конкретными примерами. Выражена позитивная эмоционально-ценностная ориентация ученика.

  • Средний уровень – в ответах содержится суждение об опасности для человека, ответ не связан с вопросами охраны природы.

  • Низкий уровень – ответы неполные.

3-й класс

Тела и вещества

Задание 1

Заполни таблицу (укажи 4–5 примеров в каждой группе).

Тела природного происхождения

Тела неприродного происхождения

   

Вода и воздух в природе

Задание 2

Почему в сильный мороз снег скрипит под ногами?

Задание 3

Кратко (схематично) запиши, как происходит круговорот воды в природе.

Задание 4

Подчеркни свойства воздуха. К чему относятся свойства, которые не подчеркнуты?

бесцветный(ая), текучий(ая),

прозрачный(ая), упругий(ая),

безвкусный(ая), без запаха,

сжимаемый(ая),

кипит при температуре +100°С

Задание 5

На какие группы можно распределить полезные ископаемые? Дай название каждой группе.

нефть, торф, гранит, медный колчедан, природный газ, вода, железная руда, песок, бокситы, каменный уголь, известняк

Правила безопасности

Задание 6

Сформулируй и запиши 3–4 правила безопасного поведения, которые важно соблюдать.

Уровни выполнения заданий

Задание 1

  • Высокий уровень – учащиеся правильно приводят примеры тел природного и неприродного происхождения, таблица заполнена полностью.

  • Средний уровень – ответы недостаточно полные.

  • Низкий уровень – в ответах имеются ошибки.

Задание 2

  • Высокий уровень – учащиеся связывают скрип снега с тем, что снежинки состоят из ледяных кристаллов.

  • Средний уровень – выдвигают свои версии, не соответствующие действительности.

  • Низкий уровень – задание не выполнено.

Задание 3

  • Высокий уровень – учащиеся обозначают явления круговорота воды в природе с любого этапа превращений (4–5 позиций).

  • Средний уровень – недостаточно полно охарактеризовано явление круговорота воды в природе.

  • Низкий уровень – в ответах не раскрыта или нарушена последовательность освещения этапов круговорота воды в природе; ответы неполные.

Задание 4

  • Высокий уровень – правильно указано 6 свойств воздуха (бесцветный, прозрачный, упругий, безвкусный, без запаха, сжимаемый). Остальные свойства отнесены к воде.

  • Средний уровень – правильно указано более половины свойств воздуха.

  • Низкий уровень – правильно указано менее половины свойств воздуха.

Задание 5

  • Высокий уровень – найдены 2 способа группировки. Объекты распределены правильно, группы названы.

  • Средний уровень – найден 1 способ группировки. Объекты распределены правильно, группы названы.

  • Низкий уровень – допущены ошибки при распределении объектов в группы.

Задание 6

  • Высокий уровень – обоснованы 3–4 правила безопасного поведения.

  • Средний уровень – обоснованы 1–2 правила безопасного поведения.

  • Низкий уровень – ответы неполные, правила поведения названы без обоснования.

4-й класс

Наша страна – Россия. Россия на карте

Задание 1

Определи по карте, по каким морям и океанам проходит морская граница России.

Природные зоны

Задание 2

Определи по карте и напиши, в каких природных зонах находится Россия.
В какой природной зоне живешь ты?
В какой природной зоне самая длинная зима?

Задание 3

Назови природные богатства своего края.

Уроки истории

Задание 4

Заполни таблицу: укажи дату, рядом с годом напиши век.

1242 г., 1941 г., 1812 г., 1961 г., 988 г.

Событие

Год

Век

Отечественная война с войсками Наполеона

 

 

Первый полет человека в космос

 

 

Великая Отечественная война

 

 

Крещение Руси

 

 

Ледовое побоище

 

 

Уровни выполнения заданий

Задание 1

  • Высокий уровень – правильно указаны названия 3 океанов, 4–5 морей.

  • Средний уровень – правильно указаны названия 2 океанов, 2–3 морей.

  • Низкий уровень – учащиеся испытывают затруднения при самостоятельном получении информации при работе с картой, нуждаются в помощи.

Задание 2

  • Высокий уровень – верно перечислены основные природные зоны, даны правильные ответы на вопросы.

  • Средний уровень – ответ неполный.

  • Низкий уровень – допущены ошибки.

Задание 3

  • Высокий уровень – учащиеся дают разностороннюю характеристику природных богатств и (или) особенностей своего края (лесные, водные ресурсы, запасы полезных ископаемых, уникальность растительного и животного мира, города как промышленно-торговые центры).

  • Средний уровень – ответы неполные.

  • Низкий уровень – ответы неполные, допущены ошибки.

Задание 4

  • Высокий уровень – задание выполнено верно.

  • Средний уровень – допущены 1–3 ошибки.

  • Низкий уровень – допущено более 3 ошибок.