Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2008

Я ИДУ НА УРОК

Марина ГИЗАТУЛЛИНА,
учитель Октябрьской школы,
п. Октябрьский,
Республика Татарстан

Соломинка к соломинке

Тема. «Соломенная скульптура».

Цели. Познакомить детей с новым природным материалом – соломой; формировать умение планировать работу при изготовлении игрушек из соломы; развивать навыки самоконтроля в работе с природным материалом; воспитывать любовь к народному творчеству.

Оборудование. Мультимедиа; солома, ножницы, цветные нитки, ткань; серп, шкатулка, кукла из соломы, лапти; книга Н.А. Некрасова «Колосья»; музыкальный центр, альбом П.И. Чайковского «Времена года»; рисунок снопа; схема «Звездочка обдумывания», таблички с терминами.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение целей и задач урока

Учитель. Мне хочется начать сегодняшний урок с загадки:

Весной – травкой шелковистой,
Летом – нивой золотистой,
Ну а зимнею порою –
Аппликацией-игрою.
Суха и очень ломка,
Зовут ее...

Дети. Соломка.

У. Сегодня мы продолжим знакомиться с одним из видов народного декоративно-прикладного искусства – художественной обработкой соломы.
Сделанная вашими руками вещь подарит дому тепло и уют, вашим родственникам и друзьям – радость от оригинального подарка, а вам – удовлетворение от хорошо выполненной работы. Цена такой поделки – не рубли, а ваше умение и терпение, фантазия и творчество, желание сделать приятное близким.
Сегодня мы попробуем оказаться в деревне ХIХ века в крестьянской семье, где дети спят на полу, устланном соломой, где топится русская печь, – там, где не знают о куклах Барби, где соломенные куклы – самые любимые игрушки.

III. Знакомство с видами и свойствами нового материала

Учитель раздает детям тонкие веточки деревьев, травянистые стебли и соломку.

У. Найдите среди образцов солому.

Дети выполняют задание.

– Как солому можно отличить от других предметов?

Выслушиваются ответы детей.

– Опишите, как выглядит солома.

Учитель проецирует на экран текст:

Соломка – это полый внутри стебель, легко обрабатываемый материал. Изделия из соломки очень привлекательны, красивы.
Солома – сухие стебли – замечательный материал для работы. Издавна народ применяет ее для изготовления легких и прочных вещей. С соломой приятно работать: она золотая, гладкая, гибкая, пахучая. Отдал стебель людям целый колос налитых зерен, а потом послушно сгибается в умелых руках, подчиняясь фантазии мастера.

IV. Вводная беседа

На доске.

  • Поспешишь – людей насмешишь.

  • Есть хотенье – будет и уменье.

  • И швец, и жнец, и на дуде игрец.

У. Как вы понимаете смысл каждой из них?

Выслушиваются ответы детей.

– Ребята, все они относятся к теме нашего урока. Работать мы должны не спеша, с желанием. Поможет нам во всем жнец. Кто это такой?

Д. Человек, который работает в поле и убирает хлеб.

У. Кто может назвать орудие труда этого человека?

Д. Серп.

У. С помощью серпа жнец убирал урожай с огромных, бескрайних полей. Жницами становились молодые и не очень молодые женщины. Убирали хлеб вручную, собирали в снопы. Красиво собранный сноп подпоясывали свяслом.

На экране появляется новое определение:

Свясло – соломенный жгут.

Учитель показывает на рисунке свясло.

– Пучок соломы, перевязанный жгутом, издревле служил основой традиционных крестьянских игрушек. В страду крестьянки часто брали с собой в поле малых детей. Чтобы как-то развлечь дитя, женщина делала для него примитивную куклу из первого, что попадалось в руки, – из соломенного жгута – свясла.
Сложенный пополам жгут отдаленно напоминал голову, а расходящиеся внизу веером соломины – платье или сарафан. Затем фигурка куклы стала усложняться. Было найдено решение: вставить пучок соломы перпендикулярно туловищу, связав его в середине и по краям так же, как перевязывают свяслом снопы.

Показ образца соломенной куклы.

– Солома в крестьянском хозяйстве всегда была нужным материалом.

Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он убрал снаружи,
Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.

Это стихотворение написано Иваном Суриковым в конце прошлого века. Издавна использует народ солому. Но нигде, наверное, не нашла она такого широкого применения, как в белорусском Полесье. Там из соломы стали делать шкатулки, корзины, мужские шляпы, короба для хранения зерна и продуктов, ларцы, различные игрушки. И сегодня из соломы продолжают изготавливать шляпы, сумки, коврики, мебель.
Во многих странах и в наше время на праздниках урожая из последних собранных колосков и соломы делают кукол. Люди верят, что эти куклы приносят удачу.

Учитель проецирует на экран изображения кукол.

– Рассмотрите соломенные куклы Екатерины Константиновны Медянцевой. Кого изображала эта мастерица? Что она хотела показать в своих работах?

Дети отвечают.

– Куклы из соломы привлекают тем, с какой естественностью использован в них природный материал, с какой изобретательностью и чувством красоты он преображен в художественно-выразительный образ.

Куклы напоминают о снопах на скошенном хлебном поле во время жатвы.

V. Практическая работа

У. Рассмотрите куклы и игрушки из соломы. На кого они похожи? Обратите внимание, как у них оформлены руки, какие у кукол прически.
Куклы сделаны просто. Пучок соломы скручен жгутом, перегнут пополам и перехвачен нитками по линии шеи и талии. Из нескольких отведенных от основного пучка соломинок, также скрученных плотным жгутиком, сделаны руки и вставлены «крендельком» в середину фигурки.
Как вы думаете, какие инструменты будут помогать нам в работе с этим материалом?

Д. Ножницы.

У. Вспомните правила работы с ножницами. Как с ними нужно работать?

Дети вспоминают правила рабочего человека. Класс делится на группы.

– Итак, мы приступаем. Каждая группа будет делать только одну поделку, разработав свой творческий проект. Вы уже знакомы с этим понятием. В разработке проекта вам поможет «Звездочка обдумывания». (На экране появляется схема.) А теперь – за работу!

Учитель вывешивает на доску таблички со словами материалы, инструменты, безопасность труда.

– Выберите материалы, инструменты, необходимые вам для работы, а бригадиры будут следить за безопасностью труда в группе.

Звучит музыка. Дети изготавливают поделку.

VI. Подведение итогов урока

У. Изготовленную на сегодняшнем уроке куклу можно носить с собой, а можно поместить ее дома – в комнате, на кухне, чтобы она оберегала вас и ваших родных.
Вы сделали прекрасные поделки. По конструктивным критериям они прочны, по технологическим – оригинальны и рациональны. Мы учли и экологические критерии. По эстетическим критериям все поделки имеют оригинальные формы, правильно выбранное цветовое решение. И, конечно же, учтены экономические критерии: солома доступна, практична, ее можно использовать неоднократно.