Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2008

СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА

Задания и ответы II и III туров

II тур. Задания

Литературное чтение

Юный читатель! Познакомься со стихотворением Осипа Мандельштама. Вчитайся внимательно, тогда ты сможешь ответить на вопросы.

МУРАВЬИ

Муравьев не нужно трогать:
Третий день в глуши лесов
Все идут, пройти не могут
Десять тысяч муравьев.
Как носильщик настоящий
С сундуком семьи своей,
Самый черный и блестящий,
Самый сильный муравей!
Настоящие вокзалы –
Муравейники в лесу:
В коридоры, двери, залы
Муравьи багаж несут!
Самый сильный, самый стойкий
Муравей пришел уже
К замечательной постройке
В сорок девять этажей.

1. Какая строчка стихотворения является непрямым обращением к читателю?

2. Подчеркни повторяющиеся эпитеты. Обведи эпитет, который является основным в тексте стихотворения.

3. Выпиши 6 слов и выражений, «очеловечивающих» муравьиный мир.

4. Почему автор останавливает внимание на одном муравье из множества?

5. Вспомни и назови произведения, рассказывающие о жизни муравьев и других насекомых.

Русский язык

Прочитай текст.

Август – время работы. Трудятся поле, сад, огород. Бегу в сад. Смотрю на краснощекое яблоко, а оно как живое. Возьму в руки и слышу, как сердце бьется. Срываю. Ароматное, налитое. Прильну губами – как будто холодом повеет. Так и есть – осень.

(По Д. Чередниченко)

1. Озаглавь текст.

2. Покажи стрелками:

а) какие глаголы употреблены в форме наст. вр.;
б) какие глаголы относятся ко II спряжению:

настоящее время

трудятся
смотрю
возьму
слышу
слышу
бьется
срываю
прильну
повеет

II спряжение

3. Подчеркни в 5-м предложении слова, в которых разное количество букв и звуков.

4. Найди среди предложенных слов синонимы к слову ароматное (яблоко), подчеркни их.

пахучее, вкусное, душистое, золотое, благоухающее

5. В каких из указанных предложений (4, 5, 6, 7) есть однородные члены? Запиши их порядковые номера.

Математика

1. В корзине лежат грецкие орехи. Если эти орехи считать по два, по три, по пять или по семь, то в каждом случае в корзине будет оставаться один лишний орех. Известно также, что орехов меньше 300. Сколько орехов в корзине?

2. Папа, мама и двое детей собираются сесть в автомобиль, в котором 4 места (включая водительское). Сколькими способами они могут разместиться в автомобиле, если за руль может сесть только кто-нибудь из взрослых?

3. Нина купила в школьном буфете 7 конфет, Оля купила 5 конфет. Во дворе к ним подошла Юля, и девочки решили разделить все конфеты между собой поровну. Юля отдала подругам за конфеты 24 рубля. Как должны разделить между собой эти деньги Нина и Оля по справедливости?

Окружающий мир

1. Объедини в группы следующие названия. Каждой группе дай свое название.

гидросфера, летопись, растения, река, вулкан, князь, животные, цветок, литосфера, Куликовская битва, хищники, лес, война 1941–1945 гг.

2. Используя данные природные объекты, составь как можно больше цепей питания.

шалфей (ковыль), бобр, кузнечик, ива,
жаворонок, лиса, канюк, гусеница,
лягушка, аист, суслик

3. Первобытный человек долгое время жил, не пользуясь огнем. Как огонь появился у человека?

Ответы и оценки

Литературное чтение

1. «Муравьев не нужно трогать» – 1 балл.

2. Повторяющиеся эпитеты «настоящий» и «самый сильный».

Начисляется по 1 баллу за каждый верный эпитет (максимум 2 балла). Недостаточно выделить только повторяющееся слово «самый» – это оценивается в 0,5 балла. Как основной эпитет лучше выделить слово «настоящий» – 1 балл. Всего 3 балла.

3. Выбор слов, характеризующих мир муравьев, как мир людей, широк: носильщик, сундук, семья, вокзалы, коридоры, двери, залы, багаж, постройка, этажи. За каждое верное слово начисляется 0,5 балла. За верно найденные 6 слов – максимум 3 балла.

