Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2008

Я ИДУ НА УРОК

Елена ДОЛЯН,
г. Абакан

Первоцветы

Русский язык. Окружающий мир. 4-й класс

Тема. Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи на материале «Растения весной. Первоцветы».

Задачи урока. Обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном как части речи; повторить материал о первоцветах, о необходимости охраны растительного мира нашей Родины; развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; создавать речевые высказывания на заданную тему.

Оборудование. Таблица «Имя прилагательное»; рисунки «Первоцветы»; гербарии первоцветов; пьеса П.И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года»; иллюстрированный кроссворд; карточки с текстами.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Звучит музыка П.И. Чайковского «Подснежник».

Учитель. Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день. Какой он?

Дети. Солнечный, радостный, светлый, весенний, счастливый.

III. Сообщение темы урока

У. Какая часть речи помогла описать этот день?

Д. Имя прилагательное.

У. Разгадайте кроссворд, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить. Для того чтобы разгадать кроссворд, нужно вписать в него названия предметов, обозначенных цифрами.

– Какое слово открылось в выделенных клетках?

Д. Весна.

У. Правильно, это весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну утром года.

Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями – цветами. Угадайте, что это за цветы?

По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег,
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.

Д. Первоцветы. Они появляются ранней весной, сразу после таяния снега.

У. Назовите первоцветы, которые вы знаете.

Выслушиваются ответы детей.

– Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.

После ответов детей учитель подводит итог и открывает записанную на доске тему урока: «Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи на материале “Растения весной. Первоцветы”».

IV. Чистописание

У. Откройте тетради, положите их правильно. Подготовим руку к письму – нарисуем безотрывно цветы.

Образец дан в тетрадях и на доске. Дети пишут под музыку П.И. Чайковского.

– На какие первоцветы похожи ваши цветы?

Дети отвечают.

V. Обобщение и систематизация знаний

У. Опишите один первоцвет, используя прилагательные, или составьте краткий рассказ о первоцвете. В каждом предложении текста должно присутствовать прилагательное.

Дети выполняют задание.

– О каких первоцветах вы написали?

При проверке задания учитель демонстрирует гербарий описываемого первоцвета.

– Какую роль в данных описаниях сыграло имя прилагательное?

Д. Оно помогло более точно представить описываемый цветок.

У. Из рассказа о подснежнике выделите предложение, которое вам больше всего понравилось.

Д. Первый весенний цветок – нежный подснежник.

У. С помощью какой части речи показано своеобразие цветка?

Д. Нежный, первый, весенний – это имена прилагательные.

У. Что называет эта часть речи?

Д. Признаки цветка.

Начинается заполнение таблицы «Имя прилагательное».

У. Красочные и точные, выразительные и яркие получились у вас предложения и рассказы о цветах! Прочитайте мой текст о первоцветах.

Текст у каждого ученика на карточке.

Пр...будились цв...точки... Днем (на) проталинке по...вились головки мать-и-мачехи. Умылись в...дой и засияли улы...кой в...сны. Подн...лась с земли и расцвела медуница. Тянутся к солнцу ст...бельки с цв...тами.

– Вам понравился этот текст? Почему? Легко ли представить цветы по этому описанию?

Спишите этот текст, добавляя имена прилагательные. Кому трудно придумать свои слова, тот может воспользоваться словами для справок.

Слова для справок: в...сенние, солнечным, л...сной, желтые, талой, нежная, м...хнатые, розовыми, фиолетовыми, синими.

Дети осуществляют взаимопроверку.

– Какую роль в данном тексте играло имя прилагательное?

Д. Оно делало нашу речь яркой, красочной, выразительной и точной.

У. Сравните записанный вами текст в тетради с текстом на доске.

На доске:

Пробудились цветочки. Днем на проталинке появились желтая головки мать-и-мачехи. Умылись талые водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела душистый медуница. Тянутся к весенней солнцу стебельки с нежными цветами.

