Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2008

УЧИМСЯ ИГРАЯ

Хамида АКИЛОВА,
Фатима ИСМАГУЛОВА,
учителя школы с. Тузуклей,
Камызякский р-н,
Астраханская обл.

Астрахани – 450 лет

Викторина

Цели. Формировать ценностное отношение к слову; развивать творческую инициативу, речь; расширять кругозор; воспитывать любовь к родному краю; прививать интерес к русскому языку.

Оборудование. Компьютер, слайды (фото- и видеоматериалы о достопримечательностях Астраханского края); магнитофон, аудиозаписи; карточки с высказываниями великих русских писателей; рисунок – Крошка Енот; текст письма на слайде; портреты глав области, района, села.

ХОД ИГРЫ

Ведущий. Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Русский язык – замечательный учитель. Он подарил миру великих писателей, чудесные песни, волшебные сказки; научил людей таким словам, как мир, труд, дружба.
Прочитайте, что говорил русский писатель И.С. Тургенев о языке: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, оставленное нам нашими предшественниками». А мы с вами живем в Астраханском крае, который многонационален по составу. Здесь живут представители более 100 национальностей. Основным языком общения всех народов края является русский язык.
Вот и наша викторина посвящена родному краю и знанию русского языка. Астраханская область – это частица нашей Родины – России. И первое задание связано с этими понятиями.

Задание 1

Соедините части пословицы.

Для команды I

Родная сторона
Одна зима на Родине лучше
Нет в мире краше

ста весен на чужбине.
Родины нашей.
сердцу дорога.

Для команды II

Родина краше солнца
Любовь к Родине
На чужой стороне

Родина милей вдвойне.
дороже золота.
сильнее смерти.

Задание 2

Ведущий. Язык – наш учитель. А каждое слово – урок. Особенно интересны уроки однокоренных слов, которые помогают понять, как образовалось слово, что оно обозначает.
Подберите однокоренные слова к заданным.

Команда I

Рыба

Команда II

Птица

Конкурс болельщиков

Ведущий. Кто больше расскажет стихов о родном крае?

Дети читают стихи о Родине:

МОЙ ГОРОД

Я люблю большие дома
И узкие улицы города
В дни, когда не настала зима,
Только очень повеяло холодом.
А за городом степи ковыльные
Да просторы с рекой голубою.
Край заповедный, родина милая,
Я останусь навеки с тобою.

ЛОТОС

Словно в сказке, поднялись лотоса цветы,
В дельте Волги выросли – прямо из воды.
Лепестки раскрылись, огоньки горят,
И меняют цвет они в день сто раз подряд.

НАШ ГОРОД

Наш город лучше всех на свете –
Стоит на берегу реки.
По Волге ходят пароходы
И ловят рыбу рыбаки.
В реке не плавают медузы,
Зато в полях растут арбузы.
Туристы здесь не ходят в горы,
Зато едят здесь помидоры.
Наверно, спросите меня:
– Где эти дивные края?
– Так это Астрахань моя!

Я ПРО АСТРАХАНЬ ПОЮ

Городов в моей стране
Знаю очень много.
Только нет дороже мне
Города родного.
Здесь родился я и рос,
Подружился с Волгой,
Красоту каспийских роз
Полюбил надолго.
В этом городе родном,
Что пронизан солнцем,
На Больших Исадах – дом
С кленом под оконцем.
С дивной лотосной красой
Спорит астраханка.
Счастлив я в родном краю
И годами молод.
Я про Астрахань пою –
О тебе, мой город!

Задание 3

Ведущий. В русском языке есть устойчивые сочетания. Слова в них употребляются всегда вместе и в определенном порядке. Будьте внимательны к таким сочетаниям – они делают нашу речь выразительной.

Раскройте смысл выражений, которые называются крылатыми.

Команда I

1. Выбросить из головы. (Забыть.)
2. Отвечать головой. (Быть ответственным.)
3. Как снег на голову. (Внезапно.)
4. На свою голову сделать. (Сделать во вред самому себе.)
5. Снять голову. (Поставить в неприятное положение.)

Команда II

1. Светлая голова. (Умный человек.)
2. Ходить на голове. (Резвиться, баловаться.
3. Морочить голову. (Обманывать.)
4. Голова садовая. (Глупый человек.)
5. Намылить голову. (Сделать строгий выговор.)

Задание болельщикам

Ведущий. В толковом словаре дается несколько объяснений слова голова:

1. Голова – это часть тела человека.
2. Голова – руководитель, начальник.

А в каждом государстве, области, районе, селе есть руководитель, которого называют главой. Назовите главу нашей области (губернатора), района, села.