4. В ответе желательно отразить следующие оттенки смысла: автор пристально всматривается в муравья, так как ему интересно наблюдать за его жизнью; он не только любуется муравьем, но и понимает его и сочувствует его заботам; он может представить себя на месте муравья. Любить, понимать и сочувствовать естественнее одному персонажу, а не массе. Оцениваются правильность ответа, его полнота. За ответ на этот вопрос начисляется максимум 5 баллов.

5. Приводим для примера произведения, помещенные в учебники «Литературное чтение» В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чураковой для 2-х и 3-х классов: В. Бианки – «Как Муравьишка домой спешил», Ян Ларри – «Приключения Карика и Вали», Дж. Даррелл – «Моя семья и другие звери», В. Хлебников – «Кузнечик», Бусон – «Муравей четко вычерчен...», Эзоп – «Муравей и голубка». За каждое названное произведение – 0,5 балла, прибавляем еще 0,5 балла, если указан его автор. Всего 6 баллов.

Итого: 18 баллов.

Русский язык

1. За заглавие, отражающее идею, настроение текста (например, «Время урожая», «Богатая осень», «Осеннее богатство») – 2 балла. За заглавие, номинативно отражающее время года, внешний вид предмета (например, «Август», «Осень», «Краснощекое яблоко») – 0 баллов.

2. Варианты группировки глаголов:

а) глаголы, употребленные в форме настоящего времени: трудятся, смотрю, бьется, слышу, срываю,5 баллов;
б) глаголы II спряжения: трудятся, смотрю, слышу, – 3 балла.

Всего 8 баллов.

3. Нужно подчеркнуть слова: возьму, сердце, бьется. За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего 3 балла.

4. Синонимами являются слова: душистое, пахучее. За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего 2 балла.

5. Предложения с однородными членами: 5-е, 7-е. За каждый правильный ответ – 1,5 балла. Всего 3 балла.

За каждую орфографическую ошибку, допущенную в работе, вычитается 0,5 балла.

Итого: 18 баллов.

Математика

1. Возможный ход рассуждений. Обращаем внимание на слова: «...в каждом случае в корзине будет оставаться один лишний орех». Что будет, если этот орех достать из корзины? Очевидно, количество орехов тогда будет делиться на 2, на 3, на 5 и на 7. Чтобы найти наименьшее число, обладающее этим свойством, эти числа нужно перемножить: 2 ? 3 ? 5 ? 7 = 210. Возвращаем удаленный орех и получаем искомое число орехов – 211. Необходимо обратить внимание на то, что по условию «орехов меньше 300». Если бы этого условия не было, то подошли бы суммы 420 + 1 = 421, 630 + 1 = 631 и т.д.

Ответ: В корзине 211 орехов.

Оценка.

  • Правильный ответ с четким объяснением о происхождении искомого числа – 5 баллов.

  • Правильный ответ с нечетким объяснением о происхождении искомого числа – 4 балла.

  • Правильная идея решения с незначительной ошибкой при ее реализации – 3 балла.

  • Намек на правильную идею с ошибкой в ее реализации – 2 балла.

  • Есть лишь элементы правильного подхода к задаче – 1 балл.

2. Возможный ход рассуждений. Это задача на подсчет числа перестановок четырех элементов с ограничениями. Обозначим детей буквами А и Б. Пусть первым в записи следует место за рулем.

Тогда, если за рулем сидит папа, все варианты размещения можно представить так, как показано в рамке, – всего 6 вариантов. Очевидно, что если за руль сядет мама, то число способов размещения будет таким же. Поэтому искомое число способов размещения равно 12.
Эту же идею можно наглядно изобразить и с помощью дерева перебора вариантов примерно так (порядок размещения указан стрелками).
Такой же граф строим, когда на левой позиции находится мама.

Ответ: 12 способами.

Оценка.

  • Правильный ответ с четкими рассуждениями – 7 баллов.

  • Правильный ответ с незначительными недочетами в рассуждениях – 6 баллов.

  • Правильный подход к задаче, но с пробелами в рассуждениях, приведшими к неправильному ответу, – 5 или 4 балла (в зависимости от серьезности пробелов).

  • Правильная идея, но с ошибками в ее реализации – 3 или 2 балла (в зависимости от серьезности ошибок).

  • Дано лишь правильное указание на путь решения – 1 балл.

