Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2008

ПЕДАГОГИКА В ЛИЦАХ

Елена ГУЦОЛ,
г. Москва

Самостоятельность и успеваемость

Фото В. Алексеева

В работе педагога часто встречаются дети, чьи родители совершенно не интересуются процессом обучения. Такой ребенок приходит в первый класс, хорошо учится, на уроках всегда готов отвечать, и так происходит на протяжении всего периода обучения, пока отсутствует домашнее задание. Но… приходит пора его выполнять – куда же без него, ведь программу закреплять необходимо, и тут-то наши умные детки начинают получать плохие отметки. Что происходит? Ребенок умный, сообразительный, а за домашнее задание – «2». Начинам выяснять причину: «Почему не сделал?» – и слышим в ответ: «Хотел сделать, но не смог». Почему не попросил помощи у взрослых? Оказывается, что и спросить не у кого: мама на работе, а братья и сестры, если и есть, помочь не смогли.

Когда ситуация начинает регулярно повторяться, приглашаем на беседу маму – и все встает на свои места: «Папа с нами не живет, работаю за двоих, ребенка приучаю к самостоятельности – домашнее задание не проверяю, портфель собирать не помогаю, все заслуги и неудачи ребенка – его дело».

Как же помочь этому «самостоятельному» ребенку, пока эта самостоятельность ему не навредила?

А кому, как не нам, педагогам, известно, кто вырастает из таких «самостоятельных» детей! Мы должны постараться направить его самостоятельность в правильное русло, чтобы она не превратилась в наши проблемы: травмы, детские комнаты милиции, прогулы и т.п.

  • Надо постараться стать ребенку другом, помощником, наставником, по сути, заменить ему семью. Ведь не зря говорят: «Школа – второй дом». Только мало говорить – давно пора делать и показывать результаты.

  • Надо хвалить таких детей даже за незначительные успехи, чтобы у них появилось желание получить похвалу еще раз. Ведь наверняка занятой маме некогда похвалить свое чадо, да и чего его хвалить – он же самостоятельный!

  • Надо стараться как можно больше делать и спрашивать в классе: чаще вызывать ребенка к доске, давать ему дополнительные задания (на оценку), проверять рабочую тетрадь и оценивать работу в классе – искать индивидуальный подход. Конечно, мы можем оставлять такого ребенка на занятиях после уроков, в ГПД, но не факт, что такие меры дадут положительный результат и не оттолкнут его окончательно, что он не станет прогуливать школу. А нам необходимо беречь и ценить его внимание, стараться привить ему любовь к учению.

  • Надо дать ребенку роль в школьном спектакле, не боясь, что он не справится. Может, он не покажет своей радости, а может, будет дурачиться, тем самым скрывая свои чувства. Не раз, ругая ребенка, мы одергиваем его за то, что он улыбается в то время, когда мы кипим от злости. Но никогда не задумываемся: «А что прячет ребенок за этой улыбкой?» Чаще всего за ней спрятаны глубокие переживания, которые он старается скрыть от окружающих. Если мероприятие требует костюма, предложите всем участникам спектакля делать их в классе. Обговорите варианты помощи друг другу. Дети намного добрее взрослых и никогда не откажут, если их правильно попросить, а то и сами предложат помощь.

  • Надо организовать шефство над таким ребенком для повышения его успеваемости. Только прежде чем на весь класс объявить, что Маша берет шефство над Костей, расскажите сказку или притчу о взаимопомощи, чтобы каждый осознал свое назначение. Поясните, что Маша поможет Косте с математикой, а Костя, когда добьется положительных результатов, поможет Саше с информатикой или с рисованием, то есть сделайте акцент на умении ребенка, подчеркните его достоинства.

Конечно, учителя могут сказать: «Хорошо, на своих уроках я буду хвалить, искать индивидуальный подход, организовывать шефство, а как быть с учителями-предметниками? Они ведь любят плохо успевающим ученикам ставить “3”, так что у тех пропадает желание посещать нелюбимые предметы». Здесь вы должны проявить себя как классный руководитель и попросить учителей-предметников вам подыграть, тоже найти индивидуальный подход, о котором сейчас так много говорится в педагогической литературе.

Ваши труды будут вознаграждены! Вы увидите, как ребенок захочет ходить в школу, как заблестят его глаза, как повысится его успеваемость и улучшатся отношения со сверстниками.