Учитель показывает портреты этих людей.

Задание 4

Ведущий. В нашем Астраханском крае очень много замечательных животных и чудесных растений. Вам надо составить «змейку» из их названий: каждое следующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего слова.

Команда I

Названия животных

Например: волк – кабан – норка – аист – тюлень – и т.д.

Команда II

Названия растений

Например: одуванчик – ковыль – лотос – смородина – и т.д.

Театрализованная постановка «Бабочки»

Крапивница. Терпеть не могу непонятных имен! Почему ты Лимонница, если у нас лимоны не растут? Вот у меня на крапиву аппетит – я Крапивница. У нее (показывает на соседку) на капусту аппетит – она Капустница. Просто все и понятно!

Лимонница. А меня Лимонницей не за аппетит назвали, а за красоту. У меня прекрасное платье лимонного цвета. Да только вам, обжорам, этого не понять.

Ведущий. По какому признаку получили название бабочки? Какие бабочки есть в нашем крае?

Конкурс капитанов

Ведущий. За минуту надо написать фамилии знаменитых людей Астраханской области, ставших известными в России.

(В. Барсова, М. Максакова, В. Хлебников, В. Тредиаковский, И. Симонов, Н. Бабкина, Э. Виторган, А. Заворотнюк, И. Наджиев, Д. Дюжев, В. Меньшов.)

– Какое правило вспомнили при написании?

Дети. Имена, отчества, фамилии пишутся с большой буквы.

Задание болельщикам

Ведущий. Пока капитаны готовятся, задание для болельщиков. Прочитайте слова, записанные на доске и определите, какие рыбы спрятались.

бовал, знаас, торес, дукса, топвал, алгебу, акущ, мос (вобла, сазан, осетр, судак, плотва, белуга, щука, сом)

Ведущий. В 2008 году Астрахань празднует свое 450-летие. Город был основан в 1558 году. В настоящее время Астрахань – крупный промышленный, транспортный, культурный центр.

Задание 5

Ведущий. За одну минуту каждая команда должна составить как можно больше слов из слова Астрахань.

(Хан, астра, страх, тарань, тара, страна, рана, сахар, сан, наст...)

Пока команды готовятся, инсценируется стихотворение С. Маршака «Знаки препинания».

Задание 6

Ведущий. Но вот Восклицательный знак принес странное письмо от Русского языка – письмо с карточками, на которых какие-то знаки. Что это за обозначения?

Дети. Схемы состава слов.

Ведущий. Составьте и запишите слова по схемам на тему «Природа».

Команда I

1.

(вода)

2.

(кустик)

3.

(гнездышко)

Команда II

1.

(цветок)

2.

(плоды)

3.

(посадка)

Задание болельщикам

Ведущий. Ребята, к нам пришло письмо от Крошки Енота. Он допустил много ошибок, так как не знает правил правописания орфограмм. Давайте поможем ему исправить ошибки.

Привет, дарагие друзя! Памагите всем зверям и птитсам пережить зиму.

Жюри подводит итоги.

В это время учитель показывает слайды на тему «Достопримечательности Астраханского края»:

1. Самые большие двугорбые верблюды мира.
2. Самая северная граница распространения лотоса – единственное место в Европе.
3.  Самый северный хлопок в мире (Лиманский район).
4. Малый баклан водится только в дельте Волги (занесен в Красную книгу).
5. Единственное на земном шаре место обитания замечательного представителя семейства лососевых – белорыбицы.
6. Единственное место в мире, где имеются Бэровские бугры.
7. Уникальная гора Богдо (священная гора), при приближении к которой можно услышать звуки.
8. Озеро Баскунчак – добыча соли открытым способом.
9. Самое большое озеро мира – Каспийское.
10. Волго-Ахтубинская пойма – одна из крупнейших долин мира.
11. Волжская дельта – одна из крупнейших дельт мира.
12. Капустин Яр. С территории нашей области 18 октября 1947 года была запущена первая в мире ракета дальнего действия.

Подведение итогов викторины

Жюри объявляет счет и награждает команды. Все участники исполняют песню «Серьезный разговор» (музыка Н. Прокудина, слова О. Высотской).

Литература

Никифорова Н.А. Дидактический и занимательный материал по природе Астраханского края.

Никифорова Н.А. Хрестоматия по географии Астраханской области.

Веселая грамматика: Сб. стихов/ Под ред. Г.И. Кузнецова.

Золотой ключик/ Сост. Г.Г. Подольская.

Астраханский кремль/ Сост. С.Б. Калашников, В.А. Филипченко.

Журнал «Начальная школа». – 1989. № 10–11.