3. Возможный ход рассуждений. Поскольку всего у девочек было 12 конфет, то после раздела их поровну каждой досталось по 4 конфеты. Обращаем внимание, что Юля отдала за них 24 рубля – значит, каждая конфета стоит 6 рублей. Нина купила 7 конфет, а осталось у нее 4 – значит, 3 ее конфеты достались Юле.
Аналогично показываем, что Юле досталась 1 конфета, купленная Олей. Отсюда получаем ключ к решению: 24 рубля Нина и Оля должны разделить так, чтобы Нина получила в три раза больше, чем Оля.
Наиболее вероятный вариант решения таков: 24 : 4 = 6; 6 х 1 = 6 (Оле); 6 ? 3 = 18 (Нине).

Ответ: Нина должна получить 18 рублей, Оля – 6.

Оценка.

  • Правильный ответ с четкими объяснениями – 6 баллов.

  • Правильный ответ с незначительными недочетами в объяснениях – 5 баллов.

  • Правильная идея решения, но с ошибками в ее воплощении – 4 или 3 балла (в зависимости от серьезности ошибок).

  • Имеется намек или идея решения, но самого решения нет – 2 или 1 балл (в зависимости от качества идеи).

Итого: 18 баллов.

Окружающий мир

1. Слова-понятия, которые относятся к:

а) географии: гидросфера, река, вулкан, литосфера;
б) истории: летопись, князь, Куликовская битва, война 1941–1945 гг.;
в) биологии: растения, животные, цветок, хищники, лес.

Оценка: по 2 балла за каждую группу плюс 1 балл за обозначение каждой группы в соответствии с наукой, к которой они относятся. Этот балл вычитается, если группы названы следующим образом: а) неживая природа; б) исторические понятия (названия); в) живая природа. Всего 7 баллов.

2. а) шалфей ––> суслик ––> канюк
б) шалфей ––> суслик ––> лиса
в) шалфей ––> кузнечик ––> жаворонок ––> канюк
г) ива ––> бобр
д) ива ––> гусеница ––> лягушка ––> аист ––> лиса
е) ива ––> гусеница ––> жаворонок ––> канюк

По 1 баллу за каждую правильную цепь питания. Всего 6 баллов.

3. а) Во время грозы удар молнии зажег дерево.
б) Во время пожара в засушливое время года.
в) Извержение вулкана.
г) При трении деревянных палочек.
д) Искры при ударе камней.

По 1 баллу за каждый ответ. Всего 5 баллов.

Итого: 18 баллов.

III тур. Задания

Литературное чтение

Юный читатель! Прочитай стихотворный и прозаический тексты.

* * *

...Со всех сторон стесненная дубравой,
Как нить в иглу, продетая во мглу,
Стоит береза: солнца луч курчавый
Бежит по шелушистому стволу.
В глухом углу, неистово заросшем,
Она дрожит, чешуйчато светясь,
С горячим днем, сверкающим за рощей,
Сверканием поддерживая связь.
Всем существом береза внемлет свету,
Как будто, продолжая облака,
Не из земли растет, а льется сверху,
Как пляшущая струйка молока.

(Н. Матвеева)

И БЕРЕЗКА ЗЕМЛЕ ПОМОГАЕТ

Как-то ночью посмотрела вокруг себя маленькая Березка и видит: не спят деревья, в небо смотрят. Березка тоже поглядела в небо и увидела звезды. От них летел к Земле свет, острый, колючий. Деревья ловили его зелеными ладошками листьев.
«Зачем это они?» – подумала Березка и догадалась: это чтобы не дать звездному свету уколоть Землю.
– Я тоже могу помочь Земле, могу защитить ее, – сказала Березка и подставила ладошки своих листьев под свет крошечной, но очень колючей звезды. Листочки ее заблестели. Блестели листья и у других деревьев. Глядела на них Березка и думала: «Теперь Земле не колко...» И гордилась, что выбрала себе звезду с самыми острыми лучиками.

(Братья Бондаренко)

1. Одинаков ли образ света в произведениях? В чем ты видишь различия или сходство?
2. Какие слова и выражения связаны с образом тьмы в стихотворении? Выпиши их.
3. В каких отношениях (во втором произведении) находится Березка с окружающим миром?
4. Какие детали показывают трогательную хрупкость березы в обоих произведениях? Подчеркни нужные слова.
5. Что говорит о силе и стойкости березки? Обведи подходящие выражения.
6. Почему именно береза связана с образом света в обоих произведениях?

Русский язык

1. а) Прочитай предложение. Определи, каким членом предложения (подчеркни) и какой частью речи (напиши сверху) является выделенное слово.

