Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2008

ВЫ СПРАШИВАЛИ...

Валентина СОКОЛОВА,
консультант Управления экономики и финансов
Федерального агентства по образованию

Вы спрашивали...

В суде надзорной инстанции отменено решение суда по делу о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Вправе ли Пенсионный фонд потребовать от работника возвратить обратно уже полученную пенсию?

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что поскольку в соответствии со статьей 1109 Гражданского кодекса РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения излишне выплаченные суммы пенсии, кроме случаев недобросовестности со стороны гражданина и допущенной счетной ошибки, при отмене в суде апелляционной, кассационной или надзорной инстанции решения суда по делу о взыскании трудовой пенсии поворот исполнения решения суда при отсутствии названных обстоятельств не допускается.

Я являюсь ветераном труда. В настоящее время продолжаю работать учителем начальных классов в Хабаровском крае. Общий стаж составляет 35 лет. Имею ли я право как ветеран труда пользоваться льготами по оплате жилья и коммунальных услуг?

Статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями по состоянию на 8 мая 2005 г.) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Узнать о мерах социальной поддержки ветеранов труда, предусмотренных для лиц, проживающих в Хабаровском крае, можно ознакомившись с принятыми в данном субъекте РФ нормативными правовыми актами по этому вопросу.

Предусмотрена ли дополнительная оплата за выслугу лет педагогическим работникам начальной школы и если да, то в каком размере?

Действующим федеральным законодательством доплата за выслугу лет работникам образовательных учреждений не установлена. Однако в соответствии со статьей 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение вправе самостоятельно устанавливать любые доплаты и надбавки в пределах средств, выделяемых на оплату труда работников данного образовательного учреждения.

Какими федеральными нормативными правовыми актами следует руководствоваться при предоставлении педагогическим работникам детского сада льгот по оплате коммунальных услуг в связи с разграничением полномочий органов власти?

По вопросам участия Российской Федерации и субъектов РФ в финансировании мер социальной поддержки педагогических работников в связи с реализацией права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) сообщаем следующее.

В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). При этом размер общей площади жилья на федеральном уровне не ограничен, в связи с чем данная категория граждан освобождена от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления.

Данная льгота, гарантированная государством, существующая в Законе с момента его принятия (1992 г.), способствует закреплению молодых специалистов в данной местности.

В соответствии с пунктом 30 статьи 16 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» дополнен предложением: «Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации».

Наделение субъектов РФ правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот работникам образования.

Таким образом, Федеральным законом не отменено предоставление льгот в натуральной форме педагогическим работникам, а лишь предложено субъектам РФ установить размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, по предоставлению таких льгот организациям и гражданам, которые оказывают такие услуги.

В статье 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено участие органов государственной власти субъектов РФ в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения. «Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не переданных им в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами».

Вместе с тем полномочия субъектов РФ по предметам совместного ведения, не предусмотренные пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. Финансовое обеспечение указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Органы государственной власти субъекта РФ имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им полномочий в порядке, установленном законом субъекта РФ (п. 7 ст. 26.3).

Согласно статье 2 Федерального закона от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики” и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных подпунктом 6 пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.

В соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

По пункту 5 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ существует определение Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2002 г. № 68-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса о признании его не соответствующим Конституции Российской Федерации». Данная норма направлена на упорядочение бюджетного процесса и должна истолковываться как обязывающая органы законодательной (представительной) власти учитывать расходы при формировании и принятии бюджетов соответствующих уровней.

Право педагогических работников на своевременное получение предоставленных законодательством социальных льгот не может быть поставлено в зависимость от расчетов между бюджетами. Организации, несущие расходы, связанные с предоставлением льгот, не лишаются возможности предъявления в последующем требований о возмещении понесенных убытков.