Дети читают текст и делают вывод о несогласовании существительного с прилагательным, исправляют ошибки, записывают вопросы и отмечают связь с существительным в таблице.

– Найдите во втором предложении словосочетание «существительное + прилагательное».

Д. Желтые головки.

У. Поставьте его в начальную форму и сравните эти словосочетания.

Д. Желтые головки и желтая головка.

У. Вы будете выполнять задание по вариантам. I вариант. Выпишите словосочетания типа «существительное + прилагательное», ставя их в единственное число. II вариант. Выпишите словосочетания и поставьте их во множественное число.

весенний цветочек на солнечной проталинке

весенние цветочки на солнечных проталинках

Ученики делают вывод об изменении прилагательного по числам.

– Просклоняйте первое словосочетание.

Дети выполняют задание.

– Какой вывод можно сделать?

Д. Имя прилагательное изменяется по падежам.

Заполнение таблицы продолжается.

У. Раз первоцветы у нас появляются в весеннее время года, тогда попробуем прилагательное весеннее согласовать с существительными разных родов. Можно воспользоваться словами из текста, с которым мы работали.

Д. Весенняя проталинка – ж.р.
Весеннее солнце – ср.р.
Весенний стебелек – м.р.

У. Какой вывод можно сделать?

Д. Имя прилагательное изменяется по родам.

Запись вывода в таблицу.

У. Итак, мы записали в таблицу постоянные признаки части речи – имени прилагательного.
А теперь посмотрите внимательно на каждое отдельное предложение в этом тексте. Каким членом предложения являются имена прилагательные в данном случае?

Д. Второстепенным членом – определением.

У. Да, действительно, непостоянный признак имени прилагательного – это синтаксическая функция – определение.

VI. Домашнее задание

У. Каким еще членом предложения может быть эта часть речи? Ответ на этот вопрос предлагаю найти дома в справочнике.

После заполнения таблицы ученикам предлагается еще раз сделать обобщение по всем постоянным и сопутствующим признакам имени прилагательного, используя заполненную ими таблицу.

VII. Физкультминутка

Звучит пьеса П.И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года». Слова физкультминутки проговариваются хором:

Наши тонкие цветки
Выпускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – качнулась и присела
И к цветочкам полетела.

VIII. Работа над развитием речи

Класс делится на две группы по желанию. Дети по очереди загадывают и отгадывают раннее составленные загадки.

Группа 1. За сладкий, медовый вкус это растение получило свое название.

Группа 2. Медуница.

У. Медуницу называют пахучей. Подберите синонимы к слову пахучая.

Д. Душистая, ароматная.

Группа 2. А у этого растения листья снизу пушистые и мягкие. Они как бы согревают, ласкают, словно руки мамы. А сверху листья бледные и холодные.

Группа 1. Мать-и-мачеха.

У. Назовите прилагательные, которые характеризуют растение.

Составление и отгадывание загадок можно продолжить в зависимости от оставшегося времени.

– Многие первоцветы стали сегодня редкими. Ведь недаром говорится: «Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»

В завершение урока, используя знания об имени прилагательном, предлагаю поиграть в игру «Букет». Ученикам первой группы («Потребители») предлагается доказать, что хорошо нарвать большой букет ландышей,
а второй («Юные хранители природы») – опровергнуть доказательство «Потребителей». В каждом предложении высказываний должны присутствовать имена прилагательные.

Первоначальный состав групп не меняется.

– Все прилагательные, которые были использованы в вашей речи, предлагаю записать на доске.

Группа 1. Живые, яркие.

Группа 2. Мертвые, увядшие – и т.д.

Ученики после сравнения двух групп прилагательных приходят к выводу, что у «потребителей» цветы будут живыми и яркими очень недолгое время. И если человек это не осознает, то исчезнет на Земле все живое и прекрасное.

IХ. Итог урока

У. Наш урок заканчивается. Ребята, я желаю вам, используя в речи убедительные и яркие имена прилагательные, всегда уметь доказать любому человеку, что нельзя уничтожать природу.