Слабенький был загар – это и понятно: ведь к рыжим солнце прилипает неохотно.

1. б) Измени предложение так, чтобы выделенное слово стало другой частью речи. Укажи какой. Определи, каким членом предложения оно теперь является (подчеркни).

2. а) Прочитай тексты. Объясни, на чем основана языковая игра в каждом из них.

Однажды кузнец сказал сыновьям: «Посмотрите, как я раскалю этот кусок железа». Мальчики охотно согласились, а один из них сказал: «А разве железо – это дрова, что ты его расколоть собираешься?»
Отец, рассказывая об истории села, сказал детям, что дед Федот старожил. «А что дед Федот сторожил?» – спросил Андрюша.

2. б) Подчеркни в текстах слова, подтверждающие твою точку зрения.

2. в) В первом предложении первого текста найди слова автора. Обведи в них слово (слова), состоящее из одной основы. Подчеркни слово (слова) с нулевым окончанием.

3. Распредели глаголы по группам. Объясни принципы группировки, вписав название каждой группы и соединив подходящие глаголы с названием группы. Количество мест для группировки предложено с избытком.

____________

название группы

сидел
смотрел
казался
посвистывал
качал
услышал
прилипает
смешиваются

____________

название группы

Математика

1. Ваня, Антон и Олег регулярно посещают бассейн: Ваня – через каждые три дня на четвертый, Антон – через каждые пять дней на шестой, Олег – через каждые семь дней на восьмой. Первого апреля трое мальчиков плавали в бассейне вместе.

1. а) Придется ли им еще раз плавать вместе в апреле? Если придется, то какого числа?

1. б) Как изменится ответ, если Антон будет ходить в бассейн в апреле не через пять дней, а через шесть?

2. Аня купила несколько пирожных. Если бы она купила на два пирожных больше, то заплатила бы за них 45 рублей, а если бы она купила на одно пирожное меньше, то заплатила бы 22 рубля 50 копеек. Сколько стоило одно пирожное? Сколько пирожных купила Аня на самом деле?

3. а) Сосчитай, сколько на рисунке прямоугольников. Запиши.

3. б) Добавь один отрезок так, чтобы количество прямоугольников не изменилось (найди несколько решений).

3. в) Добавь еще один отрезок так, чтобы количество прямоугольников стало равно 12 (найди несколько решений).

Окружающий мир

1. Ранним июньским утром в Подмосковье группа туристов вышла с базы в южном направлении. Стояла ясная солнечная погода. Ориентируясь по компасу, они через 5 км повернули на юго-восток и, пройдя 3 км, остановились около большого озера.

В 19 часов они стали собираться в обратный путь и обнаружили, что потеряли компас.

Опиши, что должны сделать туристы и в каком направлении им нужно идти, чтобы вернуться на базу.

2. Пронумеруй следующие события в хронологическом порядке:

Куликовская битва.
Первое упоминание в летописи о Москве.
Великая Отечественная война.
Отечественная война против армии Наполеона.
Освобождение Руси от монгольского ига.
Принятие Русью христианства.
Основание Петром I Санкт-Петербурга.

3. Назови причины, по которым перечисленные ниже растения не цветут летом:

  • в степи: гусиный лук, тюльпан, ветреница;

  • в лесу: пролеска, примула, орешник, ива.

III тур. Ответы и оценки

Литературное чтение

1. Одинаков ли образ света в произведениях? В чем ты видишь различия или сходство?

Образ не одинаков. В стихотворении это свет солнца, в сказке – свет звезд (1 балл за догадку). В стихотворении это теплый, мягкий, животворный свет («солнца луч курчавый»), в сказке – «острый, колючий», враждебный (1 балл за объяснение). Всего 2 балла.

2. Какие слова и выражения связаны с образом тьмы в стихотворении? Выпиши их.

«стесненная», «мгла», «глухой угол», «неистово заросший»

Оценка по 0,5 балла за каждое выражение. Всего 2 балла.

3. В каких отношениях (во втором произведении) находится Березка с окружающим миром?

В сказке Березка объединяется с другими деревьями и противостоит угрожающему Земле свету, хочет защитить мир (формулировка, данная ребенком, может быть любой, но должна включать основные оттенки смысла).

За правильный ответ – 2 балла.

4. Какие детали показывают трогательную хрупкость березы в обоих произведениях? Подчеркни нужные слова.

Необходимо подчеркнуть (полностью или нет – не важно) в стихотворении три основных образных выражения, создающих впечатление красоты, нежности и хрупкости: «как нить в иглу, продетая во мглу», «она дрожит, чешуйчато светясь», «как будто, продолжая облака, не из земли растет, а льется сверху, как пляшущая струйка молока».
В сказке это слова: «маленькая», «березка», «ладошки», «листочки».

Начисляется по 1 баллу за каждое верное слово или выражение. Всего максимум 7 баллов.

5. Что говорит о силе и стойкости березки? Обведи подходящие выражения.

Достаточно обвести по 1–2 выражения из каждого произведения. В стихотворении это могут быть строчки: «с горячим днем, сверкающим за рощей, сверканием поддерживая связь», «всем существом береза внемлет свету».
В сказке: «Я тоже могу помочь Земле, могу защитить ее»; «И гордилась, что выбрала себе звезду с самыми острыми лучиками».

Начисляется по 0,5 балла за каждую верно найденную строку или предложение. Всего 2 балла.

6. Почему именно береза связана с образом света в обоих произведениях?

В ответе могут быть высказаны версии трех типов: 1) внешний вид дерева – оно светлое, белый ствол с черными пятнами, словно прозрачное, из-за свисающих вниз тонких веток; 2) настроение – ощущение нежности, трогательности, красоты; 3) фольклорная традиция обращения к образу березы.

За итоговый вывод – максимум 3 балла.

Итого: 18 баллов.

Русский язык

1. а) Член предложения – дополнение (прилипает к кому? – к рыжим) – 1 балл; часть речи – существительное – 1 балл.

1. б) При изменении предложения возможен вариант подстановки любого существительного (рыжим людям, детям...) – 2 балла. При этом выделенное слово становится прилагательным, а в предложении – определением (людям каким? – рыжим) – 1 балл.

Всего 5 баллов.

2. а) Объяснение может быть примерно таким: в этих текстах языковая игра основана на фонетическом явлении (сильная и слабая позиции гласных звуков). В безударном положении звуки букв а и о звучат похоже. Поэтому разные по смыслу слова, которые на письме различаются буквами, обозначающими эти звуки, при произнесении звучат одинаково. Всего 2 балла.

2. б) Подчеркнуть надо слова: раскалю железо – расколоть дрова; дед Федот старожил – «Что дед Федот сторожил?» – по 0,5 балла за каждую пару сочетаний. Всего 1 балл.

2. в) Обвести надо слово однажды, подчеркнуть  – слова кузнец, сказал. За каждое верно отмеченное слово – 1 балл. Всего 3 балла.

Итого: 6 баллов.

3. Принципов группировки – 5: спряжение (I, II); время (настоящее, прошедшее); вид (достаточно разделить глаголы по вопросам что делать? и что сделать?, не называя категорию «вид»); наличие и отсутствие приставки; возвратность или невозвратность глаголов (употребление терминов необязательно, вместо них указать: «глаголы с -ся» – «глаголы без -ся»).

За три любых верно найденных способа группировки – 3 балла. За каждый следующий способ – 1,5 балла. Всего 6 баллов.

Итого: 17 баллов.

Математика

1. а) Возможный ход рассуждений. В решении может помочь, например, такая схема:

Очевидно, первая встреча произойдет через 24 дня в числе 25 на числовом луче, то есть 25 апреля, потому что 24 – это наименьшее общее кратное чисел 4, 6 и 8.
Однако это понятие в 4-м классе не изучается, поэтому от учеников 4-го класса можно ждать других рассуждений – например, с помощью сходной схемы или с помощью перебора.

Ответ: Да, мальчики встретятся 25 апреля.

1. б) Для случая, когда Антон начнет ходить через 6 дней на седьмой, можно построить аналогичную схему или учесть, что НОК(4; 7; 8) = 56, то есть мальчики снова встретятся через 56 дней – уже в мае.

Ответ: В апреле мальчики больше не встретятся.

Оценивание пункта а). Правильный ответ с логически обоснованными рассуждениями – 4 балла. Правильный ответ, но в рассуждениях есть неточности, пробелы – 3 балла. Рациональные рассуждения, но ответ неверный или верный ответ без должного обоснования – 2 балла. Есть лишь фрагменты решения – 1 балл.

Оценивание пункта б). Правильно понята разница между двумя случаями и дан правильный ответ – 2 балла. Правильно понята разница между двумя случаями, но ответ неверный, либо имеются неточности в рассуждениях, но ответ верный – 1 балл. Не понята существенная разница между двумя случаями – 0 баллов.

Итого: максимум 6 баллов.

2. Возможный ход рассуждений.

а) В ходе рассуждений можно использовать рисунки, схему или дать решение по действиям:

 

Очевидно, что два предполагаемых варианта покупки различаются на 3 пирожных, а в цене они различаются на 22 р. 50 коп. Далее делим
22 р. 50 коп. на 3 (можно все перевести в копейки) и находим цену одного пирожного: 7 р. 50 коп.

Если приведены только действия, решение может выглядеть так:

1) 45 р. – 22 р. 50 коп. = 22 р. 50 коп.

2) 22 р. 50 коп. : 3 = 2250 коп. : 3 = 750 коп. = 7 р. 50 коп. (стоит одно пирожное).

Ответ: Одно пирожное стоит 7 р. 50 коп.

б) Чтобы узнать, сколько пирожных купила Аня, заметим, что если бы Аня купила на одно пирожное меньше, то заплатила бы 22 р. 50 коп., а на самом деле она заплатила за покупку 22 р. 50 коп. + 7 р. 50 коп. = 30 р. Далее можно 30 р. перевести в копейки, а затем разделить получившееся число на цену одного пирожного (можно тоже в копейках) и получить, что 3000 : 750 = 4. Можно, конечно, найти количество пирожных подбором.

Ответ: Аня купила 4 пирожных.

Оценивание пункта а). Правильный ответ с обоснованными рассуждениями – 3 балла. Правильный ответ, но нет пояснений – 2 балла. Рациональные рассуждения, но ответ неверный или верный ответ без какого-либо обоснования – 1 балл.

Оценивание пункта б). Правильный ответ с логически обоснованными рассуждениями – 3 балла. Правильный ответ, но нет пояснения – 2 балла. Рациональные рассуждения, но ответ неверный или верный ответ без какого-либо обоснования – 1 балл.

Итого: максимум 6 баллов.

3. Возможный ход решения.

а) Подсчитать первоначальное количество прямоугольников несложно – все они показаны на рисунке. Их 9.

б) Для того чтобы количество прямоугольников не изменилось, дополнительный отрезок нужно провести одним из следующих способов:

в) Приводим несколько возможных вариантов решения:

Оценивание пункта а). За правильно подсчитанное количество прямоугольников – 2 балла. За ошибку на 1 прямоугольник (8 или 10) – 1 балл.

Оценивание пункта б). За 1 вариант решения – 1 балл, за 2 и более варианта решения – 2 балла.

Оценивание пункта в). За 1 вариант решения – 1 балл, за 2 и более варианта решения – 2 балла.

Всего максимум 6 баллов.

Итого: максимум 18 баллов.

Окружающий мир

1. В солнечную погоду можно ориентироваться по солнцу.

В 19 часов солнце будет находиться на западе. Нужно встать так, чтобы солнце было слева.

Тогда слева – запад, справа – восток, прямо перед вами – север и сзади – юг. Возвращаясь, туристы должны пройти 3 км в северо-западном направлении и 5 км на север.

За правильное полное объяснение – 6 баллов.

2. Последовательность событий:

3) Куликовская битва (1380 г.).
2) Первое упоминание в летописи о Москве (1147 г.).
7) Великая Отечественная война (1941–1945 гг.).
6) Отечественная война против армии Наполеона (1812 г.).
4) Освобождение Руси от монгольского ига (1480 г.).
1) Принятие Русью христианства (988 г.).
5) Основание Петром I Санкт-Петербурга (1703 г.).

Оценка: по 1 баллу за каждый пункт.

Всего 7 баллов.

3. Перечисленные растения раннецветущие; летом они не цветут:

  • в степи, потому что очень жарко и недостаточно влаги; возможно, дети укажут, что летом накопленный запас питательных веществ сохраняется в луковицах и корневищах, находящихся в состоянии покоя, а надземная часть растений засыхает;

  • в лесу, потому что мало света, деревья, покрывшиеся листвой, затеняют более низкие растения.

За полное объяснение по каждой природной зоне – 2,5 балла.

Всего 5 баллов.

Итого: 18 баллов.